СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе Н.Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный поурочный план для учителей третьих классов

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе Н.Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»»

«Любовь к родной стране невозможна

без любви к её природе.»

К. Паустовский.


Тема: Н.Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»

Цели:

Ознакомить с содержанием рассказа Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка»;

Помогать развитию творческих способностей, навыков критического мышления;

Воспитывать чувство ответственности, требовательности к себе и к окружающим.

Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  • Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами;

  • Если у вас есть собака, погладьте себя по голове;

  • Если вы любите шоколад, оближите губы.

  • Если у вас есть друг, возьмите его за руку.

  • Если вы любите свою школу, похлопайте в ладоши.

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята отгадайте загадку: «Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается» (собака)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным рассказом Гарина – Михайловского «Тёма и Жучка». Прежде чем перейти к работе с рассказом мы повторим рассказ который читали на прошлом уроке.

3. Повторение.

Раздаю карточки с вопросами по группам.

1) Найди и прочитай слова, в которых заключён основной смысл рассказа.

2) Объясни слова дедушки : «Мне тебя жалко!»

3) Как ты понимаешь заголовок раздела «Мы в ответе за всё живое на планете.»

4. Побуждение.

- Объясни смысл пословицы : «Дом не бывает без хлеба, селение – без собаки.»

5. Реализация.

  • Знакомство с творчеством Гарина – Михайловского.

Рассказ «Тёма и Жучка» написал Николай Георгиевич Михайловский (как писатель он выступал под псевдонимом Н.Гарин). Николай Георгиевич Михайловский прожил яркую жизнь. Он был талантливым инженером, спроектировавшим и построившим немало железных дорог; с его именем связано основание города Новосибирска.

« Он был по натуре поэт – вспоминал Максим Горький, - это чувствовалось каждый раз, когда он говорил о том, что любит, во что верит. Он был поэтом труда».

Николай Михайловский родился в дворянской семье, но с детства тянулся к сверстникам из «наёмного двора», к детям бедняков, ремесленников и рыбаков. Учился в гимназии, стремился стать настоящим человеком, приносить добро людям и обществу, ненавидел в людях корыстолюбие. Он считал, что главное в человеческом развитии – преодоление порока и обретение идеала.

  • Работа над рассказом.

- Как вы думаете , о чём пойдёт речь в рассказе?

- Давайте заполним таблицу не читая текста и дополним её после чтения .

Таблица «Т»:


Свой прогноз

+/-

После чтения

Место




Событие




Герои




Время




Чтение с остановками.

Дети читают первую часть рассказа.

- Как вы думаете , что будет дальше?

Работа в группах.

1 группа.

- Какой была первая мысль Тёмы, когда он ложился спать?

- Что ответила ему няня?

2 группа.

- Какие планы «мелькали» у него ?

- Почему он просыпается «от какого-то толчка среди прерванного сна»?

3 группа.

- Что ему приснилось?

- К какому решению пришёл Тёма?

Дети читают вторую часть рассказа.

1 группа.

- Как вышел Тёма из дома?

- Куда и с чем отправился Тёма?

2 группа.

- Как на него подействовал «жалобный , протяжный стон» Жучки?

- С какими словами обращается к собаке мальчик?

3 группа.

- Какие чувства он испытывал, вглядываясь в чёрную пропасть колодца?

- О чём переживал, когда спускался к Жучке?

Дети читают третью часть рассказа.

- Как вы думаете , почему Тёма благополучно достиг дна колодца?

- Что придало ему силы и уверенности?

- Какими словами он успокаивал себя?

Заполнение таблицы «Т»

Правильны ли прогнозы детей « О чём рассказ?»

6. Рефлексия.

Написание «Эссе»

Напишите в тетради, если бы вы встретили человека , который кинул Жучку в колодец , что бы вы ему сказали.

7. Итог урока.

д/з С.84-87 читать, пересказывать



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!