Тема : «Решение задач»
Цель: создать условия для более чёткого понимания смысла понятия «задача».
Предметные: более четко уяснить смысл понятия «задача»; развивать вычислительные навыки.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Целеполагание:
формулировать и удерживать учебную задачу;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование:
составлять план и последовательность действий;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Контроль и самоконтроль:
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коррекция:
адекватно воспринимать предложения учителя, товарища по исправлению допущенных ошибок.
Оценка:
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
Саморегуляция:
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
Познавательные:
Общеучебные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приемы решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе исследовательского характера;
осуществлять смысловое чтение;
учиться работать в заданном темпе;
соблюдать правильную осанку.
Знаково-символические:
использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
Информационные:
находить текст в оглавлении учебника, пользоваться заданиями и вопросами;
поиск и выделение необходимой информации из различных источников (текст, рисунок, схема);
обработка информации (определение основной информации);
анализ информации;
передача информации (устным способом);
применение информации.
Логические:
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков;
сравнение;
построение рассуждения; обобщение.
Коммуникативные:
Информационное сотрудничество:
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
Планирование учебного сотрудничества:
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Взаимодействие:
формулирование собственного мнения и позиции;
строить понятные для партнёра высказывания;
Управление коммуникацией:
определять общую цель и пути её достижения;
Личностные:
Самоопределение:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
установка на здоровый образ жизни;
формировать желание учиться;
личностный рост, личные достижения;
Смыслообразование:
мотивация учебной деятельности;
Нравственно-этическая ориентация:
уважительное отношение к иному мнению;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходить из спорных ситуаций.
Оборудование и ресурсное обеспечение: цв. карандаши; учебник «Математика» ч.2. Автор
учебника: А.Л. Чекин; компьютер
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Психологический настрой на урок
Учитель: Проверьте свое рабочее место
– Настроились на хорошую работу. (Слайд 1)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/30/s_5c51df49b3a50/1070506_1.png)
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Математика у нас!
(Слайд 2)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/30/s_5c51df49b3a50/1070506_2.png)
Цель:
Нужно очень много знать,
Чтоб полезным в жизни стать.
2. Мобилизующий этап
1. Игра «Самый внимательный» (Слайд 3)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/30/s_5c51df49b3a50/1070506_3.png)
-Найди отличия.
2. Работа «в паре» (Слайд 4).
Заполни квадрат, не нарушая закономерности
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/30/s_5c51df49b3a50/1070506_4.png)
3. Целеполагание
– Попробуйте определить тему урока (Слайд 5)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/30/s_5c51df49b3a50/1070506_5.png)
Мы будем сегодня задачи решать,
Исследовать, сравнивать и рассуждать.
Секрет математики вновь открывать.
– Тема урока: Решение задач. (Слайд 6,7)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/30/s_5c51df49b3a50/1070506_7.png)
Определяем цели урока. (Слайд 8)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/30/s_5c51df49b3a50/1070506_8.png)
– Цели урока:
1. Вспомнить:
– Из каких частей состоит задача?
– Все ли рассказы являются задачами?
– Загадки и задачи.
2. Секрет математики (Открытие новых знаний)
3. Учиться решать задачи.
4. Актуализация знаний
Цели:
Вспомнить (Дети выполняют задание и определяют, что не все рассказы являются задачами. Доказывают свою точку зрения) (Слайд 9)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/30/s_5c51df49b3a50/1070506_9.png)
– Разность чисел 10 и 5.
– У мамы было 9 конфет. 2 отдала детям. Сколько осталось?
– Два брюшка, четыре ушка. Как зовут её?
– Что Вам помогало определить является ли данный рассказ задачей?
Анализ задачи. (Слайд 10)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/30/s_5c51df49b3a50/1070506_10.png)
Найди соответствие. (работа в парах) (Слайд 11)
3. Задача. Составные части задачи.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/30/s_5c51df49b3a50/1070506_11.png)
Условие (У.)
Требование (Т.)
Решение (Р.)
Ответ (О.)
Итог: цель реализована. (Слайд 12)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/30/s_5c51df49b3a50/1070506_12.png)
5. Физминутка (снятие зрительного утомления) (Слайд 13)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/30/s_5c51df49b3a50/1070506_13.png)
6. Выявление места и причины затруднений (Слайд 14)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/30/s_5c51df49b3a50/1070506_14.png)
Цели:
2. Секрет математики (открытие новых знаний)
– Сколько станет яблок в корзине после того, к 4 лежащим в ней яблокам добавили ещё 5 яблок?
– Что Вы заметили?
– Итак, нам необходимо определить, является ли данный рассказ задачей. Можно ли её решить?
7. Построение проекта выхода из затруднения (Слайды 14,15,16)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/30/s_5c51df49b3a50/1070506_17.png)
1. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?
– Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением)
– Как будем выходить из сложившейся ситуации?
– У кого есть предложения? (работа в группах)
2. Дети предлагают различные варианты решения)
– Нам могут помочь гости, они точно знают, как его решить.
– Может помочь учитель.
– Может помочь учебник.
– Конкретно (Анализ задачи.)
3. План:
1. Выполнить анализ задачи.
2. Решить задачу.
3. Сделать вывод.
– Достаточно ли у вас знаний для этой работы?
– Как действовали?
8. Реализация построенного проекта
Работа учащихся в группах по поиску решения.
1. Анализ задачи:
– В этой задаче говорится о...
– Обозначим эти величины на схеме.
– Нам нужно узнать...
– Обозначим эти величины на схеме.
– Чтобы ответить на вопрос задачи, нам нужно знать _ и _
2. Игра "Живые части задачи"
Я Условие: к 4 лежащим в ней яблокам добавили ещё 5 яблок
Я Требование: Сколько станет яблок в корзине?
Я Решение: 4 + 5 = 9 (яб.)
Я Ответ: 9 яблок.
3. Задача. Составные части задачи.
– К какому выводу пришли?
– Предложенный текст – это задача. (результат работы в группах).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/30/s_5c51df49b3a50/1070506_18.jpeg)
4. Итог: цель реализована.
9. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач (Слайд 17)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/30/s_5c51df49b3a50/1070506_19.png)
Цели:
3. Учиться решать задачи. (Слайд 18)
– Я предлагаю, юные мои исследователи, использовать наш вывод и поработать над реализацией последней цели. (Дети оценивают правильность решения учебной задачи и переживают ситуацию успеха).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/30/s_5c51df49b3a50/1070506_20.png)
Составьте задачу, в которой сначала нам будет предложен вопрос, а затем данные условия.
Медвежонок нашёл 6 грибов, а белочка 1 гриб. Сколько всего грибов нашли звери?
Сколько грибов нашли звери, если медвежонок нашёл 6 грибов, а белочка 1 гриб?
Решение:
Ответ:
10. Рефлексия деятельности на уроке (Слайд 19)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/30/s_5c51df49b3a50/1070506_8.png)
– Какие цели мы поставили перед собой вначале урока?
– Как вы думаете, мы реализовали её?
– Где возникла трудность?
– Как нашли решение?
(С каким предложением согласны…) (Слайд 20) (Слайд 21)
– Все знания, полученные на нашем уроке, вам будут полезны в дальнейшем. Я надеюсь, что вы не утратите интереса, а напротив, будете стремиться к знаниям более глубоким, и не только на уроках математики, но и на других уроках, чтобы войти во взрослую жизнь грамотными и активными.
11. Итог урока (Слайд 22)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/30/s_5c51df49b3a50/1070506_24.png)
Приложение:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/30/s_5c51df49b3a50/1070506_25.jpeg)