СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе А.С. Пушкин “Метель”

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Обобщение знаний по содержанию произведения
  • Научиться анализировать произведение, уметь определить тему, идею, композицию повести.
  • Формирование интереса к анализу произведения.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе А.С. Пушкин “Метель”»

Урок по литературе

А.С. Пушкин “Метель”

Оформление доски.

Александр Сергеевич Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

«Метель»

  1. Портрет А.С. Пушкина.

  2. Иллюстрации.

  3. Рисунки учеников.

  4. Запись литературных терминов.

  5. Эпиграф.


"... И жизнь и слезь! и любовь”

А.С.Пушкин

Лирика - вид художественного произведения, в котором вы­

рожаются мысли, чувства, переживания.

Трагическое - все то, что отмечено крайне острыми столкнове­ниями человека с миром, которые сопровождаются острыми переживаниями, величайшими страда­ниями.

6.Грамзапись романса 1) Глинка “Я помню чудное мгновенье...”

Грамзапись романса 2) Г.В. Свиридов “Иллюстрации к повести

“Метель”.

Есть книги, которые читаются, есть книги, которые изучаются умными людьми, есть книги, которые хранятся в сердце русского человека.

А.Леонов

Да, именно в сердце всего нашего народа хранятся про­изведения А.С. Пушкина и само его имя.

Он родился в канун рождения нового века, уже самим рождением своим открывая прекраснейший, богатейший та­лантами X IX век.

Этот век дал миру величайших художников, композито­ров, актеров, но прежде, чем говорить о любом из них, обра­тимся к началу всех начал - Александру Сергеевичу Пушкину.

Если представить себе нашу литературу, всю культуру нашу огромной системой солнечных светил, то центром и солнцем ее будет великий Пушкин.

«Первой любовью России» - назвал поэта Тютчев.

«Началом всех начал» - сказал о нем Горький.

С самого раннего детства мы соприкасаемся с произве­дениями Пушкина. Сначала это был удивительный волшебный мир пушкинских сказок. Потом нас очаровали его поэтиче­ские строки.

Давайте вспомним полюбившиеся вам стихотворения

  1. «Встает заря во мгле холодной»

  2. «В поле чистом серебрится...»

  3. «Зима! Крестьянин торжествуя...»

Ничто в духовной культуре нашего народа не прошло мимо Пушкина. Его творчество вдохновляло известных поэтов и писателей. Гоголь писал о нем: «Ни одна строка не писа­лась без того, чтобы я не воображал его перед собою».

Талантливые художники Тропинин, Кипренский, Вру­бель создавали прекрасные картины, персонажами которых были герои пушкинских произведений.

П. Чайковский писал: «Пушкин силою гениальности таланта очень часто врывается из тесных сфер стихо­творчества в бесконечную область музыки».

Многие композиторы, вдохновленные талантом Пушкина, сочинили свои бессмертные произведения:

  • Опера Глинки «Руслан и Людмила», «Русалка» А.С.Даргомыжского, «Пиковая Дама» и «Евгений Онегин» П. Чайковского.

  • Послушайте прекрасный романс М. Глинки на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...».

Ранее мы знакомились с лирическими произведениями А.С. Пушкина, но не менее талантливые и его прозаические произведения.

Сегодня мы знакомимся с первым прозаическим произ­ведением А.С. Пушкина. Это сборник небольших повестей, вышедших под одним названием «Повести покойного Ива­на Петровича Белкина».

  • Запишите тему урока.

  • История создания сборника.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» стали образцом той прозы, на которой учились многие русские писа­тели: Гоголь, Тургенев, Чехов.

А вот как оценил это произведение Л.Н.Толстой: «Я с восторгом, мною давно уже не испытываемом, читал это последнее время повести Белкина в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокро­вище. Я на днях это сделал и не могу передать того бла­годатного влияния, которое имело на меня это чтение».

Сегодня мы знакомимся с одной из повестей этого сбор­ника, которая называется «Метель». Но сегодня мы услышим не только строки, написанные великим Пушкиным, но и чу­десную музыку Георгия Свиридова, написанную к драме Пушкина. Я думаю, она поможет вам лучше почувствовать красоту, романтичность этого произведения.

  • Послушайте сообщение (сообщение ученика) «Пушкин в жизни Свиридова»

  • Звучит вальс Свиридова.

Сейчас прозвучал прекрасный вальс Свиридова к повес­ти «Метель». Эта музыка помогла нам воспроизвести в памяти те события, о которых рассказал нам Пушкин. Давайте по­пробуем пересказать содержание повести, но чтобы не сопер­ничать с Пушкиным, замечательным рассказчиком, попробуем передать историю от лица одного из главных действующих лиц. Ведь мы узнали эту историю от стороннего наблюдателя Ивана Петровича Белкина.

  • А как бы эту историю рассказала Мария Гавриловна, не­посредственная участница событий.

( пересказ содержания от имени МГ.)

  • Жанр этого произведения повесть, но очень часто её на­зывают лирической повестью.

  • Давайте вспомним, что такое лирика?

(ученик зачитывает запись на доске).

  • Так можно ли назвать это произведение лирическим?

( да, в ней рассказывается о судьбе влюблённых, об их пе­реживаниях, чувствах.)

  • Давайте послушаем, как точно передаёт душевное со­стояние героев музыка Свиридова, которая ещё раз под­чёркивает, что «Метель» Пушкина - лирическая повесть.

( звучит « Романс» Свиридова).

  • Вы сейчас доказали, что эту повесть можно назвать лири­ческой.

Я думаю, вы сможете определить тему этого произведения.

( тема: рассказ о трагических событиях, которые произошли с молодыми влюблёнными)

  • Мы знаем, что в названии обычно отражается тема про­изведения.

Почему же повесть называется « Метель»?

( то, что метель сыграла роковую роль в судьбе героев, и определило название « Метель»).

Метель это природное явление, которое происходит зи­мой. Во многих своих стихотворениях А.С. Пушкин обраща­ется к этому времени года. Давайте вспомним их:

  • « Зимняя дорога».

  • « Зимнее утро ».

  • Какие чувства у нас вызывают строки стихотворения «Зимнее утро»?

( восторженность, радость, восхищение прекрасным зимним пейзажем).

  • А какие картины возникают в вашем воображении при слове метель? Нарисуйте устно.

(Мне вспомнились строки, которыми начиналось стихотво­рение Пушкина «Зимний вечер»):

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой, вдруг соломой зашуршит,

То как путник запоздалый, к нам в окошко застучит.

  • К сегодняшнему уроку вы подготовили иллюстрации, которые очень хорошо отражают ваши впечатления.

  • А теперь посмотрим, как описывает это состояние приро­ды Пушкин в своей повести.

Зачитайте текст.

(значит. текст: описание метели).

  • Мы сказали, что метель, эта стихия, сыграла роковую роль в судьбах наших героев.

  • Давайте представим душевное состояние не поспевающего к венчанию Владимира, а поможет нам в этом музы­кальная иллюстрация Свиридова «Тройка».(звучит му­зыка).

  • Итак, душевное состояние Владимира.

(рассказ учащихся, с подтверждением текста.)

  1. Сначала Владимир был спокоен, уверен в удаче затеянно­го;

  2. Переживания его нарастают, он начинает беспокоиться.

  3. Отчаяние от безысходности.

  • Как вы считаете, действительно ли были сильными чувст­ва Марии Гавриловны и Владимира Николаевича?

  • Давайте посмотрим, как сам автор относится к роману молодых людей? (зачитать текст). В этих строчках чувствуется лёгкая насмешка автора, которая указывает, что чувства молодых людей не были глубокими.

  • Почему Мария Гавриловна полюбила Владимира?

(Читая французские романы, имея романтическое вооб­ражение, Мария Гавриловна мечтала о любви, о тайных сви­даниях, её душа ждала всех тех чувств, которые описыва­лись в романах. Если бы на месте Владимира оказался кто- то другой, внешность которого также соответствовала об­разу романтического героя, которую рисовало воображение Марии Гавриловны, с интересной бледностью, как говорили барышни, то она, скорее всего, полюбила бы его.)

Да и сам Владимир, которому было приятно, что богатая наследница, руки которой добивались многие соседи, предпо­чла его, бедного прапорщика, ведёт себя легкомысленно.

Такой серьёзный шаг, как вступление в брак, он превра­щает в некую романтическую историю, побег из родительского дома, тайное венчание. Поэтому и случайно выбранные свиде­тели относятся к этому также легкомысленно.(зачитать отрывок и выбрать сведетелей).

Приключение, напоминающее гусарские проказы. Вот авторская оценка поступкам героев.

И третий главный участник этих событий, Бурмин, со­вершает не менее легкомысленный поступок, превращая свя­той обряд венчания в шутку, фарс. Как говорил сам Бурмин: «В то время я так мало полагал важности в преступной легко­мысленности моей, что, отъехав от церкви, заснул».

Как же сложилась судьба героев после сцены в церкви? (зачитать, если есть время).

В чём же трагичность случившегося в церкви для Маши и Бурмина?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте поработа­ем над термином трагическое -

возвращаемся к вопросу: В чём же трагичность слу­чившегося?

(они оказались связаны священными узами брака, даже не зная друг друга и воспитанные в религиозных традициях они не могли нарушить данное слово. И этот крест надо было нести всю жизнь,)

Вот мы и подошли к главной мысли этого произведения.

Только ли метель виновата в том, что случилось с ге­роями?

(конечно же, не метель была виной случившегося, а легкомысленность поступков героев, «непонятная, не­простительная ветреность», как говорит сам Бурмин, за которую главные герои расплатились долгими годами переживаний, страданий и раскаяний.)

Для более яркого раскрытия главной мысли Пушкин использует и необычную композицию повести.

Композиция - построение художественного произведе­ния.

Работа с термином, со словарём литературных тер­минов стр. 408, запись в тетрадь.

В чём же необычность построения этого произведе­ния?

(сцену, происшедшую в церкви, автор рассказыва­ет в конце повести, тем самым держа нас в неведении на протяжении всего произведения).

Для чего это делает Пушкин?

(чтобы заинтересовать читателя, вызвать инте­рес к судьбам героев, не оставить равнодушным к про­изведению).

Почему повесть имеет счастливый конец?

(Несмотря на легкомысленность героев, Пушкин всё же любит их, сопереживает им, ведь каждый в жизни совершает ошибки, тем более в семнадцать лет, он считает, что они достаточно были наказаны за не­обдуманность своих поступков).

Для героев всё закончилось благополучно. Но к счастли­вому концу они пришли через многие жизненные испытания, трагические события. В их жизни было всё: слёзы, и любовь, страдания и радость. Поэтому и эпиграфом нашего урока бы­ли строки стихотворения Пушкина: «И жизнь, и слёзы, и лю­бовь».

Мы познакомились с одной повестью из цикла « Повести Белкина», всего их пять, и я советую вам прочитать и другие повести из этого сборника. Я думаю, они вам понравятся.

Литературная викторина.

Оценка работы учащихся.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА.

  1. Русский поэт, чьи стихи послужили эпиграфом к повести «Метель». (Жуковский).

  2. Имя, отчество возлюбленного Марьи Гавриловны, с которым ей не удалось обвенчаться. (Владимир Николаевич)

  3. Одно из мест, где «клялись друг другу в вечной любви» Ма­рья Гавриловна и бедный армейский прапорщик.

(роща, или старая часовня)

  1. Средство, которому обратилась Марья Гавриловна, чтобы соединиться с любимым, (побег)

  2. Орудие, с помощью которого провожатый Владимира Нико­лаевича отыскал дорогу, занесённую сугробами. ( дубина.) ( Парень вышел с дубиною и пошёл вперёд)

  3. Карточная игра, в которую играли «по пяти копеек» в Нена- радове. (бостон)

  4. Домашний халат на вате, который носила Прасковья Пет­ровна. (шлафрок).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!