Тема: Право и справедливость. Право на жизнь и личную неприкосновенность.
Цель: выяснить что такое право и какие права есть у человека.
Ход урока:
Орг.момент.
Изучение нового материала.
Право – это охраняемая и обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять и иметь достойные условия жизни.
Свобода – это отсутствие каких-либо ограничений в чем-то, что не запрещено законом.
Вопрос к классу. А зачем надо изучать права человека?
(Возможные ответы:чтобы защитить себя, чтобы отстаивать свое мнение, свою точку зрения)
Учитель. Чем больше людей будут знать о своих правах и стараться жить по принципам заложенных в них, тем больше вероятность, что права человека станут не просто идеальной моделью, но и реальностью.
А теперь давайте, выясним какие права вы считаете главными. Для этого немного поиграем.
Игра «Полет на воздушном шаре».
5-6 человек выходят, становятся в круг, в центре стол или стул на котором находятся написанные права человека.
Представьте, что вы находитесь в корзине воздушного шара. Набрав высоту, шар начинает падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся мешки с названиями прав человека. Чтобы шар не упал и набрал высоту, нужно оставить только три мешка с названиями прав человека.
(Заранее подготавливаются 14 карточек с надписями:
все равны перед судом и законом;
право на жизнь;
право на свободу;
право на охрану здоровья;
свобода слова;
свобода совести;
право вступать в общественные организации, объединения;
право на свободу труда;
право на жилище;
право на частную собственность;
право вступать в брак;
право на образование;
право на собрание и митинги;
право избирать и быть избранным.
Желательно, чтобы остались право на жизнь, свободу, здоровье).
Вопросы для обсуждения игры.
– Почему вы оставили именно эти 2 права?
(Ответ – Право на жизнь – это главное естественное право человека, если его не будет, то все другие теряют смысл.
Право на здоровье и свободу – это важнейшие человеческие начала необходимые каждому. Это абсолютные ценности, так как их нельзя ни с чем сравнить, их нельзя купить и продать.)
Физ.минутка.
А теперь проведем небольшой экскурс в историю. Подумайте, вспомнив историю, боролись ли люди древнего мира, средних веков, нового времени за свои права и свободы.
– Право в Древней Греции (зарождение демократии в Афинах, гражданин Греции обладал правами как в личной, так и в политической жизни, а главная обязанность – ото соблюдать законы и защищать Отечество)
– Право в Древнем Риме (установление республики, права были разделены на публичные и частные)
– Восстание Спартака 74-71г. до н.э. (борьба за свои свободу и права)
– Средние века 13 век Англия (1215г. – духовенство, рыцари и горожане заставили короля подписать «Великую хартию вольностей», которая давала этим категориям ряд привилегий. Хартия – это грамота подтверждающая права.)
– 19 век – Россия (Главная реформа по отмене крепостного права в России, которая предоставила крестьянам личные права и свободы)
– 1918г. – образование РСФСР и принятие «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа»
Но решающий шаг в борьбе за права и свободы был сделан в середине 20 века.
4. Значение Всеобщей декларации о правах человека.
10 декабря 1948г., 60 лет назад Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, которая провозгласила основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека. Этот документ вошел в Международную хартию прав человека. Декларация была протестом против ужасов Второй мировой войны. Мир понял, что любой конфликт, война – это подавление прав и свобод человека, нарушение прав и свобод целых народов
Самостоятельное чтение информации и ответить на вопросы распечатка
- когда ООН утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека?
- каково значение декларации прав человека?
- какие еще были созданы документы, защищающие права человека?
Здесь прозвучали новые для вас понятия.
1. ООН – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира.
2. Декларация – это рекомендация, провозглашающая основные принципы, программные положения, не имеющие обязательной силы.
3. Конвенция – международный документ, имеющий обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединялись.
4. Пакт – международный договор, налагающий на его участников обязательства о его выполнении
4.. Значение Всеобщей декларации о правах человека.
(на доске указаны ) ст.3 декларации,ст.6 Конвенции о правах ребенка, ст.20 Конституции РФ и прочитайте
(имеет право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.д.)
Все документы признают высшей ценностью право на жизнь, а государство обязано соблюдать и защищать данное право) .
. Итак, наш урок подошел к концу. Мы сегодня затронули очень важную тему – права человека. Так зачем нам эти права? И есть ответ, который объединяет нас всех – это наша безопасность! Мы живем в то время, когда граждане нашего государства обладают правами и свободами, необходимыми человеку для существования. И наша задача сберечь то, что было достигнуто предыдущими поколениями