СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе в 8 классе по теме "Система образов в ром ане А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока включает в себя схематический материал в виде таблицы. Это тпозволяет наглядно увидеть все образы романа.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе в 8 классе по теме "Система образов в ром ане А.С.Пушкина "Капитанская дочка"»

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»:
СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА


Основное содержание урока
Система образов романа. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича. Композиционный смысл сопоставления Петра Гринёва со Швабриным и Савельичем.

Основные виды деятельности.
Различные виды пересказов. Характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа. Сопоставительная характеристика героев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Система образов романа

С а м о с т о я т е л ь н а я  р а б о т а:


— Выпишите имена героев романа и попытайтесь объединить их в систему образов.

— Рассмотрите примерную схему «Система образов романа “Капитанская дочка”»:



— Обозначьте стрелками взаимосвязи героев. Укажите, в каких эпизодах эти связи осуществляются. Дополните схему именами неназванных персонажей (работа может быть завершена дома).

II. Швабрин — антигерой
Групповая работа:

Группа 1. Главы III и IV.


Расскажите о характере и поступках Швабрина с момента его первого появления до ранения Гринёва.

Почему первая информация о Швабрине негативная?

Какие детали в облике Швабрина отметил Гринёв?

Как Швабрин объясняет причину дуэли и как это его характеризует?

Что явилось истинной причиной дуэли Гринёва и Швабрина?

Как характеризует Швабрина финал дуэли?

*Предположите, почему автор делает так, что на дуэль вызывает противника не Гринёв, а Швабрин.

Группа 2. Главы VII, IX, X.

Расскажите о Швабрине, перешедшем на сторону Пугачёва. Предположите, почему Швабрин перешёл к пугачёвцам: опасаясь собственной смерти, сочувствуя народному восстанию, желая отомстить Мироновым, по иной причине. Обоснуйте свою позицию.

Почему Швабрин вначале не выдал Пугачёву Машу, спрятанную у попадьи?

Каким предстаёт Швабрин в письме Маши Мироновой?

*Какие черты Швабрина характерны для реалистического героя, а какие противоречат принципам реализма?

Группа 3. Главы XII, XIV.

Расскажите о характере и поступках Швабрина в захваченной Белогорской крепости и его дальнейшей судьбе.

Какие оценки дают Швабрину Пугачёв и Гринёв в сцене освобождения Маши?

Почему Швабрин всё-таки открывает Пугачёву, что Маша не племянница попадьи?

Каким Гринёв увидел Швабрина в Казани?

Предположите, почему Швабрин, как и Гринёв, не называет на допросах имени Маши Мироновой (см. ниже: Швабрин (из книги А.Н.Архангельского "Герои Пушкина").

*Прототип Швабрина офицер Шванвич попал к Пугачёву в плен, уклонялся от его поручений, при первой возможности сбежал и явился с повинной. С какой целью Пушкин не придерживается в романе этих реальных фактов, заменяя их вымышленными?

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Почему Швабрин всё время вредил Гринёву?

Предположите, любил ли Швабрин Машу. Обоснуйте свой ответ.

Почему Швабрин делается предателем?

Найдите в «Словаре литературоведческих терминов» понятие антигерой.

АНТИГЕРОЙ — литературный персонаж, представляющий собою наиболее полное воплощение отрицательных черт и качеств.
Например, антигероем русской литературы второй половины XIX в. выступает человек, чье существование бессмысленно, бездуховно или подчинено стереотипам среды и собственным эгоистическим побуждениям.

Какими чертами антигероя обладает Швабрин?

III. Значение образа Савельича

Группа 4. 
Главы I—IV.

Расскажите о поступках Савельича и чертах его характера (с начала романа до сцены дуэли).

Каковы положительные черты Савельича?

Как в отношениях с юным Гринёвым проявляется мудрость слуги?

Какие его черты изображены автором с юмором? Почему?

*Чем Савельич напоминает Санчо Пансу, героя романа Сервантеса «Дон Кихот»?

Группа 5. Главы V, VII, IX.

Расскажите о поступках Савельича во время захвата Белогорской крепости.

Чем можно объяснить покорность Савельича и его беззаветную преданность Гринёву?

Как в письме Савельича показано, что он имеет чувство собственного достоинства?

Как ведёт себя Савельич, когда Пугачёв хочет повесить Гринёва?

*Докажите, что сцена помилования Гринёва за миг до казни является «зеркальным» отражением сцены на постоялом дворе, когда Петруша жалует вожатому заячий тулупчик.

Какие чувства вызывает сцена чтения «реестра барскому добру, раскраденному злодеями»? Как составление этого реестра характеризует Савельича?

Группа 6. Главы XI, XIII.

Расскажите, как Савельич сопровождал Гринёва в его поездке в Белогорскую крепость с Пугачёвым.

Как характеризует Савельича его стремление быть с Гринёвым даже в опасные моменты жизни?

Почему Савельич соглашается сопровождать Марью Ивановну к родителям Петруши, а затем верно служит невесте Гринёва?

Каково авторское отношение к Савельичу?

*Как в этом образе отразилась пушкинская концепция народа и народного мнения?

IV. Композиционный смысл сопоставления Петра Гринёва со Швабриным и Савельичем

Практическая работа.
Составление планов
«Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина» и «Сравнительная характеристика Гринёва и Савельича»

по плану характеристики литературного героя (см. урок 13).

Вариант 1.
Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина
 (образец таблицы):

ТАБЛИЦА
Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина

Основания для сопоставления: общность

Гринёв

Швабрин

Близки по возрасту, дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову, невольные участники Пугачёвского восстания

Основания для сопоставления: различия

Гринёв

Швабрин

Прошлое героев

         

         

Первое появление в романе

         

         

Портреты героев, динамика портретов

         

         

Поступки, отражающие внутреннюю свободу (несвободу) героев

         

         

Черты личности героев

         

         

Динамика (статика) характера героев

         

         

Речевые характеристики героев

         

Оценка героев другими персонажами

         

         

Авторское отношение к героям

         

         

В ы в о д

         

         



Вариант 2.
Сравнительная характеристика Гринёва и Савельича
 (образец таблицы):

ТАБЛИЦА
Сравнительная характеристика Гринёва и Савельича

Основания для сопоставления: общность

Гринёв

Савельич

Преданы друг другу, способны к взаимопомощи и поддержке, обладают высокими моральными и нравственными качествами (добротой, искренностью, верностью долгу, чувством чести, неспособностью к предательству и др.) и внутренней свободой личности, невольные участники Пугачёвского восстания

Основания для сопоставления: различия

Гринёв

Савельич

Прошлое героев

         

         

Первое появление в романе

         

         

Портреты героев, детали портретов

         

         

Поступки, отражающие внутреннюю свободу героев

         

         

Черты личности героев

         

         

Динамика (статика) характера героев

         

         

Речевые характеристики героев

         

         

Оценка героев другими персонажами

         

         

Авторское отношение к героям

         

         

В ы в о д

         

         



И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

С какой целью автор вводит в роман не только героя — Гринёва, но и антигероя — Швабрина?

Как в образе Савельича отразились авторские представления о лучших качествах русского народа?

Домашнее задание

Составить письменную сравнительную характеристику Гринёва и Швабрина (или Гринёва и Савельича).

Подготовить выборочный пересказ эпизодов, связанных с образами Маши и её родителей (главы III—VI, X, XII—XIV).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!