СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе»

Ход урока.

Прогнозирование по названию.

На доске и в тетрадях все записывают слово критики, без сообщения имени автора и названия урока.

 Синонимы: Рецензент, судья, ценитель, эксперт; зоил, аристарх; порицатель

- Запишите синонимы к данному слову (записывают на доске).

- Что говорят нам словари о значении слова?

Критики (критик), -а,м. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к.

 Это название рассказа В. М. Шукшина. Почему оно кажется необычным?  В чем особенность шукшинского рассказа, над этим сегодня будем размышлять.

Изучение нового материала.

Слово учителя:

Давайте коротко запишем конспект биографии, чтобы понимать, каким

человеком был Шукшин и как это отобразилось в его творчестве. Итак…

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки

Алтайского края. Семья потеряла кормильца и уже с 6 лет мальчику пришлось

работать в колхозе. Уже в школьные годы он начинал писать, тогда сверстники

звали его «Гоголь». После восьми классов поступил в Бийский автотехникум, но

вскоре его оставил. Работал на стройках, в колхозе.

Шукшин долгое время считал своим основным призванием кино и работал

как режиссер и актер. Снялся в 24 кинокартинах («Живет такой парень»,

«Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная», «Они сражались за

Родину»).

Свой материал для своих произведений писатель брал везде, где живут люди.

Ночью 2 октября 1974 года Василию Макаровичу стало плохо. Он принял

лекарство, но оно ему не помогло.



Совместное чтение рассказа «Критики»

Аналитическая беседа по рассказу

- Почему рассказ называется "Критики"?

- Что объединяло Петьку и дедушку? (любили ходить в кино и обсуждать его после просмотра)

- В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали?

( признавали только то кино, которое шло в кинотеатрах, телевизор не смотрели.)

- Случались ли разногласия в их оценке фильма? В чем? Почему?

( Каждый их них судил с точки зрения своего поколения. Дед жаждал правды, он борется за правду.)

 - Как вы думаете, почему "со взрослыми дед редко спорил об искусстве"?

(Потому что взрослые были из другого поколения, понимали все по-своему. В них не было той непосредственности и уважения к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда всерьез. Для деда кино - вторая реальность, достоверность.)

 

- Какой случай произошел с главными героями, когда приехали городские гости?

- Почему так ведет себя дед?

(Гости улыбались, относились к нему снисходительно, не воспринимали его всерьез, поэтому дед обозлился, так как понял все это. Его чувство собственного достоинства пострадало, поэтому он напился.  )

- Как поступают взрослые? Муж тети?

(Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта)

- Как поступает тетя?

(Тоже ведет себя снисходительно к деду.Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве.)

- Как поступает отец Петьки?

(Старается угодить гостю, который скорее всего является каким-либо чиновником в городе. Повторяет одно и то же слово "удосужил".)

- Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?

 (Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни.)

Обратимся к тексту протокола. Перечитаем его.

- Почему этот текст вызывает у вас улыбку?

(Вся правда в нем, но написано безграмотно. Текст протокола – это краткое содержание рассказа.)

- Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку?

 (Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом.)

Задание:

От лица Петьки передайте характер взаимоотношений внука и деда, оценку Петькой конфликтной ситуации между дедом и городскими гостями, причину горьких рыданий в финале. (Ответы учащихся)

 - Давайте еще раз обратимся к названию. Кто в данном рассказе является критиками? (Петька с дедом. А также взрослые, критикующие деда.)

4. Подведение итогов

 - Можно ли назвать героя рассказа "Критики" "странным"?

( Да. Этот герой не похож на остальных, он нелеп и смешон, но у него есть чувство собственного достоинства. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя.)

5. Рефлексия.

- Вот и закончился рассказ. Он короткий, но можно ли сказать, что читать трудно? Почему? Какие чувства вызвал у вас рассказ?

- Какие  проблемы поднимаются в рассказе? Что хотел донести до нас этим рассказом Шукшин?

(Рассказ о родных людях, так часто ранящих друг друга.Об отцах и детях, о сыновьях и внуках)

Как вы думаете, к каким писателям относится Шукшин – к тем, мысли которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя