Урок литературного чтения в 1 классе
Тема: Повторение и обобщение по разделу «Апрель, апрель. Звенит капель…»
Цели: повторить и обобщить изученный материал; совершенствовать навыки выразительного чтения
целыми словами; развивать память, речь, творческие способности, умение работать в группе;
воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвящённые одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта; ориентироваться в прочитанных произведениях.
Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, конверты с заданиями, «Волшебная шляпа» с загадками, кроссворд на ватмане, маркер, учебники и «светофор» для каждого учащегося.
Ход урока
I.Оргмомент. Приветствие. (Слайд 2)
Прозвенел уже звонок.
Как же мы начнём урок?
На уроке мы сидим,
Не шумим и не кричим.
Руку тихо поднимаем,
Если спросят, отвечаем.
II.Речевая разминка
1.Дыхательная гимнастика (упражнения «Свеча», «Хомячок»)
2.Работа над скороговоркой (Слайд 3)
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Кукушонок надел капюшон.
В капюшоне он смешон.
III.Работа по теме урока
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Работать будем в группах. Вспомните правила работы в группах (Слайд 4, затем таблицу вывесить на доску).
- На уроке мы с вами повторим и обобщим всё, что изучали в последнем разделе учебника. Кто помнит, как назывался раздел, который мы изучали? (Ответы детей)
1.Работа над кроссвордом (кроссворд вывешен на доске, задания – слайды 5-7, один ученик вписывает отгадки в клеточки кроссворда маркером).
- Первое задание – разгадайте кроссворд.
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит к нам пришла… (весна)
Тонкий стан, белый сарафан. (берёза)
Грязь и лужи на дороге.
В небе жаворонка трель –
В гости к нам пришёл… (апрель)
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует, коноплю ворует.
(воробей)
- Молодцы, кроссворд вы разгадали. А сейчас второе задание. Оно будет потруднее. Вам нужно на каждое разгаданное слово кроссворда найти и прочитать в учебнике произведение из последнего раздела (заранее распределить какой группе какие разгаданные слова достанутся).
А.Майков «Весна», «Ласточка примчалась…»;
А.Плещеев «Травка зеленеет…»;
И.Токмакова «К нам весна шагает…»;
Р.Сеф «Чудо»; С.Маршак «Апрель»;
В.Берестов «Воробушки».
2. Работа по учебнику
- А чтобы узнать какое будет третье задание, отгадайте загадку. (Слайд 8)
Шорохом неслышным лепестков
Жемчуг белоснежный распустился,
Свежим, нежным, крохотным цветком
Из-под снега к солнцу устремился. ( Подснежник)
- Вспомните, стихотворения каких поэтов рассказывают о первоцветах. Найдите их и представитель каждой группы прочитает одно стихотворение выразительно (следить, чтобы дети обязательно называли авторов и название стихотворения).
IV.Музыкальная физкультминутка (Слайд 9)
V.Продолжение работы по теме урока
1.Работа в группах
- У каждой группы на столе конверт. В нём написано по одной строчке из стихотворений, которые изучали в разделе «Апрель, апрель. Звенит капель…». Вам необходимо найти это стихотворение в учебнике, сказать кто автор и как называется. Не забывайте правила работы в группе. (Можно дать возможность прочитать стихотворение всей группе по цепочке по одной строке.)
2. Работа над загадками
- Только ли стихотворения были в изучаемом разделе? (Нет, ещё были загадки)
- Я буду загадывать вам загадки, которые найдут ваши командиры в «Волшебной шляпе»: каждая группа разгадывает свою загадку, остальные слушают, дают возможность ответить своим одноклассникам, не перебивают их и не выкрикивают. (Загадки на отдельных листочках о природе, явлениях природы, о растениях и животных на усмотрение учителя находятся в «Волшебной шляпе» завернутые в трубочки.)
3. Самостоятельная работа по учебнику
- Откройте учебник на с. 78. Прочитайте задание помещённое в рамку. Выберите ответ с которым вы согласны и зачитайте его вслух (желающие учащиеся).
VI.Итоги урока
- Какой раздел мы изучили?
- Сколько разделов было в первой части учебника?
- Какой из них вам больше всего понравился?
- Чему вы научились? Что нового узнали?
VII.Рефлексия
- Продолжите предложения: (Слайд 10)
* Сегодня мне понравилось…
* Я научился…
* Сегодня я запомнил…
- А теперь с помощью светофора покажите своё настроение и объясните, почему такое настроение
( Слайд 11)
Всё замечательно, я доволен
Всё хорошо, но у меня не всё получилось
Я не доволен, мне не понравилось