конспект урока по литературе учителя русского языка и литературы МОБУСОШ №3 Писаренко С.С
Класс- 6
тема: «Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Цели : познакомить учащихся с рассказом «Бежин луг», дать представление о том, что такое былички, в чём их отличие от сказок.
Задачи:- охарактеризовать героев произведения, обратить внимание на их портретные и речевые характеристики;
- развивать способность искать нужные цитаты. Выделять из текста речевые и портретные характеристики героев произведения, читать вслух с выражением; понимать разницу между быличкой и сказкой, грамотно отвечать на вопросы;
- воспитать у учеников интерес к тексту, любовь к русской прозе.
оборудование: презентация, учебник, портрет писателя
Ход урока.
I. Оргмоментт (сообщение темы и целей урока) –на экране
II.Актуализация знаний - на доске портрет писателя (учащиеся на предыдущем уроке уже познакомились с автором, с его биографией. Желающие ученики подготовили презентации о писателе, вопросники о писателе)
а)Презентации о Тургеневе ,презентации к рассказу "Бежин луг", подготовленные учениками.
б) Викторина по биографии писателя:
2-3 ученика проводят викторины "Кто лучше знает об И.С. Тургеневе?"
(отвечающим дают жетоны . Ученики, набравшие от 5 и более жетонов , получают "5")
III.Проверка домашнего задания (учащиеся дома должны были прочитать рассказ "Бежин луг")
Пересказ текста 2-3 ученика (подробный)
( краткое содержание: в рассказе «Бежин луг» повествование ведётся от лица автора. Он заблудился вечером после охоты и вышел к Бежину лугу. Там собрались ребята. Пока табун пасётся, пятеро мальчиков- Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня- рассказывают у костра разные истории. Притворившись спящим. Автор слушает былички про нечистую силу, утопленников, о солнечном затмении. Дети спорят, правда ли то, на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех , кто умрёт в этом году. Илюша говорит о Тришке, который явится перед концом света соблазнять народ христианский. Ночь- особое время для нечистой силы, и Павлу кажется, что у реки он слышал голос утопленника Васи. Наутро автор уходит домой. Позже он узнает. Что в том же году Павел умер, упав с лошади.)
2.Работа над новым материалом.
а)Работа с текстом.
Учитель: Найдите и прочитайте в тексте описания мальчиков.
«Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.(Из их разговоров я узнал их имена и намерен теперь же познакомить с ними читателя).
Первому, старшему изо всех, Феде. Вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал , по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле по нужде. А так, для забавы…»
Вопросы на слайдах
-Каким был Федя?
-Каким, по-вашему, был этот мальчик?
- Найдите описание Павлуши.(« У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой. Но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое,- что и говорить!- а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила .Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи и портов…»)
- Как автор относится к этому герою?
- Найдите описание Илюши.(«лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились- он словно всё щурился от огня. Его жёлтые , почти белые волосы торчали острыми косицами из- под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нём были новые лапти и онучи; толстая верёвка. Три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку. И ему, и Павлуше на вид было не более двенадцати лет».)
- Что мы можем сказать об этом герое по описанию автора?
-Как выглядел Костя? («Четвёртый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что- то высказать, для чего на языке,- на его языке по крайней мере,- не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно».)
- Почему Костя показался рассказчику интересным?
- Найдите описание младшего мальчика.(«Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирёхонько прикорнув под угловатую рогожу,
И только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».)
- Что можно сказать о Ване по его описанию?
-Кто из ребят и о чем рассказывал?
-Как ведут себя мальчики, боятся ли этих страшных историй, которые слушают и рассказывают?( Они боятся их и в то же время относятся к ним как к чему-то привычному, житейскому.)
- Как Павел реагирует на страшные истории?( Павел всегда находит им правдоподобное объяснение, он уже имеет большой житейский опыт.)
- Что необычного произошло с самим Павлом?( Пока он ходил на реку за водой, мальчики разговаривали об утопленниках и утонувшем Васе, мать которого предчувствовала его смерть. Вернувшись, Павел сказал, что слышал у реки голос Васи, Илья говорит, что это дурная примета, но Павел отвечает, что своей судьбы не минуешь.)
Физминутка
Лексическая работа –на экране
-Давайте прочитаем, что такое былички, и объясним это понятие.
(Быличка- это небольшое по объёму произведение устного народного творчества, имеющее мифологическую основу, традиционный набор сюжетов, установку на достоверность и трагический исход сюжета. Это короткие истории сказочного характера о встречах человека с домовыми. Эти явления воспринимаются слушателем как реальные, невымышленные. Их обычно рассказывает свидетель произошедшего.)
- Легенды, мифы, сказки, предания, поверья, былички, сказки- всё это произведения устного народного творчества, фольклор.
Сравнительный анализ.
Как вы считаете, похожа быличка на сказку? Чем?
( Сказка- это всегда вымышленная история, которая заканчивается хорошо, а быличка рассказывает о том, что было на самом деле, с каким- конкретным человеком, это страшная история, и заканчивается она трагично..)
О рассказе : (ученики) Атмосфера вокруг нагнетает тревожное ощущение , ситуация и личность рассказчика тоже играют большую роль в том, как воспринимают былички слушатели. Быличка сложилась за многие века из народных обрядов и верований. В ней можно найти и подсказку, как вести себя в такой ситуации, и предостережение. Автор в этом рассказе делает акцент на человека и его судьбу. В происходящем немало мистики.
3.Закрепление
а)Творческая работа по составлению синквейна совместно с учителем
синквейн на тему: "Рассказчик"
По образцу учащиеся пробуют и составляют другие возможные свои варианты синквейнов на эту тему.
пример синквейна: (-на экране)
1.Рассказчик.
2.Внимательный, примечающий
3.Охотился, заблудился, познакомился
4.Его заинтересовали мальчики в ночном.
5.И.С.Тургенев
б)Самостоятельная творческая работа в группах
(каждая группа получает карточки-задания)-на экране
1группа : составить синквейны на темы: "Павлуша", "Илюша", "Федя"
2.группа: составить синквейны на темы: "Костя", "Ваня", "Павлуша"
3.группа: составить синквейны на темы: "Быличка", "Павлуша", "Ваня"
4 группа (для сильных учеников)написать мини сочинение на тему:
«Кого из мальчиков я хотел бы видеть своим товарищем и почему?»
Проверка самостоятельной работы.
Подведение итогов.
Оценки.
Домашнее задание (на слайде)
всем: Составьте для каждого мальчика краткие характеристики, подкрепляя их цитатами( письменно). Обратите внимание, какими эпитетами описывает героев автор.
для сильных учеников (по желанию) : написать мини- сочинение "Мой любимый герой рассказа "Бежин луг" И.С Тургенева"