СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по краеведению "Колыбель русского флота"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по краеведению для учащихся начальных классов по теме "История зарождения русского флота в Воронеже.

Просмотр содержимого документа
«Урок по краеведению "Колыбель русского флота"»


Тема урока:

Воронежский край – колыбель русского флота.


Цели урока: 1. Раскрыть значение Воронежского края в создании русского флота.


2. Способствовать развитию познавательных процессов и творческого

воображения младших школьников.


3. Формировать у четвероклассников устойчивый интерес к истории

родного края.


Оборудование: портрет Петра I ; ребусы; изображения кораблей; демонстрационный материал, иллюстрирующий о кораблестроительных работах в крае; тесты; оборудование для творческого задания « Придумай флаг».


Ход урока:

I. Эмоциональный настрой.

У нас сегодня день особый.

Вы к путешествию готовы?

По бурным рекам и морям

Вперёд – навстречу знаниям!


II. Сообщение темы урока.

- А на чём мы с вами отправимся в поисках исторических знаний, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Бежит при ветре скоро

Без вёсел и мотора.

( Парусный корабль).


III. Актуализация знаний.

1. Логическое упражнение « Кто лишний?»








1 2 3 4

- Какое судно является лишним и почему?

( Корабль № 2, т.к., это не парусное судно).

2. « Доскажи словечко».

Сколько кораблей плывёт!

Называем это…

( флот).



3. Постановка проблемного вопроса.

- А знаете ли вы, где возник русский флот?


IV. Совместное открытие нового.

1. Дидактическая игра « Угадай имя».

- Расположите эти парусники в порядке возрастания числа мачт, и вы узнаете имя основателя российского флота.









П Ё Т Р

( Русский царь Пётр I – создатель русского флота и первый флотоводец).

- С первых лет своего царствования Пётр I понял, что России необходим выход к морям.

« России нужна вода». Эти слова явились девизом его жизни.

( Демонстрируется портрет Петра I).

Строительство флота самодержец решил начать в Воронеже. Он приехал в город, осмотрел местность и решил строить корабли именно здесь, чтобы овладеть на юге г.Азовом и прекратить татарские набеги.


2. Тестирование.

- Местом зарождения азовской флотилии Воронеж стал не случайно. Прочитайте высказывания, выберите среди них те, которые характеризуют причины строительства флота в Воронеже.

  • Вековые леса.

  • Полноводная река.

  • Плодородная почва.

  • Запасы железных руд.

  • Кораблестроительный опыт местного населения.

  • Разнообразная фауна.


3. Чтение стихотворения И.С.Никитина.

- Уроженец нашего края поэт Иван Савич Никитин яркими штрихами нарисовал картину рождения российского флота в Воронеже.

… Тому давно, в глуши суровой,

Шумел тут грозно лес дубовый,

С пустынным ветром речи вёл,

И плавал в облаках орёл;

Синела степь безгранной далью,

И, притаясь за вал с пищалью,

Зажечь готовый свой маяк,

Татар выглядывал казак.

Но вдруг всё жизнью закипело,

В лесу железо зазвенело –

И падал дуб, он отжил век…

И вместо зверя человек

В пустыне воцарился смело.

Проснулись воды, и росли

Гроза Азова – корабли.


4. Задание на смекалку« Узнай дату рождения русского флота».

- Известно, что год рождения русского флота выражается четырёхзначным числом. Число десятков на 3 больше числа единиц, число сотен на 3 меньше числа десятков, единиц в числе 6. Какую же дату считать датой рождения флота российского?


5. « История глазами художника». Беседа по картине художника В.П.Криворучко.

- Строили флот 15 лет. В 1695 году была заложена судостроительная верфь

( место постройки и ремонта судов). Каждый день от зари до зари тысячи людей создавали российский флот.

Рассмотрите репродукцию картины воронежского художника, повествующую о событиях тех лет.

- Кого мы видим на переднем плане картины?

( Петра I).

- Каким предстаёт перед нами царь?

( На картине царь энергичный, целеустремлённый. С гордостью осматривает он развернувшееся строительство. Строительная горячка, царившая в Воронеже того времени, как нельзя больше подходила деятельной натуре Петра. Художник изобразил его не в царском облачении, а в одежде мастерового, с пилой в руке. Действительно, молодой царь сам принимал активное участие в строительстве .Он часто хватался за топор или молот, отстраняя плечом оторопелых мастеровых, рубил и стучал истово, подгоняя время…)

- Как вы думаете, почему рядом с Петром изображён епископ?

( В 1682 году на территории края была образована Воронежская епархия. Её первый епископ Митрофан ( позднее канонизированный Русской Православной Церковью как святой) оказывал царю большую помощь и поддержку).

- Как художнику удалось передать масштабность строительства?

( Вокруг строящегося корабля и на берегу реки, среди несметного количества брёвен и досок, снуёт масса рабочего люда. Самую тяжёлую работу выполняли « работные люди»: вырубали и возили лес, производили погрузочно-разгрузочные, земляные и другие работы. Другую группу строителей составляли « мастеровые люди»:плотники, кузнецы, канатчики, кузнецы, столяры, мастера оружейного дела, угольного жжения и смоляного варения.)

- Какие краски использовал художник?

- Как вы считаете, какое настроение хотел передать живописец?


6. Инсценирование старинного предания « Царь и плотник».

- Существует много преданий о необычном царе, например « Царь и плотник».

« Царь приезжал в Воронеж корабли строить. Сказывали, что он иногда вроде как рабочим был: сам рубил и пилил.

Созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили. А был среди них лучший из лучших мастер. Вот начали работать, работает с ним и Пётр. А мастеру и невдомёк, что с ним работает сам царь, думал – какой-нибудь новичок из приезжих. Посмотрел он, как Пётр плотничает, и выругал его крепким словом: то не так, другое не эдак. Стал ему показывать, и Пётр быстро всё перенял.

А когда стали шабашить, он и говорит мастеру:

- Хоть ты меня крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку.

Снял он со своей руки кольцо и отдал мастеру.

- Носи, - говорит, - да вспоминай, что науку царю преподал.»


7. Устные сообщения учащихся« Корабли флота российского» .

- Всего в Воронеже было построено около 200 кораблей и галер.

« Плоскодонные суда-галеры были гребными. Голландские галеры имели по 32 весла, у нас же стали делать 48. Нос у галеры узкий, длинный. На корме – рубленый домик-каюта. Галеры могли ходить и под парусами, поэтому на них устанавливались мачты. Посередине, вдоль всего судна, шёл дощатый помост, с которого матросы должны были управлять парусами.»

Военные корабли-галеасы были большего размера, чем галеры, и с очень длинными вёслами. На каждое весло полагалось семь гребцов. С носа и кормы кораблей глядели жерла пушек.

Третьим типом военных кораблей были зажигательные суда – брандеры. Брандер снаряжался так, что мог загореться сразу и внутри и снаружи. Он наполнялся бочками и ящиками с горючим веществом, смоляными факелами. Для зажигания употреблялись длинные мешки с составом из селитры и серы. На зажжённом брандере надо было поднять паруса, наставить руль по цели и пустить пылающее судно на неприятельский флот.

Царь торопил рабочих и мастеров, чтобы успеть с постройкой флота к полой воде. В начале апреля 1696 года начался спуск кораблей на воду. В этот день стоял мороз, и над городом бушевала пурга со снегом. 23 апреля флот выступил в военный поход. Флотилию вёл сам царь. Турки были ошеломлены тем, что у России – доселе сухопутной державы – вдруг оказался морской флот. Вскоре Азов капитулировал, русские добились победы.

Взятие Азова окрылило Петра. Спустя некоторое время царь снова прибыл в наши края, чтобы продолжить строительство кораблей флота российского.

«Наступило время, когда уже были готовы корпус, канаты и паруса, и рабочие, трудившиеся пять месяцев над постройкой корабля по проекту его величества московского царя, увидели, что корабль уже готов, что его можно спустить на воду…» это был крупный боевой корабль, названный « Предестинация» ( « Божье предвидение»). Этот корабль получил высокую оценку даже у иностранцев. Немало удивлялись они богатству отделки корабля. Нос его заканчивался золочёной фигурой богини. На корме была вырезана мифологическая сцена, стены кают покрыты ореховым деревом. Спуск

« Предестинации» сопровождался барабанным боем и пушечными залпами. Всю ночь на реке гремела музыка, а в небе вспыхивали огненные столбы и рассыпались бесчисленные искры фейерверка.


8. Разгадывание ребусов.

- А какие красивые и гордые названия носили военные корабли!

Разгадайте ребусы и прочитайте их названия.

С 5´´ щий


( « Спящий лев»).


С Ш Т ый


( « Старый орёл»)




С ´´´´ ый

( « Старый дуб»).


( « Черепаха»).





V . Физкультминутка.

От Воронежской земли

Отплывают корабли.

Поднимают якоря,

Расправляют паруса.

И плывут, плывут по речке,

Набирая полный ход,

Рассекая носом волны,

Всё вперёд, вперёд, вперёд!


VI. Закрепление изученного на уроке. Игра « Снаряди корабль».

- Сейчас мы с вами тоже отправим корабль в плавание. Чтобы наш корабль смог отчалить от пристани , мы должны оснастить его парусами.

( На доске – рисунок корабля. Учащиеся отвечают на вопросы по теме урока, за каждый правильный ответ к изображению корабля прикрепляется парус.)

  1. Кому принадлежат слова:

- Всякий государь, « который только сухопутные войска имеет – одну руку имеет, а который и флот имеет – обе руки имеет»? (Петру I).

  1. Назовите дату рождения русского флота. ( 2 апреля 1696г.).

  2. Сколько кораблей было построено в нашем крае? ( Около 200).

  3. Почему первый русский флот носит имя Азовский? ( Под Азовом с помощью флота русские войска одержали победу).

  4. Как назывался пятидесятивосьмипушечный корабль, выстроенный по чертежам самого царя? ( « Предестинация» - « Божье предвидение»).

  5. Сколько лет шло строительство флота? ( 15 лет).


VII. Творческое задание « Придумай флаг».

( Демонстрируется рисунок Андреевского флага).

- На мачте каждого корабля развевается флаг.

С 1712 года флагом военно-морского флота России стал Андреевский флаг. Его название связано с косым крестом, на котором распяли святого апостола Андрея. Четыре конца флага символизируют четыре моря, побережьями которых владела Россия – Азовское, Каспийское, Белое, Балтийское.

Придумайте и нарисуйте флаги для старинных парусных кораблей. Подумайте, что будут символизировать ваши флаги. Постарайтесь подобрать соответствующую цветовую гамму.

Ну-ка, представьте как в старину,

Шли корабли по морям на войну.

Пушки по борту с обеих сторон,

С флага глядит или лев, иль дракон.

Сабли, быть может, крест-накрест на флаге.

Грозный корабль нарисуй на бумаге.

Мирный корабль совершенно иной –

Чайка на флаге летит над волной…

Пусть флаг на мачте парит в вышине,

Пусть он поведает нам о себе.


VIII. Итог урока.

- Какие знания вы добыли во время нашего «плавания»?

( Русский военный парусно-гребной флот родился в Воронеже! И построен он был русскими, из русского леса, укомплектован в основном русскими солдатами и моряками.

« Морской « подвиг нашего города запечатлён в веках!).


IX. Домашнее задание в группах.

Конструирование моделей парусников.


Литература.

  1. Веденеева Г.И. Азбука родного края. – Воронеж, 1995.

  2. Загоровский В.П. История нашего края. – Воронеж, 1968.

  3. Интегрированные уроки и внеклассные мероприятия по курсу « Окружающий мир»/ автор-составитель Махина Н.С., Обухова Л.А.. – Воронеж. ВОИПКРО. 2008г.

4.Кретова О.К. Страницы истории. – Воронеж, 1961.

5.Пульвер Е., Пульвер Ю. Воронежская мозаика. – Воронеж, 1983.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!