СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по обществоведению "Свобода и закон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определиться с учащимися с понятием свобода и в то же время познакомиться со статьями уголовного кодекса можно на уроке свобода и закон.

Просмотр содержимого документа
«Урок по обществоведению "Свобода и закон"»

Урок № 8 «Свобода и закон» 

Цель:  подвести учащихся к осознанию ответственности за собственные поступки  и  поступки других  людей.  

1.Орг.момент

2.Формулировка темы урока. 

эпиграф к занятиям, записанный на доске. 

                                                  Ползти. Идти. Бежать. Лететь. Стремиться. Верить и хотеть...  
                                                Забыть. Устать. Застыть. Стоять. Хандрить. Поддаться. Угасать...  

Два выбора.  
И две судьбы.  
Ну, а итог решаешь ты...  

                                                                                              Татьяна Ярошевич 

Вопросы: 

- Как вы понимаете эти слова? 

- Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему уроку? 

тема: Поговорим о свободе и ответственности человека. 

    3. Новая тема. Вводная беседа с учащимися. 

  • Поднимите руку, кто хочет быть свободным? 

  • Известные герои произведения Марка Твена Том Сойер и Гекельберри Финн тоже захотели полной свободы. Они сбежали из Дома, потому что им надоела опека взрослых, необходимость ходить в школу, помогать по хозяйству, мыться и чистить одежду: 

Представьте, что вы вместе с ними живете в пещере, питаетесь тем, что попадается...  

Долго бы выдержали вы такую "свободу"?  

  • Почему мальчики вернулись домой? 

  • Приняли бы их на работу? 

  • Позволяет ли закон бродяжничать, попрошайничать? 

  • Какими правами и свободами обладали дети в тот момент? 

Вообще, о свободе мы привыкли говорить исключительно позитивно. Свобода - это желаемое, к чему мы стремимся.  

Свобода - это ответственность за ту жизнь, которую мы создаем 

и для большинства людей свобода это суровое испытание.  

Свобода - это способность преодолевать границы и ограничения 

4.Работа с литературным текстом (ПРИТЧА). 


Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, – подумал он, — и копейка – деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует – кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. – Была одна копейка, а теперь – тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей.!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! – обрадовался счастливчик, – А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, – и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие…» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька… 

 , что такое ответственность.  (Ответственность – эта черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.) 

 

7.Минутка отдыха. Игра «Могу и делаю». 

Вопросы: 

-Умеешь ли ты одеваться сам ?        -Одеваешься ли ты сам всегда? 

-Умеешь ли ты благодарить ,           - Говоришь ли ты спасибо каждый 

говорить спасибо?                                Раз, когда это необходимо? 

- Умеешь ли ты убирать свои          - Наводишь ли ты порядок в своей  

вещи?                                                      Комнате каждую неделю? 

- Умеешь ли ты плакать?                 - Плакал ли ты сегодня? 

- Умеешь ли ты  толкаться и           - Делал ли ты это сегодня? 

дразнить своих товарищей? 

- Умеешь ли ты лениться?               - Ленился ли ты вчера на уроках? 

-Умеешь ли ты вредничать?            - Вредничал ли ты вчера? 

- Умеешь ли ты ухаживать за           - Делаешь ли ты это всегда сам? 

своими домашними питомцами?  

 

Учитель. На примере этой игры попробуйте объяснить, чем различаются понятия «Могу» и «Делаю». 

Знакомство с разными видами ответственности. 

Учитель. Ответственность делится на три вида: 
- личная, или ответственность перед собой (я) 

- ответственность перед другими  (другие) 

- ответственность в школе (школа) 

  

 9.Работа в группах.  Задание «Поступаем ответственно». На карточках записана ситуация.  Внимательно прочитайте ситуацию, обсудите её в группе и предположите ваши действия в ситуации.  

Ситуация №  1 

Вы зашли в школьную раздевалку и увидели, как один озорник связывает шнурки у обуви, хранящейся на полках. При этом вы поняли, что безобразник вас заметил. Каковы будут ваши действия? 

Ситуация №  2 

Вы едете в общественном транспорте и заметили странного человека, который старается тайно подложить пакет под сиденье. Вдруг он понимает, что вы пристально наблюдаете за ним. Он грозно смотрит на вас, давая понять, что готов причинить вам вред. Он реально опасен для вас. Как вы поступите 

Ситуация №  3 

Вы идёте по улице и видите, как компания подростков издевается над щенком. Они заметили ваше внимание к их действиям и пригрозили, что побьют, если вы проболтаетесь. Вы понимаете, что они замучают щенка до смерти. Как же поступить? 

Обсуждение ответов. 

- Для чего нужно поступать ответственно? 

Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми. 

- За что вы уже сейчас можете нести ответственность? 

Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый. 

А теперь выберите каждый для себя вывод.   

1. Я отвечаю за всё. 
2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю) 
3. За все мои поступки отвечают родители. 

- Кто хочет, может прочитать, что выбрал. 

 

  1. Итог  урока:  Легко ли быть свободным?  

Учитель. Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще. Такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей? 

 







































Притча.

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, – подумал он, — и копейка – деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует – кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. – Была одна копейка, а теперь – тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей.!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! – обрадовался счастливчик, – А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, – и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие…» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька… 

что такое ответственность?

Ответственность – эта черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор

А теперь выберите каждый для себя вывод.   

1. Я отвечаю за всё. 
2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю) 
3. За все мои поступки отвечают родители. 



Притча.

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, – подумал он, — и копейка – деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует – кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. – Была одна копейка, а теперь – тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей.!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! – обрадовался счастливчик, – А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, – и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие…» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька… 

что такое ответственность?

Ответственность – эта черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор

А теперь выберите каждый для себя вывод.   

1. Я отвечаю за всё. 
2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю) 
3. За все мои поступки отвечают родители. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!