СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по музыке:Природа и музыка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата: 24.09.2015

Учебный предмет: музыка

Класс: 2

УМК: Программа «Музыка» 1-4 классы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., учебник «Музыка 2 класс» Критская Е.Д., Сергеева Г.П , рабочая тетрадь «Музыка 2 класс» Критская Е.Д., Сергеева Г.П.

Раздел: « Россия-Родина моя!»

Четверть: 1

Урок: 5

Тема урока: «Природа и музыка»

Просмотр содержимого документа
«Урок по музыке:Природа и музыка»

Дата:

Класс: 2

Номер урока и четверть: 5:1

Тема раздела: “Россия-Родина моя”.

Тема урока: «Природа и музыка».

Цель урока: Познакомить как музыка своими специфическими средствами помогает почувствовать жизнь, ярче ощутить красоту природы.


Задачи - Образовательная:

  • побудить детей к размышлению о музыке и составлению личного мнения о ней;

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к природе, интерес к слушанию различной по звучности музыки (день, вечер, ночь – светлая, яркая, затем неясная тёмная ).

  • Вызвать разное эмоциональное состояние: нежность, волнение, задумчивость, радостное оживление, патриотические чувства, гордости.

Развивающая:

  • Развивать вокально-хоровые навыки.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Музыкальный материал:

  • Музыкальное приветствие «Хэй, хэй»

  • "Мы шагаем" – исполнение;

  • "Полюшко" Л. Книппера - слушание и исполнение в ансамбле с учителем;

  • "Попутная песня" М. Глинки – слушание;

  • "Утро в лесу" и "Вечер" В. Салманова – слушание;

  • "Берёзки" И. Арсеева – разучивание.

  • “Наша речка (муз. Л.М. Колпышевой, сл. М. Минграновского)

Методы: Прием новизны, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный.

Оборудование:

  • Музыкальный центр,

  • компьютер,

  • интерактивная доска

  • Презентация "Музыка рисует картины природы"


Ход урока.

1этап. Организационный момент.

Музыкальное приветствие. Хэй, хэй привет тебе.

Исполняем «Наша речка»


2этап. Изучение нового материала.   

-Продолжаем с вами путешествие в мир музыки.


Исполняю «Мы шагаем»


-Я исполню знакомую вам попевку «Мы шагаем» по-другому. Послушайте, куда шагают ребята? Будете отвечать только рукой.


Пою «Мы шагаем», дети показывают рукой движение мелодии.


-Исполним движение голосом.


Поёт учитель - поют дети.


-с каким настроением ребята поднимаются? (Бодрым, весёлым, радостным)

-Такая маленькая попевка, а может выражать и изображать. Выражать настроение и изображать движение.

-Исполним для слушателя. Он послушает и скажет, получилась ли у нас эта попевка?

-Какое движение изобразила музыка?

-с каким характером?

-Исполнить в движениях, как подскажет вам музыка.


«Полюшко» Л. Книппера слушание всего произведения.


-Почему так было интересно слушать?

-Какое движение изображает, какое настроение? (Бодрое, защищать едут Родину, а без бодрого настроения нельзя победить; и грусть слышится - девушки провожают на бой солдат, а ведь кто-то из них может не вернуться домой)

-Как интересно, в одном произведении музыка и выражает, и изображает одновременно сразу.

-Если бы я сыграла только вот этот цокот, чтобы получилось?


Исполнение


-А если только так? Что бы получилось?


Напеть начало слов.


-Получилась одна бы песня, без конницы и движения.

-Что главное в музыке? Выразительность или изобразительность?

-Выразительность, потому что она уточняет мысль композитора.

-А теперь послушаем тоже уже знакомую песню Михаила Глинки. Что выражается и изображается в песне?


Слушание «Попутной песни»


-Мелодия «Попутной песни» ВЫРАЖАЕТ радость взволнованной толпы людей, ожидающих появление первого в России поезда (а первые паровозы назывались пароходами, поэтому так в песне и поётся: «…пароход»), а потом с удивлением и восторгом следящих за его движением, а в сопровождении ИЗОБРАЖЁН гулкий перестук колёс.

- Что будет, если из песни выкинуть перестук колёс?

-Песня останется, хотя ощущение движения перестанет быть таким же отчётливым.

-а теперь попробуем оставить перестук, выкинув музыку и слова.

-Всё исчезнет, не останется ничего, кроме однообразных и бессмысленных шумов, и звуков.

-Мы уже многое узнали о музыке, но всё ли мы ещё знаем, о чём может рассказать музыка?

-Какое настроение бывает у вас, когда на улице непогода, идёт дождь, дует сильный ветер?

-Какие чувства чаще возникают при этом: радости, веселья или грусти, тревоги?

-И о природе мы иногда говорим, как о человеке: небо нахмурилось, солнце улыбнулось.

Сравнение музыки и живописи:

-Художник рисует солнечный день яркими, светлыми красками, а хмурый день или вечер, -тёмными, мрачными;

Композитор же пользуется музыкальными красками, и это особые краски, мы не видим их, а слышим.

-Перед вами две картинки. Где более светлые краски, а где более затемнённые? Художник, когда рисует, выбирает краски. А может ли музыка рисовать картины?

-Послушайте музыку и скажите. К какой картине она подходит.


Слушание «Утра в лесу».


-Дайте название музыке и картине.

-Как музыка подсказала, что это утро?

-На какой жанр похожа эта музыка?


Слушание «Вечера».


-Песня, а какие песни напоминают вам о том, что скоро надо спать? (Колыбельные песни)

-в пьесе «Вечер» - черты колыбельной песни: плавное покачивание в сопровождении, спокойная, ласковая мелодия.

-Где было звучание более светлое, а где более тёмное?

-Где музыка звучала более громко и где более тихо?

-Где более светлая или более тёмная окраска звучания?

-Вот мы и узнали, может ли музыка рисовать картины природы.


«Березки» И. Арсеева Прочитать выразительно текст.


-Если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы по настроению? По движению?


Картинка на доске.


-Я исполню песню об этих берёзках.


Слушание. Исполняю


-Какое настроение в песне: весёлое, жизнерадостное или грустное, светлое, задумчивое, ласковое?

-Песенно-танцевальный характер (песня, похожая на вальс)

-Выражено настроение человека, любующегося природой.


Разучивание, исполнение в движении


3 этап. Подведение итогов урока.

-Оказывается, не только художник может рисовать картины природы, но и музыка тоже.

-Что нового мы узнали на уроке? (Музыка прежде всего и главным образом ВЫРАЖАЕТ ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА - его чувства, настроения, мысли, а ИЗОБРАЖАЕТ ВНЕШНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА - его шаги, походку, прыжки, танцевальные движения, а также разнообразные звуки и шумы мира, который окружает человека, в том числе звуки и шумы природы. Изобразительные детали могут существенно дополнить музыку, сделать её более яркой, более доступной и понятной, они нужны в музыке как средство создания ещё большей выразительности).


4 этап. Д\З. Нарисовать рисунок к песне М. Глинки «Попутная песня» или рисунок Утра и Вечера.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!