СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе "Гофман и русская культура"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит презентацию и конспект урока по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе "Гофман и русская культура"»

Тема урока: Э.-Т.-А. Гофман и русская культура.


Цели урока: показать значение творчества Гофмана для русской культуры; ввести в художественный мир писателя, используя его сказку «Щелкунчик и Мышиный король»; выявить идейно-художественное своеобразие произведения; развивать художественный вкус учащихся.

Оборудование урока: мультимедийная доска, компьютер, презентация, выставка книг Гофмана.

Ход урока


  1. Слово учителя (слайд ).

Имя немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822) мало о чем говорит вам, современным школьникам. А вот в русской литературе 19- начала 20 веков оно занимало достойное место. О значении творчества этого удивительного писателя для русской культуры в целом и пойдет речь на нашем уроке.

Откройте новеллы Гофмана, и со страниц будет глядеть на вас что-то очень знакомое. Кто это? Гоголь? Достоевский? Булгаков? Необузданное озорство, искрометная фантазия, чудеса, прочно переплетающиеся с реальностью, и уже не понятно, где явь, а где сказка. От всего этого веет глубоким, гениальным, а главное—близким, родным.

( Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»). С детства в нашем сознании рядом с «Щелкунчиком» Гофмана живет «Щелкунчик» Чайковского. Более 100 лет назад русский композитор создал свою музыку, свой образ этой сказки.

Гофман и Чайковский—гений слова и гений музыки. Мы скажем «мир Гофмана», «мир Чайковского»…Они такие разные, но есть то, что этих людей объединяет,—любовь к музыке.

Гофман начал свой творческий путь как музыкант, Чайковский обладал литературным талантом. Любимым композитором как Гофмана, так и Чайковского был Моцарт. Неслучайно писатель изменил свое имя Вильгельм на Амадей.

Слушаем музыку, ведь слово рождает зрительный образ, а музыка помогает его пережить. Вот почему литература и музыка так неразрывно связаны.

  1. Беседа по тексту с элементами цитирования и пересказа.

-Какие вопросы у вас возникли при чтении сказки?

(Кто такой Дроссельмейер?

Зачем автор вводит в сказку «Сказку о твердом орехе»?

Где кончается реальность и начинается вымысел?

Почему так причудливо переплетаются жизнь и фантазия?

Почему образ Мари так притягателен?)

Постараемся ответить на эти вопросы.

(Слайд) –Читаем начало сказки от слов «24 декабря…» до «Ах, что-то смастерил нам на этот раз крестный!».

Так начинает свою сказку Гофман и сразу погружает нас в свой загадочный, фантастический мир.

Вглядимся в главных героев…Что узнаем мы о Мари из сказки? (Маленькая девочка лет семи, умненькая с добрым сердцем и любящей душой, верит в чудеса, решительная.)

-Как называет ее автор? Найдите в тексте.

-Как автор относится к Мари?

-Расскажите, как Мари познакомилась с Щелкунчиком?( гл. «Любимец»)

-Как Мари относится к Щелкунчику? А другие? Найдите в тексте слова, характеризующие отношение к этому герою (слайд ).

(Слайд 7) – В какой ситуации наиболее раскрывается отвага и бесстрашие Щелкунчика?

( В битве с Мышиным королем) Слушаем музыку (звучит марш из балета Чайковского).

-Что помогло Щелкунчику победить мышиное царство?

(Смелое, благородное сердце. Но именно любовь Мари вдохнула в него отвагу.)

-На что пришлось пойти Мари, чтобы спасти Щелкунчика? (Преодолеть свой страх.)

-Почему Щелкунчик приглашает Мари в свое кукольное царство? (Хотел отблагодарить, ведь Мари поверила в эту волшебную страну; ему захотелось открыть ей свой мир.)

-Опишите Конфетенбург (словесное рисование).

-А как окружающие отнеслись к рассказам Мари о Щелкунчике? ( Отец назвал дочь лгуньей, другие-мечтательницей, доктор назвал это болезнью.)

-А Дроссельмейер? ( Он и союзник и противник Мари одновременно. Он вылечил Щелкунчика, но не дал сабельку. Он и «милый крестный» и «гадкий крестный». Похож на сову, сидящую на часах. Он испытывает Мари, проверяет, можно ли ей доверить тайну Щелкунчика.)

-Как вы понимаете его слова: «Милая Мари, тебе дано больше, чем мне и всем нам. Ты прирожденная принцесса.»? (Она понимает Щелкунчика и любит его. Она способна за внешним уродством разглядеть нежную душу, благородное сердце. Мари душевно богаче тех, кто ее окружает. (Слайд)

-Какие еще фольклорные и литературные герои обладают такими качествами? А кто из литературных героев так же некрасив, как Щелкунчик?

(Слайд)- Рассмотрите иллюстрацию. Почему именно так изображена Мари? ( Она заглядывает в сказку. Девочка единственная, кто верит в чудо. Поэтому чудо становится для нее явью.)

-Зачем Дроссельмейер рассказывает Мари сказку о твердом орехе? (Он связующее звено между миром реальным и сказочным. Он посвящает девочку в тайну Щелкунчика.)

-Кратко перескажите сказку о твердом орехе.

-Почему в сказке о твердом орехе Щелкунчик побежденный, а сказке Гофмана—победитель? (Теперь он не одинок. Нашелся человек, который за неприглядной внешностью увидел честное и благородное сердце.)

-Что объединяет Мари и Щелкунчика? ( Способность любить, сострадать, благородство, неспокойная совесть.)

3. Итоги урока.

-Скажите, ребята, какие люди, по мнению Гофмана, достойны счастья, достойны жизни в мире красоты, добра, мечты и чуда? (Такие, как Мари и Щелкунчик.)

-Два века спустя после создания Гофманом сказки «Щелкунчик и Мышиный король» русский поэт Осип Эмильевич Мандельштам, которого друзья за внешность называли Щелкунчиком, написал эти строки(слайд)…Поэт погиб в сталинских лагерях. Что было ему так дорого в образе «большеротого товарища»? (неспокойная совесть, стремление к справедливости, борьба со злом.)

-Подведем итоги. Чем стал для вас Щелкунчик?( Символом неспокойной совести, несмирения со злом, благородной рыцарской отваги.)

4. Домашнее задание: Какие мысли навеял вам урок? Напишите эссе «Мой Гофман».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!