СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе в 6 классе .Анализ рассказа А.П.Чехова "Хирургия"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить учащихся анализировать рассказ, выделять главную тему, идею.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе в 6 классе .Анализ рассказа А.П.Чехова "Хирургия"»

Анализ произведения Чехова «Хирургия»

Жанр произведения

Писатель берет за основу сюжета реальный случай из медицинской практики того времени. Будучи врачом, он знал, что в этой сфере работало очень много непрофессионалов, которые не лечили, а калечили. Хирургия – как раз то направление медицины, где промахи наиболее болезненны и очевидны. Автор обнажил насущную проблему общества, где здравоохранение для людей с низким доходом превращается в лотерею, где выиграть практически невозможно, а проигрыш обходится очень дорого. Поэтому произведение Чехова можно отнести к остро социальным рассказам.

Автор делает акцент на осмеянии пороков, то есть хочет исправить создавшееся положение. Если люди увидят, насколько нелепо выглядит их поведение, они перестанут себя так вести. Смех больно ранит человека, в отличие от морализаторских выпадов и поучений. По стилю писатель даже ближе к фельетону. Меткие характеристики героев указывают на их недостатки, выявляя порочную натуру, скрывающуюся за ними. Внешний их облик не так смешон, как внутреннее безобразие души. Юмор в «Хирургии» играет роль обличителя, которого приятно слушать, несмотря на его обвинения. Он проявляется даже в сюжете: доктор уехал жениться, фельдшер ничего не умеет, но все же принимается за работу, дьячок то хватит, то проклинает врача, ведь он не в силах любить ближнего своего и терпеть земные муки. Таким образом, произведение можно назвать юмористическим рассказом.

О чем говорится в рассказе?

Действие происходит в земской больнице в воскресный день, где больных принимает фельдшер Курятин, потому что доктор уехал жениться. Туда приходит Вонмигласов, у которого болит зуб. Вначале пациент нахваливает лекаря: «На то вы, благодетели, и поставлены, дай бог вам здоровья, чтоб мы за вас денно и нощно, отцы родные… по гроб жизни…». Сам Курятин утверждает, что хирургия – пустяки … раз плюнуть. Но после неудачной попытки вырвать зуб у обоих меняется точка зрения: дьячок начинает ругаться, а неудавшийся стоматолог уже защищается тем, что не легкое это дело – зуб рвать. Во время второй попытки у больного во рту остается два выступа на месте зуба, что окончательно выводит его из себя: «Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!». Врачеватель же пытается оправдаться, что уже удалял зуб некоему Египетскому помещику, но так невнятно говорит об этом, что невольно задумываешься: а был ли помещик? Дьячок уходит восвояси, а фельдшер даже не попытался исправить ситуацию. Чехов избрал для произведения открытый финал: пациент покидает кабинет, и на этом повествование резко обрывается.

Главные герои

Персонажи изображены в характерной для писателя сатирической манере. Он заострил внимание на их комическом поведении и нарисовал иронический портрет целого сословия. Их характеры схематичны, но при этом вмещают в себя плоды пристального наблюдения автора за изменяющейся и пульсирующей действительностью. Герои рассказа «Хирургия» Чехова выдержаны в черно-белых цветах фельетона: они лишены полноценного внутреннего мира. Образы строятся вокруг одного порока, который высмеивается и осуждается. Читатель не видит их жизни, семей и обстоятельств, которые повлияли на формирование личности. Важно то, и Антон Павлович подчеркивает это, что пороки развиваются с молчаливого согласия общества. Все мы не обращаем внимания на то, что происходит, и ничего не делаем, чтобы это исправить.

Темы

  • Антон Павлович Чехов поднимает тему вопиющего непрофессионализма со стороны людей, которые берут на себя ответственность за здоровье и жизнь пациента. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для качественного исполнения работы, губит специалистов, убивая в них творческий импульс к труду. Они отбывают срок на рабочем месте, нисколько не задумываясь, как сделать лучше. Они думают лишь о том, как бы получить выгоду и обмануть клиента, и общий уровень доверия к русскому работнику падает. Что самое главное, не без оснований. Отечественной медициной пользуются только люди с малым достатком за неимением лучшего. Поэтому гибнет сама сфера деятельности, ведь талантливые и умные люди не видят в ней перспектив.

  • Лень. Писатель в рассказе «Хирургия» высмеивает невежество и глупость мещан, которые хотят только зарабатывать, а не работать. Фельдшер не потрудился освоить необходимые навыки и знания и вполне доволен своим непрофессионализмом, надеясь «на авось».

  • Лицемерие. Мы видим очередного «хамелеона» Курятина, который с пренебрежением относится к дьячку и с восхищением вспоминает о помещике. Неискренность в очередной раз попадает под прицел автора. Кроме того, здесь же прослеживается проблема социального неравенства: медицина для богатого лучше, чем для бедного.

  • Ханжество. Дьяк крестится и на бутыль, его религиозное чувство сводится к соблюдению обычаев. Ему важно, что люди подумают, поэтому показная вера – его неизменный спутник.

Главная мысль

Произведение насыщено смыслом, хоть и не велико по объему. Основная мысль рассказа «Хирургия» в том, что невежество и лицемерие вредят всему обществу, а не конкретному персонажу. Люди после таких медвежьих услуг не пойдут к врачу, они останутся, как дьячок, с негативными последствиями своих незалеченных болезней. Они подумают, что такова вся медицина, и будут бояться лечения, так как мысленно свяжут его с неумелым фельдшером и безответственным врачом. Пациенты пойдут к знахаркам или запустят заболевание до плачевного исхода. Таким образом, каждый специалист должен исполнять свои обязанности профессионально и ответственно, ведь именно он вносит свою лепту в организацию общественного порядка.

Каждый из нас должен по мере сил не поддаваться лени и делать из себя настоящего профессионала, который реально поможет и защитит честь мундира. Именно такие люди ведут страну к светлому будущему, а не тащат в пропасть грубого и пошлого прозябания в мире, где все хотят только наживы. Смысл в рассказе Чехова имеет очищающее действие, он учит человека смотреть на себя со стороны без розовых очков. Таким образом, целебный эффект подобной литературы основан на умении врача вскрыть нарыв и обработать рану, но не человека, а целого общества. Читатель смеется потому, что сам видел эту болячку и чувствовал боль, но не обращал внимания. Однако доктор на то и доктор, чтобы честно сказать пациенту всю правду о его состоянии и назначить лечение.

Чему учит рассказ?

У Чехова во многих произведениях остается открытым финал, так и здесь все заканчивается многоточием: «Дьячок берет со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси…». Казалось бы, автор не дает ответа на поставленные вопросы. Однако это мнение ошибочно. Незаконченное повествование дает пищу для фантазии. Мысли читателя довершают картину: служитель церкви рассказал о случившемся прихожанам, те зарубили себе на носу, что лечиться не надо. Таким образом, несчастный фельдшер опорочил профессию, и теперь нет доверия не только ему, но и всем врачам. То есть, каждый из нас задумывается над персональной ответственностью человека за все то плохое, что происходит вокруг. Например, люди могут умереть без своевременной помощи доктора, но принципиально отказываются от нее, так как не верят в ее пользу.

Рассказ вызывает противоречивые чувства и, кроме всего прочего, учит нас не делать поспешных выводов. С одной стороны, фельдшер не виноват, что врач уехал, а доктор тоже имеет право на личную жизнь. Нельзя же огульно обвинять их в том, что они не смогли сделать все возможное, чтобы помочь. Их становится просто жалко, ведь условия для работы в провинции всегда были тяжелыми. Неужели в больнице всего один врач? Если так, не может же он сидеть там круглые сутки. С другой стороны, они оба относятся к работе безответственно, то есть оставляют пост на дежурстве и берутся за то, чего не умеют. Это вызывает чувство раздражения и возмущения, ведь их халатность может стоить жизни человека.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!