СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по комедии Чехова "Вишневый сад".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы. Тема: "А.П. Чехов. История создания пьесы "Вишневый сад. Особенности жанра"".Цели урока:1. Создать условия для осмысления обучающимися истории создания пьесы, понимание жанровой природы произведения. 2. Воспитывать чувство прекрасного, внимание к слову писателя. 3. Развивать кругозор, образное и логическое мышление. Урок спланирован в соответствии с технологией развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Вишневый сад»

Тема: «А.П.Чехов. «Вишневый сад» История создания пьесы, особенности жанра».

Цели урока: 1. Создать условия для осмысления обучающимися истории создания пьесы «Вишневый сад», понимания жанровой природы произведения.

Задачи урока: 1. Формировать представление о комедии «Вишневый сад» как произведении лирическом.

2. Воспитывать чувство прекрасного, внимание к слову писателя.

3. Развивать кругозор, образное и логическое мышление.

Оборудование: Фрагмент фильма «Тереза Дискейру», презентация, фрагмент спектакля театра «Современник».

Ход урока.

1.Стадия вызова интереса.

Звучит фрагмент фильма «Тереза Дескейру». Фильм поставлен по повести французского писателя Франсуа Мориака, лауреата Нобелевской премии.

-О ком говорят герои?

-Какая пьеса больше нравится героине, а какая герою?

-Определите тему сегодняшнего урока?

-Почему, по вашему мнению, разговор о Чехове я предлагаю начать с фрагмента этого французского фильма?

2.Стадия осмысления.

а) История создания , особенности жанра «Вишневого сада»



Просмотр содержимого документа
«Продвинутая лекция»

Тема: «Новаторство А.П.Чехова».



Цели урока: 1. Создать условия для осмысления учащимися того нового, что привнес Чехов в литературу.

Задачи урока:1. Осмыслить, записать основные положения «продвинутой лекции» в «Бортовом журнале», формировать умение анализировать свои впечатления, полученные на уроке.

2. Воспитывать любовь к поэтическому слову, расширять кругозор обучающихся.

3. Развивать связную речь, логическое мышление.

Оборудование: «Бортовой журнал».



Ход урока.

1.Стадия вызова интереса.

Сегодня на уроке прозвучат слова:

Художественная деталь

Юмор

Афоризм

Анекдот

Подписи

Пародии

Чехов

- Предположите, о чем будет урок?

(Урок будет об особенностях творчества Чехова).

Актуализация знаний:

Викторина по известным учащимся юмористическим рассказам Чехова: «Лошадиная фамилия», «Пересолил», «Смерть чиновника».



2.Стадия осмысления.

Продвинутая лекция.

«Бортовой журнал».

Вопросы.

Основные положения лекции.

Какое место в историко-литературном контексте 1880-х годов 19 века занимает А.П. Чехов?

В чем состоит принципиальная новизна его пути?

А.П. Чехов пришел в литературу в 1880-х годах. Он сознательно отрицает старые пути в искусстве.

Писателю-реалисту известна Чехов спорит с такой точкой зрения.

настоящая правда о жизни, Герои Чехова произносят: «Никто не знает

и он обязан ее декларировать. правды».

Для Чехова важно не ответить на вопрос, а

правильно его поставить»


Природа комического в его творческой манере.

Чехов начал свой творческий путь как юморист. Писатель обладал редким даром сквозь призму юмора воспринимать окружающий мир и себя. Афоризм, анекдот, подписи, пародии – эти жанры в литературе узаконил Чехов.

Чеховские литературные анекдоты строятся на неожиданном повороте темы или игре слов.

Тематический диапазон произведений. (1890-1904гг).

Писателя интересует жизнь множества людей в различных ее проявлениях: служба, семья, болезнь, любовь. Чехова привлекает проблема всеобщего разъединения и поиск общей идеи. («Скучная история») .

- Прокомментируйте слова. «Когда в человеке нет того, что выше и сильнее всех высших влияний, то, право, достаточно для него хорошего насморка, чтобы потерять равновесие и начать видеть в каждой птице сову, в каждом звуке слышать собачий вой ».

Важнейшие особенности чеховского письма.

  1. «Художественная литература, - утверждал он, - потому и называется художественной, что рисует жизнь такой, какова она есть на самом деле. Ее назначение – правда безусловная и честная».

  2. Умение коротко говорить о длинных вещах.

  3. Бессобытийность рассказов, герой погружен в поток уходящего времени.

Художественная деталь.

Мысль, чувство, переживание объяснены писателем опосредованно, через предметны мир. Вещи, вещный мир поглощает человеческую личность и овеществляет ее, материализует чувства. Возникает ощущение абсолютной зависимости от материальной оболочки. Это знак всеобщего разъединения.

Рассказ «Ионыч». Выступление учащегося.

1гл. – Дмитрий Ионыч – интеллигентный человек.

2гл. – необыкновенный, удивительный доктор.

4гл. – «поляк надутый».

5гл. – «не человек, а языческий бог».

«Человек в футляре». Выступление учащегося.

-Чего боится Беликов?

-Что его защищает?

-Что в лекции было не понятно? Что нужно уточнить?

3.Рефлексия.

-Сегодня я узнал…

-Было интересно…

4.Выставление отметок.

5.Домашнее задание.

«Прочитать рассказ Чехова «Студент», ответить на вопросы:

-Какой случай произошел со студентом Иваном Великопольским?

-Определите художественные детали, способствующие раскрытию идеи рассказа.

-В чем оптимистичность финала?







Просмотр содержимого презентации
«Вишневый сад»

«Скупыми словами создается и внушается настроение…»  Леон Фейхтвангер

«Скупыми словами создается и внушается настроение…» Леон Фейхтвангер

Импрессионизм.

Импрессионизм.

  • Импрессионизм в живописи – это стремление изобразить мир в подвижности и изменчивости, изобразить мимолетные впечатления, настроение.
Импрессионистичность комедии «Вишневый сад» Чехова. Вся пьеса выдержана в нежных, приглушенных полутонах. В ней нет ни ярких красок, ни кричащих контрастов. Непередаваемое – оно здесь передано».  Леон Фейхтвангер.

Импрессионистичность комедии «Вишневый сад» Чехова.

  • Вся пьеса выдержана в нежных, приглушенных полутонах. В ней нет ни ярких красок, ни кричащих контрастов. Непередаваемое – оно здесь передано».

Леон Фейхтвангер.

Вишневый сад к спектаклю театра «Современник».

Вишневый сад к спектаклю театра «Современник».

Просмотр содержимого презентации
«история создания пьесы Вишневый сад»

А.П.Чехов.  Пьеса «Вишневый сад».     История создания.

А.П.Чехов. Пьеса «Вишневый сад».

История создания.

Восторженная встреча критикой «Вишневого сада»

Восторженная встреча критикой «Вишневого сада»

  • «Вишневый сад» был переведен на иностранные языки. Великий драматург того времени Бернард Шоу сказал, что после прочтения пьес Чехова ему захотелось уничтожить все им написанное.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!