Тема урока:
Воронежский край – колыбель русского флота.
Цели урока: 1. Раскрыть значение Воронежского края в создании русского флота.
2. Способствовать развитию познавательных процессов и творческого
воображения младших школьников.
3. Формировать у четвероклассников устойчивый интерес к истории
родного края.
Оборудование: портрет Петра I ; ребусы; изображения кораблей; демонстрационный материал, иллюстрирующий о кораблестроительных работах в крае; тесты; оборудование для творческого задания « Придумай флаг».
Ход урока:
I. Эмоциональный настрой.
У нас сегодня день особый.
Вы к путешествию готовы?
По бурным рекам и морям
Вперёд – навстречу знаниям!
II. Сообщение темы урока.
- А на чём мы с вами отправимся в поисках исторических знаний, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Бежит при ветре скоро
Без вёсел и мотора.
( Парусный корабль).
III. Актуализация знаний.
1. Логическое упражнение « Кто лишний?»
1 2 3 4
- Какое судно является лишним и почему?
( Корабль № 2, т.к., это не парусное судно).
2. « Доскажи словечко».
Сколько кораблей плывёт!
Называем это…
( флот).
3. Постановка проблемного вопроса.
- А знаете ли вы, где возник русский флот?
IV. Совместное открытие нового.
1. Дидактическая игра « Угадай имя».
- Расположите эти парусники в порядке возрастания числа мачт, и вы узнаете имя основателя российского флота.
П Ё Т Р
( Русский царь Пётр I – создатель русского флота и первый флотоводец).
- С первых лет своего царствования Пётр I понял, что России необходим выход к морям.
« России нужна вода». Эти слова явились девизом его жизни.
( Демонстрируется портрет Петра I).
Строительство флота самодержец решил начать в Воронеже. Он приехал в город, осмотрел местность и решил строить корабли именно здесь, чтобы овладеть на юге г.Азовом и прекратить татарские набеги.
2. Тестирование.
- Местом зарождения азовской флотилии Воронеж стал не случайно. Прочитайте высказывания, выберите среди них те, которые характеризуют причины строительства флота в Воронеже.
3. Чтение стихотворения И.С.Никитина.
- Уроженец нашего края поэт Иван Савич Никитин яркими штрихами нарисовал картину рождения российского флота в Воронеже.
… Тому давно, в глуши суровой,
Шумел тут грозно лес дубовый,
С пустынным ветром речи вёл,
И плавал в облаках орёл;
Синела степь безгранной далью,
И, притаясь за вал с пищалью,
Зажечь готовый свой маяк,
Татар выглядывал казак.
Но вдруг всё жизнью закипело,
В лесу железо зазвенело –
И падал дуб, он отжил век…
И вместо зверя человек
В пустыне воцарился смело.
Проснулись воды, и росли
Гроза Азова – корабли.
4. Задание на смекалку« Узнай дату рождения русского флота».
- Известно, что год рождения русского флота выражается четырёхзначным числом. Число десятков на 3 больше числа единиц, число сотен на 3 меньше числа десятков, единиц в числе 6. Какую же дату считать датой рождения флота российского?
5. « История глазами художника». Беседа по картине художника В.П.Криворучко.
- Строили флот 15 лет. В 1695 году была заложена судостроительная верфь
( место постройки и ремонта судов). Каждый день от зари до зари тысячи людей создавали российский флот.
Рассмотрите репродукцию картины воронежского художника, повествующую о событиях тех лет.
- Кого мы видим на переднем плане картины?
( Петра I).
- Каким предстаёт перед нами царь?
( На картине царь энергичный, целеустремлённый. С гордостью осматривает он развернувшееся строительство. Строительная горячка, царившая в Воронеже того времени, как нельзя больше подходила деятельной натуре Петра. Художник изобразил его не в царском облачении, а в одежде мастерового, с пилой в руке. Действительно, молодой царь сам принимал активное участие в строительстве .Он часто хватался за топор или молот, отстраняя плечом оторопелых мастеровых, рубил и стучал истово, подгоняя время…)
- Как вы думаете, почему рядом с Петром изображён епископ?
( В 1682 году на территории края была образована Воронежская епархия. Её первый епископ Митрофан ( позднее канонизированный Русской Православной Церковью как святой) оказывал царю большую помощь и поддержку).
- Как художнику удалось передать масштабность строительства?
( Вокруг строящегося корабля и на берегу реки, среди несметного количества брёвен и досок, снуёт масса рабочего люда. Самую тяжёлую работу выполняли « работные люди»: вырубали и возили лес, производили погрузочно-разгрузочные, земляные и другие работы. Другую группу строителей составляли « мастеровые люди»:плотники, кузнецы, канатчики, кузнецы, столяры, мастера оружейного дела, угольного жжения и смоляного варения.)
- Какие краски использовал художник?
- Как вы считаете, какое настроение хотел передать живописец?
6. Инсценирование старинного предания « Царь и плотник».
- Существует много преданий о необычном царе, например « Царь и плотник».
« Царь приезжал в Воронеж корабли строить. Сказывали, что он иногда вроде как рабочим был: сам рубил и пилил.
Созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили. А был среди них лучший из лучших мастер. Вот начали работать, работает с ним и Пётр. А мастеру и невдомёк, что с ним работает сам царь, думал – какой-нибудь новичок из приезжих. Посмотрел он, как Пётр плотничает, и выругал его крепким словом: то не так, другое не эдак. Стал ему показывать, и Пётр быстро всё перенял.
А когда стали шабашить, он и говорит мастеру:
- Хоть ты меня крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку.
Снял он со своей руки кольцо и отдал мастеру.
- Носи, - говорит, - да вспоминай, что науку царю преподал.»
7. Устные сообщения учащихся« Корабли флота российского» .
- Всего в Воронеже было построено около 200 кораблей и галер.
« Плоскодонные суда-галеры были гребными. Голландские галеры имели по 32 весла, у нас же стали делать 48. Нос у галеры узкий, длинный. На корме – рубленый домик-каюта. Галеры могли ходить и под парусами, поэтому на них устанавливались мачты. Посередине, вдоль всего судна, шёл дощатый помост, с которого матросы должны были управлять парусами.»
Военные корабли-галеасы были большего размера, чем галеры, и с очень длинными вёслами. На каждое весло полагалось семь гребцов. С носа и кормы кораблей глядели жерла пушек.
Третьим типом военных кораблей были зажигательные суда – брандеры. Брандер снаряжался так, что мог загореться сразу и внутри и снаружи. Он наполнялся бочками и ящиками с горючим веществом, смоляными факелами. Для зажигания употреблялись длинные мешки с составом из селитры и серы. На зажжённом брандере надо было поднять паруса, наставить руль по цели и пустить пылающее судно на неприятельский флот.
Царь торопил рабочих и мастеров, чтобы успеть с постройкой флота к полой воде. В начале апреля 1696 года начался спуск кораблей на воду. В этот день стоял мороз, и над городом бушевала пурга со снегом. 23 апреля флот выступил в военный поход. Флотилию вёл сам царь. Турки были ошеломлены тем, что у России – доселе сухопутной державы – вдруг оказался морской флот. Вскоре Азов капитулировал, русские добились победы.
Взятие Азова окрылило Петра. Спустя некоторое время царь снова прибыл в наши края, чтобы продолжить строительство кораблей флота российского.
«Наступило время, когда уже были готовы корпус, канаты и паруса, и рабочие, трудившиеся пять месяцев над постройкой корабля по проекту его величества московского царя, увидели, что корабль уже готов, что его можно спустить на воду…» это был крупный боевой корабль, названный « Предестинация» ( « Божье предвидение»). Этот корабль получил высокую оценку даже у иностранцев. Немало удивлялись они богатству отделки корабля. Нос его заканчивался золочёной фигурой богини. На корме была вырезана мифологическая сцена, стены кают покрыты ореховым деревом. Спуск
« Предестинации» сопровождался барабанным боем и пушечными залпами. Всю ночь на реке гремела музыка, а в небе вспыхивали огненные столбы и рассыпались бесчисленные искры фейерверка.
8. Разгадывание ребусов.
- А какие красивые и гордые названия носили военные корабли!
Разгадайте ребусы и прочитайте их названия.
С 5´´ щий
( « Спящий лев»).
С Ш Т ый
( « Старый орёл»)
С ´´´´ ый
( « Старый дуб»).
( « Черепаха»).
V . Физкультминутка.
От Воронежской земли
Отплывают корабли.
Поднимают якоря,
Расправляют паруса.
И плывут, плывут по речке,
Набирая полный ход,
Рассекая носом волны,
Всё вперёд, вперёд, вперёд!
VI. Закрепление изученного на уроке. Игра « Снаряди корабль».
- Сейчас мы с вами тоже отправим корабль в плавание. Чтобы наш корабль смог отчалить от пристани , мы должны оснастить его парусами.
( На доске – рисунок корабля. Учащиеся отвечают на вопросы по теме урока, за каждый правильный ответ к изображению корабля прикрепляется парус.)
Кому принадлежат слова:
- Всякий государь, « который только сухопутные войска имеет – одну руку имеет, а который и флот имеет – обе руки имеет»? (Петру I).
Назовите дату рождения русского флота. ( 2 апреля 1696г.).
Сколько кораблей было построено в нашем крае? ( Около 200).
Почему первый русский флот носит имя Азовский? ( Под Азовом с помощью флота русские войска одержали победу).
Как назывался пятидесятивосьмипушечный корабль, выстроенный по чертежам самого царя? ( « Предестинация» - « Божье предвидение»).
Сколько лет шло строительство флота? ( 15 лет).
VII. Творческое задание « Придумай флаг».
( Демонстрируется рисунок Андреевского флага).
- На мачте каждого корабля развевается флаг.
С 1712 года флагом военно-морского флота России стал Андреевский флаг. Его название связано с косым крестом, на котором распяли святого апостола Андрея. Четыре конца флага символизируют четыре моря, побережьями которых владела Россия – Азовское, Каспийское, Белое, Балтийское.
Придумайте и нарисуйте флаги для старинных парусных кораблей. Подумайте, что будут символизировать ваши флаги. Постарайтесь подобрать соответствующую цветовую гамму.
Ну-ка, представьте как в старину,
Шли корабли по морям на войну.
Пушки по борту с обеих сторон,
С флага глядит или лев, иль дракон.
Сабли, быть может, крест-накрест на флаге.
Грозный корабль нарисуй на бумаге.
Мирный корабль совершенно иной –
Чайка на флаге летит над волной…
Пусть флаг на мачте парит в вышине,
Пусть он поведает нам о себе.
VIII. Итог урока.
- Какие знания вы добыли во время нашего «плавания»?
( Русский военный парусно-гребной флот родился в Воронеже! И построен он был русскими, из русского леса, укомплектован в основном русскими солдатами и моряками.
« Морской « подвиг нашего города запечатлён в веках!).
IX. Домашнее задание в группах.
Конструирование моделей парусников.
Литература.
Веденеева Г.И. Азбука родного края. – Воронеж, 1995.
Загоровский В.П. История нашего края. – Воронеж, 1968.
Интегрированные уроки и внеклассные мероприятия по курсу « Окружающий мир»/ автор-составитель Махина Н.С., Обухова Л.А.. – Воронеж. ВОИПКРО. 2008г.
4.Кретова О.К. Страницы истории. – Воронеж, 1961.
5.Пульвер Е., Пульвер Ю. Воронежская мозаика. – Воронеж, 1983.