СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе для учащихся 6 класса "М.Ю. Лермонтов. Тема одиночества и изгнанничества в стихотворении «Листок»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по литературе для учащихся 6 класса. Целями данного урка являются познакомить учащихся с языковыми средствами, используемыми поэтом для создания образа лирического героя, рассмотреть образную системы стихотворения; продолжить работу, направленную на формирование умений анализировать лирическое произведение, выделять характерные черты стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»; воспитывать интерес к общению.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе для учащихся 6 класса "М.Ю. Лермонтов. Тема одиночества и изгнанничества в стихотворении «Листок»"»

Класс: 6 (базовый уровень)

Предмет: литература.

Тема урока: «М.Ю. Лермонтов. Тема одиночества и изгнанничества в стихотворении «Листок»»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Место в системе уроков по теме: 3.


Цель: познакомить учащихся с языковыми средствами, используемыми поэтом для создания образа лирического героя, рассмотреть образную системы стихотворения; продолжить работу, направленную на формирование умений анализировать лирическое произведение, выделять характерные черты стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»; воспитывать интерес к общению.


Планируемые результаты:

Предметные: выявить основные принципы построения стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»; повторить основные термины и понятия, связанные с анализом лирического произведения: тема, проблема, образ лирического героя, рифма, композиция, троп, размер стихотворного произведения; научить учащихся анализировать текстовый материал; формировать умение формулировать определения; учиться извлекать информацию по заданному вопросу из текста стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок».

Метапредметные:

а) регулятивные УУД: осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать то, что уже усвоено, правильность выполнения учебной задачи;

б) познавательные УУД: уметь определять понятия, обобщать; уметь работать с учебником; уметь строить речевое высказывание в устной и письменной речи;

в) коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;

Личностные: приходить к общему решению; сотрудничать с одноклассниками; анализировать, делать выводы; оценивать свои результаты.


Оборудование: доска, учебник, раздаточный материал (тест).


УМК: Литература. 6 класс учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в двух частях. Часть 1. Под редакцией В.Я. Коровиной [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.. Журавлев, В.И. Коровина], 8-е издание – М.: Просвещение 2018.


Технологическая карта урока литературы в 6 классе

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

  1. Организационный этап

1 минута

Проверка готовности к уроку

Подготовка рабочего места к уроку.




Готовность к работе.

  1. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3 минуты

Включение в деловой ритм.

На доске написаны буквы в произвольном порядке. Необходимо собрать из них слово. (одиночество)

Собирают слово «одиночество». Дают определение этому слову, подбирают синонимы, антонимы, подбирают ассоциативный ряд.

Метод стимулирования отношения долга и ответственности.

Словесная форма.


Познавательные:

выполняют организационные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения организационных задач операции синтеза, анализа классификаций;

регулятивные:

умение создать условия для плодотворной работы; коммуникативные:

оценивают ситуацию взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики, умение осуществлять речевой контроль.

Личностные:

Умение настроиться на совместную работу с учителем и сверстниками; мобилизация мыслительной деятельности

Психологический настрой учителя и учащихся.

  1. Актуализация знаний

5 минут

- С жизнью и творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?

- Каким образом слово, которое вы сейчас составили из букв, написанных на доске, может быть соотнесено с жизнью и творчеством этого человека?

- Как вы считаете, о творчестве какого писателя мы сегодня будем говорить на уроке? На какой теме его творчества остановимся более подробно?

Запишем тему урока в свою тетрадь.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.









Запись в тетрадь темы урока

Приём познавательной активности через задание.

Познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков;

регулятивные:

умение создать условия для целеполагания и планирования действий.

Личностные:

Умение анализировать, обобщать.


Уважительное отношение друг к другу при коллективной и работе в парах.

Получение установки на реализации целей урока.



  1. Первичное усвоение новых знаний

10 минут

Рассказывает историю создания стихотворения «Листок».

История создания произведения тесно связана с жизнью автора. «Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил Юрьевич возвратился в Кавказский край после отпуска. В этот период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений.

Мотивы «Листка» Лермонтов заимствовал из французской литературы, точнее из одноименного произведения А. В. Арно.

(Дает задание учащимся прочитать стихотворение А.В. Арно)

Русский поэт интерпретировал творение французского коллеги по перу по-своему: он ввел новые образы, добавил строки и внес изменения в ритмическую организацию.

Спустя два года «Листок» Лермонтова напечатали в «Отечественных записках».

Читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок».

- Кто является главным «действующим лицом» и стихотворения А.В. Арно, и стихотворения М.Ю. Лермонтова?

(листок)

- Многократное употребление какого слова и его синонимов характеризует листок из одного стихотворения и другого? (одинокий, один)

Такой устойчивый значимый образ в стихотворении называется мотивом.

Слушают рассказ учителя.

Читают стихотворение А.В. Арно:

Листок

Листок иссохший, одинокой,
Пролетный гость степи широкой,
Куда твой путь, голубчик мой?-
«Как знать мне! Налетели тучи,
И дуб родимый, дуб могучий
Сломили вихрем и грозой.
С тех пор, игралище Борея,
Не сетуя и не робея,
Ношусь я, странник кочевой,
Из края в край земли чужой;
Несусь, куда несет суровый,
Всему неизбежимый рок,
Куда летит и лист лавровый
И легкий розовый листок!»

Антуан Арно. 

Перевод Д. В. Давыдова








Отвечают на вопросы учителя.









Запись определения слова мотив в тетрадь.

Индивидуальная работа.

Технология обратной связи.

Познавательные:

устанавливают причины следственной связи, делают выводы, выполнять учебные познавательные действия в материализированной и умственной форме для решения учебных задач ;

регулятивные: целеполагание,

постановка и формулирование цели, планирование действий, поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативные:

формулирование понятного для другого высказывания,

умение строить речевое высказывание.

Личностные:

умение обобщать полученный результат.


Уважительное отношение друг к другу при коллективной и работе в парах.


  1. Первичная проверка понимания

15 минут

- Однако не только повторение одного слова составляет создание определенного образа. Этой цели служат различные изобразительно-выразительные средства. Давайте продолжим работу со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Листок» и найдём все ИВС.

- Какие образы противопоставляет в стихотворении М.Ю. Лермонтов? (засохший листок и чинара с зелеными ветвями)

- Сопоставление или противопоставление контрастных понятий, состояний, образов в литературоведении называется антитезой.

- Обратите внимание, что данное стихотворение – это своеобразный рассказ о «жизни» листка. А у каждого рассказа есть сюжет, который делится на композиционные части. Давайте определим композицию стихотворения.


Работают в парах, определяют изобразительно-выразительные средства.

Метафоры – «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара».

Эпитеты – «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные».


Записывают в тетрадь определение антитезы


Чтение стихотворения по частям. Анализ композиции.

Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листка, разговор листка и чинары. Содержание произведения требовало от поэта синтаксической разнообразности. В тексте переплетаются рассказ автора и реплики главных героев, поэтому автор использует прямую речь.

Исследовательская технология.

Аналитико-синтетические методы.

Регулятивные:

Применяют и сохраняют учебную задачу, самоконтроль в форме сравнения, способа действия и результата с эталоном;

познавательные:

построения логической цепи рассуждений, выведение следствий, умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действий;

коммуникативные:

формулирование и аргументирование своего мнения, осознанное построение высказываний, речевое взаимодействие со сверстниками и учителем.

Личностные:

осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооцениванию своих действий.

Умение самостоятельно работать с учебником, формировать устную речь, отработка умений анализа лирических стихотворений.

  1. Первичное закрепление

5 минут

Предлагает учащимся выполнить тест

Тест

  1. Что общего в тематике стихотворений М.Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок»?

  1. Гражданская тематика;

  2. Вольнолюбие;

  3. Пейзаж;

  4. Тема одиночества

  1. Каким внутренним смыслом наполнены символические образы листка, сосны?

  1. Одиночества, изгнанничества;

  2. Бунтарство, стихийного порыва;

  3. Непонятости, страдания, тоски;

  4. Избранности

  1. Что символизируют собой герои стихотворения «Листок»?

  1. Спокойствие, отрыв от реальной жизни, неспособность к состраданию;

  2. Одинокая, бесприютная, скитальческая жизнь, неприкаянность;

  3. Жизнь и смерть

  1. Соотнесите выразительные средства

А) Сравнение 1. Одета, как ризой, она

Б) Эпитет 2. С ней шепчется ветер

В) Олицетворение 3. Друзей клевета ядовитая

Выполняют тест

  1. D

  2. A

  3. B

  4. A1, Б3, В2

Индивидуальная работа.

Технология обратной связи.

Познавательные:
приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности;

регулятивные:

оценивают свою работу, самоконтроль в форме тестирования с выбором ответа.

Личностные:

умение систематизировать полученные знания в готовых письменных ответах


Умение систематизировать полученные знания в тестовой форме с выбором верного ответа.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3 минуты

  1. Выучить стихотворение «Листок» наизусть.

  2. Подготовиться к выразительному чтению наизусть стихотворения «Утёс».

Слушают и записывают задание в дневник

Индивидуальная работа.

Регулятивная: саморегуляция.


  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 минуты

Мы рассмотрели три стихотворения Михаила Ю. Лермонтова, и вы можете сделать вывод, что все эти три произведения объединяет общий мотив – мотив одиночества.

Материал урока был……

Сегодня я узнал(а)…..

Теперь я могу…….

Мне захотелось……

+

-

интересно

Предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке.

Заполняют таблицы, предложенные учителем








Учащиеся оценивают свою работу на уроке (оценка за урок корректируется другими учащимися класса и учителем)

Технология обратной связи.


Самооценка.


Регулятивная: контролируют правильность своих ответов и ответов учащихся;
познавательные:

оценивают результат (осознание качества и уровня усвоения знаний);

коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли, Слушать и слышать окружающих.

Личностные:
самосовершенствование.

Умение оценивать себя.

Умение оценивать результат учебной деятельности.



7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!