СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по обществоведению "Золотое правило нравственности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое нравственность?какие основные ее правила, все это узнаем на уроке обществоведения.

Просмотр содержимого документа
«Урок по обществоведению "Золотое правило нравственности"»

Тема. «Золотое правило нравственности». Функции морали в жизни человека и общества.

Цель урока: определение  роли моральных норм в жизни как решающих регуляторов общественной жизни.  

Ход урока

  1. Орг. момент.

Я спешу сказать вам – здравствуйте!

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – благости!

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – Радости!

Удач, успехов и везенья!

Чтоб пожелать всем на уроке

Прекраснейшего настроения.

2. работа с презентацией

- Что такое право?

Право - система общеобязательные правил поведения, установленных государством.

Игра «Да - нет» -  да –поднять руку вверх.

1. Добрый поступок, совершенный за вознаграждение, может ли считаться нравственным.

2. Нравственные качества человека не проявляются в связи с его поступками, действиями.

3. Задача морали – регулировать нашу жизнь – это значит предвидеть общественные последствие своих поступков и уметь отвечать за них.

4. Быть человеком ответственным – это значит предвидеть общественные последствия своих поступков и уметь отвечать за них.

5. Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, готовности человека прийти на помощь другому человеку.

6. Мораль представляет собой нормы, установленные государством.


  1. Сообщение темы, целей урока. Слайд 4

Тема нашего сегодняшнего урока «Золотое правило нравственности». Функции морали в жизни человека и общества.

Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «золотое правило нравственности» и его основными функциями, поговорим о том, как понимали добро философы в разные времена, научимся оценивать поступки.

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

  1. Изучение новой темы.

Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они указывают как нам себя вести в обществе людей.

1. Послушайте притчу (маленький поучительный рассказ) «Яма» и скажите, какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку.

Притча «Яма» Слайд 5

“Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее”.

- Как вы понимаете смысл этой притчи?

Попытайтесь ее продолжить. (Прежде чем даже мысленно рыть яму другому, вспомни: для того, чтобы вырыть ее, тебе самому надо в ней оказаться, ибо первым в ней оказывается тот, кто ее роет. И прежде чем запачкать кого-то грязью, сначала надо выпачкать свои руки).


Внимательно наблюдая жизнь, деятельность, поступки, нравы, люди тщательно их обдумывали и, наконец, сформулировали четко определенное правило поведения. Это и есть мораль – результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей. К морали относятся определенные принципы, идеалы, мудрые правила, которые регулируют, строго направляют поведение людей. К ним относятся принципы любви к человеку, милосердия или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лги», «почитай старших» и т.д. Эти правила нашли отражение во всех религиях мира – у христиан в священной книге Библии, у мусульман в священной книге Коране, у иудеев в священной книге Торе, в древних буддийских, индийских и китайских верованиях.

Так появилось «Золотое правило нравственности». 

«Золотое правило нравственности» - общее этическое правило, которое можно сформулировать, как поступайте по отношению к другим, так как вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к вам. Известна и отрицательная формулировка этого правила: « Не делай другому того, чего не хотите себе». Золотое правило – это форма поведения, которая наиболее полно воплощает своеобразие нравственности. Определяющей основой мира культуры являются отношения людей друг к другу, соответственно отношения должны характеризоваться взаимностью. Поэтому краткой формулой взаимности отношений людей друг к другу, их общественных отношений, человечности этих отношений и стало ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ.

V. Физкультминутка - игра. (Слайд 9)

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Винни Пух, Красная Шапочка, Вол

VI. Закрепление изученного материала.

Портрет доброго человека.

- В виде какого предмета, явления можно изобразить добро?

-Давайте попробуем составить портрет доброго человека, нарисуйте его в тет.

в виде солнца.

-Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.

VIII. Подведение итогов.

-Наш урок подходит к концу. Что он вам дал?

-Какие выводы вы для себя сделали?

-Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит:

Не делай другому того, чего себе не желаешь!

Дарите всем добро,
Бросайте его в море,
Оно не пропадёт
И к вам вернётся вскоре.

Уютом и теплом,
А может быть, улыбкой,
Волшебным сладким сном,
Исправленной ошибкой,

Счастливыми детьми,
Успехами в работе...
Безветренные дни
И солнышко в субботу

Придут к вам всё равно -
Не может быть иначе,
Дарите всем добро,
И к вам придёт удача!!!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!