Организация проектно-исследовательской деятельности при изучении русского языка и литературы в аспекте связи с современностью
Автор: Струнникова Ольга Евгеньевна
учитель русского языка и литературы
2020-2024
Обоснование актуальности программы
Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) в последнее время, безусловно, является одной из актуальных проблем в нашем обществе. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы.
В этой связи очень актуальными становятся те универсальные учебные действия (УУД), которые вводятся ФГОС.
а) Личностные:
– формирование основ гражданской идентичности;
– правосознание, межличностные отношения;
– выбор профильного образования и готовность к дальнейшему самообразованию.
б) Регулятивные – способность ставить цели и задачи, уметь контролировать свои действия, планировать будущий результат.
в) Коммуникативные:
– умение работать в группе, согласовывать свои действия, договариваться и поддерживать контакты;
– речевая деятельность.
г) Познавательные:
– смысловое чтение и осознанная работа с информацией;
– проектно-исследовательская работа;
– изучение различных действий и операций и умение применять их на практике.
Проблемы.
1. Проблема снижения мотивации современных детей к чтению.
Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (цифровые носители, размывающие представление об особом статусе печатного слова), увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры приводят к тому, что традиционный книжный текст большого объема всё труднее воспринимается и прочитывается детьми. Это становится серьезным препятствием для освоения литературных произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов и т. п.)
2. Проблема несоответствия речевого опыта современных школьников и языка литературных произведений – как классических, так и современных.
Часто дети и подростки сталкиваются с различными вариантами непонимания литературных текстов: ими не опознаются некоторые грамматические формы и категории, им неизвестны значения многих слов, неясен смысл и подтекст бытовых ситуаций, обычаев, жизненных установок героев, живущих в иных социокультурных условиях.
3. Недостаточное умение анализировать тексты прочитанных художественных произведений, на что, в свою очередь, влияет неполноценное чтение и понимание прочитанного.
4. Неумение соотнести общечеловеческие проблемы, поднимаемые в художественной литературе, с проблемами современности, с проблемами реальной жизни, которой живут сами школьники.
Детям кажется совсем неинтересным изучать произведения, написанные в прошлом, позапрошлом веках, где изображается совсем другая эпоха, где другие, совсем непонятные современным детям ценности. Им сложно воспринимать истории о людях, живших в 19 веке, где жизнь разительно отличалась от современной.
Преподавание русского языка.
1. Недостаточное владение навыками правильной и выразительной устной и письменной речи.
2. Отрицательное влияние интернета на языковую культуру учащихся.
Как организовать свою деятельность для решения вышеперечисленных проблем в соответствии с ФГОС?
Прежде всего, изменяются технологии обучения. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проблемно-диалогического обучения, игровые технологии, технология работы с текстом, личностно-ориентированные технологии, ИКТ, проектно-исследовательская деятельность и.т.д.
Но применение любой из данных технологий предопределяет принцип преподавания русского языка и литературы в аспекте связи с современностью, с реальной жизнью обучающихся.
Если обучение осуществлять в связи современностью, с реальной жизнью обучающихся, то мы повышаем к изучаемым предметам интерес, мотивацию.
Так как в классических произведениях художественной литературы решаются общечеловеческие проблемы в определенных социально-исторических условиях, их называют вечными. Эти проблемы не могут не волновать людей, живущих в разные эпохи, хотя каждое новое поколение ищет в нем ответы на свои вопросы.
Поэтому восприятие художественного произведения зависит не только от его своеобразия, но и от особенностей исторического периода, в который это произведение рассматривается, а также от того, что представляет собой воспринимающий, какие мысли и чувства волнуют его.
Сближение классического художественного произведения с современностью совершается путем сопоставления, при котором имеется в виду прежде всего социально-исторический характер тех периодов, когда произведение написано и когда рассматривается.
Это сравнение производится прежде всего путем выявления тех общечеловеческих проблем, которые и тогда, и теперь волновали людей.
Чтобы стало возможным истинное сравнение проблем, а также образов-персонажей с их духовным миром и поступками, необходимо воспроизвести в сознании учащихся не только социально-историческую эпоху, отразившуюся в произведении, но и мысли, чувства, настроения, стремления людей того времени. Следует также показать сложность, противоречивость человеческих характеров в художественном произведении, сказать о том, как, какими художественными средствами эти характеры создавались.
И уже после этого помочь учащимся посмотреть на художественное произведение глазами современного человека, выделить в нем то, что созвучно нашему времени, что будет постоянно волновать человеческое общество, идущее к прогрессу, и то, что навсегда ушло в прошлое, и то, что как пережиток мешает по-настоящему жить.
В общем виде весь процесс сопоставления должен проходить не в конце анализа художественного произведения, а в течение его. Уже тогда, когда рассматриваются проблемы художественного произведения и решение их в определенных социально-исторических условиях, учащиеся начинают этот процесс сопоставления.
Еще более углубляется внутренняя работа мысли и чувства, когда речь пойдет о художественных образах-характерах, когда учитель не только покажет сложность жизни людей, их борьбу за счастье, за человеческое достоинство, но и попытается раскрыть секрет того, как удается писателю проникнуть в душу современного ему человека, воспроизвести в ярких и запоминающихся образах то, что волновало людей и в его время.
И вот тут-то, когда речь пойдет о человеческих характерах, направляем внимание учащихся на то, что художественная литература потому и названа человековедением, что писатели во все времена в большей или меньшей степени стремились постичь человека, понять и раскрыть богатство его внутреннего мира.
Анализ образов-персонажей в их взаимодействии, столкновении, борьбе поможет учащимся понять, что это естественное и вечное состояние человеческих характеров: борьба за лучшее, новое, постоянная неудовлетворенность, иногда и проявление слабости, неумение добиваться победы в этой борьбе.
Делая вывод, обязательно надо показать, к чему стремился писатель, во что верил, о чем мечтал, и эта главная мысль художественного произведения, выведенная из живых, реальных ситуаций, заставит задуматься над тем, насколько эта вера, эта мечта могла быть осуществлена тогда, как может реализоваться она теперь.
И в этой связи можно изучать не только литературу, но и русский язык. Теоретические знания, приобретаемые на уроках русского языка, должны применяться в практической речевой деятельности обучающихся. Все виды работ по литературе в вышеназванном аспекте являются основой для применения знаний и умений по русскому языку на практике. В этом плане происходит интеграция русского языка и литературы. А также для изучения теоретических материалов по русскому языку отбираются тексты на темы, интересующие современных детей, на темы , отражающие их реальную жизнь.
Таким образом, можно сказать, что связь преподавания русского языка и литературы с современностью -одна из необходимых требований в реализации ФГОС.
Цели и задачи программы
Тема образовательного процесса: Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся при изучении русского языка и литературы в аспекте связи с современностью.
Цель: формирование ключевой компетентности обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность , связанную с современностью и с реальной жизнью обучающихся.
Задачи: - работать с материалами по проектной и исследовательской деятельности;
- организовать чтение художественных произведений, заранее поставив проблему для учащихся, решение которой они могут найти в художественных произведениях ;
- провести анализы прочитанных произведений в связи жизнью, с проблемами современных читателей;
- совместно с ребятами выбирать тему проектов по русскому языку , касающихся проблем, интересов, жизни современных читателей;
- работать над реализацией подпроектов;
Педагогическая технология:
Проектно-исследовательская деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и исследовательский) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Действительно, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
личностно ориентирована;
характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;
позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической.
Прекрасные результаты в проектной деятельности дает использование информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют осуществить доступ к обширной информации, ярко и наглядно представить результаты исследования, увеличить динамику работы над проектом. В процессе применения ИКТ происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Механизм реализации программы:
Проект реализуется по 2-м направлениям:
1. Подпроект " Мой мир" направлен на изучение грамматических тем по русскому языку. Но при этом выбираем жизненные темы для проектов. Они должны отражать жизнь, интересы, мир самих обучающихся, быть полезными , нужными. Например: Электронный фразеологический словарик для школьников ( Лексика и фразеология) - 6 класс; " О, спорт-ты мир!"(Сложносочиненные предложения) - 9 класс; " Дом моей мечты" (Сложноподчиненные предложения)- 9 класс; видеоролики « Современный школьник: кто он?»,« Мир наших увлечений», «Смеясь, говорить правду» ( Публицистический стиль)- 10 класс, справочник" Образцы деловых бумаг" ( Официально-деловой стиль) - 10 класс и.т.д. Такие проекты повышают мотивацию, облегчают процесс восприятия лингвистических тем.
2. Подпроект «Литература –школа жизни» реализуется в урочной и внеурочной деятельности по литературе. Направлен на проблемное обучение. Перед учащимися ставятся проблемы, связанные с их жизненной позицией, взглядами на ту или иную проблему современности. Сравнивая литературных героев со своими современниками, анализируя прочитанное, ответы на эти вопросы они находят в прочитанных произведениях.
План- сетка проведения проектно-исследовательских работ
2023-2024
Русский язык | литература |
" Я вижу из окна моей комнаты..." ( Имя прилагательное), 5а класс | «Что такое настоящая дружба?» (Л.Н. Толстой) |
Электронный фразеологический словарик для школьников (8 а класс) (Лексика и фразеология) | " Мы в ответе за тех, кого приручили"8а |
"Мир моих увлечений" (Имя прилагательное) 8а класс | «Иметь совесть…» «Всегда ли я прав?» (В.П. Астафьев « Конь с розовой гривой»)5а |
" Дом моей мечты" 8 класс | «Легко ли потерять друга?» «Что такое честь?» А.С. Пушкин «Дубровский». «Капитанская дочка»)8а |
" О, спорт-ты мир!"(Сложносочиненные предложения) - 9 класс | «Горжусь моими земляками-мастерами» ( Н.С. Лесков «Левша»)- |
| 8 класс " Любить и ценить своих родителей..." (А.С. Пушкин. "Станционный смотритель") |
| " Модель моей будущей семьи" (Л.Н. Толстой " Война и мир") |
| 8 класс " Береги честь смолоду." (А.С. Пушкин. " Капитанская дочка" |
| " Что значит быть счастливым?" (А.И. Куприн " Куст сирени") |
| «Иметь совесть…» « Всегда ли я прав?» ( В.П. Астафьев « Конь с розовой гривой») |
| " Для чего жить?" ( М.Ю. Лермонтов " Герой нашего времени") |
| 9 класс "Проблема денег и богатства в творчестве Н.В. Гоголя" (Н.В. Гоголь " Мертвые души", " Невский проспект", " Портрет") |
Ожидаемые результаты:
Успешная организация проектно-исследовательской деятельности при изучении русского языка и литературы в аспекте связи с современностью предполагает повышение мотивации обучающихся, интереса к изучаемым предметам.
А также участники данного проекта:
- познают себя;
- готовы к саморазвитию;
- научатся самостоятельно приобретать знания;
- получают опыт познавательной и учебной деятельности;
- получают исследовательские навыки ориентирования в потоке информации
(научатся анализировать информацию, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения);
- обладают ключевыми компетенциями: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической;
- смогут легче адаптироваться в дальнейшей жизни;
- правильно выберут будущую профессию;
- будут жить творческой жизнью;
Информационные источники:
1. Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы. Материалы конференции учителей русского языка и литературы. Томск, 2015
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
4. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе // Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара / Редактор-составитель Н.Ю.Пахомова. – М., 2001
5. Попова В.Н. Исследовательская работа учащихся якутской школы по литературе. Русский язык и литература в яктской школе, 2007,№3, с.48
6. Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе»//Литература в школе.-2004.№12. с.25-28
7. Протодьяконоа А.П. Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы. Русский язык и литература в яктской школе, 2010,№3, с.54
8. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. – с.102-106.
9.Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
10. Федеральные государственные стандарты
11.http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/09/22/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-na-urokakh-russkogo
12. http://www.vestnik.edu.ru/doc/Proiekt_Kontsieptsii_priepodavaniia_russkogho_iazyka.pdf