Тема урока: Э.-Т.-А. Гофман и русская культура.
Цели урока: показать значение творчества Гофмана для русской культуры; ввести в художественный мир писателя, используя его сказку «Щелкунчик и Мышиный король»; выявить идейно-художественное своеобразие произведения; развивать художественный вкус учащихся.
Оборудование урока: мультимедийная доска, компьютер, презентация, выставка книг Гофмана.
Ход урока
Слово учителя (слайд ).
Имя немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822) мало о чем говорит вам, современным школьникам. А вот в русской литературе 19- начала 20 веков оно занимало достойное место. О значении творчества этого удивительного писателя для русской культуры в целом и пойдет речь на нашем уроке.
Откройте новеллы Гофмана, и со страниц будет глядеть на вас что-то очень знакомое. Кто это? Гоголь? Достоевский? Булгаков? Необузданное озорство, искрометная фантазия, чудеса, прочно переплетающиеся с реальностью, и уже не понятно, где явь, а где сказка. От всего этого веет глубоким, гениальным, а главное—близким, родным.
( Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»). С детства в нашем сознании рядом с «Щелкунчиком» Гофмана живет «Щелкунчик» Чайковского. Более 100 лет назад русский композитор создал свою музыку, свой образ этой сказки.
Гофман и Чайковский—гений слова и гений музыки. Мы скажем «мир Гофмана», «мир Чайковского»…Они такие разные, но есть то, что этих людей объединяет,—любовь к музыке.
Гофман начал свой творческий путь как музыкант, Чайковский обладал литературным талантом. Любимым композитором как Гофмана, так и Чайковского был Моцарт. Неслучайно писатель изменил свое имя Вильгельм на Амадей.
Слушаем музыку, ведь слово рождает зрительный образ, а музыка помогает его пережить. Вот почему литература и музыка так неразрывно связаны.
Беседа по тексту с элементами цитирования и пересказа.
-Какие вопросы у вас возникли при чтении сказки?
(Кто такой Дроссельмейер?
Зачем автор вводит в сказку «Сказку о твердом орехе»?
Где кончается реальность и начинается вымысел?
Почему так причудливо переплетаются жизнь и фантазия?
Почему образ Мари так притягателен?)
Постараемся ответить на эти вопросы.
(Слайд) –Читаем начало сказки от слов «24 декабря…» до «Ах, что-то смастерил нам на этот раз крестный!».
Так начинает свою сказку Гофман и сразу погружает нас в свой загадочный, фантастический мир.
Вглядимся в главных героев…Что узнаем мы о Мари из сказки? (Маленькая девочка лет семи, умненькая с добрым сердцем и любящей душой, верит в чудеса, решительная.)
-Как называет ее автор? Найдите в тексте.
-Как автор относится к Мари?
-Расскажите, как Мари познакомилась с Щелкунчиком?( гл. «Любимец»)
-Как Мари относится к Щелкунчику? А другие? Найдите в тексте слова, характеризующие отношение к этому герою (слайд ).
(Слайд 7) – В какой ситуации наиболее раскрывается отвага и бесстрашие Щелкунчика?
( В битве с Мышиным королем) Слушаем музыку (звучит марш из балета Чайковского).
-Что помогло Щелкунчику победить мышиное царство?
(Смелое, благородное сердце. Но именно любовь Мари вдохнула в него отвагу.)
-На что пришлось пойти Мари, чтобы спасти Щелкунчика? (Преодолеть свой страх.)
-Почему Щелкунчик приглашает Мари в свое кукольное царство? (Хотел отблагодарить, ведь Мари поверила в эту волшебную страну; ему захотелось открыть ей свой мир.)
-Опишите Конфетенбург (словесное рисование).
-А как окружающие отнеслись к рассказам Мари о Щелкунчике? ( Отец назвал дочь лгуньей, другие-мечтательницей, доктор назвал это болезнью.)
-А Дроссельмейер? ( Он и союзник и противник Мари одновременно. Он вылечил Щелкунчика, но не дал сабельку. Он и «милый крестный» и «гадкий крестный». Похож на сову, сидящую на часах. Он испытывает Мари, проверяет, можно ли ей доверить тайну Щелкунчика.)
-Как вы понимаете его слова: «Милая Мари, тебе дано больше, чем мне и всем нам. Ты прирожденная принцесса.»? (Она понимает Щелкунчика и любит его. Она способна за внешним уродством разглядеть нежную душу, благородное сердце. Мари душевно богаче тех, кто ее окружает. (Слайд)
-Какие еще фольклорные и литературные герои обладают такими качествами? А кто из литературных героев так же некрасив, как Щелкунчик?
(Слайд)- Рассмотрите иллюстрацию. Почему именно так изображена Мари? ( Она заглядывает в сказку. Девочка единственная, кто верит в чудо. Поэтому чудо становится для нее явью.)
-Зачем Дроссельмейер рассказывает Мари сказку о твердом орехе? (Он связующее звено между миром реальным и сказочным. Он посвящает девочку в тайну Щелкунчика.)
-Кратко перескажите сказку о твердом орехе.
-Почему в сказке о твердом орехе Щелкунчик побежденный, а сказке Гофмана—победитель? (Теперь он не одинок. Нашелся человек, который за неприглядной внешностью увидел честное и благородное сердце.)
-Что объединяет Мари и Щелкунчика? ( Способность любить, сострадать, благородство, неспокойная совесть.)
3. Итоги урока.
-Скажите, ребята, какие люди, по мнению Гофмана, достойны счастья, достойны жизни в мире красоты, добра, мечты и чуда? (Такие, как Мари и Щелкунчик.)
-Два века спустя после создания Гофманом сказки «Щелкунчик и Мышиный король» русский поэт Осип Эмильевич Мандельштам, которого друзья за внешность называли Щелкунчиком, написал эти строки(слайд)…Поэт погиб в сталинских лагерях. Что было ему так дорого в образе «большеротого товарища»? (неспокойная совесть, стремление к справедливости, борьба со злом.)
-Подведем итоги. Чем стал для вас Щелкунчик?( Символом неспокойной совести, несмирения со злом, благородной рыцарской отваги.)
4. Домашнее задание: Какие мысли навеял вам урок? Напишите эссе «Мой Гофман».