СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе "Утро, изменившее жизнь" ("После бала")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе "Утро, изменившее жизнь" ("После бала")»

Урок литературы в 8-м классе на тему: "Утро, изменившее жизнь" (Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа Л.Н.Толстого "После бала")










Учитель: Щербина Е. К.

























Цели и задачи:

  1. Раскрыть особенности рассказа и писательский замысел;

  2. Понять идейное содержание рассказа;

  3. Увидеть взаимосвязь формы и содержания произведения;

  4. Проанализировать контраст как основной художественный прием рассказа;

  5. Показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;

  6. Провести наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата;

  7. Работа по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции;

  8. Раскрыть гуманистический пафос рассказа “После бала”;

  9. Сформировать нравственные качества по морально-этическим понятиям;

  10. Развить логику, мышление, умения делать выводы.

ТСО:

Портрет Толстого, иллюстрации к рассказу.Текст рассказа Л.Толстого, сравнительная таблица, словарь Ожегова, распечатанные тесты для учеников.

Методические приёмы: аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов, элементы диспута, тест.



Предварительное задание:

1. Прочитать статью в учебнике о Л.Н.Толстом «Художник, мыслитель, человек»

3. Групповое задание:

-выписать из текста описание бала
-выписать описание сцены наказания
-сопоставить полковника и наказываемого

-составить цветовую и звуковую гамму рассказа





Ход урока

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

Толстой рассказал нам о русской жизни столько же,
сколько остальная наша литература
М.Горький



Ход урока

Слово учителя:

На прошлых уроках мы начали изучение творчества великого русского писателя Л.Н.Толстого, совершили заочную экскурсию по местам, где проживал писатель, а также начали изучение и анализ его рассказа «После бала».

Обратимся к эпиграфу.

-Как вы понимаете смысл высказывания М.Горького?

Учитель:

-Толстой - удивительный человек, он был велик не только как гениальный писатель, но и как человек, как личность. Вся его жизнь - это путь самосовершенствования, поэтому он призывает человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к сознанию нравственной ответственности за свои поступки.

Итак, ознакомившись с рассказом Толстого, мы говорили о том, что автор в своём произведении восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы, что прошлое – с его социальным неравенством, несправедливостью, жестокостью, бесчеловечностью – держит в цепких объятиях Россию и что настоятельно необходимы коренные преобразования и изменения общества.

Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”.

Ученики зачитывают сточки из публицистических сочинений Л. Н. Толстого.

Солдат - бранное, слово в устах нашего народа, солдат - существо, движимое одними телесными страданиями. Солдат - существо грубое, грубеющее еще более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, причин войны и всех чувств человека. Солдат имеет по закону только строго необходимое, а в действительности менее того, чтобы умереть чело­веку сильного сложения,- от голода и холода слабые умирают. Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда - отличие, даю­щее ему право, присуще человеку, - быть не битым по произволу каждого. Вот кто защитник нашего отечества.



Дух угнетения до того распространен в нашем войске, что жестокость есть качество, которым хвастают самые молоденькие офицеры. Засекают солдат, бьют всякую минуту, и солдат не уважает себя, ненавидит начальников, а офицер не ува­жают солдата и наслаждается в присущем каждому человеку чувстве угнетения.



В 1820-х годах семеновские офицеры, цвет тогдашней молодежи... решили не употреблять в своем полку телесного наказания, и, несмотря на тогдашние строгие требования фронтовой службы, полк и без употребления телесного наказания про­должал быть, образцовым...



... Но не тут еще главный вред этого безобразия. Главный вред - в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это безза­коние, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеж­дении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей, правильной жизни. Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей, часто молодых, которые, я сам слыхал, с видом глубокомысленной практической мудрости говорят, что мужика нельзя не сечь и что для мужика это лучше.

Вот этих - то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют... Стыдно! 1895 г.



Учитель:

Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.

Как выражает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем мы и поговорим сегодня.

В рассказе слышна перекличка двух эпох – (1) той, которую непосредственно изобличает Толстой (40-е годы XIX века, время Николая I), и (2) той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку определенных философских, нравственных, социальных вопросов.

Естественно, разбирая рассказ, мы смотрим на героев и события с позиций современных молодых людей.

Обратимся к рассказу Л.Н. Толстого “После бала”.

3. Аналитическая беседа с учащимися с элементами диспута.

Учитель:

1. -Обратимся к жанру произведения. Почему этот текст является рассказом?

(В центре повествования одно важное событие из жизни героя, текст небольшой по объёму).

( Отвечает ученик).

2. - Какую особенность композиции мы с вами уже заметили?

(Рамочная композиция, “рассказ в рассказе”. Рассказчик вспоминает события 40-летней давности, автор соединяет прошлое и настоящее героя.)

3. -Какое событие описано?

(Потрясение героя от увиденного после бала)

4. Его сюжет не сложен: Каков он? (отвечает ученик)

Молодой человек охладел к любимой девушке после того, как увидел ее отца, полковника, распоряжающимся жестким наказанием солдата.

5. - Но как построен рассказ? На сколько частей условно можно разделить рассказ?

(Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего прошлое. Из короткого вступления мы узнаем, что этот человек уважаем всеми, обладает богатым жизненным опытом. У читателя возникает особое доверие к герою.)

А обещание Ивана Васильевича поведать об одном утре, от которого переменилась вся его жизнь. Заставляет читателя с интересом и вниманием следить за дальнейшим повествованием.

Мы улавливаем деление рассказа на две, правда, неравные по объему, части.

Вывод: Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов:

Но интересно и настроение самой истории, поведанной Иваном Васильевичем, в чем её особенность?

(Она делится на две части, контрастные между собой).

используется контраст как прием)

6. - Что мы называем контрастом?

(Контраст – антитеза - противопоставление. (Контраст - резкая противоположность (Ожегов).

Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т.п. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя)

7. -Что построено на контрасте?

(Описание событий бала и после, психологическое состояние героев)

8. -Для чего здесь используется этот прием?

(Позволяет писателю выявить сущность характеров персонажей и раскрыть противоречия русской действительности)

9. - Почему рассказ, большая часть которого посвящена описанию бала, называется “После бала”?

(События большей важности – происходят после бала)

3. Сравнительная характеристика обстановки, поведения героев на балу и после бала.

10. - Давайте сравним поведение героев на балу и после бала. (Таблица вешается на доску). (Визуальное восприятие).

11. - Какими эпитетами автор рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку, солдат, наказываемого татарина во второй части?

Составление плана сравнительной характеристики.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ:

ВТОРАЯ ЧАСТЬ:

- зала предводителя дворянства;

- описание улицы;

- хозяева бала;

- солдаты;

- Варенька;

- наказываемый;

- полковник;

- полковник;

- Иван Васильевич.

- Иван Васильевич.



Проверка домашнего задания. (Зачитывают дети)

ОБСТАНОВКА

НА БАЛУ

ПОСЛЕ БАЛА

Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно.

В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое, мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.

Таблица вешается на доску.

Учитель:

12. - Что помог передать контраст?

( Эти события противопоставлены друг другу. Светлые радостные краски бала 1 части, беззаботное веселье молодых людей резко оттеняет мрачную картину 2 части.)

Учитель:

А теперь сопоставим полковника и наказываемого.

13. - Сопоставьте полковника и наказываемого по своим записям в тетрадях.

(зачитывают дети)

ПОЛКОВНИК

НАКАЗЫВАЕМЫЙ

Высокий военный в шинели и фуражке.

Идет твердой походкой, уверенный в себе. Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, сморщенное от страдания лицо.

спина его что-то неестественное пестрое, мокрое, красное.

Шел твердой, подрагивающей походкой.

Дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед…

Румяное лицо и белые усы и бакенбарды.

Сморщенное от страдания лицо.

Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура.

Спотыкающийся, корчащийся человек.

Учитель:

14. -Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

( Контрастное изображение героев помогло передать перелом в душе рассказчика)

Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.

Учитель:

15. -Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала в истинном свете.

16. -Как вы думаете, так ли это?

( Полковник убежден, что делать надо «все по закону». Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в какой-то мере объясняет мотивы его поступков.)

Учитель:

17. - А теперь обратим внимание на цвета в рассказе.

18. - Какую цветовую гамму использует Л. Толстой для изображения сцены бала?

( группа читает по домашней таблице.)

Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее “сияющее, разрумянившееся лицо с ямочками и ласковые, милые глаза”.

Отец Вареньки – красивый, статный свежий с белыми усами, белыми бакенбардами с блестящими глазами, радостной улыбкой, широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.

Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженным умилением.

Учитель:

19. Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать?

(Добро, свет, чистота, мечта, идеал.)



Учитель:

20. - Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой воспринимает “с восторженным умилением”? (Влюбленность, возвышенные чувства, близость любимой, молодость, красота).

Учитель:

21. А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде.

(2-я группа читает по домашней таблице.)

Учитель:

22. Что-то большое черное – Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова? (тревога, предупреждение).

23. Черные люди - что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном? Мы увидим, чем заняты военные?

(Они наказывают человека.)

Учитель:

24. - Что они ему несут?

(Боль, страдания, муку.)

Учитель:

25. Какие еще цвета присутствуют в эпизоде? (красный, белый)

Учитель:

26. Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскал белых зубов). Что спрятано за этими словами? (мука, боль)

Учитель:

27. На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Давайте обратимся к тексту. У нас прозвучал отрывок, описывающий бал, а теперь послушаем сцену из второй части.

(Таблица вешается на доску)

28. Учитель: Автор помогает читателю не только увидеть, но и услышать происходящие события.

(Дети по домашней таблице читают характеристики звукового фона повествования.)

(На балу слышатся звуки вальса и мазурки, а после бала – звуки барабана и флейты)

29. Учитель:

Шлепая ногами по снегу, сильно шлепнул по спине.

30. Почему автор выбрал одинаковый глагол?

Учитель:

31. Я вас возвращаю к нашему вопросу: как, за счет чего, на чем построен контраст эпизодов? (цвет, звук)

32. Что помогают нам понять, почувствовать цвет и звук? (эмоциональную атмосферу, настроение)

33. Зачем нужен контраст? Кто наблюдает оба эпизода? Что происходит с героем? Как меняется состояние героя?

(Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя.)

Учитель:

34. Обращаемся к тексту. Найдите подтверждение нашим словам. Какие чувства пришли на смену восторгу, умилению, счастью?

Дети:

(цитата) стыд и ужас.



Учитель:

35. А теперь посмотрите, в какой момент Толстой говорит об изменившихся чувствах? После чего в душе героя нарастает стыд и ужас?

(Сцена с полковником.)

Учитель:

36. За что полковник Б. бил солдата по лицу?

(За то, что тот слабо ударил татарина.)

Учитель:

38. Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах?

(Надевал перчатку для танца с Варенькой.)

Учитель:

39. Вспомните, что полковник при этом говорил?

(“Надо всё по закону”.)

Учитель:

40. Толстой использует прием зеркального отражения: полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова “надо все по закону”.

41. По какому “закону” живет полковник? По какому “закону” он отхлестал солдата по лицу?

(По закону военной жизни.)

Учитель:

42. Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника?

(Жестокость.)

Учитель:

43. Почему же, увидев это, герой передумал быть военным?

(Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд.)

Учитель:

44. Итак, мы с вами разобрались, как изменились взгляды Ивана Васильевича и почему они изменились?

Учитель:

45. Но что-то еще открылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: “Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было”. Иван Васильевич отказался жить по “военным законам” с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон?

(Божеский.)

Учитель:

46. В какой день разворачиваются все события?

(Прощеное воскресенье – Чистый понедельник.)

Учитель:

47. Что за праздник Прощеное воскресенье? (надо всех простить, надо покаяться)

Учитель:

48. Почему понедельник называют Чистым? (человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние)

Учитель:

49. Какая фраза на протяжение всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать?

(“Братцы, помилосердуйте”)

Учитель:

50. Но братцы не милосердовали.

51. Что такое милосердие? О чем просит татарин?

(Милосердие – готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания и человеколюбия.)

Учитель:

52. И только два человека услышали эти мольбы. Кто они?

(Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан.)

Учитель:

53. Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день? Как надо учиться жить?

(По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

4. Обобщение.

1. - Почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам?

2. -Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом.

( Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)

3. - Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?

4. - Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?

5. - Почему Иван Васильевич отказался от государственной службы? Прав ли он был, по-вашему?

6. - Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке?

( Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу.)

7. - Почему Толстой противопоставляет друг другу две части рассказа и в описаниях употребляет контрастные краски?



V. Выводы

Учитель:

А сейчас, заканчивая урок, давайте подведем итог: какую проблему мы попробовали на уроке решить?

Дети:

Это утро Чистого понедельника изменило всю жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю ее жестокость, увидел фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам. Этот смысл Толстой передает с помощью различных художественных средств.(антитеза, эпитеты, приём контраста)

Заключение

Значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?

Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.

Мы изучили содержание, структуру и художественные особенности, мы увидели в Иване Васильевиче отчасти самого автора, в его извечном и отчаянном стремлении найти, наконец-то, “зеленую палочку” и уничтожить все зло в людях…

Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью. На уроках литературы, изучая произведения, будем находить мирные пути решения конфликтов.



Закрепление. Тест. ( распечатано на каждого ученика)



VIII. Домашнее задание: Ответить на вопросы теста.





























Тест по рассказу Л. Н. Толстого «После бала» 8 кл.

1. Жанр произведения:

А) очерк Б) повесть В) рассказ

2. Каков тип композиции рассказа:

А) рассказ в рассказе Б) повествование от первого лица

В) последовательное авторское изложение рассказа

3. Раскрытию идеи произведения помогает:

А) антитеза Б) гипербола В) олицетворение

3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

А) отчуждение Б) возмущение

В) восторг Г) пренебрежение

4. Произведение заставляет задуматься о:

А) судьбе полковника
Б) личной ответственности человека за жизнь общества
В) любви Ивана Васильевича

5. Тема произведения:

А) рассказ о полковнике
Б) показ николаевской эпохи
В) повествование о любви Ивана Васильевича

6. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

А) автор показывает двуличие героя
Б) на балу надел «маску» добропорядочности
В) полковник выполняет свои обязанности

7. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

А) он утверждает идею Л.Н.Толстого « непротивление злу насилием»
Б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей
В)понимает необходимость « изменения жизненных условий» для « изменения взглядов человека»

8. Что можно сказать о жизненной позиции Л.Н.Толстого:

а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности
б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей
в) призывает бороться с произволом

9. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

А) важность судьбы героя после бала

Б) особое значение сцены расправы с солдатом В) важность утра, следующего за балом


































ЦВЕТОВАЯ ГАММА


На балу

После бала

Блестящие глаза (Вари)

Белые плечи жены камергера.

Варя в белом платье, розовый пояс, белые перчатки, белые башмачки, белые атласные ножки.

Полковник с серебряными эполетами, с белыми усами, румяное лицо, блестящие глаза, белые бакенбарды.

Что-то большое, чёрное.

Много чёрных людей.

Солдаты в чёрных мундирах.

Румяное лицо и белые усы, бакенбарды.

Оскаливая белые зубы.

Спина наказываемого – что-то пёстрое, мокрое, красное.

Красная спина татарина.







































19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!