СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению "Цветик-семицветик"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в рамках кружка детской литературы, проводился на семинаре учителей начальных классов РБ.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению "Цветик-семицветик"»

Урок внеклассного чтения в 3-м классе по сказке В.П. Катаева "Цветик-семицветик"
  • Хабитуева Н.А учитель начальных классов

Разделы: Преподавание в начальной школе

Цели урока:

  1. Познавательный аспект: формировать общеучебные умения осознанного, правильного, выразительного чтения, умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею произведения, давать характеристики действующих лиц.

  2. Развивающий аспект: развивать речь и умения анализировать текст, эмоциональные сферы личности ребенка, творческие умения.

  3. Воспитательный аспект: способствовать формированию нравственных принципов: честности, порядочности, сострадания, трудолюбия, задумываться над своими желаниями, воспитывать познавательную активность.

Оборудование: портрет В.П. Катаева; выставка книг для детей; иллюстрации к сказке; таблички слов и выражений для словарной работы; карточки для домашнего задания; индивидуальные карточки с таблицами; лепестки цветка для работы в парах.

Ход урока I. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя.

На доске таблица:

внимательный

аккуратный

самостоятельный

любознательный

активный

рассеянный

веселый

стильный

рассудительный

Рядом с таблицей – портрет ученика.

Учитель: Какие слова из таблицы могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями?

Ответы учащихся.

Учитель: Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Расшифруйте текст.

ЧСМИАПСКАЗКАБПОЛДКАТАЕВЙЦУКЦВЕТИКГШЩЗХСЕМИЦВЕТИКЫФЦЙ

Учитель: Что это за слова?

Дети: Катаев. Сказка: “Цветик-семицветик”.

Учитель: Вы правы, это тема нашего урока. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Для этого дополните предложение. Познакомиться с творчеством ---– , работать над ----– сказки ---– и сделать ---– , чему---– -----.

Дети: Познакомиться с творчеством В.П.Катаева, работать над содержанием сказки “Цветик – семицветик” и сделать вывод, чему учит сказка.

III. Работа по теме урока.

1. Беседа об авторе.

Учитель: Ребята, я хочу поздравить вас с праздником. Ведь любая встреча с книгой – это праздник и праздник вдвойне, если это сказка. Посмотрите на доску. Перед вами портрет известного писателя, создававшего книги для детей и взрослых – В.П.Катаева. Родился писатель в городе Одесса, в семье учителя математики. Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть “Сын полка”. Вы прочтете ее, когда подрастете. А вот для вас есть сказка: “Цветик-семицветик”. Эта сказка написана в 1940 году. Ей уже почти 70 лет. По нашим человеческим меркам, она уже старушка. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам.

– А понравилась ли она вам, юные читатели?

(Ответы детей).

Учитель: Я так и предполагала. Прошло много лет, а дети с удовольствием читают ее. В чем же здесь секрет? Сейчас разберемся.

– Перед вами книжная выставка. Все книги: “Цветик-семицветик”, только они изданы в разное время и рисунки в них сделаны разными художниками.

Дети рассматривают выставку. (Комментарии к выставке делает один из подготовленных учащихся).

2. Работа над названием сказки.

Учитель: Почему сказка с таким необычным названием?

Дети: Семицветик – у цветка 7 лепестков и все они разного цвета.

Учитель: А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?

Дети: В сказке действует волшебница. Есть Волшебный цветок, исполняющий все желания, есть невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика.

Учитель: Мы часто сравниваем авторскую сказку с русской народной.

– Есть ли такая среди русских народных сказок?

Дети: (заполняют таблицу и делают вывод).

“Цветик-семицветик” В.П.Катаева

“По щучьему велению”. Русская народная.

Волшебный цветок

Волшебная щука

Исполняются все желания

Исполняются все желания

Счастливый конец сказки

Счастливый конец сказки

3. Словарная работа.

(Для работы используются карточки со словами и выражениями).

а) Объясните значение выражений:

– по сторонам зевать; 
– галдели, как попугаи;
– взяла досада.

б) Подбери близкие по смыслу слова:

Растяпа – …., велеть – …, превосходный – …, симпатичный – …, уродливый – …, отнять – …,   смирные – ….

в) Работа над близкими по содержанию словами мечта и желание.

1 ученик: Мечта – нечто созданное воображением, мысленно представленное. Мечта– игра ума, когда человек представляет себе что-то приятное, но оно не существует.

2 ученик: Желание-это чувство, когда тебе очень хочется чего-то, что не существует на самом деле, его у тебя нет, а тебе хочется иметь, оно дает тебе радость.

Учитель: Анализируя сказку, каждый должен сделать вывод для себя о своих желаниях?

4. Работа по содержанию сказки.

1. Пересказ начала сказки (до встречи со старушкой).

2.Сцена встречи девочки и старушки. (Показывают заранее подготовленные учащиеся).

Учитель: Что сказала волшебница по секрету Жене?

Дети: Женя получила цветок и узнала, как им пользоваться.

Учитель: Женя получила цветок. Лепестки у цветка были в определенном порядке. Проверим вашу память. Работа в парах. На столе имеются лепестки от цветика. Задание: расположить лепестки так, чтобы получился цветик-семицветик.

Учитель: Цветик готов, а как пользоваться этим волшебным предметом?

Дети: Отрывать лепесток и произносить волшебные слова.

Учащиеся разучивают эти волшебные слова.

Учитель: А теперь вместе с Женей будем тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным ли было решение. Будем заносить наши ответы в следующую таблицу. (Карточки с таблицей даётся каждому ученику).

лепесток

желание

чувство

разумное или нет

– На что был потрачен первый лепесток?

Дети: Чтобы проверку действия волшебного цветка, на желание вернуться домой.

Учитель: Какая неприятность случилась с Женей?

Дети: Девочка разбила мамину любимую вазу.

Учитель: На что потратила девочка второй лепесток и почему?

Дети: Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень любила. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь.

Учитель: Следующий эпизод сказки хочется пояснить. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. Ученый Папанин и его товарищи – ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью. Мальчишки, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру.

– Что почувствовала девочка, когда ее в игру не приняли, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка?

Дети: Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.

Учитель: Знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там, что ей грозило?

Дети: Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летней одежде при сильном морозе, да еще и рядом с огромными белыми медведями. Девочка могла замерзнуть или ее бы съели белые медведи.

Учитель: Разумным ли было желание девочки оказаться на Северном полюсе?

Дети: Это было глупое желание. Женя могла погибнуть.

5. Физминутка.

Учитель: Закроем глаза и мысленно окажемся на Северном полюсе. Здесь много снега, кругом сугробы, а снег все идет и идет. Вы снежинки и под веселую музыку исполняете танец снежинок.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Вот подул вдруг ветерок,
Закружился снежок,
Пляшут все снежинки,
Белые пушинки.

6. Продолжение работы по содержанию текста.

Учитель: На что был потрачен четвертый лепесток? Разумным ли является желание?

Дети: На то, чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание очень разумное, так как оно спасает Женю.

Учитель: Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру?

Дети: Девочки играли с разными игрушками, а у Жени в тот момент не было совсем.

Учитель: Что почувствовала Женя, когда ее не взяли в игру?

Дети: Женя обиделась, даже рассердилась.

Учитель: Какое желание она загадала, чтобы их позлить?

Дети: Она велела лепестку, чтобы все игрушки, какие есть на свете, стали ее.

Учитель: Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось?

Дети: Как только на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки.

Учитель: Разумное ли это желание?

Дети: Желание было глупое, потому что оно было необдуманное.

Учитель: На что был потрачен шестой лепесток? Разумно ли это желание?

Дети: Женя испытывала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть, а также наличие множества игрушек не рождают радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому она пожелала им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание.

Учитель: Рассказать, почему Женя задумалась при виде последнего лепестка.

Ответ детей. (Пересказ отрывка).

Учитель: О чем пожелала девочка, оторвав последний, седьмой лепесток?

Дети: Мальчик хромой, он не может бегать, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе желание.

Учитель: Обратимся к заполненной таблице.

лепестки

желание

чувство

разумное или нет

желтый

вернуться домой

радость

разумное

красный

склеить вазу

облегчения

разумное

синий

попасть на полюс

страха

глупое

зеленый

вернуться с полюса

радости

разумное

оранжевый

иметь все игрушки

испуг

глупое

фиолетовый

отправить игрушки

облегчения

разумное

голубой

вернуть здоровье

радость

разумное

– Сделаем вывод о желаниях девочки.

Дети: У Жени было пять разумных желания и два глупых.

Учитель: Выясним, почему у Жени появлялись такие глупые желания. А для этого выстраиваем модель – описание.

1. Какая Женя, если она совершает глупые поступки?

2. Какая Женя, если она совершает разумные поступки?

Вывод: Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.

У: Чему же учит эта сказка?

Дети высказывают свои суждения. Учитель подводит итог.

Учитель: Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.

IV. Домашнее задание.

Каждому ученику карточка для письменного ответа.

Карточка.

Чтобы ты пожелал, если бы у тебя был цветик – семицветик?

V. Рефлексия.

Учитель: Зачем нам нужен был этот урок?

За что ты можешь похвалить себя?

За что можно похвалить своих одноклассников?

Ответы детей.

Учитель: Благодарю вас за урок. Вы – молодцы. Скажите себе: “Я – молодец, я думал, я старался”.









В.П.Катаев «Цветик – семицветик».

 Цель: Ознакомить со сказкой В.П.Катаева «Цветик - семицветик»; учить находить главную мысль произведения; развивать мышление, умение обобщать, делать выводы; воспитывать милосердное отношение к людям с ограниченными возможностями, старикам.  Формировать умение анализировать произведение.

 Задачи:

                 1. Обучающая: познакомить учащихся с творчеством писателя В.П. Катаева, со сказкой этого писателя «Цветик-семицветик»; формировать способность у учащихся к полноценному восприятию литературного текста; обучать анализу художественного произведения; эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему, поставленную текстом: обсуждение нравственной проблемы; перечитывание разных фрагментов текста с целью выявить развитие сюжета; продолжать работу над формированием навыка правильного сознательного чтения целыми словами.

               2. Развивающая: способствовать развитию речевой культуры учащихся: развитию связной речи учащихся; выразительному чтению; работать над уточнением значения слов и выражений.

               3. Воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся; эмоционально-ценному отношению к действительности; воспитанию устойчивого желания и стремления читать доступную возрасту литературу.

 Оборудование: презентация « Цветик – семицветик», выставка   книг

 В. Катаева,   учебная хрестоматия «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, текст произведения «Цветик-семицветик», материал для рефлексии.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вы скакали, словно мячики,
Мои девочки и мальчики,
А сейчас звонок звенит,
Успокоиться велит,
Приготовить книги, ручки
Для урока «почемучки»!

  1. Речевая разминка.

Работа над пословицей

-  Прочитайте поговорку

    Спешите делать добро.

-  Объясните смысл.

3. Вступительная беседа:

 - С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Почему?

     Что может изменить плохое настроение ?

-   Ребята, как вы думаете, почему в самом начале урока мы объяснили

    смысл именно этой пословицы?

- Ребята, посмотрите на экран. Какие цветы красивые! Для чего нужны человеку цветы? ( Они приносят нам радость). Сегодня мы продолжим работу над сказкой  о цветке необыкновенном, он не только красивый, но и волшебный. Эту сказку написал 73 года  назад  Валентин Катаев. Называется она «Цветик-семицветик». (Слайд 1)

-  Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев? Чему учит сказка? На этот вопрос вы мне ответите в конце нашего урока. А сейчас в путь. Вы готовы?

4. Проверка Д/З

1. Слово о авторе.( Подготовленный ученик) ( Слайд 3)

     Валентин  Петрович Катаев родился   в городе Одессе, в семье учителя Петра Васильевича Катаева. Его отец  был очень образованным человеком учился на историко-филологическом факультете в Новороссийском университете, который окончил с серебряной медалью.

Мать, Евгения Ивановна Катаева, была дочерью  генерал-майора. Она обладала незаурядными музыкальными способностями.

Еще в раннем детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся литературой. Так как отец был преподавателем, в доме у них была хорошая, постоянно читаемая библиотека. В семье Катаевых хорошо знали и высоко ценили классическую литературу XIX века. И конечно большой багаж знаний, который был у отца, постепенно передавался детям.

Валентин Катаев автор сказок:

«Дудочка и кувшинчик» (1940),

«Цветик - семицветик» (1940),

«Жемчужина» (1945),

«Пень» (1945),

«Голубок» (1949).

  1. Чтение 1 части текста. Стр. 94 – 96

  2. Случайно ли у цветка семь цветков?

а. Что случилось с девочкой Женей, когда мама послала её в булочную за баранками, и почему это произошло? ( Жене не хотелось идти в магазин; она не запомнила дорогу домой и заблудилась.)

б. Найдите  строчку  подходящую  к данному слайду (слайд4)

в. Кто и как ей помог? Найди строчки  из текста. (Слайд 5)

г. Какие волшебные слова  нужно было произнести, чтобы исполнилось желание? ( Слайд 6)

5. Работа по теме:

1.  Обсуждение, анализ содержания сказки

     - А сегодня на уроке мы продолжим работу  с его произведением «Цветик - семицветик», написанным в жанре литературной сказки. С полным  текстом этой сказки вы познакомились летом. А сегодня мы вспомним и проанализируем события в произведении, поступки героев, отношения между героями.

 А теперь подумайте, почему писатель назвал « Цветик - семицветик» сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?

       ( « Цветик - семицветик» назван  сказкой  потому, что в ней действует волшебница, которая  ниоткуда  появляется и  неизвестно куда пропадает. В сказке  есть волшебный  цветок, исполняющий  все  желания,  есть невероятные приключения девочки  Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика.)

  1. Словарная работа

 В тексте встретятся  слова, значение которых   вам не совсем понятно:

Черепки -  обломокосколок какого-нибудь битого глиняного, изделия ; от горшка одни остались черепки.

одна-одинёшенька -  нет друзей

тяпа-растяпа -  рассеянный человек,

  1. Чтение 2 части текста подготовленными учениками.

Подберите строки из сказки к каждому слайду.

а)( Слайд 6 ) Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома. А в руках – связка баранок!

б)  О чём подумала Женя глядя на цветок? ( Слайд 7) (Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку)

в) Чем закончилась эта идея? Почему?

И снова полетел лепесток! (Слайд 8)

г)  Стр. 98

Нравится ли тебе, как Женя тратит лепестки?

Можно ли было в этих случаях обойтись без помощи волшебства?

Как бы ты поступил?

  1. Физминутка     Лети, лети лепесток….  

  2. Чтение 3 части текста по «цепочке»

         Следующий эпизод сказки требует пояснений. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. ( Папанин и его товарищи- учёные- полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные явления, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью.) Они, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчики не приняли Женю в игру.

 - Как вы думаете, нравится ли автору, как Женя тратит лепестки? Почему?

6. Чтение учителем 4 части текста.

- Ответьте на вопросы по тексту.

а) (Слайд 9) Что почувствовала девочка, когда её не приняли в игру, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка? (Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.)

б) Знала ли она что – либо о полюсе и с чем столкнулась там? Что ей грозило? ( Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летнем платье, сандаликах при шестидесятиградусном морозе, да ещё в обществе огромных белых медведей. Она могла замерзнуть или быть съеденной медведями.)

в) Что сказала девочка в ответ на неприветливые слова мальчиков? (Слайд 10)

 в) Разумным ли было желание Жени оказаться на Северном полюсе? Что она сделала, чтобы вернуться домой?  ( Это глупое желание. Девочка погибла бы, поэтому четвертый лепесток она потратила на то, чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание было очень разумным.) ( Слайд 11,12)

И снова полетел лепесток! (Слайд 13)

г) Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру? ( Они играли с разными игрушками, а у Жени их в тот момент не было.)

Слайд 14

д) Что почувствовала Женя, когда девочки не взяли её в игру? Какое желание она загадала, чтобы позлить их? ( Женя обиделась, рассердилась и решила показать девочкам, что у неё во много раз больше игрушек, чем у их.)

 е) Что почувствовала девочка, когда её желание иметь все игрушки мира осуществилось? Разумно ли это было и почему? Слайд 15

( Когда на неё свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки. Желание это было глупое, потому что оно было необдуманным.)

ж) На что она потратила шестой лепесток? Разумно ли было это желание? ( Женя испытала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть, а также наличие множества игрушек не рождают радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому и пожелала она им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание.) Слайд 16, 17

7. Чтение текста 5 части  учащимися.

а) Кого встретила девочка на бульваре? Что она предложила мальчику и о чём пожелала, оторвав свой последний, седьмой  лепесток? ( Мальчик не может бегать, потому что он хромой, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе желание.) Слайд 18,19,20 видео

8. Подведение итога урока:

   - Вернёмся к вопросу, поставленному в самом начале урока:

а)  Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев? Чему учит сказка?

- Эта добрая сказка Катаева учит нас: когда у тебя появляются желания, сначала  подумай, нужно ли то, что ты вдруг пожелал, не принесёт ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство твоим родителям, товарищам, просто людям. Сказка учит, что надо не просить выполнять твои желания, а стараться больше знать и просить только очень нужное, полезное, возможное. А главное, надо стараться самому, своими усилиями и трудом осуществлять свои желания, причем так, чтобы это не мешало другим людям, никого не обижало, не огорчало. И совсем необязательно иметь лепестки цветика - семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят. 

б) « Волшебный цветок» Работа в паре.  

 Представим, что  у вас появилась возможность  сделать волшебный цветок, но не такой который достался Жене, а с пожеланиями  всем людям нас окружающим. Возьмите приготовленные вами на уроке технологии  цветы, обсудите с соседом по парте и напишите на каждом лепестке своё пожелание.  

 

  1. Итог урока. Выставление оценок.

  2.  Д/З  1. Составить рассказ о Жене.

              2. Пересказать любую часть по выбору.

Вы хорошо, ребята,  поработали. Молодцы! Оценивая поступки Жени, наверняка, для себя сделали выводы о хороших поступках. Наш урок я хотела бы закончить словами: (слайд 22)

                      Добрым быть совсем-совсем не просто,

                             Не зависит доброта от роста.

                            Доброта приносит людям радость

                            И взамен не требует награды.

                            Доброта с годами не стареет,

                            Доброта от холода согреет.

                            Если доброта, как солнце, светит,

                           Радуются взрослые и дети.

7. Рефлексия. Слайд 23

-Зачем нам нужен был этот урок?

- За что ты можешь похвалить одноклассников? Себя?

  Благодарю вас за урок. Вы - молодцы.







Литературная викторина        

В. Катаев   «Цветик – семицветик»

учени….. 1 «…..»  Ф.И.  _______________________________

1. Имя, отчество, фамилия автора сказки «Цветик-семицветик».

____________________________________________________________________________

2. Перечисли героев сказки «Цветик-семицветик».   ________________________________

____________________________________________________________________________

3. Как звали братика Жени? ____________________________________________________

4. Какие любимые птицы Жени? ________________________________________________

5. Сколько и каких баранок купила Женя?  _______________________________________

____________________________________________________________________________

6.  Кто съел все баранки?  ______________________________________________________

7. Как Женя заблудилась? ______________________________________________________

8. Кто виноват в том, что Женя заблудилась?  _____________________________________

9. Какие цветы росли в садике старушки? ________________________________________

10. Сколько и каких лепестков было у цветика-семицветика? ________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Что нужно было сделать, чтобы цветик-семицветик исполнил желание?

____________________________________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

12. Перечислите, на какие желания потратила Женя лепестки цветика-семицветика.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Куда не берут папанинцы девчонок?  _________________________________________

14. Сколько градусов было на Северном полюсе, когда там оказалась Женя?___________

15. Сколько и каких белых медведей вышли к девочке из-за льдины? _________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

16. Лепесток какого цвета помог Жене вернуться с Северного полюса домой? _________

17. Какое желание исполнил фиолетовый лепесток? ________________________________

18. «Женя вдруг увидела превосходного мальчика». Напиши его имя? ________________

19. Какое желание Жени Вам больше пришлось по душе? Почему? ___________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Окажись у Вас в руках такой цветик-семицветик, какое желание Вы бы загадали? Одно, самое-самое заветное.  __________________________________________________

___________________________________________________________________________













Урок внеклассного чтения в 3-м классе. В.П. Катаев "Цветик-семицветик"
  • Степанова Юлия Константиновнаучитель начальных классов

Разделы: Преподавание в начальной школе

Цели:

  1. Познакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки “Цветик – семицветик”.

  2. Способствовать формированию функциональной грамотности учащихся.

  3. Совершенствовать читательский опыт, расширять читательский кругозор.

  4. Формировать навыки работы с книгой.

  5. Продолжить работу по усвоению нравственных норм бытия; воспитанию милосердия и отзывчивости.

Оборудование:

  • портрет В.П.Катаева

  • выставка книги В.П. Катаева; отдельный раздел: книга “Цветик – семицветик” разных изданий

  • иллюстрации к книге “Цветик-семицветик”

  • книга “Цветик – семицветик” на каждого ученика

  • большая аппликация “Цветик-семицветик”

  • аппликация “Цветик-семицветик” с одним лепестком каждому ученику

  • плакаты с пословицами

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Да, да! Я не ошиблась – путешествие, но путешествие не обычное, а по страницам книги.

Итак, друзья, начнём урок. 
Затей у нас большой запас. 
А для кого они? Для вас!

Я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски. Но нет ничего интереснее, чем наши волшебные книги. Книги - наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и родным просторам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны.

Ученик:

Книга-учитель.
Книга-наставник.
Книга надежный товарищ и друг.
Ум, как ручей высыхает и стариться,
Если ты выпустишь книгу из рук...

Учитель: Сказаны удивительные, очень хорошие слова о книгах. Мне лишь остается добавить, что, подружившись с книгой, надо постараться быть ей хорошим хозяином и внимательным читателем.

II. Сообщение темы урока.

- Ребята, сегодня у нас праздник. Праздник встречи с книгой.

Какую книгу вы принесли сегодня для работы? Как она называется? Кто её автор?

III. Выставка книг для перспективного чтения.

Сегодня у каждого из вас на столе книга замечательного писателя В.П. Катаева “Цветик – семицветик”. Посмотрите, пожалуйста, на его портрет (см. рис. 1) . Он написал много книг, как для взрослых, так и для детей. С некоторыми из них вы познакомитесь в старших классах. Другие прочитаете сами. Но уже сегодня вы можете рассмотреть их на нашей выставке.

(Выступления детей со сведениями из биографических данных В.П. Катаева)

Рис. 1

А сегодня, мы поговорим, пожалуй, о самой известной и любимой детворой книге “Цветик – семицветик”.

IV. Сравнительный обзор книги с различными выходными издательскими данными

Кто из вас прочитал эту книгу? Все прочитали? Молодцы! Книга “Цветик - семицветик” написана в 1940 году. Ей больше 50 лет. Когда я была такой же, как вы, я, прочитав эту книгу, полюбила её. Несколько поколений, безусловно, знают, помнят и любят это произведение.

А кому из вас понравилась эта книга? Всем? Я так и предполагала.

Прошло столько лет, а дети и сейчас с удовольствием читают её. В чём же секрет? Попробуем разобраться, согласны?!

Перед вами книжная выставка. Все книги, представленные на ней это книга “Цветик – семицветик”. Только изданы эти книги в разное время и иллюстрированы разными художниками. (Показываю (рис.2 – рис.6), сравниваем годы издания, издательства, ищем данные о художниках-оформителях; дети делают выводы о разнообразии книжного оформления)

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5


Рис. 6

V. Определение литературного жанра произведения

- Почему книга называется “Цветик-семицветик”? (Ответы детей)

- В подзаголовке написано, что это сказка. Вы согласны с этим? Докажите, пожалуйста. (Ученики доказывают)

VI. Словарная работа:

- Ребята, прежде чем беседовать о содержании книги, ответьте, пожалуйста, на вопрос: Есть ли в книге непонятные слова и выражения? (Высказывания детей)

Учитель: Ребята, давайте совместно дадим объяснение следующим словам:

- папанинцы

- зевать по сторонам

VII. Анализ литературно-художественных особенностей произведения, совершенствование устной монологической и диалогической речи и навыков чтения учащихся

1. Упражнение в совершенствовании устной монологической речи (подробный пересказ)

Учитель: Кто помнит начало сказки?

Пересказ детей. (Один начинает, другой продолжает до эпизода “Встреча Жени с волшебницей”) (рис.7) – в этот момент открывается дверь и входит “Женя”…

Рис. 7

2. Театрализация литературного эпизода.

- Женя плачет: “Что же делать? Как я попаду домой? Что же мне делать?”

Входит волшебница: “Девочка, как тебя зовут? Почему ты плачешь? Успокойся. Я помогу тебе. Денег у меня нет и баранок нет тоже, но я подарю тебе цветок”.

(Подает аппликацию, шепчет Жене на ухо, они выходят, слышен радостный голос Жени)

- Спасибо тебе, добрая волшебница.

3. Работа с текстом произведения

Учитель: Ребята, о чём могла по секрету сказать волшебница девочке Жене. (Ответы детей)

А кто из вас знает эти волшебные слова? Поднимите руки. Так много желающих?

Я предлагаю Вам проговорить эти слова всем вместе, хором. (Хоровая декламация)

Что же произошло потом? Исполнилось ли её желание? (Пересказы детей)

А как автор описывает медведей на Северном полюсе? (Выборочное чтение)

А какие игрушки прибежали к Жене? (Перечисляют)

4. Физкультминутка “Цветок”

Нераспустившийся “бутон”, руки на крест, голова опущена.

(Речитатив сопровождается движениями рук, головы, туловища. В это время звучит спокойная, негромкая мелодия)

Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.

5. Обсуждение прочитанного, социализация ситуации

Учитель: И вот Женя увидела, что остался один - единственный лепесток. Ребята! Сколько же лепестков Женя истратила? (6) А вы уверены? Давайте вспомним, на что были истрачены лепестки, (а я по ходу рассказов отделяю лепестки от цветка) Да, действительно 6. О чём же задумалась Женя? (найти этот эпизод и перечитать его до момента “Встреча Жени с мальчиком”) Что же произошло?

6. Драматизация литературного эпизода

Учитель: Сыграйте, пожалуйста, живую картинку (иллюстрация “Женя с мальчиком”).

Найдите слова в тексте, которые точно соотносятся с живой картиной.

Женя быстро отвернулась, оторвала последний лепесток и дрожащим от счастья голосом (почему?) тихонечко запела. Передайте интонацию (дети читают)

- Чем же заканчивается сказка? (Ответы)

Истрачены 7 лепестков. Женя загадала 7 желаний. Какое желание, на ваш взгляд было самым важным? (Ответы детей)

7. Сопоставление иллюстраций с содержанием произведения

Учитель: Какому эпизоду из сказки она соответствует? (рис 8.) А эта? (рис. 9) (Выступления ребят могут сопровождаться выборочным чтением)

Рис. 8

Рис.9

- Какой эпизод из сказки показался самым смешным? Самым грустным? А самым радостным?

Как вы думаете, слова “смешной” и “радостный” различаются по смыслу или они близки?

8. Словесное рисование в условиях личностного нравственного выбора

Учитель: А теперь, ребята, давайте немного пофантазируем. Ой, кто-то стучит. Кто это к нам пришёл?

Сценка. Входит волшебница.

Волшебница: Узнав, что вы, дорогие ребята, прочитали мою самую любимую книгу, я пришла к вам в гости на урок с подарками. Каждому из вас я хочу подарить по “волшебному” цветку. Только в цветке не семь лепестков, а всего лишь один. Вы можете загадать одно - единственное желание (вручает аппликации детям и гостям). Другого лепестка у вас не будет…

(Дети рассказывают о своих желаниях)

VIII. Обобщающая беседа. Рефлексия.

Учитель: У вас у всех есть главные важные желания. Надо чаще о них вспоминать и самому добиваться, чтобы их осуществить, чтобы не зря прожить свою жизнь - этот важный цветик-семицветик, который дается каждому человеку.

А сейчас обратимся к плакату. На нём написаны 3 пословицы.

  • Делу время, потехе час.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Дело мастера боится.

Учитель: Прочитаем хором.

- Подумайте, пожалуйста, какая из пословиц выражает основную мысль сказки (“Жизнь дана на добрые дела”).

- А что это значит? На какие такие добрые? Какие дела можно назвать добрыми?

- А  кто из вас делает добрые дела?

- Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.

В начале урока вы сказали, что книга понравилась вам. Что же вам понравилось в этой книге? (ответы детей)

IX. Итог урока.

Ребята, вы все очень хорошо работали и, наверное, запомнили пословицу “Жизнь дана на добрые дела”. Я уверена, что вы всегда будете делать только добрые дела и совершать, только хорошие поступки. Поступки, которыми мы все вместе будем гордиться!

Урок окончен. Спасибо!













Стихотворение

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.




Разминка «Узнай сказку».

  1. Был похож на мяч немножко

И катался по дорожкам.

Укатился ото всех,

Кроме «рыжей», вот так смех!

/«Колобок»/


  1. Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!..

/«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»/


  1. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов!

/«Теремок»/


  1. Красна-девица грустна:

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка!..

/«Снегурочка»/


  1. Ах ты, Петя – простота,

Сплоховал немножко:

Не послушал ты кота,

Выглянул в окошко…

/«Петушок – золотой гребешок»/


  1. А дорога – далека,

А корзина – нелегка.

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок…

/«Маша и Медведь»/


  1. Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом…

/«Лиса и Журавль»/


  1. Возле леса, на опушке,

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Из какой герои сказки?

/«Три медведя»/


  1. Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению.

Как сказка называется?

/«По-щучьему веленью»/


  1. У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

/«Гуси-лебеди»/




«Кому принадлежат эти слова».

  1. «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано».

/корова/


  1. «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?»

/Морозко/


  1. «Не пей, братец, козлёночком станешь».

/Алёнушка/


  1. «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл».

/Баба Яга/


  1. «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой».

/Иван-дурак/


  1. «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам».

/Лиса/


  1. «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы».

/Петушок/


  1. «Козлятушки, ребятушки! Отворитеся, отопритеся! Ваша мать пришла, молока принесла».

/Коза/


  1. «Вижу-вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке».

/Маша/


  1. «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве».

/Царевна-лягушка/




«Исправь ошибки».

Вспомни правильные названия сказок.

  1. «По собачьему веленью».

  2. «Царевна-индюшка».

  3. «Сивка-будка».

  4. «Иван-царевич и зелёный волк».

  5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка».

  6. «Петушок – золотой пастушок».

  7. «Мальчик с кулачок».

  8. «У страха уши велики».

  9. «Лапша из топора».

  10. «Как мужик котят делил».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя