СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по кубановедению Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Его охрана.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показаны разнообразные формы и методы работы на уроке. Технология проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Урок по кубановедению Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Его охрана.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №4 ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОСТОВСКИЙ РАЙОН





Урок по кубановедению

Разнообразие растительного мира Краснодарского края.

Его охрана.





Разработала

Малакеева Е.П.





п. Псебай


Цели: познакомиться лекарственными растениями Краснодарского края; формирование умения и желания активно беречь и защищать природу; развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений об охранных мероприятиях по защите растительности, проводимых в крае; воспитание экологической культуры и гордости за свою Родину.

Оборудование: гербарий лекарственных растений Краснодарского края; плакат «Веселый привал»; видеозапись природных зон; письмо-жалоба.

Ход урока.


I .Орг. момент.

Прослушивание Гимна Кубани.

II. Сообщение целей урока.

План урока:

Слушаем – Гимн Кубани.

Повторяем – разнообразие растительного мира Краснодарского края.

Узнаем – охрана растительного мира, лекарственные растения.

Играем – «Веселый привал»

III. Повторение изученного материала о растениях края.

Наш путешественник «Узнавай-ка» приготовил задание для проверки домашней работы. Он описал природную зону, а вы должны назвать ее и описать растения, произрастающие в этой зоне.

а). Стою среди высокой травы. Безбрежные просторы. Неоглядные дали. Подует ветерок и, кажется, золотые волны бегут на перегонки. Выйдя, на дорогу, встретил лютик дикий, подорожник, щавель конский и др. растения (дети называют природную зону – степь, видеозапись степи, 1-2 ученика рассказывают о растения степи).

б). А здесь далеко не увидишь. Луч солнца с трудом пробивается и падает на землю. Зато в знойный летний день тут дышится легко (аналогичная работа).

в). Куда я попал? Травянистые растения сменяются кустарниками. Видны и некоторые породы деревьев (аналогичная работа, лесостепь).

г). А здесь растения от холодных северных ветров защищает Главный Кавказский хребет и море обогревает эту часть. Растения растут здесь необычные (аналогичная работа, Черноморское побережье ).

IV. Знакомство с лекарственными растениями нашей местности.

Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую ори выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. А какие лекарственные растения произрастают в нашей местности?

Отгадайте загадки:

а) Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня.

(Крапива.)

(Показывается гербарий растения, заранее подготовленный ребенок рассказывает о крапиве).

Ученик. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, а также она хорошо останавливает кровь. А еще укрепляет волосы и из неё делают бумагу.

Но почему все-таки крапива обжигается?

(Дети показывают сценку)

«Почему крапива жжется?»

б) Нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одежке,

Если случится тебе простудится:

Привяжется кашель, поднимется жар –

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

(Ромашка)

(Показывается гербарий, ученик сообщает о ромашке)

Ученик. Если горло заболит, то лучший доктор – отвар из луговой лекарственной ромашки. Ее нужно отличать от другой, которая никого не лечит. У лекарственной ромашки листья рассечены и много мелких цветов. А если разрезать серединку цветка ромашки аптечной вдоль, то она будет полая. У аптечной ромашке запах отсутствует или неприятный.

На ромашках все любят гадать.

(Дети показывают сценку)

«Накажет – не накажет».

Психологическая разгрузка.

Закройте глаза. Мы с вами на лесной поляне. Дует легкий прохладный ветерок, он играет в наших волосах. Над головой проплывают легкие, воздушные облака. Нам легко и приятно. Хочется поднять руки и взлететь, парить в небе рядом с орлом. А вот мимо проплывают облака. Ступаем сначала на одно облако, затем на другое и вот мы уже на нашей поляне. Открыли глаза.

V. Охрана растений.

Учитель. Первобытный человек использовал растения в качестве топлива, пищи, одежды; из растений он изготавливал всевозможные орудия, предметы быта, жилища. С развитием скотоводства и земледелия значение растений для человека еще больше возросло. Но человек, раскорчевывая леса и распахивая степь под посевы культурных растений или используя ее под пастбища, забрасывая уже истощенные угодья, существенно влиял на облик растительного покрова. Да, наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответить ей нужно теплом на тепло, любовью на любовь!

Ученик. Но если… Впрочем в наш жестокий век понятно всем,

Что это «если» значит? О человек!

Природа – мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет.

Ни рослых трав, ни голубых озер…

Цени ее доверие. Природы! Не обмани его…

Учитель. А природа Кубани разнообразна и красива.

Для охраны растительного и животного мира создаются заповедники и национальные парки, заказники. Кавказский заповедник создан 12 мая 1924 года в целях сохранения зубра на Кавказе.

Наш путешественник «Узнавай-ка» предлагает поиграть в игру «Веселый привал».

(На доске плакат) (смотри ниже)

(Ученики по очереди достают из дупла дерева правило и читают и его, а из другого дупла рисунок к этому правилу и показывают всем детям.)

ПРАВИЛА

поведения в лесу.

Учитель. Ребята, наш «Угадай-ка» принес нам письмо. Да это не просто письмо, а жалоба.

«Я - белоствольная береза, на поляне проснулась после зимнего сна. Все радуются весеннему солнышку. Скоро снег последний сойдет, совсем тепло станет. А я плачу, слезы сладкие роняю. Кора от лютого мороза у меня треснула, ветки, которые зимой зайцы не обглодали, так не добрые люди обломали. Через ранки березовый сок вытекает. Этот живительный сок мои корни из земли вытягивают. Пока не напьются его все веточки и почки, листья не развернутся».

Ребята, а чем мы можем помочь березке?

( - Не ломать ветки; - не рубить кору, а если увидели, что течет сок – замазать глиной; - зимой, если мало снега, обматывать ствол бумагой; - утоптать снег вокруг ствола, чтобы защитить от грызунов; с веток сбивать снег)


лес


VI. Итог урока.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убиваете лишь зверей внутри себя.

Е.Евтушенко.

VII. Домашнее задание.

Первая группа готовит для энциклопедии сообщения о лекарственных растениях края по природным зонам; вторая группа пишет жалобы растений; конкурс рисунков « Охрана растений».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!