Методист: Дусанова Р. Д.
Учитель: Шиловская Н. Г.
2021-22 уч.г.
Личностные: проявлять устойчивый интерес к уроку музыки; осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей учебной деятельности.
Предметные: умения воспринимать музыку и давать ей характеристику.
Коммуникативные: уметь вести рассуждения; учиться грамотно выражать свои мысли, чувства, эмоции, работать в паре.
Регулятивные: анализировать собственную работу на уроке; осмысливать своё поведение в классе и с одноклассниками.
Познавательные: уметь слушать музыку, осмысливать прослушанное, анализировать.
№ | Этап урока, время | Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ФО | Формы контроля |
1 | Мотивационный этап | Словесный: Худ. слово | Доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро солнцу и птицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро продлится до вечера! | (Приветствие) | Ф | Устный фронтальный контроль |
2 | Самоопределение к деятельности | Наглядный: презентация Словесный: беседа | -Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир музыки, а точнее в гости к одному из зарубежных композиторов. Для этого, нам нужно отправится в Австрию, в такой город под названием Зальцбург. -Ребята, а вы знаете каких-нибудь композиторов? -Чтобы узнать кого из композиторов мы навестим сегодня, вам необходимо решить шифр. У вас есть зашифрованное слово на слайде. Вам нужно с помощью шифра, который у вас лежит на парте, расшифровать это слово. -Какое слово у вас получилось? -Значит, к кому мы сегодня пойдем? -К Моцарту, верно. Как вы думаете, какая тема у нас сегодня будет на уроке? -Тема нашего урока: «Звучит нестареющий Моцарт». А как вы понимаете эти слова? Это значит, что музыкальные произведения этого композитора звучат в мире очень давно и многие, может быть, вы слышали, но не знали это Моцарт. -Давайте поставим цель нашего урока. Цель: познакомиться с музыкальным произведением Моцарта «Свадьба Фигаро». Давайте составим план нашего урока: 1. Познакомиться с биографией В.А. Моцарта; 2. Прослушать увертюру из оперы «Свадьба Фигаро». | (перечисляют) (разгадывают) -Моцарт -К Моцарту (Ставят цель и план урока) | Ф | Устный фронтальный контроль |
3 | Вступительное слово | Словесные: Рассказ, беседа Наглядные: Презентация, видеоролик | Моцарт родился в австралийском городе Зальцбурге. В этом году исполнилось бы 260 лет со дня его рождения, музыка его до сих пор живет. Музыку Моцарта сравнивают с яркими солнечными лучами. Она полна жизнелюбия и света. Музыкальные способности Вольфганга появились рано, в 4 года он научился играть на разных музыкальных инструментах, в 5 лет уже сочинял, а в 6 лет, давал собственные концерты. Первым учителем Моцарта был его отец – Леопольд Моцарт. Однажды его родители, взяв с собой Моцарта и его сестру Анну Марию, отправились в императорский дворец, чтобы представить одаренных детей. Многие люди не верили, что маленький мальчик мог так хорошо играть, да еще и без нот, поэтому считали, что он был карликом, а не ребенком. Но случай при дворе заставил всех понять, что он и вправду был ребенком. Давайте просмотрим его. (включает видео) К 8 годам Моцарт виртуозно научился играть на клавесине. Вместе с сестрой и отцом Амадей объехал разные страны, давая уникальные концерты. Клавесин – музыкальный инструмент со щипковым способом звукоизвлечения. Одно из наиболее популярных произведений композитора Вольфганга Амадея Моцарта – это Симфония под номером 40. Симфония – это крупное музыкальное произведение для оркестра Увертюра – инструментальное вступление к опере, балету. Итак, во сколько лет Амадей научился играть на музыкальных инструментах? Куда отвели родители Моцарта и его сестру? Как Моцарт доказал, что он не взрослый карлик, а ребенок? Где родился Моцарт? Кто стал его первым учителем? -Нам нужно немного размяться, а то что-то мы засиделись. Встаем и повторяем за мной. (включает видеоролик) | -В 4 года -В императорский дворец -В Зальцбурге -Его отец (повторяют за учителем) | Ф | Устный фронтальный контроль |
4 | Слушание музыки | Наглядные: презентация, аудиозапись, раздаточный материал Словесный: объяснение | -Сейчас вы прослушаете увертюру к опере «Свадьба Фигаро». Во время прослушивания сидим ровно и соблюдаем тишину. Пока вы слушаете, определите настроение оперы с помощью словаря настроений, чувства которые вы испытали во время прослушивания. Попробуйте узнать музыкальные инструменты, которые играли в произведении. (Включает аудиозапись) | (Слушают произведение) | Ф | Устный фронтальный контроль |
5 | Беседа о прослушанном произведении | Наглядный: презентация Словесный: Беседа, рассказ | -Скажите, какое настроение у этого музыкального произведения? Что вы почувствовали при прослушивании? -Верно, но в то же время музыка жизнерадостная, светлая. -Как звучит эта музыка – медленно, умеренно или быстро? -Какой музыкальный инструмент играл? -Музыка звучит громко, умеренно или тихо? -А теперь, давайте вместе разберем музыкальные инструменты, которые играли в увертюре. -В увертюре играл симфонический оркестр, в котором звучали такие инструменты: Смычковые струнные: Скрипка, виолончель, альт, контрабас, труба – медный духовой музыкальный инструмент, деревянные духовые музыкальные инструменты: гобой, флейта, кларнет, фагот. (каждый инструмент показан на слайде и его звучание) | -Передает тревогу, суматоху -Быстро -Скрипка -Умеренно | Ф | Устный фронтальный контроль |
6 | Повторное прослушивание | Наглядный: раздаточный материал Словесный: Объяснение, беседа Практическая: рисование настроения, сборка паззла и соотнесение | Сейчас мы еще раз прослушаем увертюру из оперы «Свадьба Фигаро» и еще одно музыкальное произведение Моцарта «Симфонию №40» и сравним их. Слушаем еще раз первое произведение. (включает аудиозапись), теперь прослушайте второе и отметьте его настроение в словаре настроений. -Ребята, похожи ли эти произведения или же они различаются? -Верно, они разные. Назовите мне, чем они друг от друга отличаются. -«Свадьба Фигаро» светлая, радостная, но местами выражает суматоху, как мы уже говорили. А «Симфония №40» выражает взволнованность, тревогу. -Сейчас выполним работу в парах. Вам нужно собрать паззл с картинкой и понять к какому из прослушанных произведений какая картинка относиться. -Собрали? Назовите и объясните, как вы соотнесли. -Вы сейчас будете повторно прослушивать произведение «Свадьба Фигаро» и рисовать на листочках то, что вы представляете, то, что выражает настроение этой музыки. (включает аудиозапись) (выборочно просит показать рисунки и объяснить) | (Следят и слушают) -Различаются -Первое торжественное, а второе тревожное (работают в паре) (объясняют) (рисуют) | Ф И П | Устный фронтальный контроль Самоконтроль |
7 | Подведение итога | Словесный: Беседа Наглядный: презентация | -Наше путешествие в мир музыки подошел к концу. -Назовите композитора и название произведений, которые мы сегодня прослушали. -Понравились ли вам музыкальные произведения? Какое больше понравилось? -Как звали отца Моцарта и его сестру? У вас у каждого на столах лежат лучики. Поднимите луч, если у вас все хорошо получалось и вы активно работали, не поднимайте, если вы неактивно работали. | -Моцарт «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш» (выражают свое мнение) -Леопольд Моцарт, Анна Мария (поднимают лучи) | Ф | Устный фронтальный контроль |