СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе, 8 класс "Представление о семейном счастье", по произведению А.И. Куприна "Куст сирени"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот конспект был использован для проведения открытого урока в рамках Недели русского языка в школе.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе, 8 класс "Представление о семейном счастье", по произведению А.И. Куприна "Куст сирени"»



План-конспект урока литературы

Учитель Шевченко Е.И.


Тема: Представление о семейном счастье в рассказе А. И. Куприна «Куст сирени».
Цель урока: выявить позицию автора в изображении семейного счастья; определить, какие качества характера помогают героям сохранить семью.
Задачи:
формировать умение интерпретировать отдельные эпизоды;
совершенствовать навыки сбора материала по определенной теме, развитие монологической речи, умения работать в группе; пропагандировать семейные ценности.
Средства обучения:
Рассказ А. И. Куприна «Куст сирени»
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка
Методы и приемы:
проблемный метод; беседа по вопросам, выступления с индивидуально подготовленным анализом эпизодов, подбором тематического материала по тексту, работа в группах, выводы, обобщения.
Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку (приложение), иллюстрация к рассказу, портрет писателя, сборники рассказов.

Тип урока: изучение нового материала.

Понятия: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

- Вспомним, что было задано на дом?

- Индивидуальное задание . Биография Куприна.

-Какие оценки даёт Куприн своему родному городу?

Лексические и историко-литературные комментарии к словам и выражениям из статьи:

(Уездный –районный; охальный – нахальный,озорной; ротозей-зевака; разиня,беспечный человек; попущение –отсутствие противодействия чему-нибудь недопустимому. Противозаконному; сиротский пансионучреждение в котором обеспечивалось полное содержание живущих;кадет- воспитанник среднего военно-учебного заведения; поручик – офицерский чин в царской армии)

-Какие трудности испытал писатель в детстве и юности?

- Как Куприн оказался в рядах эмигрантов?

- Какие темы в литературе привлекали писателя?

- Какие произведения Куприна посвящены армейской тематике? («Поединок», «Юнкера»)Теме любви? Теме детства? («Белый пудель», «Изумруд»,. «Ю-Ю», «Скворцы»)

-Какие рассказы А.И.Куприна вы уже читали? Чем они вам запомнились?

- Какова проблема рассказа «Чудесный доктор»?

- С какой целью писатель пишет роман «Юнкера»?

- Какие черты прозы Куприна есть в рассказе «Куст сирени»?

(психологизм – углублённое изображение душевных переживаний)

- Каким представляется вам Куприн по прочитанным рассказам? (талантливый, любящий жизнь, честный )

- Какие слова в рассказе «Куст сирени» вам показались непонятны? Выясним их значение.
Словарная работа: педант – тот, кто излишне строг в выполнении формальных требований; ридикюль – ручная дамская сумочка (уст.); ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества; солитер – крупный бриллиант, вправленный в брошь или перстень, без других камней.

Мотивация (формулирование учебно-познавательного интереса учащихся к предмету)
Притча.
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: (Попробуйте угадать, какие это слова?)
•любовь; •прощение; •терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже».

Формулирование темы урока
- О чем эта притча?
- Человек рождается и живет в семье. А как вы понимаете, что такое семья?
-В виде кластера дайте определение понятия «семья»
Учащиеся дают свое определение понятия «семья» (в виде кластера).Сравнивают с определением в словаре. Семья- группа живущих вместе родственников. (С.Ожегов)

- А о какой семье идет речь в притче?
Это счастливая семья.
- ВСЕМ ХОРОШО. А как семья добилась этого?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Тема нашего урока: «Представление о семейном счастье в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени».

Изучение нового материала

1.История создания рассказа.
Рассказ написан в 1894 году. Куприну 24 года. Он не женат.
- Почему именно в этот период жизни Александр Иванович обращается к теме семейного счастья?

2.Формулирование проблемы.
Совместно с учителем или самостоятельно формулируют проблему урока:
«Каким представляет А.И. Куприн семейное счастье в рассказе "Куст сирени"? Что помогает героям сохранить семью?» (Записывают в листах сформулированную проблему).
3.Формулирование цели урока.
Выявить взгляд Куприна на семью, семейное счастье; определить, что, по Куприну, помогает героям сохранить отношения.

Анализ рассказа.

1.Фронтальная беседа:

- Кто главные герои рассказа? Смысл имён?

Имя жены Алмазова Веры восходит к образу четырех святых: Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. На протяжении всего повествования Верочка находится рядом с мужем, помогает ему, верит в него. Она — чудо для Николая Алмазова. Таким образом, уже при помощи имен А.И. Куприн вводит читателя в необыкновенный мир художественного произведения, в чудесный мир волшебства.

2.Работа над композицией рассказа.

- А теперь давайте вспомним, что такое композиция?

- Подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей вы разделили бы рассказ?

- Как соотносится начало и конец рассказа? Какой приём лежит в основе? (Антитеза)


3. Актёрское чтение

- Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент рассказа. Какие детали внешности Алмазова и его жены передают их душевное состояние?


- На какие внутренние эмоции героев указывают такие внешние проявления: выпустил портфель,хрустнув пальцами; молча пошла следом за мужем,встречать каждую неудачу с ясным,почти весёлым лицом, стояла молча. (Раздражён, озлоблен,способен спасовать перед трудностями неудача сломила его)


-Зачитайте диалог на стр. 69. Как характеризует героев их речь?

( В ответах используют материал из таблицы, заполненной дома)


4. Чтение учащимися эпизода стр. 70.

- Какими способами автор показывает энергичность, решительность Верочки? (действия, интонации, умолчания)

- Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»? (Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.)

- Почему историю с пятном садовнику рассказывает не Алмазов, а Верочка?

- Какие черты героини проявляются в её поступке?


5. Чтение эпизода на стр. 73.

- Какими приёмами пользуется автор в описании состояния Алмазова после экзамена?

-Почему Алмазову было жаль , что он обманул профессора?

-Как Веру характеризует то, что она уже по походке мужа могла догадаться о его состоянии?


6. Сравнительная характеристика.

1группа готовит рассказ о Николае Алмазове;

2группа – о Верочке Алмазовой.






Николай Алмазов

Верочка

Раздражен, недоволен.

Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.

Беспомощен, пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб.

Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.

Не видит выхода, не верит в успех.

Верит в успех дела, надеется на положительный исход.

Подчиняется жене, действует по её плану.

В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.



- Какой прием использует автор в изображении героев?

(В изображении героев автор использует антитезу, что помогает раскрыть идею произведения. Автор дает понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство, понимание и взаимовыручка. )

- Докажите примерами из текста, что герои счастливы?
-Определите, как относится автор к персонажам. Чем вызвано такое отношение?

- Почему Куприн назвал рассказ «Куст сирени»? (Куст сирени приносит героям счастье. Есть здесь и символическое значение: сирень – действительно цветок, который, по поверьям, приносит удачу, исполнение желаний, хотя и нужно найти пятилепестковый цветок.)

А.И.Куприн считал: «Человек пришел в мир для безмерной свободы, творчества и счастья».

- Каждый ли пришедший в этот мир должен быть обязательно счастлив? Какой вывод вы сделаете после обсуждения рассказа?

(За счастье нужно бороться. Счастье нужно создавать своими руками. Это и есть главная идея рассказа)

7. Работа с иллюстрацией.

- Какой эпизод проиллюстрировал художник?

- Какими мы видим героев на иллюстрации? Удалось ли художнику передать чувства героев?


Подведение итогов

Давайте еще раз обратимся к проблеме, сформулированной в начале урока.
- Каким представляет А.И. Куприн семейное счастье в рассказе "Куст сирени"? Что помогает героям сохранить семью?
Вывод: Перед нами еще молодая семья. Куприн показывает супругов очень хорошими людьми, обладающими редкими душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и сделает отношения еще более чистыми. Герои уже в начале их совместного жизненного пути научились проникать в душу любимого человека, стремясь сделать друг друга счастливыми. Доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такие отношения приносят наслаждение, они лишены примеси горечи, страхов, в них нет обмана, поэтому делают семейную жизнь счастливой

Рефлексия

- Выберите пословицу, которая отражает идею произведения:


В недружной семье добра не бывает. 

Где любовь да совет, там и горя нет

Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать.

Согласную семью и горе не берёт

Не в деньгах счастье, а в добром согласье.

Для милого дружка и сережка из ушка

В семье дружат − живут не тужат.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В том-то и сила, чтобы жена мужа любила.

Добрые чувства — соседи любви.

Всякая невеста для своего жениха родится.

Выбрала молодца, так уж после не пеняй на отца.

 


Составьте памятку «В чем смысл семейного счастья»

- Были ли в вашей жизни самоотверженные поступки, случаи, когда вам приходилось жертвовать своими желаниями и потребностями ради других людей? Если таких поступков не было, то попробуйте предположить, на что вы способны ради близкого человека

Учащиеся высказываются.



Домашнее задание

Написать рассуждение на тему «Счастлива ли Вера Алмазова?»























Приложение


АНАЛИЗ РАССКАЗА А.И.КУПРИНА «КУСТ СИРЕНИ»


1. Тема рассказа ____________________________________________________________
2.Проблема________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
3.
Сравнительная характеристика
Николай Алмазов Верочка

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Какой прием использует автор?________________________________________________________________________

4.Авторское отношение к героям
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Идея рассказа:

_____________________________________________________________________________
________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6..Составьте памятку «Секрет семейного счастья»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!