СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по химии "Расчеты по уравнениям реакций, если одно из веществ дано в избытке"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по химии "Расчеты по уравнениям реакций, если одно из веществ дано в избытке"»

Учитель: Махмудов Абдулла Махмудович, МКОУ «Кужникская СОШ» Табасаранского района РД.

ТЕМА УРОКА: «РАСЧЕТЫ ПО ХИМИЧЕСКИМ УРАВНЕНИЯМ, ЕСЛИ ОДНО ИЗ ИСХОДНЫХ ВЕЩЕСТВ ДАНО В ИЗБЫТКЕ».

9 класс.


Цель: Научить решать задачи на «избыток и недостаток».

Тип урока: урок усвоения навыков и умений.

Используемые технологии: дифференцированного обучения, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения.

Задачи:

Образовательные:

Формировать понятия: «избыток», «недостаток». Вспомнить формулы для вычисления массы, объема и количества вещества.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, память, внимание. Развивать умение решать задачи по уравнению реакции.

Воспитательные:

Формировать навык самостоятельного решения задач. Используя соревновательный элемент, мотивировать учащихся на решение задач. Прививать навыки здорового образа жизни.


Оборудование: план решения задач на «избыток и недостаток»; список задач


ХОД УРОКА.


  1. Организационный этап (2 мин).

Понятие «избыток» и «недостаток» реагирующих веществ.

Тема и цель урока.


  1. Решение задачи (10-15 мин).

Решение задачи на доске учителем.

Задача 1. Условие: Гидроксид натрия массой 8 г добавили к 50 г 5% - й соляной кислоты. Найдите количество вещества и массу образовавшейся соли.

Ход решения задачи согласно алгоритму:

Дано:

m (NaОН) = 8 г

mр-ра (HCl) = 50 г

w (HCl) = 5%, или 0,05

  1. ν (NaCl) - ?

m (NaCl) - ?

  1. w (NaCl) - ?



w = ;

m (в-ва)= m (р-ра) • w

Решение.

1.Запишем уравнение реакции;

NaOH + HCl = NaCl + H2O

2.Найдем количества веществ, массы которых даны:

ν (NaОН) = = = 0,2 моль

ν (HCl) = = = 0,0685 моль

3.По уравнению реакции делаем вывод о том, что количество вещества NaOH дано в избытке, и записываем количество вещества HCl под формулой в уравнении:

NaOH + HCl = NaCl + H2O

избыток 0,0685 моль

4.Расчет ведем исходяиз недостатка. Делаем вывод о том, ν (NaCl) равно ν (НCl)

NaOH + HCl = NaCl + H2O

избыток 0,0685 моль 0,0685 моль


5.Рассчитаем массу NaCl:

m (NaCl) = ν • М = 0,0685 моль • 58,5 г/моль = 4 г


  1. Физкультминутка (2 мин).


  1. Решение задач учащимися (в группах или самостоятельно) (20 мин):


Легкий уровень:

Задача 2. Цинк массой 6,5 г поместили в раствор, содержащий 10 г соляной кислоты.

Найдите объем (н. у.) газа, выделяющегося при этом.

Задача 3. Железные стружки массой 10 г поместили в раствор, содержащий 12 г хлорида меди (II). Вычислите массу меди, которая выделяется по окончанию реакции.


Средний уровень:

Задача 4. Цинк массой 13 г поместили в 90 г 25% -ной соляной кислоты.

Найдите объем (н. у.) газа, выделяющегося при этом.

Задача 5. 30 г 7%-ного раствора гидроксида калия смешали с 40 г 6%-ного раствора азотной кислоты. Найдите массу образовавшейся соли.

Повышенный уровень:

Задача 6. 200 мл 10%-й соляной кислоты плотностью 1,05 г/мл прилили к 300 г 8% раствора карбоната натрия. Вычислите количество вещества и массу образовавшейся соли.


  1. Итоги урока (3 мин). Итоговая оценка выставляется по результатам работы.

Рефлексия. Устно ответить на вопросы:

- Что вы узнали нового из этого урока?

- Что у вас получилось при решении задач?

- Было ли вам интересно?

Домашнее задание. Решите любую задачу из списка.


Задача 7. Оксид магния массой 8 г поместили в раствор, содержащий 10 серной кислоты. Какое количество вещества и масса соли при этом образуется?

Задача 8. Оксид магния массой 4 г поместили в 80 г раствора серной кислоты, массовой долей 0,2. Какое количество вещества и масса соли при этом образуется?

Задача 9. К раствору, содержащему 52,2 г нитрата бария, добавили раствор, содержащий 0,5 моль сульфата калия. Какова масса выделившегося осадка?

Задача 10. 20 г 2% -ного раствора нитрата серебра (I) прилили к 25 г 1,5% -ного раствора фосфата калия. Какова масса образовавшегося осадка?

Задача 11. 150 мл 10%-й азотной кислоты плотностью 1,05 г/мл прилили к 200 г 5% раствора карбоната калия. Вычислите количество вещества и массу образовавшейся соли.

Задача 12. При нагревании 12 г технического хлорида аммония, содержащего 2% примесей, с 8 г гидроксида натрия выделился аммиак. Вычислите объем выделившегося аммиака (н.у.).









ПРИЛОЖЕНИЕ

Задача 1. Условие: Гидроксид натрия массой 8 г добавили к 50 г 5% - й соляной кислоты. Найдите количество вещества и массу образовавшейся соли.

Легкий уровень:

Задача 2. Цинк массой 6,5 г поместили в раствор, содержащий 10 г соляной кислоты.

Найдите объем (н. у.) газа, выделяющегося при этом.

Задача 3. Железные стружки массой 10 г поместили в раствор, содержащий 12 г хлорида меди (II). Вычислите массу меди, которая выделяется по окончанию реакции.


Средний уровень:

Задача 4. Цинк массой 13 г поместили в 90 г 25% -ной соляной кислоты.

Найдите объем (н. у.) газа, выделяющегося при этом.

Задача 5. 30 г 7%-ного раствора гидроксида калия смешали с 40 г 6%-ного раствора азотной кислоты. Найдите массу образовавшейся соли.


Повышенный уровень:

Задача 6. 200 мл 10%-й соляной кислоты плотностью 1,05 г/мл прилили к 300 г 8% раствора карбоната натрия. Вычислите количество вещества и массу образовавшейся соли.


Список задач, для решения дома:

Задача 7. Оксид магния массой 8 г поместили в раствор, содержащий 10 серной кислоты. Какое количество вещества и масса соли при этом образуется?

Задача 8. Оксид магния массой 4 г поместили в 80 г раствора серной кислоты, массовой долей 0,2. Какое количество вещества и масса соли при этом образуется?

Задача 9. К раствору, содержащему 52,2 г нитрата бария, добавили раствор, содержащий 0,5 моль сульфата калия. Какова масса выделившегося осадка?

Задача 10. 20 г 2% -ного раствора нитрата серебра (I) прилили к 25 г 1,5% -ного раствора фосфата калия. Какова масса образовавшегося осадка?

Задача 11. 150 мл 10%-й азотной кислоты плотностью 1,05 г/мл прилили к 200 г 5% раствора карбоната калия. Вычислите количество вещества и массу образовавшейся соли.

Задача 12. При нагревании 12 г технического хлорида аммония, содержащего 2% примесей, с 8 г гидроксида натрия выделился аммиак. Вычислите объем выделившегося аммиака (н.у.).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!