СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе по теме: Лариса и её трагическая судьба.(по пьесе «Бесприданница» А.Н.Островского)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование навыков исследовательской работы,

развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно-психологические особенности человеческой личности,

совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы,

эмоционально вовлечь учащихся в пространство текста, на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев,

рассмотреть случаи использования художественной детали в тексте, выявить ее роль,  развивать умения учащихся анализировать отрывки из критических статей, формировать свой взгляд на мир, аргументировать его.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе по теме: Лариса и её трагическая судьба.(по пьесе «Бесприданница» А.Н.Островского)»


Тема урока:  Лариса и её трагическая судьба.(по пьесе «Бесприданница» А.Н.Островского)

Класс : 10 А
Цель урокасоздать условия для решения проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н.Островского “Бесприданница”.

знать : содержание текста произведения

Задачи: совершенствование навыков исследовательской работы,

развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно-психологические особенности человеческой личности,

совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы,

эмоционально вовлечь учащихся в пространство текста, на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев,

рассмотреть случаи использования художественной детали в тексте, выявить ее роль, развивать умения учащихся анализировать отрывки из критических статей, формировать свой взгляд на мир, аргументировать его.

Воспитательные : воспитать любовь к классической литературе.

Оборудование : презентация, викторина, портрет писателя, тексты произведения , толковый словарь Ожегова, видеоролик из фильма Э.Рязанова «Жестокий романс»

Дата: 12.10.16

Ход урока

I. Оргмомент(сообщение и целей урока)

На слайде вопрос: Почему у пьесы трагический финал (случайность или неизбежность)?

(учитель сообщает. о том,что этот вопрос пройдет красной нитью через весь урок, в конце которого учащиеся должны будут на него ответить , подтверждая свою точку зрения доводами и аргументами.)

II. Проверка домашнего задания

Викторина по содержанию ( за правильные ответы учащиеся получают жетоны)

1.– Согласно авторской ремарке, вы “блестящий
барин, из судохозяев, лет за 30”. Мнения различных
персонажей пьесы о Вас довольно противоречивы. В
глазах одних вы “идеал мужчины”, для других вы
всего лишь “промотавшийся кутила”, “развратный
человек”.

- Вы себя узнали? Кто вы?

(Сергей Сергеич
Паратов.)

2.- Уважаемый Сергей Сергеич! Будьте добры,
представьтесь сейчас публике так, как
представили себя при знакомстве с Карандышевым.

(“Человек с большими усами и малыми
способностями”).

3.- Как назывался пароход, владельцем которого
вы являетесь?
 (“Ласточка”)

4.- Кому Вы его продаете? (Купцу Вожеватову.)

5.- Помните, Вожеватов интересуется, не жаль ли
Вам продавать свой пароход? Что Вы ему ответили?

(“Что такое “жаль”, этого я не знаю. У меня,
Мокий Пармёныч, ничего заветного нет; найду
выгоду, так все продам, что угодно. А теперь,
господа, у меня другие дела и расчеты. Я женюсь на
девушке очень богатой, беру в приданое золотые
прииски”.)

6.- Господин Паратов, Вы употребляете в речи очень
много пословиц и поговорок. Харита Игнатьевна
Огудалова поинтересовалась однажды, откуда Вы
столько русских пословиц знаете. Ответьте,
пожалуйста же, Огудаловой. (“С бурлаками
водился, тетенька, так русскому языку и
выучился”.)

7.– Вы, вдова средних лет, принадлежите к
“порядочной фамилии”, одеваетесь “изящно, но
смело и не по летам”. Женщина Вы “бойкая и
проворная”, достаточно демократичная в общении.
Дом у Вас всегда полон гостей, хотя Вы не совсем
разборчивы в выборе тех, кого приглашаете к себе.
Будьте любезны, сударыня, представьтесь.
 (Харита
Игнатьевна Огудалова.)

8.- Харита Игнатьевна, про Вас в городе говорят,
что Вы живете не по средствам: открыто всех
принимаете, дочери подарки дорогие дарите.
Откуда у Вас деньги на это?

(Кнуров и Вожеватов дают деньги на подарки.

Вожеватов: “Женихи платятся. Как кому
понравилась дочка, тот и раскошеливайся. Потом на
приданое возьмет с жениха, а приданого не
спрашивай”.)

9- Сколько у вас дочерей? Какова их судьба?

(3
дочери. Младшая дочь – Лариса.

Вожеватов: “Старшую увез какой-то горец,
кавказский князек. … Женился и уехал, да, говорят,
не довез до Кавказа-то, зарезал на дороге от
ревности. Другая тоже за какого-то иностранца
вышла, а он после оказался совсем не иностранец, а
шулер”.)

10.- Вожеватов преподнес Вашей дочери Ларисе в
подарок ко дню рождения дорогое украшение, а Вы
заставляете ее благодарить за это не только
Вожеватова, но и Кнурова.

А Кнурова-то за что?” — спрашивает Лариса.

Может быть, Вы раскроете секрет Ваших
хитростей: почему Лариса должна благодарить за
подарок двоих?

(Огудалова показала подарок
Вожеватова Кнурову, заметив, что желала бы
подарить дочери это украшение, да денег нет,
видно, придется отказаться от приглянувшейся
вещички. Попавшийся на хитрость Кнуров дал
деньги на “покупку”.)

11- Согласно авторской ремарке, Вы “очень молодой
человек”, “один из представителей богатой
торговой фирмы”. Судя по всему, Вы занимаетесь
перевозкой грузов по Волге, владеете баржами,
собираетесь купить еще один пароход. Кто же Вы?


(Купец Василий Данилыч Вожеватов.)

12- Василий Данилыч, однажды Вы посоветовали
Кнурову оригинальное средство борьбы с
насморком. Будьте добры, расскажите, как
эффективно и быстро избавиться от насморка. 
(Вожеватов:
“Мне один англичанин говорил, что от насморка
хорошо шампанское натощак пить”.)

13.- Василий Данилыч! Что за чай подавал Вам в
кофейне слуга и почему Вы за него так дорого
платили?




(Это было вино, разлитое в чайники.)

14.– Вы являетесь предметом преклонения и
восхищения в своем кругу. “Эта женщина создана
для роскоши”, “дорогой бриллиант дорогой и
оправы требует”, — так говорят о Вас персонажи
пьесы. Ваше имя в переводе с греческого означает
“чайка”. Кто же Вы, милая барышня?

(Лариса
Дмитриевна Огудалова.)

15.- Вы приводите в восторг всех слушателей своим
пением. На каком инструменте Вы играете, какой
романс Вы исполняете в пьесе?

(Гитара. “Не
искушай меня без нужды”.)

16.- Вы, конечно, помните имя своего жениха?

(Юлий
Капитоныч Карандышев.)

17.- Паратов удивляется тому, что Ваш выбор пал на
человека мелкого и ничтожного, и спрашивает,
какие достоинства имеет Ваш жених. Что Вы
ответили Паратову?

(Он обладает одним, но
самым дорогим достоинством – “Он любит меня”.)

18.- Лариса Дмитриевна, Ваш жених возмущен тем, что Вы Вожеватова фамильярно называете Васей. Вот и Кнуров отмечает, что Вожеватов к Вам гораздо
ближе, чем другие. В чем же состоит эта особенная
близость? И чем ее объяснить?

(Вожеватов: “Да
в чем моя близость? Лишний стаканчик шампанского
потихоньку от матери иногда налью, песенку выучу,
романы вожу, которые девушкам читать не дают”.

Лариса: “Мы с малолетства знакомы, еще
маленькими играли вместе – ну, я и привыкла”.)

19.- Лариса Дмитриевна, всем известна необычайная
смелость и даже дерзость Паратова. Вы, как
помнится, восхищались этими качествами Сергея
Сергеича. Расскажите, как он однажды
продемонстрировал эти свои качества.

(Стрелял
в монету, которую держала в руке Лариса.)

20.– Вы провинциальный актер. Несмотря на то, что
Ваш псевдоним Аркадий Счастливцев, нельзя
сказать, чтобы судьба была к Вам особенно
благосклонна. Ваша артистическая карьера не
удалась, да и в жизни Вы далеко не на первых ролях,
чаще всего окружающие играют Вами. Как Вас
именуют по пьесе и почему?

(Робинзон. Он ехал
на каком-то пароходе с купеческим сыном; оба
пьяные до последней возможности. Творили они что
им только в голову придет, публика все терпела.
Наконец, в довершение безобразия придумали
драматическое представление: разделись,
разрезали подушку, вывалялись в пуху и начали
изображать диких. Тут уж капитан, по требованию
пассажиров, и высадил их на пустой остров. Мимо
плыл на своем пароходе Паратов. Он подобрал
Счастливцева, а купеческого сына не взял, оставил
на острове.)

21.- Вожеватов обещал взять Вас в “Париж”. Как Вы
думаете, возникнут ли у Вас проблемы языка, ведь
Вы не говорите по-французски?

(Нет. “Париж” -
это трактир на площади в городке Бряхимове, так
что французский язык там не нужен.)

22- Вас пригласили вместе с Вожеватовым, Кнуровым
и Паратовым на обед к Карандышеву. Какое задание
Вы получили от Паратова?

(Споить жениха.
Карандышева.)

23.– Вы небогатый чиновник, жених самой красивой
девушки провинциального городка. Информация
исчерпывающая, чтобы угадать имя Вашего
персонажа.

(Юлий Капитоныч Карандышев.)

24.- Позвольте узнать, Юлий Капитоныч, не
сочтите за бестактность, долго ли Вы добивались
руки Ларисы Дмитриевны? 
(Вожеватов: “Он давно
у них дома вертится, года три”.

Карандышев: “Лариса Дмитриевна, я три года
терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо
в лицо от Ваших знакомых; надо же и мне, в свою
очередь, посмеяться над ними”.)

25.- Господин Карандышев, как Вы отомстили Вашей
невесте за измену, всем известно. А вот где Вы
взяли пистолет?

(“В кабинете ковер громовой
на стенку прибил, кинжалов, пистолетов тульских
навешал”.)

26.- Будут ли Вас судить за убийство невесты?
(Скорее всего нет, так как Лариса в финале
говорит: “Это я сама… Никто не виноват, никто…
Это я сама”. А свидетелей убийства не было.)

Подведение итогов.

По результатам викторины обучающимся
выставляются оценки
(путем подсчета количества жетонов)

III.Анализ пьесы

Беседа:

1.- Давайте проследим по тексту пьесы А.Н.Островского “Бесприданница”

С какими словами входит Лариса Огудалова?

(До свидания…Героиня, вместо приветствия, произносит слова прощания).

2- Скажите, могли ли вы предполагать, читая впервые текст, что пьеса закончится трагически?

(Нет, Лариса ведет себя спокойно, уверенно, непринужденно… Да, в ее голосе звучат нотки тревоги…)

- Итак, мнения в классе разошлись. Попробуем решить вопрос:

Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой? Какие предложения появились у ребят?

(Необходимо проанализировать реплики героев, их поступки, афишу…)

3- Предложения разные, но все они связаны с главной героиней пьесы. Может быть, ее имя подскажет решение проблемы или название драмы?

Физминутка

Лексическая работа (толковый словарь Ожегова)

(По словарю ребята находят толкование слова “бесприданница” и зачитывают значение имени “Лариса”. Из уст детей звучит вывод о том, что Лариса - греческое имя, означающее “белая чайка”, а бесприданница - в старое время: бедная девушка, не имеющая приданого. Вывод о том, что Лариса, как чайка, живет не по законам мира, ее окружающего. А по своим собственным, какие диктует ей ее сердце. Она парит над миром, как птица, ищет свободы и любви…)

4. Почему же Ларисе так сложно жить в мире зарождающихся капиталистических отношений, что не принимает она в новой жизни? (Рассказ ученика о героине пьесы Островского. В рассказе отмечается музыкальность, поэтичность, мечтательность, артистичность, приводятся примеры из текста. Лариса не видит в людях пошлых сторон, смотрит на жизнь глазами героини русского романса).

5.- “Я на распутье…” Что означают эти слова героини?

Работа со словом:

подбор однокоренных слов, лексический анализ. Вывод учащихся о безвыходности ситуации, в которую попадает героиня).

Составление схемы ( на экране)

Учащиеся записавают схему в тетрадь.

-Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы?

(Все варианты, предложенные учащимися, записываются на доску.)

Отработка версий учащихся. - “Мой дом – моя крепость”, - принято говорить о месте, в котором родился человек, где он живет. Что для Ларисы означает слово “дом”?

Работа с текстом.

Учащиеся приводят примеры из текста, подтверждающие, что для Ларисы дом – это тихий уголок, о котором она пока только мечтает, место, в котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. “Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда”. “Бежала б я отсюда, куда глаза глядят”. “Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и грибы”. “Я по крайней мере душой отдохну”. “Для меня после той жизни, которую я здесь испытала. Всякий тихий уголок покажется раем”. Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши) Вывод: путь соединения с домом, который называет Карандышев “цыганским табором”, закрыт для Ларисы, та нить порвана в ее судьбе, эта связь призрачна).

- Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни? Проверим эту версию.

(Нет, мать заботится лишь о выгодном замужестве, отыскивает покровителей дочери, на смехается над ее порывами поселиться в Заболотье. “Без хитрости не проживешь” - вот ее девиз в жизни. После побега Ларисы из дома она размышляет: “Догонять мне ее или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было, все-таки кругом нее люди… А здесь хоть и бросить. Так потеря не велика”. Игрой ва-банк становится для нее поступок дочери. Вывод: и эта нить рвется, слишком уж не прочна связь с матерью”.

- Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова и Вожеватова? Есть ли надежда, что именно они могут спасти Ларису?

(Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи, поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но что движет ими? Расчет. Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают ее товаром. “Дорогой бриллиант дорогой оправы требует”, оценивают ее они.)



Инсценировка торга между купцами

(просмотр этого эпизода ,на экране видеоролик из фильма Э. Рязанова «Жестокий романс»)

. 4, явл. 6) со слов Вожеватова “Что вам угодно?” до слов “Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово”.

- Что поражает больше всего в этом диалоге “друзей” Ларисы?

(Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведется по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку Вывод: вместо сострадания, поддержки, Лариса сталкивается с расчетом и цинизмом. Рвется еще одна нить с жизнью ).

- Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни?

Выступления учащихся. Их всех объединяет расчет и цинизм по отношению к Ларисе. Паратов жесток по-своему: удовлетворяя свои амбиции, он обольщает Ларису, обнадеживает ее, использует ее чистую, наивную натуру в своих интересах и так же, как Кнуров и Вожеватов, ставит выше всего деньги: женится на “золотых приисках”. Карандышев же наслаждается своей властью над Ларисой, использует свое положение “жениха”, для того чтобы “покрасоваться” перед гостями. Он мстит за обиду, нанесенную ему Паратовым, играет роль шута, которого не жалко, а за которого стыдно. И Паратов, и Карандышев, стоят друг друга. После объявления Паратова о своей помолвке последняя ниточка с жизнью рвется в душе Ларисы).

«Лариса и её трагическая судьба»,- так звучит тема урока.

Можно ли считать случайностью смерть героини?

(Примерные ответы учащихся -Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он лишь вернуть ее хотел.

-Нет, это неизбежный финал, так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы ее на земле, расчет, цинизм погубили тонкую чувствительную душу человека, ей не выжить в мире, где все продается и покупается. Финал неизбежен ).

- Найдите художественные детали в тексте, подтверждающие мысль о том, что финал неизбежен. (Выстрел, звучащий во время приезда Паратова в город Бряхимов, роковые случайности в семье Огудаловых, рассказ Вожеватова о Карандышеве на костюмированном вечере: “оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды” и т. д. Вывод о том, что деталь играет важную роль в тексте: предвещает трагическую развязку).

Кто виноват в смерти Ларисы?

(Мать, Паратов, Карандышев…все виноваты).

- Чтобы определиться с ответом, обратитесь за помощью к героям пьесы и критикам.

Работа с цитатами

  • “Мы не виноваты, наше дело сторона…”

  • “Никто не виноват, никто…это я сама”.

  • “В основе драмы – социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба” (Ю.В. Лебедев).

  • “Источник трагедии Ларисы – роковая страсть…” (Н.А. Добролюбов).

  • “В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого…” (И.А. Овчинина).

Обсуждение разных точек зрения учащихся.

- За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева? (За то, что избавил ее от страданий, от разочарования в людях и в жизни)

Работа со словом

“разочарование”, подбор синонимов к слову. (Разочарование – чувство неудовлетворенности по поводу чего-либо, несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего себя. То же, что и разуверение – потеря веры во что-то, разочарование.)

Чтение монолога Ларисы (4д., 11 явл.) “Я любви искала и не нашла… ее нет на свете, нечего и искать”.

- Предлагаю подобрать эпиграф к нашему уроку, обратившись к тексту романса на стихи Е.Баратынского. (В начале урока эпиграф закрыт, открываю его лишь в конце, после выбора нужных слов учащимися)

Разочарованному чужды 
Все уверенья прежних дней!

- Кстати, элегия Баратынского так и называется – “Разуверение”. Романс в исполнении Ларисы помогает понять тонкую женскую натуру. Строки подтверждают безысходность героини, неизбежность трагического финала.

Итог.

Оценки

Домашнее задание. (на экране)

  • Сопоставьте текст романса в пьесе А.Н. Островского и текст элегии Е.Баратынского. Почему драматург изменил текст?

  • Подготовьтесь к письменному ответу на вопрос: “Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?”

Список литературы.

  • Журавлева А.И. Драматургия Островского. – М., 1974.

  • Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. – М., 1986.

  • Костельянц Б.О. “Бесприданница” А.Н.Островского. - М., 1982.

  • Лакшин В.Я. А.Н. Островский. – М., 1982.

  • Островский в школе: Книга для учителя (Авт.-сост. Н.Н. Прокофьева. – М: Дрофа, 2001.

  • Штейн А.Л. Мастер русской драмы. – М., 1973.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!