Урок по литературе
А.С. Пушкин “Метель”
Оформление доски.
Александр Сергеевич Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
«Метель»
Портрет А.С. Пушкина.
Иллюстрации.
Рисунки учеников.
Запись литературных терминов.
Эпиграф.
"... И жизнь и слезь! и любовь”
А.С.Пушкин
Лирика - вид художественного произведения, в котором вы
рожаются мысли, чувства, переживания.
Трагическое - все то, что отмечено крайне острыми столкновениями человека с миром, которые сопровождаются острыми переживаниями, величайшими страданиями.
6.Грамзапись романса 1) Глинка “Я помню чудное мгновенье...”
Грамзапись романса 2) Г.В. Свиридов “Иллюстрации к повести
“Метель”.
Есть книги, которые читаются, есть книги, которые изучаются умными людьми, есть книги, которые хранятся в сердце русского человека.
А.Леонов
Да, именно в сердце всего нашего народа хранятся произведения А.С. Пушкина и само его имя.
Он родился в канун рождения нового века, уже самим рождением своим открывая прекраснейший, богатейший талантами X IX век.
Этот век дал миру величайших художников, композиторов, актеров, но прежде, чем говорить о любом из них, обратимся к началу всех начал - Александру Сергеевичу Пушкину.
Если представить себе нашу литературу, всю культуру нашу огромной системой солнечных светил, то центром и солнцем ее будет великий Пушкин.
«Первой любовью России» - назвал поэта Тютчев.
«Началом всех начал» - сказал о нем Горький.
С самого раннего детства мы соприкасаемся с произведениями Пушкина. Сначала это был удивительный волшебный мир пушкинских сказок. Потом нас очаровали его поэтические строки.
Давайте вспомним полюбившиеся вам стихотворения
«Встает заря во мгле холодной»
«В поле чистом серебрится...»
«Зима! Крестьянин торжествуя...»
Ничто в духовной культуре нашего народа не прошло мимо Пушкина. Его творчество вдохновляло известных поэтов и писателей. Гоголь писал о нем: «Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою».
Талантливые художники Тропинин, Кипренский, Врубель создавали прекрасные картины, персонажами которых были герои пушкинских произведений.
П. Чайковский писал: «Пушкин силою гениальности таланта очень часто врывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки».
Многие композиторы, вдохновленные талантом Пушкина, сочинили свои бессмертные произведения:
Опера Глинки «Руслан и Людмила», «Русалка» А.С.Даргомыжского, «Пиковая Дама» и «Евгений Онегин» П. Чайковского.
Послушайте прекрасный романс М. Глинки на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...».
Ранее мы знакомились с лирическими произведениями А.С. Пушкина, но не менее талантливые и его прозаические произведения.
Сегодня мы знакомимся с первым прозаическим произведением А.С. Пушкина. Это сборник небольших повестей, вышедших под одним названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» стали образцом той прозы, на которой учились многие русские писатели: Гоголь, Тургенев, Чехов.
А вот как оценил это произведение Л.Н.Толстой: «Я с восторгом, мною давно уже не испытываемом, читал это последнее время повести Белкина в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. Я на днях это сделал и не могу передать того благодатного влияния, которое имело на меня это чтение».
Сегодня мы знакомимся с одной из повестей этого сборника, которая называется «Метель». Но сегодня мы услышим не только строки, написанные великим Пушкиным, но и чудесную музыку Георгия Свиридова, написанную к драме Пушкина. Я думаю, она поможет вам лучше почувствовать красоту, романтичность этого произведения.
Сейчас прозвучал прекрасный вальс Свиридова к повести «Метель». Эта музыка помогла нам воспроизвести в памяти те события, о которых рассказал нам Пушкин. Давайте попробуем пересказать содержание повести, но чтобы не соперничать с Пушкиным, замечательным рассказчиком, попробуем передать историю от лица одного из главных действующих лиц. Ведь мы узнали эту историю от стороннего наблюдателя Ивана Петровича Белкина.
( пересказ содержания от имени МГ.)
Жанр этого произведения повесть, но очень часто её называют лирической повестью.
Давайте вспомним, что такое лирика?
(ученик зачитывает запись на доске).
( да, в ней рассказывается о судьбе влюблённых, об их переживаниях, чувствах.)
Давайте послушаем, как точно передаёт душевное состояние героев музыка Свиридова, которая ещё раз подчёркивает, что «Метель» Пушкина - лирическая повесть.
( звучит « Романс» Свиридова).
Я думаю, вы сможете определить тему этого произведения.
( тема: рассказ о трагических событиях, которые произошли с молодыми влюблёнными)
Почему же повесть называется « Метель»?
( то, что метель сыграла роковую роль в судьбе героев, и определило название « Метель»).
Метель это природное явление, которое происходит зимой. Во многих своих стихотворениях А.С. Пушкин обращается к этому времени года. Давайте вспомним их:
( восторженность, радость, восхищение прекрасным зимним пейзажем).
(Мне вспомнились строки, которыми начиналось стихотворение Пушкина «Зимний вечер»):
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой, вдруг соломой зашуршит,
То как путник запоздалый, к нам в окошко застучит.
К сегодняшнему уроку вы подготовили иллюстрации, которые очень хорошо отражают ваши впечатления.
А теперь посмотрим, как описывает это состояние природы Пушкин в своей повести.
Зачитайте текст.
(значит. текст: описание метели).
Мы сказали, что метель, эта стихия, сыграла роковую роль в судьбах наших героев.
Давайте представим душевное состояние не поспевающего к венчанию Владимира, а поможет нам в этом музыкальная иллюстрация Свиридова «Тройка».(звучит музыка).
Итак, душевное состояние Владимира.
(рассказ учащихся, с подтверждением текста.)
Сначала Владимир был спокоен, уверен в удаче затеянного;
Переживания его нарастают, он начинает беспокоиться.
Отчаяние от безысходности.
Как вы считаете, действительно ли были сильными чувства Марии Гавриловны и Владимира Николаевича?
Давайте посмотрим, как сам автор относится к роману молодых людей? (зачитать текст). В этих строчках чувствуется лёгкая насмешка автора, которая указывает, что чувства молодых людей не были глубокими.
Почему Мария Гавриловна полюбила Владимира?
(Читая французские романы, имея романтическое воображение, Мария Гавриловна мечтала о любви, о тайных свиданиях, её душа ждала всех тех чувств, которые описывались в романах. Если бы на месте Владимира оказался кто- то другой, внешность которого также соответствовала образу романтического героя, которую рисовало воображение Марии Гавриловны, с интересной бледностью, как говорили барышни, то она, скорее всего, полюбила бы его.)
Да и сам Владимир, которому было приятно, что богатая наследница, руки которой добивались многие соседи, предпочла его, бедного прапорщика, ведёт себя легкомысленно.
Такой серьёзный шаг, как вступление в брак, он превращает в некую романтическую историю, побег из родительского дома, тайное венчание. Поэтому и случайно выбранные свидетели относятся к этому также легкомысленно.(зачитать отрывок и выбрать сведетелей).
Приключение, напоминающее гусарские проказы. Вот авторская оценка поступкам героев.
И третий главный участник этих событий, Бурмин, совершает не менее легкомысленный поступок, превращая святой обряд венчания в шутку, фарс. Как говорил сам Бурмин: «В то время я так мало полагал важности в преступной легкомысленности моей, что, отъехав от церкви, заснул».
Как же сложилась судьба героев после сцены в церкви? (зачитать, если есть время).
В чём же трагичность случившегося в церкви для Маши и Бурмина?
Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте поработаем над термином трагическое -
возвращаемся к вопросу: В чём же трагичность случившегося?
(они оказались связаны священными узами брака, даже не зная друг друга и воспитанные в религиозных традициях они не могли нарушить данное слово. И этот крест надо было нести всю жизнь,)
Вот мы и подошли к главной мысли этого произведения.
Только ли метель виновата в том, что случилось с героями?
(конечно же, не метель была виной случившегося, а легкомысленность поступков героев, «непонятная, непростительная ветреность», как говорит сам Бурмин, за которую главные герои расплатились долгими годами переживаний, страданий и раскаяний.)
Для более яркого раскрытия главной мысли Пушкин использует и необычную композицию повести.
Композиция - построение художественного произведения.
Работа с термином, со словарём литературных терминов стр. 408, запись в тетрадь.
В чём же необычность построения этого произведения?
(сцену, происшедшую в церкви, автор рассказывает в конце повести, тем самым держа нас в неведении на протяжении всего произведения).
Для чего это делает Пушкин?
(чтобы заинтересовать читателя, вызвать интерес к судьбам героев, не оставить равнодушным к произведению).
Почему повесть имеет счастливый конец?
(Несмотря на легкомысленность героев, Пушкин всё же любит их, сопереживает им, ведь каждый в жизни совершает ошибки, тем более в семнадцать лет, он считает, что они достаточно были наказаны за необдуманность своих поступков).
Для героев всё закончилось благополучно. Но к счастливому концу они пришли через многие жизненные испытания, трагические события. В их жизни было всё: слёзы, и любовь, страдания и радость. Поэтому и эпиграфом нашего урока были строки стихотворения Пушкина: «И жизнь, и слёзы, и любовь».
Мы познакомились с одной повестью из цикла « Повести Белкина», всего их пять, и я советую вам прочитать и другие повести из этого сборника. Я думаю, они вам понравятся.
Литературная викторина.
Оценка работы учащихся.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА.
Русский поэт, чьи стихи послужили эпиграфом к повести «Метель». (Жуковский).
Имя, отчество возлюбленного Марьи Гавриловны, с которым ей не удалось обвенчаться. (Владимир Николаевич)
Одно из мест, где «клялись друг другу в вечной любви» Марья Гавриловна и бедный армейский прапорщик.
(роща, или старая часовня)
Средство, которому обратилась Марья Гавриловна, чтобы соединиться с любимым, (побег)
Орудие, с помощью которого провожатый Владимира Николаевича отыскал дорогу, занесённую сугробами. ( дубина.) ( Парень вышел с дубиною и пошёл вперёд)
Карточная игра, в которую играли «по пяти копеек» в Нена- радове. (бостон)
Домашний халат на вате, который носила Прасковья Петровна. (шлафрок).