СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению с использованием ИКТ ( с элементами исследования) «Русские народная сказка. Обобщение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

- закрепить понятия о русских народных сказках;

- учить различать положительных и отрицательных героев сказок;

- учить работать с сюжетом сказки;

- учить сравнивать, обобщать, делать выводы, давать полный ответ;

- выделять особенности русской народной сказки;

- обучать художественному рассказыванию сказки;

- развивать фантазию, воображение, творческие способности;

- воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению с использованием ИКТ ( с элементами исследования) «Русские народная сказка. Обобщение»»

Открытый урок по литературному чтению

( с элементами исследования)

Тема урока: «Русские народная сказка. Обобщение»



Тема урока: «Русские народные сказки. Обобщение» (урок с элементами исследования)



Цели урока:

- закрепить понятия о русских народных сказках;

- учить различать положительных и отрицательных героев сказок;

- учить работать с сюжетом сказки;

- учить сравнивать, обобщать, делать выводы, давать полный ответ;

- выделять особенности русской народной сказки;

- обучать художественному рассказыванию сказки;

- развивать фантазию, воображение, творческие способности;

- воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать.



Оборудование:

- учебник Л. А. Ефросинина. «Литературное чтение», 3 класс;

- Л. А. Ефросинина. Литературное чтение. Рабочая тетрадь для учащихся

1 для учащихся 3 класса;

- карточки с пословицами;

- рисунки к сказкам;

- книги с русскими народными сказками;

- планшет со стихотворением Ф. Кривина « О чём – то скрипит

половица…»;

- шапки - маски для инсценирования;

- платок, сарафан для Сказочницы, «волшебный» цветок, медали;

- кроссворд с музыкальным сопровождением;

- плакат для орфографического чтения;

- толковый словарь С. Ожегова;

- диск с заданиями к уроку;





Ход урока.

Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)

1. Организация класса.

2. Подготовительная работа ( под музыку «В мире много сказок» )

- Сегодня на уроке мы отправимся в удивительную страну, где живут ваши любимые знакомые сказки . Перед вами «Литературное лукошко», полное сказок. Мы с вами разделимся на три группы: 1 группа представляет русскую народную сказку «Самое дорогое», 2 группа – «Про Ленивую и Радивую», 3 группа – «Дочь – семилетка» ( каждый ряд работает над своей сказкой).

(Слайд 2)

3. Орфографическая минутка.

- Прочитайте слова, которые встретятся вам на уроке:

в предложении, пересказана, предположим, предположить, мне кажется, содержание, соответствует, соотнести, отнести, я считаю, я думаю, я узнал, изобретательная, находчивая, сметливая, несчастный, необычное, невероятное, фантастическое.

- Подумайте, почему некоторые слова подчёркнуты? ( С этих слов можно начинать ответы)

4. Рубрика «Тайны живого слова»

- А сейчас обратимся к « Тайнам живого слова»

- Подберите синонимы к слову « изобретательная» ( Выдумщица, находчивая)

- Находчивая. Про кого так скажем? ( Сообразительная, кто не теряется, легко находит выход из трудного положения)

- Когда человек бывает несчастным? ( Когда у него горе, когда ему не везёт)

- Составьте словосочетание ( предложение) со словом «несчастный»

(Несчастный человек залился горькими слезами. Несчастный вид, случай, любовь, лицо; жить несчастно)

- Что обозначает слово «необычный»? ( Ответы)

- Более точное значение этого слова найдём в «Толковом словаре» С. Ожегова.

( с. 40. Не такой, как все, не похожий на обычное, привычное).

5. Сообщение темы и цели урока.

- Необычный у нас сегодня урок. Мы будем изучать сразу несколько сказок.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

(Задавать вопросы и искать ответы на них, выразительно читать, пересказывать, находить в тексте нужные отрывки, думать, делать выводы, подводить итоги).

- Давайте выделим главную цель урока. Не забудьте: мы будем изучать сразу несколько сказок. (Будем сравнивать и делать выводы)

- Это главная цель нашего урока.

- А чтобы он получился необычным, давайте немного пофантазируем и отправимся в страну, где живут сказки.

6. Театрализация. Декламация.

(Ученик читает стихотворение Ф. Кривина «О чём – то скрипит половица»)

О чём – то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровать, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят сказки.

(Выходит Сказочница в русском сарафане и платке)

Сказочница: Я поведу вас хитрыми дорогами по Стране сказок.

- А чтобы попасть в эту удивительную страну, нужно назвать сказку, которая заканчивается словами:

«Сказка - ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок»

( Такими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке А.С.Пушкина)

(Слайд3)

7. Обобщение по теме.

- Сегодня я принесла с собой волшебный цветок. На каждом лепестке – задание.

( Сказочница раздаёт каждой группе лепесток с заданиями, читает.)

- Пусть каждая группа представит свою сказку, чтобы все остальные догадались, с какой сказкой они встретились.

1 группа

- Найдите в учебнике и выразительно прочитайте отрывок из сказки: «Вот как – то раз и говорит старуха старику…» (с. 13 – 14)

2 группа

- Подготовьтесь читать по ролям разговор старшей дочери и Зелёного старика (с.17 – 18)

3 группа

- Инсценируйте встречу двух братьев: бедного и богатого (с.21 – 22)

(Слайд 4)

(Учитель выставляет книги с русскими народными сказками на доску:

« Самое дорогое», « Про Ленивую и Радивую», « Дочь – семилетка»)

- Как вы думаете, какие это сказки: народные или авторские? (Ответы)

Вывод: Это сказки русские народные. У них нет автора. А принадлежат они целому народу.

(Слайд 5)

8. Работа «Поисковой группы»

- Наша «Поисковая группа» продолжает работать. Ребята выполнили задание опережающего характера – подготовили материал о русских народных сказках.

1. Сказки в нашей жизни появились давно, до начала изобретения письменности. Их не записывали, а только рассказывали и передавали из «уст в уста». Сказки рассказывали в зимние долгие вечера, когда на улице посвистывала, шарахалась, скреблась в стёкла вьюга или потрескивал жгучий мороз. Люди, собравшись в комнате, около печки, начинали рассказывать разные причудливые и забавные небылицы.

2. Мы с затаённым дыханием слушаем удивительные истории о хитрой лисе, глупом волке, о мудрых волшебниках, творящих небывалые чудеса, об отважных героях или простых людях, преодолевающих все невзгоды и побеждающих своих коварных врагов – страшных чудовищ. Тяжёлая жизнь заставляла людей сочинять сказки о жестокости и злобе, о трудной несчастной, голодной жизни простого народа.

3.В сказках люди « летали по воздуху», « ходили в сапогах – скороходах», «воскрешали убитых», « пользовались живой и мёртвой водой», « в одну ночь строили дворцы». Сказки - это мечты о будущем, о лучшей жизни. Они учат познавать жизнь, прививают такие благородные черты, как мужество, трудолюбие, воспевают справедливость, правдивость, доброту, любовь.

Вывод: Сказка и сейчас живёт в народе. Её охотно слушают и взрослые и дети.

9. Работа в ТПО (тетради с печатной основой)

- У нашего цветка не хватает лепестков. Мы должны их собрать, и тогда совершится чудо. Наша цель – собрать цветок для Сказочницы.

- Сейчас мы поработаем по странице «Проверьте себя»

- Внимание! «Три загадочных конверта» (раздаются по группам)

(Слайд 6)

2 группа

- Которая из девушек больше понравилась Зелёному старику и за что?

- Укажите стрелками, к какой из дочерей стариков относятся слова из сказки.

(с.12, №1)

Тест : - Каких людей в народе называют Радивыми?

(Слайд 7)

  • Усердных, старательных, трудолюбивых.

  • Надменных, высокомерных.

  • Спесивых, неприветливых.

  • Писаных красавиц.

Сказочница: Мне хочется вас похвалить за то, что вы внимательно слушали сказку и справились с заданием.

( Собираем волшебный цветок)

1 группа

- Почему старики не захотели просить у Лесного Деда никакого богатства? Выбери правильный ответ:

  • негде прятать деньги;

  • воры утащат богатство;

  • боялись не управиться с домашней птицей;

  • нечем кормить стадо;

  • хотели зарабатывать своими трудами

(Слайд 8)

- Какими людьми были старик и старуха? Укажите стрелками (мудрые, добрые, скромные, трудолюбивые) ( с.10, №1)

3 группа

- Восстанови текст сказки « Дочь – семилетка». Впиши нужные слова.

(с.16, №1)

- Объясни, почему в сказке употребляются именно эти слова, а не какие другие, близкие по смыслу.

Сказочница: Я считаю, что вы очень грамотно и быстро справились с заданием. Молодцы!

Индивидуальная работа ( 3 ученика получают задания на карточках, вопрос с.11, № 6)

- Из раздела «Пословицы» выберите те, которые подходят к сказке «Самое дорогое»

Труд кормит, а лень портит.

Кто хорошо потрудится, тому есть чем гордиться.

Не разгрызёшь ореха – не съесть и ядра.

(Слайд 9)

« Дискуссионные качели»

- А сейчас мы с вами послушаем ответы 2 группы.

- Представьте, что вы были в омуте, когда Зелёный старик вручал Ленивице шкатулку. Вмешались бы вы? ( Ответы 3- 4 человек)

«Экспресс – вопрос»

- Зачитайте последний абзац. Почему сказка «Про Ленивую и Радивую» заканчивается так, а не иначе?

- Давайте поразмышляем, обосновав свой выбор.

(Автор хотел сказать: работа работе – рознь)

- Какими нас учит быть сказка «Про Ленивую и Радивую»?

( Усердными, старательными, трудолюбивыми, добрыми)

10. Музыкальная минутка(под музыку заполняется кроссворд, с.11, № 4)

- Сейчас нам предстоит выполнить творческое задание.

А цель этого задания – отгадать ключевое слово.

Итак, настраиваимся на музыкальную волну.

  • Это была … , сказка будет впереди. (Присказка)

  • Что вязала старуха? (Рукавицы)

  • Какова работа, такова и … (награда)

  • Что плёл старик? (Корзинка)

  • Какой подарок подарил Зелёный старик старшей дочери? (Шкатулка)

  • Сказка, которую создал народ, называется … (народная)

  • Устный рассказ о чём – то необычном, невероятном, фантастическом. Ключевое слово:( сказка)

п

р

и

с

к

а

з

к

а



р

у

к

а

в

и

ц

ы




н

а

г

р

а

д

а


к

о

р

з

и

н

к

а





ш

к

а

т

у

л

к

а



н

а

р

о

д

н

а

я



(Слайд 10)

Заполняется цветок Сказочницы.

11. Обобщение по теме.

- А сейчас мы с вами слушаем ответы 3 группы.

- Группа ребят подготовила опережающее задание, они подготовили пересказ близко к тексту о том, как встретились два брата: бедный и богатый ( по картинке)

(Слайд 11)

- Какой спор произошёл между братьями? Серьёзным ли он был? Прочитайте ( с.22)

- Какие загадки -вопросы есть в сказке?

- Какие к ним даны отгадки? Прочитайте.

- Что можно сказать о девочке – семилетке? (Умная, изобретательная, находчивая, сметливая, мудрая)

(Слайд 12)

Игра: «Собери пословицу!»

- Вспомните пословицы, о знании и умении , которые звучали на уроках русского языка.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Беды мучат, да уму учат.

Где ум, там и счастье.

(Слайд 13)

- Какая из пословиц выражает основную мысль сказки «Дочь – семилетка»?

(Беды мучат, да уму учат).

Вывод: Тяжело было бедному брату справиться с заданиями царя, но ум семилетки помог выиграть спор.

12. Обобщение по теме.

- Выслушаем ответы 1 группы.

- Объясните значение слова «кормились».

(Обеспечивали своё существование: питались, одевались, содержали дом)

Конкурс: «Фантазия»

- Найдите слова, которыми можно озаглавить картинку?

(« На что нам ,старик, много денег!», «Что у Лесного Деда просить будем?»

( Слайд 14)

- Что нужно для того, чтобы жить счастливо?

(Здоровье да умелые руки)

- Чему учит нас сказка «Самое дорогое?»

(Доброте, трудолюбию, настойчивости)

Сказочница: Спасибо, ребята, что помогли собрать цветок!

- Великим сказочником был Пушкин, говорящий «Сказка - ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»

- Верно ли такое утверждение? Может ли сказка быть учителем?

(Каждая сказка чему – то учит, о чём – то заставляет задуматься. Сказки, которые мы сегодня обсуждали учат быть скромными, смелыми, добрыми и трудолюбивыми)

13. Итог урока.

- Страна сказок необъятна.

- Кому из вас захотелось после сегодняшнего урока не просто попасть в Страну сказок, а стать её участником? (Ответы)

- В какую сказку вы бы хотели попасть: в известную или новую?

- Попробуем отправиться в новую сказку.

1) Приглашаю Вас в «Литературную гостиную»

- Сейчас прочитаем сказки, которые сочинили ваши одноклассники (обсуждение)

(Выдаются медали «Лучший сказочник» двум ученикам.

(Слайд 15)

2) Работа «Читального зала» (дети обмениваются сказками, составленными самостоятельно, читают 2 – 3минуты)

14. Выставление и комментирование оценок.

- Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке. Оценки за урок следующие…

15. Домашнее задание.

- А сейчас «Интересное место».

- Сидите и слушайте внимательно. Ученица читает отрывок из русской народной сказки «Умная внучка» в пересказе А. Платонова.

- На какую русскую народную сказку похожа сказка «Умная внучка»?

- Поднимите руку, кому интересно узнать, что же было дальше? (Ответы)

-Тогда прочитайте эту сказку дома до конца и заполните страницу в «Рабочей тетради» на странице 20.

Литература.

1.Т. С. Гостимская, М. И. Байкова. Поурочные разработки по чтению. 3 класс. М.: ВАКО, 2005.

2.Л. А. Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. -2 –е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф, 2008

3. Л. А. Ефросинина. Литературное чтение: 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 3 класс. – 2 –е изд., доп. -М.: Вентана – Граф, 2010.

4.Журналы «Детская энциклопедия». Познавательный журнал для девочек и мальчиков.

5.К. Н. Куприянова, А. И. Елкина. Звёздочка. Книга для внеклассного чтения в начальных классах. М., Просвещение, 1999.

6. «Про Ленивых и Радивых». Сказки славянских народов. М.,Детская литература, 1993.

7.М. В.Смирнова. Программа развития и обучения дошкольников.2500 пословиц и поговорок. С. – Пб., Олма – Пресс, 2003.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!