СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению. А.П.Чехов" Каштанка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению. Тема урока: А.П.Чехов" Каштанка"

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению. А.П.Чехов" Каштанка"»

Урок литературного чтения в 4 классе


Тема урока: Антон Павлович Чехов «Каштанка» (чтение 1-2 глав)

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа А.П.Чехова «Каштанка».

Задачи:

  • Обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением.

  • Отрабатывать навык чтения вслух и про себя.

  • Расширять словарный запас учащихся.

  • Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым).

  • Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным.



Планируемые результаты:

Предметные:

- знать  кратко биографию А.П. Чехова, познакомить с рассказом «Каштанка»; - анализировать произведение.

Метапредметные:

Регулятивные: определять тему и цель деятельности на уроке, высказывают своё предположение на основе работы с иллюстрацией или текстом.

 Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; осмысленное чтение; умение доказывать свою точку зрения словами  из текста.

Коммуникативные:  слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке; сотрудничать с учителем и одноклассниками.

     Личностные: проявление любознательности, интереса к литературному чтению;  развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному, уметь оценить свою работу на уроке.


Оборудование: книга, презентация


Ход урока

  1. Организационный момент

Цель: настроить детей на работу


Прозвенел звонок веселый -

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

А теперь тихо садимся.

  1. Формулировка темы и целей урока

Цель: учить формулировать тему и задачи урока.

- Посмотрите на фотографию автора.

- Знаком ли вам этот автор? Кто это?

- Правильно, мы сегодня будем изучать творчество А.П.Чехова.

- Что вы знаете об этом авторе?

- Какие знаете его произведения?

- Я расскажу вам биография А.П.Чехова, а вы должны услышать какие произведения он писал, какие были его любимые собаки.

Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель пел в церковном хоре.
Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами.
Дебют в печати Чехова состоялся еще на первом курсе института, когда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.
Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого.
Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей у него тоже нашлось несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», – как выразился сам писатель в письме к издателю. Также писал пьесы.
Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои рассказы интересными псевдонимами, которых насчитывалось около 50. Самым популярным среди них был Антоша Чехонте.

В семье Чехова считалось, что фамилия их рода происходит от предка чеха.

Женой драматурга Чехова была артистка театра Ольга Леонардовна Книппер, которая пережила его на 55 лет.

У Чехова было две любимых собаки породы такса, которым он дал необычные имена – Бром Исаевич и Хина Марковна.

Творчество Чехова является продолжением и развитием лучших традиций русской классической литературы. Лев Толстой сказал о нем: «... Чехов — это Пушкин в прозе». Глубокое воздействие на повествовательную манеру и на язык Чехова оказал не только Пушкин, но и Лермонтов. Для Чехова-юмориста и сатирика плодотворными были уроки Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Чеховский лиризм, глубокий анализ напряженной внутренней жизни персонажей были связаны с усвоением художественных открытий Тургенева и Л. Толстого, творчески переосмысленных Чеховым и подчиненных им новым творческим задачам.
- В какой семье родился Антон Павлович? (Купца)

- Где учился Чехов?

- Сколько насчитывалось псевдонимов у Чехова?

- Какой породы были любимые собаки Чехова?

- Какие вы знаете загадки о собаках?

Лежит-молчит, подойдешь – заворчит. (Собака)

Во дворе поставлен дом -

На цепи хозяин в нём.

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит.

- Вы, наверно, уже догадались, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся?

- Какие клички вы знаете?

- Откройте учебник и прочитайте название рассказа. Как вы думаете, что это?

- Верно это кличка собаки. А какая это собака?

- Так какова тема нашего урока?

- Какие мы поставим перед собой задачи?

  1. Первичное чтение 1 главы рассказа

Цель: познакомить с содержанием произведения, дать его целостное восприятие.

- Возьмите в руки простые карандаши и помечайте им те слова, которые вам покажутся непонятными.

  1. Проверка первичного восприятия

Цель: выяснить, как дети поняли содержание текста; расширять словарный запас.

1. Беседа

- С каким настроением вы слушали отрывок?

- Почему?

- О чём задумались, слушая?

- Почему эта глава называется «Дурное поведение»? как вы понимаете слово «дурное». Дурное значит плохое.


2. Словарная работа

- Какие слова вам показались непонятными? Давайте их разберем.


Конножеле́зка - конно железная дорога.

Верста́к — рабочий стол для обработки вручную изделий из металла, дерева и других материалов.

Тракти́р — в старину так называлась придорожная гостиница или постоялый двор с рестораном, харчевней.


  1. Повторное чтение детьми

Цель: совершенствовать навык чтения.

- Давайте сначала прочитаем несколько фраз с разной интонацией (с чувством радости, тревоги, страха):

Она перебежала дорогу к тому месту, где оставила хозяина, но, увы! столяра уже

там не было. Она бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу,

но столяр точно сквозь землю провалился...

- У кого лучше получилось? Почему ты так считаешь?

  1. Анализ содержания 1 главы.

Цель: учить составлять характеристику героев, выделять главную мысль произведения.

- Какая была Каштанка? Зачитайте?

- Известно ли нам о характере Каштанки?

- Откуда мы это узнаем?

- Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.

- Если она не любила громкую музыку, то какая она?

-  Что случилось с Каштанкой?

- Как Каштанка относилась к хозяину?

- А как хозяин относился к Каштанке? Докажите.

- Какая была погода в тот вечер? Найдите и прочитайте в тексте.

- Что чувствовала Каштанка, когда осталось одна? Найдите и подтвердите ответ словами из текста.

- Из-за чего Каштанка потерялась?

- Из-за чего Каштанкой овладел страх и ужас?

- Что усиливало несчастье собаки? (Холод и голод)

- Давайте перечитаем последнее предложение первой главы.

- Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа? (несчастная, одинокая, озябшая, голодная).

- Как вы думаете, что будет происходить дальше?

  1. Физминутка

  2. Первичное чтение 2 главы рассказа

Цель: познакомить с содержанием произведения, дать его целостное восприятие.

- Прочитайте название главы. Почему таинственный незнакомец?

- Какой будет незнакомец?

- Что будем ожидать от этой встречи?

-Возьмите в руки простые карандаши и помечайте им те слова, которые вам покажутся непонятными.

  1. Проверка первичного восприятия

Цель: выяснить, как дети поняли содержание текста; расширять словарный запас.

1. Беседа

- С каким настроем вы слушали эту главу?

- Почему?

- Почему эта глава называется: «Таинственный незнакомец»?

2. Словарная работа

- Какие слова вам показались непонятными? Давайте их разберем.


Руба́нок — ручной деревообрабатывающий инструмент для строгания.

Стаме́ска — плотничий или столярный ручной режущий инструмент.

Лохань - деревянный или металлический сосуд круглой и овальной формы с невысокими краями, предназначенный для различных хозяйственных надобностей (сливания воды, мытья посуды и т.п.).

Долото – это инструмент, состоящий из деревянной рукоятки с металлической пластиной, плотной у основания и заточенной на конце.

- Что объединяет эти слова?

- Случайно ли, что эти слова обозначают инструмент? Почему?

- Труд – это благородно. А ваш труд, в чем заключается?


  1. Повторное чтение детьми

Цель: совершенствовать навык чтения.

- Давайте сначала прочитаем несколько фраз с разной интонацией:

Однако, плохо же кормят тебя твои хозяева! — говорил незнакомец, глядя, с какою свирепою жадностью она глотала неразжеванные куски. — И какая ты тощая! Кожа да кости...


- У кого лучше получилось? Почему ты так считаешь?

  1. Анализ содержания 2 главы

Цель: учить составлять характеристику героев, выделять главную мысль произведения.

- Найдите эпизод из второй части, как Каштанка попала к таинственному незнакомцу?

- Какой незнакомец?

- Как относится незнакомец к Каштанке? Почему?

- Что испытывала Каштанка, оказавшись в новой обстановке?

- Как она себя вела?

- Как отнёсся к Каштанке незнакомец? (сытно накормил, положил спать)

- Найдите и прочитайте описание домашней обстановки незнакомца и столяра.

- Будет ли Каштанка счастлива у незнакомца?

- Чем, ваш взгляд, должен закончится рассказ? Какие ваши варианты?


Работа с карточкой

- У вас на парте лежит карточка с заданием.

- Прочитайте внимательно задание про себя.

- Прочитайте задание вслух.

Карточка.

 Какая Каштанка?_____________________________________

Как звали хозяина Каштанки?_______________________

Как вела себя Каштанка?___________________________________

Какие чувства испытывала Каштанка, потерявшись?________________________

Как чувствовала себя Каштанка в доме у незнакомца?__________________________

  1. Итог урока

Цель: систематизировать полученные знания

- С каким писателем мы сегодня познакомились?

- Какое произведение читали?

- О ком было это произведение?

- Попытайтесь определить основную тему рассказа.

- О чем вы задумались вместе с писателем?

- «Выбор, верность, одиночество, доверие» - как вы понимаете эти слова?

  1. Рефлексия

Цель: выявление личностно-значимого на уроке для каждого ученика.

- Что вы узнали на уроке?

-За что вы похвалили бы себя?

-Что у вас особенно получилось?













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!