СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по музыке на тему: Александр Николаевич Скрябин «Поэма огня «Прометей»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство  обучающих с творчеством русского композитора  А.Н. Скрябиным и его произведением «Поэма огня».

Просмотр содержимого документа
«Урок по музыке на тему: Александр Николаевич Скрябин «Поэма огня «Прометей»»»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ


Организационно - деятельностный компонент:


Дата: 04.03.2015

Время: 11:20 – 12:05

Место: кабинет № 36

Участники (класс): 4 «Б» класс


Целевой компонент урока:

Тема урока: Александр Николаевич Скрябин «Поэма огня «Прометей»»

Цель: создать благоприятные условия для знакомства учащихся с творчеством русского композитора А.Н. Скрябиным и его произведением «Поэма огня».

Задачи:

Воспитательные:

1.формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников 4 класса;

2.формирование интереса к музыкальному творчеству А.Н.Скрябина;

3.формирование ценностно-смысловых ориентаций и почтения к отечественной музыкальной культуре;

Образовательные:

1.формирование знаний о Прометеи и о композиторе А.Н.Скрябине;

2.формирование знаний о музыкальном произведении «Поэма огня»;

3.формирование умения внимательно слушать музыкальное произведение;

4.формирование умения воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Развивающие:

1.развитие музыкальных способностей (чувство ритма, ладовое чувство)

2.развитие умения вслушиваться и анализировать прослушанный фрагмент из поэмы А.Н.Скрябина «Прометей»;

3.Развитие умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально – творческую деятельность.


Универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

- формирование нравственно-этического представления о мифологическом герое Прометее:

- формирование умения слушать и анализировать музыку;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- формирование умения передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

- формирование умений и навыков в различных видах деятельности;

- формирование умения оценивания собственных достижений при знакомстве с творчеством композитора и мифологическим героем Прометеем.


Коммуникативные УУД:

- приобщение к сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования;

- умение вести диалог с учителем;

- умение эмоционально отвечать на вопросы;

- умение слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.


Регулятивные УУД:

- определять музыкальный образ прослушанной музыки на основе собственного эмоционального состояния;

- определять жанр музыки.


ПредметныеУУД:

- формирование умения слушать и анализировать музыку А.Н. Скрябина;

- формирование умения выражать собственное мнение после прослушивания музыки.


Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы работы учащихся на уроке: групповые, индивидуальные задания, фронтальные.

УМК (название программы, учебник, рабочая тетрадь): УМК «Классическая начальная школа»; Алеев В.В., Кичак Т.Н. « Музыка» Издательство: Дрофа 2007 год.


УМК (название программы, учебник, рабочая тетрадь): УМК

«Классическая начальная школа», учебник «Музыка»

Основные образовательные ресурсы (Оборудование и оформление:)

Учебник: Музыка Алеев В.В УМК « Классическая начальная школа»

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудио система.

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Восприятие музыки: прослушивание музыкальных произведений.

Творчество: изображение в рисунке музыкальных образов при прослушивании поэмы огня А.Н.Скрябина «Прометей» изображение Прометея.


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

  1. Анализ УМК «Классическая начальная школа»; Алеев В.В., Кичак Т.Н. « Музыка» Издательство: Дрофа 2007 год;

  2. Анализ программы по музыке;

  3. Определение структуры урока;

  4. Определение цели и задач урока;

  5. Составление плана-конспекта урока

  6. Подготовка презентации.

  7. Оформление доски: запись темы урока, названий музыкальных произведений, изучаемых на уроке

  8. Подготовка УМК: учебник «Классическая начальная школа» ; Алеев В.В., Кичак Т.Н. «Музыка» Издательство: Дрофа 2007 год

  9. Проверка презентации, подготовка музыкальных произведений.


ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА

  1. Организация начала урока (приветствие): 3 мин.

  1. Приветствие: 1 мин.

  2. Проверка готовности: 1 мин.

  3. Мотивация к учебной деятельности: 1 мин.

  1. Актуализация знаний: 5 мин.

  2. Открытие новой темы. Целеполагание. 5 мин.

  3. Открытие новых знаний: 20 мин.

Слушание: 2 мин.

Беседа по слушанию: 5 мин.

Физ. Минутка: 1- 2 мин.

Творческое задание:10 мин

  1. Рефлексия: 5 мин

  2. Итог урока: 2 мин.

  3. Домашнее задание:1 мин.



СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА


ХОД УРОКА:

  1. Организация начала урока (приветствие).

  1. Приветствие:

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

Добрый день, сейчас у нас урок музыки. Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты волшебных звуков.   Меня зовут Анастасия Сергеевна.          

Проверка готовности:
Проверьте все ли у вас готова к уроку, у вас на столах должен лежать пинал и учеб

3. Мотивация к учебной деятельности:

Мелодия: та хороша,

А эта – прелестна…

Наверное, музыка – душа,

Чем нам и интересна!

Её дыхание – в крови,

Чтоб грудь не задыхалась!

Её страдания – в любви,

А мысль – в молчании пауз.

И я завидовал не раз

Бегущим быстрым пальцам,

Когда они с тобою нас

Одаривали вальсом…

Когда б я мог, когда б я мог!

Та чаша – не испита.

И сердце съёжилось в комок,

Всё музыкой облито.

  1. Актуализация знаний:

У: Ребята, что вы изучали на прошлом уроке?

Д: Вознесение к звездам Оливье Мессиан.

У: А кто такой Оливье Мессиан?

Д: Это один из самых ярких музыкантов 20 века.

У: А как называется одно из лучших творений Мессиана?

Д: Турангалила – симфония.

У: Хорошо. Турангалила имеет древнеиндийское происхождение. Может быть кто-нибудь знает как оно переводиться?

Д: «Туранга» - бегущее время, движение и ритм, а «Лила» - божественная игра, игра творения.

  1. Открытие новой темы. Целеполагание. (слова подсказки для определения темы урока): Прометей, поэма, А.Н.Скрябин.

У: Хорошо. Итак, на доске написаны слова, давайте с вами подумаем какая тема нашего сегодняшнего урока.

IV. Открытие новых знаний.

1. Введение в тему:

У: Сегодня мы будем знакомиться с древнейшим мифологическим героем – Прометеем и великим русским композитором А.Н.Скрябиным.

- Может быть, кто-нибудь из вас знает что-нибудь о Прометее?

Д:

Показать картинку Прометея.





  1. У: Сейчас мы с вами будем работать по учебнику, откройте учебник на стр. 36, прочитайте про себя кто такой Прометей.

Прометей – один из древнейших мифологических героев. В мифах Древней Греции он предстает как благодетель (человек, который оказывает бескорыстную помощь кому-нибудь) человечества, наделивший разумом «слепых, жалких людей, живших как муравьи в пещерах». Именно Прометей научил их строить дома, заниматься ремёслами, писать и считать, понимать искусство.

Для блага людей Прометей похитил у всемогущева Зевса животворный огонь. Рассерженный Зевс жестоко наказал дерзкого героя. По его повелению Прометея цепями приковали к скале, где огромный орёл клевал его печень.

Позже Зевс смиряет свой гнев: его сын Геракл освобождает героя. У: Заканчиваем. А теперь ответим на вопросы:

У: Кто может рассказать про Прометея?

Д:

У: Что сделал Прометей для блага людей?

Д: Похитил у всемогущего Зевса животворный огонь.

У: А что сделал Зевс?

Д: Наказал жестоко героя, Прометея цепями приковали к скале, где огромный орёл клевал его печень.

У: Хорошо. А кто спас Прометея?

Д: Сын Зевса, Геракл.

У. Миф о Прометее претворён в крупном симфоническом произведении А.Скрябина (название произведения – Поэма огня «Прометей»).

Александр Николаевич Скрябин – русский композитор и пианист. Пытаясь добиться выразительности в музыке он ввел в музыку цвет, то есть впервые в истории использовал светомузыку. Музыка Скрябина очень самобытная. В ней отчетливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные поиски. В симфонической поэме «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, таким образом, став первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.

Огонь, в поэме «Прометей» связывается у Скрябина с такими понятиями, как «могучая сила», «источник жизни». Образ Прометея олицетворяет дух свободы, борьбу, стремление к победе.

Звучание «Прометея» отличается большой напряжённостью. Для этого Скрябин вводит «специальный» аккорд, получивший название прометеев аккорд.

Необычность партитуры Поэмы огня состоит во введении световой строки. По замыслу композитора звучание музыки должно сопровождаться световыми потоками красного, синего и других цветов. Так Скрябин соединяет звук и цвет в неразрывное целое.

2. Слушание: Сейчас вы послушаете произведение Александра Николаевича Скрябина Поэма огня «Прометей».

Во время прослушивания обратите внимание на введение в состав оркестра редких партий – фортепиано, хора, органа и колоколов, определите характер этого произведения.

У: Как вы думаете какой характер у этой поэмы?

Д: сурово-мрачный

У: А как начинается это произведение?(быстро, резко, медленно, спокойно, умиротворенно)

Д: Медленно, спокойно, умиротворенно.

У: А как оно заканчивается?(громко, торжественно)

Д: Громко, торжественно

У: какие группы симфонического оркестра усиливают главную кульминацию произведения?

Д:

У: А с какой целью были использованы редкие партии - фортепиано, хора, органа и колоколов?

Д:

У: Хорошо, сейчас мы с вами проведем физ.минутку

3.Физ. минутка

Поднимает руки класс-это раз,

Завертелась голова - это два,

Три - руками три хлопка,

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.


У: Итак, мы продолжаем знакомиться с поэмой Александра Скрябина «Прометей».

У: Как вы думаете, что олицетворяет образ Прометея в одноимённом симфоническом произведении А.Скрябин?

Д: Образ Прометея олицетворяет дух свободы, борьбу, стремление к победе.

У: А в чем состоит необычность партитуры этого произведения?

Д : Необычность состоит во введение световой строки.

У: Хорошо, а какой аккорд играет особую выразительную роль в Поэме огня «Прометей»?

Д: Особую роль играет прометеев аккорд.

Творчество:

У:Хорошо, мы с вами сейчас еще раз послушаем поэму, но во время прослушивания вы по одному человеку будите выходить к доске, перед вами будут лежать губка и краски, вы должны выбрать цвет, который вы себе представляет во время прослушивания этого произведения и на ватмане что-нибудь нарисовать, так у нас с вами получится картина, которую вы все вместе нарисуете. Во время прослушивания вести себя спокойно, ждать своей очереди и внимательно слушать музыку.

У: Итак, смотрите какая яркая у нас с вами получилась картина, сколько на ней красок. Какие цвета на ней присутствуют?

Д: Красный, зеленый, желтый, синий и т.д.

Вот так и композитор видел цвет, когда сочинял музыку и слышал звуки.

Рефлексия (ответы на вопросы):

У: Итак, как называлась тема нашего сегодняшнего урока?

Д: Александр Николаевич Скрябин «Поэма огня «Прометей»»

У: О каком композиторе шла речь на сегодняшнем уроке?

Д: А.Н.Скрябин.

У: С какими произведениями А.Скрябина вы познакомились?

Д: Поэма огня «Прометей»

У: А кто такой Прометей?

Д: Прометей – один из древнейших мифологических героев.

У: А чему он научил людей?

Д:Строить дома, заниматься ремёслами, писать и считать, понимать искусство.

У: А что ввел в музыку А.Н. Скрябин?

Д: Он ввел «специальный» аккорд, который помогал определить звучание «Прометея» своей напряженностью.

У: А что еще Александр Николаевич ввел в музыку?

Д: Световые строки.

У: Правильно, ведь он считал, что звучание музыки должно сопровождаться световыми потоками красного, желтого, синего и многих других цветов.

Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):

У: Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Все молодцы, внимательно слушали меня, очень активно участвовали в работе.

Оценки:


Домашнее задание: Нарисовать дома Прометея каким вы себе его представляете.


Используемая литература:

1. Интернет ресурсы: «Википедия»;

2. УМК «Классическая начальная школа»: учебник: Алеев В.В., «Музыка» Издательство: Дрофа 2007 года

3. Методическая литература.


Приложение:


  1. Музыкальное сопровождение;

  2. Иллюстрации, портреты А.Н.Скрябина и Прометея;












Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта универсальные учебные действия обучающихся разделяются в настоящей программе на личностные, познавательные и коммуникативные действия. Те, в свою очередь, тесным образом связаны с планируемыми результатами освоения программы.

Личностные УУД направлены на:

- развитие художественного восприятия школьников, умения оценивать произведения разных видов искусства;

- формирование у них устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- реализацию их творческого потенциала в процессе музицирования.

Познавательные УУД направлены на:

- осознание школьниками роли музыки в жизни человека, формирование их общего представления о музыкальной картине мира;

- освоение знаний об основных закономерностях и языке музыкального искусства;

- приобретение элементарных умений и навыков в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Коммуникативные УУД направлены на:

- приобщение школьников к сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования;

- развитие способности к продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- формирование доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия структурируются в программе в соответствии со следующими факторами:

-диалектическим характером понятийно-терминологического аппарата;

- распределением музыкального материала по классам и четвертям;

- участием обучающихся в разных видах учебно-творческой деятельности (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластические движения, драматизация музыкальных произведений).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!