СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по обществоведению: "Основы конституционного строя в России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной закон государства -это конституция РФ и учащиеся должны об этом знать.

Просмотр содержимого документа
«Урок по обществоведению: "Основы конституционного строя в России"»

Тема урока  «Основы конституционного строя России».

Цель:  закрепить знания учащихся о Конституции РФ;

Оборудование: Конституция Российской Федерации (необходимый комплект), ИКТ.

Ход урока.

I.Организационный момент. (класс разделен на 4 группы, у каждой группы – Конституция РФ)

II.Постановка целей урока.

Начать урок хочется с небольшого стихотворения:

                               « Есть книга правды и свободы

                                  Вся наша жизнь - её слова.

                                  Запечатлели в ней народы

                                  Свои священные права»

Какой документ станет основой для сегодняшнего урока?

Вы сегодня будете учиться работать с первоисточником – Конституцией РФ. Наша задача на уроке - через изучение статей Конституции

III. Проверка домашнего задания.

  1. Устный опрос по домашнему заданию.

  • Когда и кем была принята современная Конституция?(12 декабря 1993 г)

  • Сколько  разделов, глав, статей содержится в ней? (2 раздела, 9 глав, 137 статей, 9 положений)

  • Почему Конституцию называют законом высшей юридической силы?(все другие законы должны ориентироваться на нее, не могут противоречить)

  • Какова главная цель основного закона? (признание, соблюдение и защита прав и свобод человека)

Выводы:

Главные задачи Конституции- 1. Закрепить и гарантировать фундаментальные права

                                                          человека.

                                                      2. Упорядочить государственную власть.

                                                      3. Утвердить правосудие.

Тема нашего урока – Основы конституционного строя России. Что же это такое? (слайд)

Задание «Сказка ложь, да в ней намек…»

Задание 1.  Сказка В.ГАРШИНА  «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства  личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».  Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

      ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

Задание 6. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ:  правом на образование.

  1. Мы знаем, что прав без обязанностей не бывает. А какими обязанностями нас наделила Конституция РФ. ст.57, 58, 59(1)

  2. Основы конституционного строя России. Конституционный строй – это устройство общества и государства, закреплённое нормами конституционного права.

  3. Признаками конституционного строя являются:

• верховенство права;

• широкие права и свободы человека, их гарантированность;

• участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;

• разделение властей.

Защита конституционного строя обеспечивается: • особым порядком предложения и внесения поправок к главе 1 Конституции – Основы конституционного строя;

Принципы конституционного строя, включённые в Конституцию: • человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2), что обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; 4. Всего 6 видов субъектов в РФ общей численностью 89 (статья 65):

• 21 республика, • 6 краёв, • 49 областей, • 2 города федерального значения, • 1 автономная область, • 10 автономных округов. В последние 2 года произошло объединение отдельных округов.

IV.Задания для закрепления изученного материала

Ответьте на вопросы да или нет.

1.Главный закон государства это Конституция.

2. Государство обязано охранять права граждан.

3. Государство содержит тех, кто не хочет работать.

4. Граждане платят налоги по желанию.

5. В армии служат все граждане, достигши возраста 18 лет.

6.Граждане обязаны беречь природу.


V. Итог урока.

Китайский философ 4 в. до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию - взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему, действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет. И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам.

Вопросы классу:

1.Как вы думаете, о чем эта притча?

2.В чем ее смысл?

3. Как она связана с темой нашего урока?


Конституция - главное право

Для того, кто на свет нарожден.

И крепка, и могуча держава,

Свято чтящая этот Закон.

Д/З записи в тетр.прочитать .









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!