СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе в 11 классе . В.В. Маяковский

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе в 11 классе . В.В. Маяковский»

МБОУ Петровобудская средняя общеобразовательная школа



Конспект урока по литературе в 11 классе.













Подготовила: Мухина Е.Н.




13.12.2018года

В.В.Маяковский: судьба и творчество. Дооктябрьская лирика поэта.

Цели урока: 

Обучающие : обучение работе с поэтическим текстом (Дать представление о раннем творчестве Маяковского, показать новаторский характер поэтики Маяковского, познакомить с биографией поэта. Обучать анализу поэтического текста, совершенствовать навыки синтеза и обобщения, вычленения главного.)

Развивающие: формирование речевых, интеллектуальных и практических умений.

Воспитательные: развитие чувства прекрасного, чувство гордости за свой язык (Воспитывать способность к коллективному рассуждению, культуру общения, культуру речи.)

Оборудование урока: доска, фотографии В. Маяковского, тексты произведений.


Тип урока: 

Комбинированный урок.



Ход урока.

  1. Организационный момент. (1 минута)

  2. Подготовка к восприятию, выступление с докладом ученика. (7 минут)

  3. Воспроизведение произведения. (10 минут на все)

  4. Выявление первичного восприятия. (8 минут)

  5. Анализ. (15 минут)

  6. Итоги.(2 минуты)

  7. Домашнее задание.(2 минуты)


Эпиграф:

Я хочу быть пОнят моей страной,

а не буду пОнят, -

что ж,

по родной стране

пройду стороной,

как проходит

косой дождь!

В.В.Маяковский


  1. Организационный момент:

Приветствие.


2. Подготовка к восприятию

Сегодняшний наш урок будет посвящен яркой личности, оставившей видный след в истории русской литературы. Его имя хорошо известно вам с детства хотя бы по таким строкам:

Крошка сын к отцу пришел 
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»

Вы, конечно же, догадались , что эти строки принадлежат Владимиру Владимировичу Маяковскому.

“Что такое хорошо и что такое плохо”, “Кем быть”.

Какие произведения Маяковского известны вам из школьной программы? «Хорошее отношение к лошадям”, “Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче». Значит тема урока

Сформулируем цели и задачи урока познакомить с биографией поэта

Дать представление о раннем творчестве Маяковского, показать новаторский характер поэтики Маяковского. особенности ранней лирики поэт

Просмотр кадров кинохроники «Маяковский читает свои стихи»

Задание: (индивидуальная работа) учащиеся записывают свой ассоциативный ряд к слову «Маяковский»

Работа в парах: объедините слова-ассоциации, выделяя те, которые повторяются у вас.

Зачитываются слова-ассоциации, обращается внимание на часто встречающиеся слова (эти слова записываются на одной стороне доски). Делается вывод, с какими словами, понятиями, явлениями, настроениями ассоциируется у учащихся В.В.Маяковский.

Особенности лирики Маяковского: (Ассоциации)

- необычные образы, форма, графика стиха, поэтическая новизна;

- видит мир в красках, в веществе, в плоти, соединяет несоединимое;

- его поэтический мир ярок, резок, экзотичен;

- за резкостью скрывается глубокая лирика;

- в стихах звучит идея жертвенности, служения людям, искусству).

Итак, тема урока – В.Маяковский – В.В.Маяковский: судьба и творчество. Дооктябрьская лирика поэта.

В мировой поэзии XX века В.Маяковскому принадлежит исключительная роль. Маяковский вошел в литературу как поэт-трибун, как «агитатор, горлан, главарь». Он действительно шагнул к нам «через лирические томики, как живой с живыми говоря».

Владимир Владимирович Маяковский прожил сложную жизнь. Умел идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, он был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность.

Он первым из поэтов XX столетия отдал свой могучий талант революционному обновлению жизни, начатому Великим Октябрем. В наши дни при диаметрально противоположной оценке этого переломного события истории видны глобальные масштабы совершенного им подвига. Слияние поэзии Маяковского с социалистической революцией свершилось, в частности, потому, что он уже до Октября обладал редкостным поэтическим талантом и участвовал в освободительной борьбе.

Давайте послушаем сообщение.

Детство и юность
Родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец — дворянин, служил лесничим, предки — из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902—1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г.).
В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами, увлекается марксистской литературой, вступает в начале 1908 г. в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал тетрадь стихов (1909), которая была отобрана надзирателями; с нее поэт исчислял начало своего творчества. После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу, чтобы "делать социалистическое искусство". В 1911 г. Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Д. Бурлюком, организатором футуристической группы "Гилея", который открывает в нем "гениального поэта". Через три года, в феврале 1914, Маяковский вместе с Бурлюком был исключен из училища за публичные выступления.

 В 1915—1917 гг. Маяковский проходит военную службу в Петрограде в автошколе. 17 декабря 1918 г. поэт впервые прочел со сцены Матросского театра стихи "Левый марш (Матросам)". В марте 1919 г. он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты ("Окна РОСТА"). В 1919 г. вышло первое собрание сочинений поэта — "Все сочиненное Владимиром Маяковским. 1909-1919". В конце 10-х гг. Маяковский связывает свои творческие замыслы с "левым искусством", выступает в "Газете футуристов", в газете "Искусство коммуны".
  Футуризм Маяковского с самого начала и до конца дней поэта имел романтический характер. Маяковский и в советское время оставался футуристом, хотя и с новыми свойствами: "комфутом", то есть коммунистическим футуристом, а также руководителем ЛЕФа (Левого фронта искусств) (1922—1928). В 1922—1924 гг. Маяковский совершает несколько поездок за границу — Латвия, Франция, Германия; пишет очерки и стихи о европейских впечатлениях: "Как работает республика демократическая?" (1922); "Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)" (1923) и ряд других. В Париже поэт будет и в 1925, 1927, 1928, 1929 гг. (лирический цикл "Париж"); в 1925 г. состоится поездка Маяковского по Америке ("Мое открытие Америки"). В 1925—1928 гг. он много ездит по Советскому Союзу, выступает в самых разных аудиториях. В эти годы поэт публикует многие из тех своих произведений: "Товарищу Нетте, пароходу и человеку" (1926); "По городам Союза" (1927); "Рассказ литейщика Ивана Козырева..." (1928).
  Исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль своего рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия "Владимир Маяковский" (1913), первым актом стали поэмы "Облако в штанах" (1914—1915) и "Флейта-позвоночник" (1915), вторым актом—поэмы "Война и мир" (1915— 1916) и "Человек" (1916—1917), третьим актом — пьеса "Мистерия-буфф" (первый вариант—1918, второй—1920— 1921) и поэма "150 000 000" (1919— 1920), четвертым актом—поэмы "Люблю" (1922), "Про это" (1923) и "Владимир Ильич Ленин" (1924), пятым актом—поэма "Хорошо!" (1927) и пьесы "Клоп" (1928—1929) и "Баня" (1929—1930), эпилогом—первое и второе вступления в поэму "Во весь голос" (1928—1930) и предсмертное письмо поэта "Всем" (12 апреля 1930 г.). Остальные произведения Маяковского, в том числе многочисленные стихотворения, тяготеют к тем или иным частям этой общей картины, основу которой составляют крупные произведения поэта.
  Художественный мир Маяковского являет собою синтетическую драму, которая включает в себя свойства разных драматургических жанров: трагедии, мистерии, эпико-героической драмы, комедии, райка, кинематографа, феерии и т. д., подчиненных основному у Маяковского — трагическому характеру его главного героя и трагедийной структуре всего его творчества. Следует заметить, что не только его пьесы, но и поэмы по-своему драматургичны и чаще всего трагедийны

Творческий дебют Владимира Маяковского был непосредственно связан с художественной практикой и выступлениями русских футуристов. Как всякий большой художник, он пришел в искусство с заявкой нового зрения. Причем заявка была демонстративной, а жажда незнаемого, эпатаж — по-мальчишески вызывающими. Поэтому, читая в классе самые ранние стихи Маяковского «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Нате!», «Адище города» и другие, можно захватить юношеское воображение мгновенно, без специальных разысканий «в курганах книг, / похоронивших стих
 Неустроенный, он ненавидит быт, всегда для него мещанский («Желудок в панаме!»), бедность прикрывает экстравагантной «кофтой фата», душевную слабость и ранимость — резкостью жестов и нагловатостью.

Давайте вспомним что такое футуризм  
Сообщение ученика (иллюстрируется слайдами презентации):

Футуризм (от лат. Futurum- будущее) возник почти одновременно в Италии и России. Впервые русский футуризм проявил себя публично в 1910 г., когда вышел первый футуристический сборник «Садок судей» (его авторами были Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский). Вместе с В.Маяковским и А.Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку поэтов «Гилея».

Футуризм претендовал на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. В своем эстетическом проектировании футуристы опирались на новейшие научные и технологические достижения. В программном манифесте «Пощечина общественному вкусу» (декабрь 1912 г.) Велимир Хлебников писал: «Только мы – лицо нашего Времени…Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности».

Основные идеи футуристов:

  • отрицание культурного наследия;

  • отрицание исторического опыта;

  • культ техники, индустриальных городов;

  • отрицании гармонии как принципа искусства;

  • словесные деформации, интерес к неологизму, к игровому началу;

  • пафос эпатажа.



Футуристы хотели максимально приблизить искусство к пониманию народа, для чего нужно было создать принципиально новую поэзию с точки зрения как содержания, так и формы).
Газета того времени описывала одно из выступлений футуристов: «Занавес раскрывается. На сцене сидят три «пророка» в шутовских нарядах. В середине Маяковский в желтой кофте, черном галстуке, с цветком в петлице. По одну сторону – Бурлюк – в грязно-сером сюртуке, щеки и лоб его расписаны синей и красной краской. По другую – Каменский, в черном плаще с блестящими звездами и аэропланом на лбу. Сим странным способом этот господин, очевидно, желает сообщить публике, что он не только сочиняет стихи, но и водит самолеты….. Крики, свист, аплодисменты»)

Но что же толкнуло Маяковского к футуристам?

  1. (Ему нравился «бунт» футуристов против мещан и обывателей, и Маяковский определил свою задачу как поэта: «Хочу делать социалистическое искусство».

  2. Дореволюционное творчество Маяковского, по его признанию, было периодом «овладения словом, поиска своего стиля, своей формы выражения». Ведь среди футуристов были поэтически одаренные люди (Хлебников) с обостренным чувством слова. Творчество Маяковского — это поиск образной силы слова, глубина смысла. )

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку «Я хочу быть понят своей страной». Так писал В.В. Маяковский в своем стихотворении. Не «признан», не «отвергнут», а именно «ПОНЯТ». И это было желанием всей его жизни. Давайте попытаемся выполнить это пожелание поэта – понять его.

- Кто же он, лирический герой поэзии В. Маяковского? Чем так поражали современников стихи поэта?

- «Искусство должно будить и будоражить!» – провозглашали футуристы. Таковы ранние стихотворения Маяковского, в которых поэт неоднолинеен и потому порой трудно объясним. И тем не менее попробуем с позиции сегодняшнего читателя вдуматься в те проблемы, которые волнуют совсем молодого поэта, в те противоречия, которые раздирают его душу.

  1. Воспроизведение произведения.


Читаем стихотворение «А вы могли бы ?» 1913г.(читает учитель или подготовленный ученик).

А вы смогли бы?

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?


1913 Анализ стихотворения «А вы могли бы?» (запись на доске)

Как построено это стихотворение? (Стихотворение построено на смелых сопоставлениях). Какова их роль в произведении? (В раскрытии его идейного содержания)

«Я показал на блюде студня косые скулы океана»
«На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ»

  1. Чем необычны эти сопоставления? (Эти сопоставления необычны, даже парадоксальны, но чем необычнее эти сопоставления, тем ярче подчеркивают они контрастность сугубо будничного, прозаичного прошлого и мечты поэта, устремленной к прекрасному «океану» жизни).

  2. Попробуйте определить главную тему творчества поэта? Так уже в одном из первых стихов Маяковского намечена главная тема его творчества: «Я» и «Мир» - главное «Я» поэта... А мир — это те, кто никогда не поймет поэта, кто навсегда окажется в плену пошлости жизни, кто никогда не увидит «на блюде студня косые скулы океана», для кого водосточные трубы не запоют, подобно флейте.

  3. Где в стихотворении звучит противопоставление поэтической чуткости и эстетической глухоты? ( Звучит в последних строчках: А вы

Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?)

Словарная работа (работу со словарём в течение урока могут выполнять один ученик или группа учащихся и озвучивать её для класса с последующей демонстрацией слайдов):

Ноктюрн – небольшое лирическое музыкальное произведение.

Студень – желе, холодец.

- Что такое будни?

- Какое слово встречается в тексте три раза? (местоимение «я»).

- Какое местоимение противопоставляется местоимению «я»? (вы).

- Давайте предположим, какие слова определяют жизненную позицию героя? (краска, ноктюрн, флейта – творческие). А позицию «вы»? (карта, блюдо, студень – бытовые.

- Какой смысл скрыт в метафоре карта будней? (Аналогия с географической или исторической картой, где всё уже открыто, давно известно и изучено, а потому надоело, набило оскомину, вызывает только скуку).

- Как взаимодействуют лирический герой и будни? (Героя не устраивает будничная, заурядная, наполненная ежедневной суетой, знакомая до мелочей, однообразная жизнь. Его манит к себе неизведанное, масштабное, неоткрытое. Это герой-бунтарь, ищущий, мятущийся, неудовлетворённый. Кстати, при всей фантастичности нарисованная В. Маяковским картина перекликается с вполне реальной историей, которая произошла несколько десятилетий спустя с другим русским поэтом. Он заканчивал вуз, чтобы получить техническую специальность. Целую ночь он корпел над чертежами для дипломной работы, а под утро залил тушью готовые чертежи. Он ушёл из вуза и стал великим актёром и поэтом. Этим человеком был Владимир Высоцкий ).

- Отметьте в стихотворении метафоры. Какие вещи в них сопоставляются? В чём необычность этих метафор? Чем они поражают? (Карта будней, косые скулы океана на блюде студня, флейта водосточных труб).

Делаем вывод: метафоры в стихотворении В. Маяковского построены на сближении, казалось бы, несопоставимых, далёких друг от друга вещей, явлений, в которых трудно найти сходство. Стихотворение как бы зашифровано и нуждается в разгадывании.

- Как достигается масштабность картины, громадность образов? (Гиперболы: флейта – из водосточных труб, сквозь студень на тарелке виден океан).

Ещё один вывод: поэтическим образам Маяковского присущи размах, «масштабность». Это достигается за счёт использования метафор.

-Какие образы вы нашли в этом стихотворении?

(Серые будни раскрасил краской, косые скулы человеческого лица при движении напоминают морские волны, водосточные трубы похожи на флейту – они звучат при ветре, становятся частью «музыки большого города»)

-В чем состоит конфликт поэта с окружающим миром? Какова роль метафоры в оформлении этого конфликта?

(Окружающий поэта-футуриста мир не соответствует его представлениям. Он, во-первых, будничный. Героя окружают пошлые предметы быта, «блюдо-студня» из их числа, эта еда фигурирует как мещанская в поэзии Маяковского. Вывеска рыбного магазина («жестяная рыба») создает урбанистическую картину города. Водосточная труба завершает картину мира вещей, противопоставленного человеку. Поэт-футурист, в отличие от символиста или романтика, не уходит в мир мечты. Он пытается окружающий мир преобразовать).

- Обратите внимание на лексику. В чем особенность?

(разностилевые слова: зовы, ноктюрн, флейта – стакан, студень, водосточные трубы. Уподобление грубо-поэтической «водосточной трубы» - изысканно-поэтической «флейте» должно шокировать публику, привыкшую отделять язык поэзии от языка улицы. А Маяковский, как говорится в его автобиографии «Я сам», с детства стал «тихо ненавидеть» поэтичность. Своей задачей в поэзии он считал сближение литературы и жизни.

  1. Беседует ли Маяковский в стихотворении с читателем? (В своих произведениях Маяковский беседует с читателем - «А вы можете жить в этом мире?» Многие стихотворения Маяковского построены как разговор с читателем).

Это стихотворение показывает, что даже в первых своих произведениях Маяковский выступает как поэт самобытный, оригинальный.

У него всё зримо, предметно.

Поэт говорит о самых обычных вещах, но в стихотворениях они окрашиваются в новые тона, становятся значительнее и интереснее.

«Я сразу смазал карту будней, плеснувши краску из стакана...»

Читаем стихотворение «Послушайте!» 1914 г.

Послушайте!

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к Богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит —

чтоб обязательно была звезда! —

клянется —

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!


1914

  1. Каким предстает перед читателем лирический герой В. Маяковского? (Лирический герой стихотворения — человек одинокий в жестоком мире буржуазии. Его окружает пошлость и обыденность, но он не радуется пошлости, он ищет «поэзию» в обычном. Ему нужна цель в жизни, его путеводная звезда. Ведь человек не может жить без идеала, без мечты во что - то доброе, светлое, то есть без звезды).

  2. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт? (Но может в окружающем героя мире ничего кроме сытости и богатства не нужно?! И герою страшно за людей. Он как будто говорит: «Люди, не оставляйте ваших звезд, верьте в них, зажигайте их... Звёзды не сами появляются на небе, их зажигают, потому что они нужны людям. Звёзды освещают путь человека». Звезда — метафора. Поэт использует прием градации. Градация — это постепенное нарастание и высказывание интонаций. Прием анафоры — повторение одинаковых слов в начальных строках стихотворений. Повторение слов более 5 раз - автор хочет передать свою торопливую, как бы прерывающуюся от волнения речь. Здесь беспокойство, нетерпение и трепетное ожидание).

(В сравнении с задорным выкриком «А вы могли бы?» в «Послушайте!» совсем другая, проникновенная, исповедальная, даже просительная интонация. Мы впервые слышим поэта, который не боится показаться беззащитным, он обращается к людям, которые его понимают. Прихотливая строфика этого стихотворения доносит до читателя прерывающийся голос, волнение лирического героя. В просьбе «чтоб обязательно была звезда» - детскость, наивность).

- Какова логика этого стихотворения, его, так сказать, «поэтическая астрономия»? Почему на небе появляются звезды? Что они значат для лирического героя?

(Художественное мышление раннего Маяковского было поистине космическим, но логика этого стихотворения далека от реальной астрономической – на небе появляются звезды, потому что кто-то этого очень хотел, просил звезду у Бога и только после появления звезды успокоился. Сюжет этого стихотворения передает страстную борьбу человека за идеал. Существование без идеала, без смысла названо здесь «беззвездная мука». Как бы футуристы ни открещивались от традиционного языка поэзии, идеал в этом стихотворении выражен словом, очень высоко маркированным в классической русской поэзии – «звезда».

- Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения.

(Лирический герой Маяковского активен в отстаивании своих ценностей и поэтому, несогласный с бессмысленным существованием, отсутствием звезд на земле, «врывается к Богу» - ни больше ни меньше. В этом жесте проявляется не столько дерзость и нахальство героя, сколько его гиперболизм, «богоподобие», герой ощущает себя равным Богу. Но при этом герой признает Бога началом всего и целует его «жилистую руку» -руку творца. Это искренний жест – герой при этом «плачет», «просит», «клянется» - и мы верим, что он действительно «не перенесет эту беззвездную муку». Притом оказывается, что надо с этой гигантской просьбой явиться вовремя, и герой «боится, что опоздал» - эта фраза передает неимоверное напряжение нервов героя, добывающего звезду для себя и для людей. Бог внял этому максимализму – и на небе появилась звезда. И только после этого герой наружно успокоился, ему стало «не страшно», хотя он остался тревожным – эта тревога от боязни за свой идеал. Герой стихотворения противопоставлен людям, для которых звезда – это «плевочки», а не «жемчужина», для которых вовсе не обязательно, «чтобы они были»).

Прочитаем стихотворение «Нате!» 1913 г.

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я — бесценных слов мот и транжир.


Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.


Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.


А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется — и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я — бесценных слов транжир и мот.


1913

  1. Почему поэт резок в выражение своих чувств? (Предельная резкость мыслей, выражающая возмущение, негодование поэта, его ненависть, презрение к душевно опустошенным людям, не понимающим искусства, сделала его предметом праздного любопытства. Ему хочется встряхнуть этих людей, пробудить их от спячки своим дерзким словом.)

  2. Использует ли в этом стихотворении поэт метафоры? (Метафоры — переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту. Да, колоритные и смелые метафоры, Маяковский — король метафор. Какой доброжелательной фантазией нужно было обладать, чтобы создать такие образы )

  3. Проследите изменение мироощущения Маяковского на примере этих трех стихотворениях . (В стихотворении «А вы могли бы?» основное место занимают страдания поэта; враждебный мир еще только намечен. А в стихотворении «Нате!» - главное уже, разоблачение мещан. Ничтожные людишки торжествуют, хохочут; здесь уже протест поэта приобретает резкий социальный смысл. Но, конечно, в 1913г. Маяковский считает себя еще убежденным, вольнотворящим футуристом. Ни один журнал, ни одно издательство не печатает его).

Итоги:

А.Фадеев писал: «Маяковский любил поиграть со словом. Даже в самых крупных вещах видна эта могучая игра со словом. Но никогда в своих вещах Маяковский не подчинял идейное содержание пустой игре со словом. Наоборот, в том и состояла его огромная сила и мощь, что он умел совершенно неожиданной игрой слов наиболее точно, совершенно, подчеркнуть ту или иную мысль, создать образ».

Есть ли вопросы? Составить синквейн о Маяковском.

Сильная личность

Одинокий. Дерзкий

Пишет протестует удивляет

Такой не понятый, способный перевернуть мир

Маяковский.


Особенности лирики Маяковского:

- необычные образы, форма, графика стиха, поэтическая новизна;

- видит мир в красках, в веществе, в плоти, соединяет несоединимое;

- его поэтический мир ярок, резок, экзотичен;

- за резкостью скрывается глубокая лирика;

- в стихах звучит идея жертвенности, служения людям, искусству).

- Назовите основные темы ранних произведений поэта. (Основной темой ранних произведений является тема трагического одиночества, проблема непонимания поэта).

- Каковы важнейшие «эмоциональные ощущения» раннего Маяковского? (Важнейшие эмоциональные ощущения раннего Маяковского – боль, страдание; они возникают от столкновения поэта с окружающим миром. Несовершенство жизни, несовершенство человека приводит лирического героя Маяковского в отчаяние).

- Каким настроением проникнуты стихотворения? (Ранней лирике Маяковского свойственен дух бунтарства и эпатажа).

- В чём проявилось новаторство Маяковского? (Новаторство проявляется и в построении произведения, и в создании рифмы, и в использовании средств художественной выразительности и авторских неологизмов…).


Домашнее задание:Открываем дневники, записываем домашнее задание.

2. Выучить одно из них наизусть. чит. поэму «Облако в штанах»













12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!