СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению: "К.Паустовский .Барсучий нос. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Обеспечение целостного восприятия и понимания текста.

Развивать умение выделять главную мысль, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обобщать, сравнивать, делать выводы. Развивать познавательный и читательский интерес.

Воспитывать любовь к природе.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению: "К.Паустовский .Барсучий нос. "»

Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "К.Г. Паустовский. «Барсучий нос»"

Цели:

Обеспечение целостного восприятия и понимания текста.

Развивать умение выделять главную мысль, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обобщать, сравнивать, делать выводы. Развивать познавательный и читательский интерес.

Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: проектор, ноутбук, карточки, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация  знаний.

-Посмотрите внимательно на слайд и скажите, о ком сегодня мы будем говорить на уроке? (О барсуках)

-Как называется раздел, которую мы начали на прошлом уроке?

-Как по-другому можно назвать этот раздел? «Братья наши меньшие»

-Почему мы их так называем? (Потому что они тоже являются частью природы)

 III. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы проанализируем рассказ «Барсучий нос» К.Г. Паустовского и составим план этого рассказа. Но пере этим давайте вспомним, кто такие барсуки?

По плану

1. Барсук - это.. (Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр)

2. Чем питается барсук? (Питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых. До холодов барсук должен успеть накопить жирок. Иногда он к зиме увеличивает свой вес почти в два раза! Эти запасы жира ему просто необходимы. Ведь он всю зиму спит в своей глубокой норе.)

Дополнение учителя

- Барсук - аккуратный и чистоплотный зверь. Он регулярно выносит из норы подстилку - сухие листья, траву, мох. И все это заботливо проветривает и просушивает на солнышке. В чистой, сухой и теплой норе рождаются барсучата - слепые и беспомощные. Мама греет их, кормит молоком. И выносит "позагорать" на солнышко.

IV. Сообщение темы и целей урока.

- А сейчас мы продолжим знакомство с произведением замечательного писателя К.Г.Паустовского, который завещал нам учиться у героев книг любить нашу землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её язык и искусство. (На экране портрет писателя)

- Какие произведения К. Паустовского вы читали? (выставка книг)

V. Словарная работа.

- Перед тем как приступить к чтению постарайтесь объяснить значение следующих слов значения следующих слов: вереск, деготь, чёлн, , пуд.

VI. Изучение нового материала.

  Просмотр диафильма 1-ой части. Осенняя рыбалка на озере.

  -Автор использует приём сравнения и олицетворения.

- Что с чем сравнивает Паустовский? (Воду, казавшуюся чёрной с дёгтем; глаза ершей с маленькими лунами; зубы щуки с иглами).

- Приведите пример олицетворения. (Звёзды шевелились и дрожали)

- Как понимаете, выражение «шевелились и дрожали низкие звёзды". (Наверное шевелились ветки деревьев, сквозь которые были видны звёзды или так казалось от движения воздуха).

– Когда происходят события?

- Какую рыбу ловили рыбаки?

- О чем эта часть? Как её озаглавим? (Осенняя рыбалка на озере)

2. Просмотр диафильма. Ужин у костра

 – Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

- Кто, кроме взрослых был у костра?

- Почему автор много внимания уделяет мальчику?

- Зачитайте, какими словами автор характеризует мальчика?

– Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»?

– Подумайте, о чем эта часть и как мы её озаглавим? (Ужин у костра)

Просмотр диафильма 2-ой части.

-Кто первый обнаружил присутствие маленького зверька?

- Почему барсук прибежал к костру?

- Зачитайте, как вел себя барсук в присутствии людей. (От слов "Через полчаса..." до слов "сделал шаг к картошке")

- Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию?

Работа в парах по карточкам. (Карточки раздать через одну парту)

- С опорой на текст вставить пропущенные слова.

- Зачитать отрывок о том, как было больно барсуку?

1 вариант: Барсук …..и с отчаянным воплем …..обратно в траву. Он ……. и …. на весь лес, ……кусты и ……от негодования и боли.

Зачитать, как повели себя обитатели леса и реки

2 вариант: Без времени … испуганные лягушки, ….птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ….пудовая щука.

– О чём говорится во 2 части Как мы её озаглавим? (3.Барсук у костра)

Просмотр 3-й части.

– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика?

- Из каких строк видно, что барсуку было очень больно? – Зачитайте.

- Какие чувства к зверьку у вас появились?

– О чём говорится в этой части?

– Как мы её озаглавим? (Барсук лечит свой нос)

Просмотр 4-й части.

– Почему автор узнал барсука?

–Как мы озаглавим эту часть? (Встреча через год)

VII. Работа с иллюстрацией в учебнике.

– Найти отрывок к иллюстрации в учебнике

– Придумайте вопросы к этой части.

IX. Итог урока

- От чьего имени идет повествование? (От имени автора. Говорят "от первого лица")

– Если бы автор не пошёл за мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

– Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

- Наблюдательные люди никогда не будут разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать муравейники.

– Какова главная мысль рассказа?

Итак, красота природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

X.Рефлексия. Написать на доске

  • Меня удивило….

  • Мне стало жалко..

  • Мне не понравилось…

  • Меня восхитило…

  • Меня поразило...

XI. Домашнее задание

Пересказать от имени мальчика.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!