Урок литературного чтения в 4 классе
Тема урока: Антон Павлович Чехов «Каштанка» (чтение 1-2 глав)
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа А.П.Чехова «Каштанка».
Задачи:
Обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением.
Отрабатывать навык чтения вслух и про себя.
Расширять словарный запас учащихся.
Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым).
Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать кратко биографию А.П. Чехова, познакомить с рассказом «Каштанка»; - анализировать произведение.
Метапредметные:
Регулятивные: определять тему и цель деятельности на уроке, высказывают своё предположение на основе работы с иллюстрацией или текстом.
Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; осмысленное чтение; умение доказывать свою точку зрения словами из текста.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке; сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Личностные: проявление любознательности, интереса к литературному чтению; развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному, уметь оценить свою работу на уроке.
Оборудование: книга, презентация
Ход урока
Организационный момент
Цель: настроить детей на работу
Прозвенел звонок веселый -
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
А теперь тихо садимся.
Формулировка темы и целей урока
Цель: учить формулировать тему и задачи урока.
- Посмотрите на фотографию автора.
- Знаком ли вам этот автор? Кто это?
- Правильно, мы сегодня будем изучать творчество А.П.Чехова.
- Что вы знаете об этом авторе?
- Какие знаете его произведения?
- Я расскажу вам биография А.П.Чехова, а вы должны услышать какие произведения он писал, какие были его любимые собаки.
Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель пел в церковном хоре.
Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами.
Дебют в печати Чехова состоялся еще на первом курсе института, когда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.
Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого.
Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей у него тоже нашлось несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», – как выразился сам писатель в письме к издателю. Также писал пьесы.
Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои рассказы интересными псевдонимами, которых насчитывалось около 50. Самым популярным среди них был Антоша Чехонте.
В семье Чехова считалось, что фамилия их рода происходит от предка чеха.
Женой драматурга Чехова была артистка театра Ольга Леонардовна Книппер, которая пережила его на 55 лет.
У Чехова было две любимых собаки породы такса, которым он дал необычные имена – Бром Исаевич и Хина Марковна.
Творчество Чехова является продолжением и развитием лучших традиций русской классической литературы. Лев Толстой сказал о нем: «... Чехов — это Пушкин в прозе». Глубокое воздействие на повествовательную манеру и на язык Чехова оказал не только Пушкин, но и Лермонтов. Для Чехова-юмориста и сатирика плодотворными были уроки Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Чеховский лиризм, глубокий анализ напряженной внутренней жизни персонажей были связаны с усвоением художественных открытий Тургенева и Л. Толстого, творчески переосмысленных Чеховым и подчиненных им новым творческим задачам.
- В какой семье родился Антон Павлович? (Купца)
- Где учился Чехов?
- Сколько насчитывалось псевдонимов у Чехова?
- Какой породы были любимые собаки Чехова?
- Какие вы знаете загадки о собаках?
Лежит-молчит, подойдешь – заворчит. (Собака)
Во дворе поставлен дом -
На цепи хозяин в нём.
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит.
- Вы, наверно, уже догадались, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся?
- Какие клички вы знаете?
- Откройте учебник и прочитайте название рассказа. Как вы думаете, что это?
- Верно это кличка собаки. А какая это собака?
- Так какова тема нашего урока?
- Какие мы поставим перед собой задачи?
Первичное чтение 1 главы рассказа
Цель: познакомить с содержанием произведения, дать его целостное восприятие.
- Возьмите в руки простые карандаши и помечайте им те слова, которые вам покажутся непонятными.
Проверка первичного восприятия
Цель: выяснить, как дети поняли содержание текста; расширять словарный запас.
1. Беседа
- С каким настроением вы слушали отрывок?
- Почему?
- О чём задумались, слушая?
- Почему эта глава называется «Дурное поведение»? как вы понимаете слово «дурное». Дурное значит плохое.
2. Словарная работа
- Какие слова вам показались непонятными? Давайте их разберем.
Конножеле́зка - конно железная дорога.
Верста́к — рабочий стол для обработки вручную изделий из металла, дерева и других материалов.
Тракти́р — в старину так называлась придорожная гостиница или постоялый двор с рестораном, харчевней.
Повторное чтение детьми
Цель: совершенствовать навык чтения.
- Давайте сначала прочитаем несколько фраз с разной интонацией (с чувством радости, тревоги, страха):
Она перебежала дорогу к тому месту, где оставила хозяина, но, увы! столяра уже
там не было. Она бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу,
но столяр точно сквозь землю провалился...
- У кого лучше получилось? Почему ты так считаешь?
Анализ содержания 1 главы.
Цель: учить составлять характеристику героев, выделять главную мысль произведения.
- Какая была Каштанка? Зачитайте?
- Известно ли нам о характере Каштанки?
- Откуда мы это узнаем?
- Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.
- Если она не любила громкую музыку, то какая она?
- Что случилось с Каштанкой?
- Как Каштанка относилась к хозяину?
- А как хозяин относился к Каштанке? Докажите.
- Какая была погода в тот вечер? Найдите и прочитайте в тексте.
- Что чувствовала Каштанка, когда осталось одна? Найдите и подтвердите ответ словами из текста.
- Из-за чего Каштанка потерялась?
- Из-за чего Каштанкой овладел страх и ужас?
- Что усиливало несчастье собаки? (Холод и голод)
- Давайте перечитаем последнее предложение первой главы.
- Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа? (несчастная, одинокая, озябшая, голодная).
- Как вы думаете, что будет происходить дальше?
Физминутка
Первичное чтение 2 главы рассказа
Цель: познакомить с содержанием произведения, дать его целостное восприятие.
- Прочитайте название главы. Почему таинственный незнакомец?
- Какой будет незнакомец?
- Что будем ожидать от этой встречи?
-Возьмите в руки простые карандаши и помечайте им те слова, которые вам покажутся непонятными.
Проверка первичного восприятия
Цель: выяснить, как дети поняли содержание текста; расширять словарный запас.
1. Беседа
- С каким настроем вы слушали эту главу?
- Почему?
- Почему эта глава называется: «Таинственный незнакомец»?
2. Словарная работа
- Какие слова вам показались непонятными? Давайте их разберем.
Руба́нок — ручной деревообрабатывающий инструмент для строгания.
Стаме́ска — плотничий или столярный ручной режущий инструмент.
Лохань - деревянный или металлический сосуд круглой и овальной формы с невысокими краями, предназначенный для различных хозяйственных надобностей (сливания воды, мытья посуды и т.п.).
Долото – это инструмент, состоящий из деревянной рукоятки с металлической пластиной, плотной у основания и заточенной на конце.
- Что объединяет эти слова?
- Случайно ли, что эти слова обозначают инструмент? Почему?
- Труд – это благородно. А ваш труд, в чем заключается?
Повторное чтение детьми
Цель: совершенствовать навык чтения.
- Давайте сначала прочитаем несколько фраз с разной интонацией:
— Однако, плохо же кормят тебя твои хозяева! — говорил незнакомец, глядя, с какою свирепою жадностью она глотала неразжеванные куски. — И какая ты тощая! Кожа да кости...
- У кого лучше получилось? Почему ты так считаешь?
Анализ содержания 2 главы
Цель: учить составлять характеристику героев, выделять главную мысль произведения.
- Найдите эпизод из второй части, как Каштанка попала к таинственному незнакомцу?
- Какой незнакомец?
- Как относится незнакомец к Каштанке? Почему?
- Что испытывала Каштанка, оказавшись в новой обстановке?
- Как она себя вела?
- Как отнёсся к Каштанке незнакомец? (сытно накормил, положил спать)
- Найдите и прочитайте описание домашней обстановки незнакомца и столяра.
- Будет ли Каштанка счастлива у незнакомца?
- Чем, ваш взгляд, должен закончится рассказ? Какие ваши варианты?
Работа с карточкой
- У вас на парте лежит карточка с заданием.
- Прочитайте внимательно задание про себя.
- Прочитайте задание вслух.
Карточка.
Какая Каштанка?_____________________________________ Как звали хозяина Каштанки?_______________________ Как вела себя Каштанка?___________________________________ Какие чувства испытывала Каштанка, потерявшись?________________________ Как чувствовала себя Каштанка в доме у незнакомца?__________________________ |
Итог урока
Цель: систематизировать полученные знания
- С каким писателем мы сегодня познакомились?
- Какое произведение читали?
- О ком было это произведение?
- Попытайтесь определить основную тему рассказа.
- О чем вы задумались вместе с писателем?
- «Выбор, верность, одиночество, доверие» - как вы понимаете эти слова?
Рефлексия
Цель: выявление личностно-значимого на уроке для каждого ученика.
- Что вы узнали на уроке?
-За что вы похвалили бы себя?
-Что у вас особенно получилось?