I. Мотивация к учебной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. | Формируют позитивное отношение к деятельности на уроке. Создание алгоритма оценивания. | | Личностные: развитие морального самосознания и ориентировка в этических нормах, межличностных отношениях – умение соблюдать дисциплину, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Коммуникатив-ные: умение включаться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми | |
II. Контроль и коррекция знаний | 5 | Тест «Семья – ячейка общества | Концентрирует внимание учащихся, обеспечивающее осознанный переход к следующему этапу урока, создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует работу с тестом, проводит его анализ. | Выполняют предложенные учителем тестовые задания, отвечают на вопросы теста, осознавая объем знаний, имеющихся по изученной теме. Осуществляют самопроверку по эталону и отмечают результат в рабочем листе | Индивидуальная работа с последующей самопроверкой и оцениванием знаний по эталону. | Познавательные: осуществляют поиск нужной информации. Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; Коммуникатив-ные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. | Тестовые задания |
III.Актуализация знания | 4 | Мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Чтение и анализ стихотворения «Семейное хозяйство» Я.Ромашева | Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися. ( Слайд №1,2) Учитель консультирует, поясняет задания, выполняемые обучающимися. | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать, определив границы знания и незнания. | | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Устные ответы |
| | Беседа «Семейное хозяйство» | Организует беседу по вопросам: – Что вы понимаете под «семейным хозяйством»? – Кто у вас в доме ведет домашнее хозяйство? – Как у вас распределяются домашние обязанности? – Какой вклад в выполнение домашних дел вносишь ты? – Что ты можешь сделать самостоятельно для удобства и уюта в доме? | Дискуссия. Аргументировано отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение | Фронтальная работа | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы |
IV. Изучение нового материала | 20 | 1. Работа с термином потребности 2.Работа с термином ресурсы и заполнение схемы. 3. Работа с текстом учебника, с. 35–37. Рубрика «Путешествие в прошлое» и знакомство с репродукцией картины А. А. Пластова «Ужин трактористов» (1961). 4.Работа по заполнению таблицы 5. Работа с текстом поучений из «Домостроя» Работа с учебником, с. 35. | 1. Показывает слайды презентации, работает по обсуждению термина потребности, проводит проверку. (Слайд №3) 2.Работает по обсуждению термина ресурсы ( Слайд №4). Распределяет учащихся по парам, организует их самостоятельную работу с последующим обсуждением. Учитель консультирует и поясняет задания, выполняемые обучающимися в группах и заполнению схемы в рабочем листе. 3. Организует самостоятельное прочтение учащимися материала учебника и беседу по вопросам: – Как раньше в истории нашей страны распределялись обязанности? Сравните с настоящим временем. Как вы считаете, как распределить обязанности: поровну, по силам, по желанию, по способностям? (Слайд №5) Что должен делать каждый ее член? Как распределить обязанности? 4.Организует работу по заполнению сравнительной таблицы по графам «Обязанности в вашей семье», « Идеальная семья» в группах. ( Слайд №6). Нацеливает обучающихся на коллективную работу. 5. Организует ознакомление с поучениями из «Домостроя», проводит комментированное чтение и организует обсуждение по вопросам: – Кто такой хозяин дома? – Каким должен быть настоящий хозяин? – Что советует «Домострой» хозяину дома? Почему это произведение называется «Домострой»? | 1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. Выполняют запись в рабочем листе. 2.Самостоятельно заполняют схему в Рабочем листе, работают со словарем. 3.Самостоятельно изучают материал рубрики, рассматривают репродукцию картины, анализируют полученную информацию, рассуждают, отвечают на поставленные вопросы. 4.Самостоятельно работают в группе, анализируют и обсуждают поставленное учителем задание, высказывают собственные мнения. Выполняют задания в рабочем листе. 5. Читают поучения, отвечают на вопросы. | 1. Индивидуальная работа. 2.Работа в парах. Индивидуальная работа. 3.Фронтальная работа. 4.Работа в группах. 5.Фронтальная работа. | Личностные: выражают внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к обучению, к преобладанию учебно-познавательных мотивов и предпочтению социального способа оценки знаний; проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: формулируют проблему; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении поставленной задачи; распознают объект и его понятие, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания4 проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы и формулируют свои затруднения). | 1.Письменная работа 2.Письменная работа, устные ответы. 3. Устные ответы. 4.Письменная работа в рабочем листе, устные ответы. Отчеты групп, взаимо- оценка 5.Устные ответы |
| | 6.Работа с терминами: бюджет, доход, расход | Показывает слайд презентации, работает по обсуждению терминов бюджет, доход, расход (Слайд №7) Учитель консультирует и поясняет задания, выполняемые обучающимися в группах и заполнению схемы в рабочем листе. | 6.Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию. Выполняют запись в рабочем листе | 6.Индивидуальная работа. | | 6. Отчеты групп, взаимооценка |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Задача «Определи бюджет Буратино» | Организует работу по выполнению практического задания. Определяет задание, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль. (Слайд№8) | Выполняют задание | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради Личностные: оценивают жизненные ситуации | Проверка выполнения задания. Само-оценка |
V. Итоги урока. Рефлексия. | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Организует беседу по вопросам: – Что означает «вести домашнее хозяйство»? – Каким должен быть рачительный хозяин? (Слайд №9) Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ... Мне больше всего удалось ... За что я могу себя похвалить? За что я могу похвалить одноклассников? Что приобрёл? Что меня удивило? Для меня было открытием то, что ... Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее? | Отвечают на вопросы. Заполняют и оценивают себя в рабочем листе. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Самооце-нивание. Оценива-ние учащихся за работу на уроке |
1.Домашнее задание. | 2 | Учащиеся могут выбирать из предложенных учителем заданий с учетом индивидуальных интересов: 1.вариант -§ 4, рубрика: Проверь себя, с.38 и ответь на проблемный вопрос: Чему тебе надо научиться, чтобы стать рачительным хозяином? 2.вариант - §4. Составь правила рачительного хозяина. 3вариант-§4. Составь вместе с родителями бюджет своей семьи на будущий месяц. Через месяц проверь его исполнение, определи остаток или нехватку денег. Как вы решили вопрос, если возникла нехватка денежных средств? (Слайд №10) | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |