Открытый урок по литературному чтению
( с элементами исследования)
Тема урока: «Русские народная сказка. Обобщение»
Тема урока: «Русские народные сказки. Обобщение» (урок с элементами исследования)
Цели урока:
- закрепить понятия о русских народных сказках;
- учить различать положительных и отрицательных героев сказок;
- учить работать с сюжетом сказки;
- учить сравнивать, обобщать, делать выводы, давать полный ответ;
- выделять особенности русской народной сказки;
- обучать художественному рассказыванию сказки;
- развивать фантазию, воображение, творческие способности;
- воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать.
Оборудование:
- учебник Л. А. Ефросинина. «Литературное чтение», 3 класс;
- Л. А. Ефросинина. Литературное чтение. Рабочая тетрадь для учащихся
№ 1 для учащихся 3 класса;
- карточки с пословицами;
- рисунки к сказкам;
- книги с русскими народными сказками;
- планшет со стихотворением Ф. Кривина « О чём – то скрипит
половица…»;
- шапки - маски для инсценирования;
- платок, сарафан для Сказочницы, «волшебный» цветок, медали;
- кроссворд с музыкальным сопровождением;
- плакат для орфографического чтения;
- толковый словарь С. Ожегова;
- диск с заданиями к уроку;
Ход урока.
Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)
1. Организация класса.
2. Подготовительная работа ( под музыку «В мире много сказок» )
- Сегодня на уроке мы отправимся в удивительную страну, где живут ваши любимые знакомые сказки . Перед вами «Литературное лукошко», полное сказок. Мы с вами разделимся на три группы: 1 группа представляет русскую народную сказку «Самое дорогое», 2 группа – «Про Ленивую и Радивую», 3 группа – «Дочь – семилетка» ( каждый ряд работает над своей сказкой).
(Слайд 2)
3. Орфографическая минутка.
- Прочитайте слова, которые встретятся вам на уроке:
в предложении, пересказана, предположим, предположить, мне кажется, содержание, соответствует, соотнести, отнести, я считаю, я думаю, я узнал, изобретательная, находчивая, сметливая, несчастный, необычное, невероятное, фантастическое.
- Подумайте, почему некоторые слова подчёркнуты? ( С этих слов можно начинать ответы)
4. Рубрика «Тайны живого слова»
- А сейчас обратимся к « Тайнам живого слова»
- Подберите синонимы к слову « изобретательная» ( Выдумщица, находчивая)
- Находчивая. Про кого так скажем? ( Сообразительная, кто не теряется, легко находит выход из трудного положения)
- Когда человек бывает несчастным? ( Когда у него горе, когда ему не везёт)
- Составьте словосочетание ( предложение) со словом «несчастный»
(Несчастный человек залился горькими слезами. Несчастный вид, случай, любовь, лицо; жить несчастно)
- Что обозначает слово «необычный»? ( Ответы)
- Более точное значение этого слова найдём в «Толковом словаре» С. Ожегова.
( с. 40. Не такой, как все, не похожий на обычное, привычное).
5. Сообщение темы и цели урока.
- Необычный у нас сегодня урок. Мы будем изучать сразу несколько сказок.
- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
(Задавать вопросы и искать ответы на них, выразительно читать, пересказывать, находить в тексте нужные отрывки, думать, делать выводы, подводить итоги).
- Давайте выделим главную цель урока. Не забудьте: мы будем изучать сразу несколько сказок. (Будем сравнивать и делать выводы)
- Это главная цель нашего урока.
- А чтобы он получился необычным, давайте немного пофантазируем и отправимся в страну, где живут сказки.
6. Театрализация. Декламация.
(Ученик читает стихотворение Ф. Кривина «О чём – то скрипит половица»)
О чём – то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровать, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят сказки.
(Выходит Сказочница в русском сарафане и платке)
Сказочница: Я поведу вас хитрыми дорогами по Стране сказок.
- А чтобы попасть в эту удивительную страну, нужно назвать сказку, которая заканчивается словами:
«Сказка - ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок»
( Такими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке А.С.Пушкина)
(Слайд3)
7. Обобщение по теме.
- Сегодня я принесла с собой волшебный цветок. На каждом лепестке – задание.
( Сказочница раздаёт каждой группе лепесток с заданиями, читает.)
- Пусть каждая группа представит свою сказку, чтобы все остальные догадались, с какой сказкой они встретились.
1 группа
- Найдите в учебнике и выразительно прочитайте отрывок из сказки: «Вот как – то раз и говорит старуха старику…» (с. 13 – 14)
2 группа
- Подготовьтесь читать по ролям разговор старшей дочери и Зелёного старика (с.17 – 18)
3 группа
- Инсценируйте встречу двух братьев: бедного и богатого (с.21 – 22)
(Слайд 4)
(Учитель выставляет книги с русскими народными сказками на доску:
« Самое дорогое», « Про Ленивую и Радивую», « Дочь – семилетка»)
- Как вы думаете, какие это сказки: народные или авторские? (Ответы)
Вывод: Это сказки русские народные. У них нет автора. А принадлежат они целому народу.
(Слайд 5)
8. Работа «Поисковой группы»
- Наша «Поисковая группа» продолжает работать. Ребята выполнили задание опережающего характера – подготовили материал о русских народных сказках.
1. Сказки в нашей жизни появились давно, до начала изобретения письменности. Их не записывали, а только рассказывали и передавали из «уст в уста». Сказки рассказывали в зимние долгие вечера, когда на улице посвистывала, шарахалась, скреблась в стёкла вьюга или потрескивал жгучий мороз. Люди, собравшись в комнате, около печки, начинали рассказывать разные причудливые и забавные небылицы.
2. Мы с затаённым дыханием слушаем удивительные истории о хитрой лисе, глупом волке, о мудрых волшебниках, творящих небывалые чудеса, об отважных героях или простых людях, преодолевающих все невзгоды и побеждающих своих коварных врагов – страшных чудовищ. Тяжёлая жизнь заставляла людей сочинять сказки о жестокости и злобе, о трудной несчастной, голодной жизни простого народа.
3.В сказках люди « летали по воздуху», « ходили в сапогах – скороходах», «воскрешали убитых», « пользовались живой и мёртвой водой», « в одну ночь строили дворцы». Сказки - это мечты о будущем, о лучшей жизни. Они учат познавать жизнь, прививают такие благородные черты, как мужество, трудолюбие, воспевают справедливость, правдивость, доброту, любовь.
Вывод: Сказка и сейчас живёт в народе. Её охотно слушают и взрослые и дети.
9. Работа в ТПО (тетради с печатной основой)
- У нашего цветка не хватает лепестков. Мы должны их собрать, и тогда совершится чудо. Наша цель – собрать цветок для Сказочницы.
- Сейчас мы поработаем по странице «Проверьте себя»
- Внимание! «Три загадочных конверта» (раздаются по группам)
(Слайд 6)
2 группа
- Которая из девушек больше понравилась Зелёному старику и за что?
- Укажите стрелками, к какой из дочерей стариков относятся слова из сказки.
(с.12, №1)
Тест : - Каких людей в народе называют Радивыми?
(Слайд 7)
Сказочница: Мне хочется вас похвалить за то, что вы внимательно слушали сказку и справились с заданием.
( Собираем волшебный цветок)
1 группа
- Почему старики не захотели просить у Лесного Деда никакого богатства? Выбери правильный ответ:
(Слайд 8)
- Какими людьми были старик и старуха? Укажите стрелками (мудрые, добрые, скромные, трудолюбивые) ( с.10, №1)
3 группа
- Восстанови текст сказки « Дочь – семилетка». Впиши нужные слова.
(с.16, №1)
- Объясни, почему в сказке употребляются именно эти слова, а не какие другие, близкие по смыслу.
Сказочница: Я считаю, что вы очень грамотно и быстро справились с заданием. Молодцы!
Индивидуальная работа ( 3 ученика получают задания на карточках, вопрос с.11, № 6)
- Из раздела «Пословицы» выберите те, которые подходят к сказке «Самое дорогое»
Труд кормит, а лень портит.
Кто хорошо потрудится, тому есть чем гордиться.
Не разгрызёшь ореха – не съесть и ядра.
(Слайд 9)
« Дискуссионные качели»
- А сейчас мы с вами послушаем ответы 2 группы.
- Представьте, что вы были в омуте, когда Зелёный старик вручал Ленивице шкатулку. Вмешались бы вы? ( Ответы 3- 4 человек)
«Экспресс – вопрос»
- Зачитайте последний абзац. Почему сказка «Про Ленивую и Радивую» заканчивается так, а не иначе?
- Давайте поразмышляем, обосновав свой выбор.
(Автор хотел сказать: работа работе – рознь)
- Какими нас учит быть сказка «Про Ленивую и Радивую»?
( Усердными, старательными, трудолюбивыми, добрыми)
10. Музыкальная минутка(под музыку заполняется кроссворд, с.11, № 4)
- Сейчас нам предстоит выполнить творческое задание.
А цель этого задания – отгадать ключевое слово.
Итак, настраиваимся на музыкальную волну.
Это была … , сказка будет впереди. (Присказка)
Что вязала старуха? (Рукавицы)
Какова работа, такова и … (награда)
Что плёл старик? (Корзинка)
Какой подарок подарил Зелёный старик старшей дочери? (Шкатулка)
Сказка, которую создал народ, называется … (народная)
Устный рассказ о чём – то необычном, невероятном, фантастическом. Ключевое слово:( сказка)
п | р | и | с | к | а | з | к | а | |
| р | у | к | а | в | и | ц | ы | |
| | н | а | г | р | а | д | а | |
к | о | р | з | и | н | к | а | | |
| | ш | к | а | т | у | л | к | а |
| | н | а | р | о | д | н | а | я |
(Слайд 10)
Заполняется цветок Сказочницы.
11. Обобщение по теме.
- А сейчас мы с вами слушаем ответы 3 группы.
- Группа ребят подготовила опережающее задание, они подготовили пересказ близко к тексту о том, как встретились два брата: бедный и богатый ( по картинке)
(Слайд 11)
- Какой спор произошёл между братьями? Серьёзным ли он был? Прочитайте ( с.22)
- Какие загадки -вопросы есть в сказке?
- Какие к ним даны отгадки? Прочитайте.
- Что можно сказать о девочке – семилетке? (Умная, изобретательная, находчивая, сметливая, мудрая)
(Слайд 12)
Игра: «Собери пословицу!»
- Вспомните пословицы, о знании и умении , которые звучали на уроках русского языка.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Беды мучат, да уму учат.
Где ум, там и счастье.
(Слайд 13)
- Какая из пословиц выражает основную мысль сказки «Дочь – семилетка»?
(Беды мучат, да уму учат).
Вывод: Тяжело было бедному брату справиться с заданиями царя, но ум семилетки помог выиграть спор.
12. Обобщение по теме.
- Выслушаем ответы 1 группы.
- Объясните значение слова «кормились».
(Обеспечивали своё существование: питались, одевались, содержали дом)
Конкурс: «Фантазия»
- Найдите слова, которыми можно озаглавить картинку?
(« На что нам ,старик, много денег!», «Что у Лесного Деда просить будем?»
( Слайд 14)
- Что нужно для того, чтобы жить счастливо?
(Здоровье да умелые руки)
- Чему учит нас сказка «Самое дорогое?»
(Доброте, трудолюбию, настойчивости)
Сказочница: Спасибо, ребята, что помогли собрать цветок!
- Великим сказочником был Пушкин, говорящий «Сказка - ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»
- Верно ли такое утверждение? Может ли сказка быть учителем?
(Каждая сказка чему – то учит, о чём – то заставляет задуматься. Сказки, которые мы сегодня обсуждали учат быть скромными, смелыми, добрыми и трудолюбивыми)
13. Итог урока.
- Страна сказок необъятна.
- Кому из вас захотелось после сегодняшнего урока не просто попасть в Страну сказок, а стать её участником? (Ответы)
- В какую сказку вы бы хотели попасть: в известную или новую?
- Попробуем отправиться в новую сказку.
1) Приглашаю Вас в «Литературную гостиную»
- Сейчас прочитаем сказки, которые сочинили ваши одноклассники (обсуждение)
(Выдаются медали «Лучший сказочник» двум ученикам.
(Слайд 15)
2) Работа «Читального зала» (дети обмениваются сказками, составленными самостоятельно, читают 2 – 3минуты)
14. Выставление и комментирование оценок.
- Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке. Оценки за урок следующие…
15. Домашнее задание.
- А сейчас «Интересное место».
- Сидите и слушайте внимательно. Ученица читает отрывок из русской народной сказки «Умная внучка» в пересказе А. Платонова.
- На какую русскую народную сказку похожа сказка «Умная внучка»?
- Поднимите руку, кому интересно узнать, что же было дальше? (Ответы)
-Тогда прочитайте эту сказку дома до конца и заполните страницу в «Рабочей тетради» на странице 20.
Литература.
1.Т. С. Гостимская, М. И. Байкова. Поурочные разработки по чтению. 3 класс. М.: ВАКО, 2005.
2.Л. А. Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. -2 –е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф, 2008
3. Л. А. Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 3 класс. – 2 –е изд., доп. -М.: Вентана – Граф, 2010.
4.Журналы «Детская энциклопедия». Познавательный журнал для девочек и мальчиков.
5.К. Н. Куприянова, А. И. Елкина. Звёздочка. Книга для внеклассного чтения в начальных классах. М., Просвещение, 1999.
6. «Про Ленивых и Радивых». Сказки славянских народов. М.,Детская литература, 1993.
7.М. В.Смирнова. Программа развития и обучения дошкольников.2500 пословиц и поговорок. С. – Пб., Олма – Пресс, 2003.