Учитель: Махмудов Абдулла Махмудович, МКОУ «Кужникская СОШ» Табасаранского района РД.
ТЕМА УРОКА: «РАСЧЕТЫ ПО ХИМИЧЕСКИМ УРАВНЕНИЯМ, ЕСЛИ ОДНО ИЗ ИСХОДНЫХ ВЕЩЕСТВ ДАНО В ИЗБЫТКЕ».
9 класс.
Цель: Научить решать задачи на «избыток и недостаток».
Тип урока: урок усвоения навыков и умений.
Используемые технологии: дифференцированного обучения, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения.
Задачи:
Образовательные:
Формировать понятия: «избыток», «недостаток». Вспомнить формулы для вычисления массы, объема и количества вещества.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, память, внимание. Развивать умение решать задачи по уравнению реакции.
Воспитательные:
Формировать навык самостоятельного решения задач. Используя соревновательный элемент, мотивировать учащихся на решение задач. Прививать навыки здорового образа жизни.
Оборудование: план решения задач на «избыток и недостаток»; список задач
ХОД УРОКА.
Организационный этап (2 мин).
Понятие «избыток» и «недостаток» реагирующих веществ.
Тема и цель урока.
Решение задачи (10-15 мин).
Решение задачи на доске учителем.
Задача 1. Условие: Гидроксид натрия массой 8 г добавили к 50 г 5% - й соляной кислоты. Найдите количество вещества и массу образовавшейся соли.
Ход решения задачи согласно алгоритму:
Дано: m (NaОН) = 8 г mр-ра (HCl) = 50 г w (HCl) = 5%, или 0,05 ν (NaCl) - ? m (NaCl) - ? w (NaCl) - ? w = ; m (в-ва)= m (р-ра) • w | Решение. 1.Запишем уравнение реакции; NaOH + HCl = NaCl + H2O 2.Найдем количества веществ, массы которых даны: ν (NaОН) = = = 0,2 моль ν (HCl) = = = 0,0685 моль 3.По уравнению реакции делаем вывод о том, что количество вещества NaOH дано в избытке, и записываем количество вещества HCl под формулой в уравнении: NaOH + HCl = NaCl + H2O избыток 0,0685 моль 4.Расчет ведем исходяиз недостатка. Делаем вывод о том, ν (NaCl) равно ν (НCl) NaOH + HCl = NaCl + H2O избыток 0,0685 моль 0,0685 моль 5.Рассчитаем массу NaCl: m (NaCl) = ν • М = 0,0685 моль • 58,5 г/моль = 4 г |
Физкультминутка (2 мин).
Решение задач учащимися (в группах или самостоятельно) (20 мин):
Легкий уровень:
Задача 2. Цинк массой 6,5 г поместили в раствор, содержащий 10 г соляной кислоты.
Найдите объем (н. у.) газа, выделяющегося при этом.
Задача 3. Железные стружки массой 10 г поместили в раствор, содержащий 12 г хлорида меди (II). Вычислите массу меди, которая выделяется по окончанию реакции.
Средний уровень:
Задача 4. Цинк массой 13 г поместили в 90 г 25% -ной соляной кислоты.
Найдите объем (н. у.) газа, выделяющегося при этом.
Задача 5. 30 г 7%-ного раствора гидроксида калия смешали с 40 г 6%-ного раствора азотной кислоты. Найдите массу образовавшейся соли.
Повышенный уровень:
Задача 6. 200 мл 10%-й соляной кислоты плотностью 1,05 г/мл прилили к 300 г 8% раствора карбоната натрия. Вычислите количество вещества и массу образовавшейся соли.
Итоги урока (3 мин). Итоговая оценка выставляется по результатам работы.
Рефлексия. Устно ответить на вопросы:
- Что вы узнали нового из этого урока?
- Что у вас получилось при решении задач?
- Было ли вам интересно?
Домашнее задание. Решите любую задачу из списка.
Задача 7. Оксид магния массой 8 г поместили в раствор, содержащий 10 серной кислоты. Какое количество вещества и масса соли при этом образуется?
Задача 8. Оксид магния массой 4 г поместили в 80 г раствора серной кислоты, массовой долей 0,2. Какое количество вещества и масса соли при этом образуется?
Задача 9. К раствору, содержащему 52,2 г нитрата бария, добавили раствор, содержащий 0,5 моль сульфата калия. Какова масса выделившегося осадка?
Задача 10. 20 г 2% -ного раствора нитрата серебра (I) прилили к 25 г 1,5% -ного раствора фосфата калия. Какова масса образовавшегося осадка?
Задача 11. 150 мл 10%-й азотной кислоты плотностью 1,05 г/мл прилили к 200 г 5% раствора карбоната калия. Вычислите количество вещества и массу образовавшейся соли.
Задача 12. При нагревании 12 г технического хлорида аммония, содержащего 2% примесей, с 8 г гидроксида натрия выделился аммиак. Вычислите объем выделившегося аммиака (н.у.).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задача 1. Условие: Гидроксид натрия массой 8 г добавили к 50 г 5% - й соляной кислоты. Найдите количество вещества и массу образовавшейся соли.
Легкий уровень:
Задача 2. Цинк массой 6,5 г поместили в раствор, содержащий 10 г соляной кислоты.
Найдите объем (н. у.) газа, выделяющегося при этом.
Задача 3. Железные стружки массой 10 г поместили в раствор, содержащий 12 г хлорида меди (II). Вычислите массу меди, которая выделяется по окончанию реакции.
Средний уровень:
Задача 4. Цинк массой 13 г поместили в 90 г 25% -ной соляной кислоты.
Найдите объем (н. у.) газа, выделяющегося при этом.
Задача 5. 30 г 7%-ного раствора гидроксида калия смешали с 40 г 6%-ного раствора азотной кислоты. Найдите массу образовавшейся соли.
Повышенный уровень:
Задача 6. 200 мл 10%-й соляной кислоты плотностью 1,05 г/мл прилили к 300 г 8% раствора карбоната натрия. Вычислите количество вещества и массу образовавшейся соли.
Список задач, для решения дома:
Задача 7. Оксид магния массой 8 г поместили в раствор, содержащий 10 серной кислоты. Какое количество вещества и масса соли при этом образуется?
Задача 8. Оксид магния массой 4 г поместили в 80 г раствора серной кислоты, массовой долей 0,2. Какое количество вещества и масса соли при этом образуется?
Задача 9. К раствору, содержащему 52,2 г нитрата бария, добавили раствор, содержащий 0,5 моль сульфата калия. Какова масса выделившегося осадка?
Задача 10. 20 г 2% -ного раствора нитрата серебра (I) прилили к 25 г 1,5% -ного раствора фосфата калия. Какова масса образовавшегося осадка?
Задача 11. 150 мл 10%-й азотной кислоты плотностью 1,05 г/мл прилили к 200 г 5% раствора карбоната калия. Вычислите количество вещества и массу образовавшейся соли.
Задача 12. При нагревании 12 г технического хлорида аммония, содержащего 2% примесей, с 8 г гидроксида натрия выделился аммиак. Вычислите объем выделившегося аммиака (н.у.).