СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по обществознанию "Правоохранительные органы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию "Правоохранительные органы"»

ПЛАН – КОНСПЕКТ  УРОКА

по обществознанию  9 класс по теме

«Правоохранительные органы»

                                                         Балакина М. Н.

Цель урока:

  1. Изучить полномочия различных правоохранительных органов, цели их деятельности.

  2. Выявить требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов.

Оборудование:  мультимедийная  установка,  ИКТ – ресурсы.

Ход урока:

Учитель:  Ребята  несколько уроков назад мы начали изучать с вами главу 2 «Право , включающую в себя достаточное количество правовой информации, а на предыдущих уроках нами были изучены темы «Правоотношения и юридическая ответственность».

Чтобы перейти к изучению нового материала нам необходимо закрепить знания, полученные на предыдущем уроке.

                                                    1.

1.У доски заполнить схему «Признаки правонарушения». (можно помощь друга)

2. Карточка с заданием «Придумать продолжение…»

3.Решить тест.
                                                  2.
Фронтальный опрос домашнего задания
1. Дайте определения.
- Преступление (виновно-совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания)
-Проступок (виновное, общественно опасное, противоправное деяние.
-Чем проступок отличается от преступления? (От преступления проступок отличается меньшей степенью общественной опасности (вредности). Пьянство и дебоши в общественных местах, безбилетный проезд, мелкие хищения, провоз неоплаченного багажа, повреждение телефонов-автоматов, причинение вреда чужому имуществу, незаконные сделки, невыполнение договора, нарушение авторских прав, прогул, опоздание на работу и т. д)
-Действие (активное деяние)
-Бездействие (пассивное не деяние)
- Юридическая ответственность (это мера государственного воздействия, применяемая к лицу, совершившему правонарушение)
-Виды юридической ответственности (уголовная, административная, дисциплинарная, гражданская)

- Презумпция невиновности.

                                                                3.

Опрашиваю 1и 2, забираю тест

                                                                4.

Обратимся к материалу под номером 1. Работаем в парах

1 ряд.
Определите, к каким видам правонарушений (преступлению или проступку) относится деяние.
1. Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).
2. Ирина не выполняет свои договорные обязательства о найме жилья, не выплачивала деньги за квартиру в течение 2 месяцев (гражданские проступок).
4. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление).
5. Дядя Сережа опоздал на работу (дисциплинарный проступок)

2 ряд
Из предложенных ситуаций выберите те, за которые наступает уголовная ответственность.
- Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. (+)
- Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.
- На перемене подросток зашел в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку. (+)
- Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба. (+)
- Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. (+)
- Подростки курили в туалете школы.

      3 ряд

За какие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет?
а) убийство, умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, кража, грабёж, вымогательство, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, угон автомобиля или другого транспортного средства, умышленное уничтожение или повреждение имущества, терроризм, захват заложника, ложное сообщение об акте терроризма, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения;

б) Пьянство и дебоши в общественных местах, безбилетный проезд, мелкие хищения, провоз неоплаченного багажа, повреждение телефонов-автоматов, причинение вреда чужому имуществу, незаконные сделки, невыполнение договора, нарушение авторских прав, прогул,

1.Мотивация к учебной деятельности.

Исходя из этого, группе  учеников  нашего  класса было дано задание,  провести исследование  в виде социологического опроса, предметом изучения  которого  являлось решение проблемных ситуаций в сфере правовых отношений. Участниками исследования  были предложены жизненные ситуации, в  которых нужно было принять собственное решение. Респондентам задавались следующие  вопросы.

  1. Представьте себе такую ситуацию. Вам предстоит разрешить  имущественный  спор с соседями  о возмещении расходов на ремонт затопленной  квартиры. Куда вы обратитесь в данной ситуации?

  2. Куда вы обратитесь  для  передачи в наследство  сыну  квартиры, оставленной бабушкой?

  3.  Представьте себе, что с вами произошла такая история, снимая  вечером деньги с банкомата,  вы неподалёку нашли банковскую карту? Как вы поступите?

Куда предпочитают обращаться большинство граждан, если возникают проблемы? Как же отвечали участники  исследования?

Учитель:   Давайте прокомментируем полученный результат.

Слайд 2. 1 проблема

Слайд 3. 2 проблема

Слайд 4. 3 проблема

Учитель:  Куда большинство  граждан  предпочли обратиться в сложившихся ситуациях?

Ученик:  Большинство респондентов предпочли обратиться в суд и милицию, адвокатуру, а также нотариат.

Учитель:   Что объединяет все эти учреждения?

Ученик: Все эти учреждения помогают людям в решении проблемных ситуаций в сфере правоотношений.

Учитель:  Как называются все эти учреждения?

Ученик:  Правоохранительные  органы.

Учитель:   Итак,  ребята как вы думаете. Какова же тема нашего сегодняшнего урока?

Ученик:  Правоохранительные  органы.

Учитель:   Конечно, же,  вы догадались правильно. Тема сегодняшнего урока «Правоохранительные органы»

Слайд 5.

2. Актуализация знаний.

Учитель:  Первое знакомство с правоохранительными органами  вы осуществляли в  7 классе. Давайте вспомним, какие правоохранительные органы вами были изучены?  (учащиеся называют)

Слайд 6.  (Виды правоохранительных органов)

Учитель:  А что бы вы ещё хотели узнать сегодня на уроке? Каких знаний вам недостаточно  по теме «Правоохранительные органы»?

(Учащиеся отвечают на вопросы, тем самым формулируя учебную задачу урока.)

3.Постановка учебной задачи.

Учитель:  Молодцы ребята! Вы самостоятельно сформулировали задачи сегодняшнего урока. Нам с вами  действительно предстоит

Слайд 7.

1. Изучить полномочия различных правоохранительных органов, цели их деятельности.

2. Выявить требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов.

4.Этап открытия новых знаний.

Учитель:   Для того, чтобы нам ответить на поставленные вопросы сегодня мы будем работать с таблицей «Функции правоохранительных органов»

Слайд  8.

«Функции правоохранительных органов»

Правоохранительный

орган

Функции

Требования

Полиция



Суд



Прокуратура



Адвокатура



Нотариат



Учитель: Из  исследования мы увидели, что из всех правоохранительных органов  наибольшей популярностью среди населения,  пользуется   «Полиция». Поэтому первым  начнём изучать именно этот правоохранительный орган. Определим функции и полномочия полиции.  А поможет в этом вам работа с нормативно-правовым актом. Закон «О полиции», принятый    7 февраля 2011 года и вступивший в действие с 1 марта 2011 года.   В ходе изучения документа. Вы должны будете ответить на предложенные вопросы

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ

1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон "О полиции". Этот документ внес существенные изменения в ряд аспектов правоохранительной деятельности. Чтобы сделать процесс знакомства с новым законом как можно более простым для населения, была подготовлена специальная памятка, разъясняющая основные положения закона в части взаимодействия полиции и граждан. 

Статья 2. Задачи полиции?

Задачами  полиции  являются:

  • обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

  • выявление и раскрытие преступлений;

  • охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

  • защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

  • оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.

Задание: Какие задачи стоят перед полицией?

Статья 19. Прием и увольнение сотрудников полиции

На службу в милицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего образования, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудников милиции обязанности.

Задание Кто может стать сотрудником полиции?

(после изучения документа дети отвечают на вопросы)

Учитель:  А теперь сделайте вывод на основании вышесказанного, в чём же заключаются основные функции современной полиции? ( дети называют функции)

Слайд  9.  Заполняют 1 графу таблицы.

Учитель: Чтобы изучить полномочия оставшихся правоохранительных  органов, нашу работу мы организуем следующим образом. По группам.

1 группа (1ряд) – Будут работать с учебником стр 96  с правоохранительным органом «Суд», выявляя функции и требования.

Слайд 10.

2 группа (2ряд) – будут  работать в печатной тетради  стр 57 с извлечениями из федерального закона «О прокуратуре РФ» и ответят на вопросы к документу..

Слайд 11.

3 группа (3 ряд) – будут работать с учебником на стр 99 – 100 и изучат деятельность  адвокатуры.

Слайд 12.

( от каждой группы один отвечающий, в это время все записывают в схему, сопровождается показом слайдов)

Учитель:  Все граждане нуждаются в защите со стороны правоохранительных органов. Но больше всего в этом нуждаются дети.  Как вы думаете почему?

Ученик.  Потому что взрослые могут сами себя защитить.  Они  знаю законы, знают свои права.  Детям приходится сложнее ещё и потому, что они несовершеннолетние.  Их действительно нужно защищать.

Слайд 13.

Учитель:  А узелком на память для вас будут об этой встречи вот эти памятки.

Памятка  для несовершеннолетнего.

Полиция задерживает  на улице подростка.  Как ему следует вести себя, чтобы избежать ещё больших неприятностей.

1.Ни в коем случае нельзя  сопротивляться  (грубить, угрожать и т.д.) сотруднику полиции.

2. Необходимо запомнить фамилию и звание сотрудника.

3.  Важно сразу заявить о том, что задержанный является несовершеннолетним.

4.  После того как несовершеннолетнего доставили в отделение полиции, он вправе потребовать, чтобы об этом сообщили родителям.

5.  Никто не имеет права проводить допрос несовершеннолетнего в отсутствие  педагога или родителей.

6. Введение новых знаний в систему знаний.

На столах у вас есть текст, читаем и напротив каждой ситуации в скобках пишем название правоохранительного органа
1. Ученика 7 класса, постоянно избивают родители. (полицию)
2. Бабушка решила написать завещание (нотариат).
3. Вы обнаружили, что у Вас пропал телефон. (полицию)
4. Вашу маму уволили незаконно с работы (прокуратуру, суд)
5. Оформление развода, если имеются дети (суд)
6. Составление жалобы на соседей, заливших вас сверху (адвокатура)
7. Какому органу принадлежат следующие функции: осуществляет правосудие, применяет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок. Тем самым осуществляет функцию защиты права. (суд)
8. К кому относятся требования: при поступлении на работу должен иметь высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании (адвокат)
9. Какому органу принадлежат следующие функции: удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения (нотариат)
10. Какому органу принадлежат следующие функции: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. (прокуратура)

7. Рефлексия

Учитель:  Мы ответили на все  поставленные  задачи, а теперь я предлагаю оценить собственную деятельность на уроке. Продолжите предложения:

  1. Мне больше всего удалось…….

  2. Своей работой на уроке я………

  3.  Материал урока заставлял задуматься над чем……….

  4. Я научился………

  5. Сегодня на уроке я смог……….

  6. Урок для жизни мне дал………..

8. Итог урока. Оценки.

9.Домашнее задание.

 Вы, дети, сегодня хорошо поработали. Но ещё раз  поработайте с параграфом  11.  И привлекая дополнительный материал, используя алгоритм работы с  таблицей, заполните таблицу «Нотариат»

Слайд 15.

Слайд 16.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!