Дата:
Конспект урока по ОБЖ 11-й класс.
Тема урока: Военная форма одежды военнослужащих, воинские звания и знаки различия.
Цель урока: ознакомить учащихся с воинскими званиями, военной формой одежды и знаками различия военнослужащих.
Задачи урока: 1) добиться усвоения учащимися знаний, связанных с военной службой;
2) сформировать представление о военной форме и званиях военнослужащих;
3) воспитание патриотизма, сознательной дисциплины, понимание необходимости прохождения военной службы;
4) развитие умения работать в заданном ритме, совершенствовать навыки самоанализа и самодисциплины.
Тип урока: урок изучения нового материала (урок наблюдения и сбора материала)
Вид урока: урок составления опорного конспекта и заполнение таблицы.
Учебные вопросы: 1) военная форма одежды;
2) воинские звания военнослужащих;
3) знаки различия у военнослужащих.
Оборудование: учебник ОБЖ, наглядный материал знаков различия и военной формы.
Место проведения: кабинет ОБЖ.
Время урока: 45 минут.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка усвоения предыдущего материала. ( самостоятельная работа по карточкам)
1.Назовите возраст постановки на воинский учёт граждан мужского пола.
2. Назовите орган, который организует медицинское освидетельствование граждан на предмет их годности к прохождению военной службы.
3.Назовите наиболее важные специальности врачей, которые осуществляют первичное освидетельствование граждан призывного возраста.
4. С какого возраста гражданин может быть призван на военную службу?
5. Назовите формы прохождения военной службы.
6. Назовите обязательный ритуал, в котором принимает участие каждый гражданин, впервые поступивший на военную службу.
7. Назовите общевоинские уставы Вооружённых сил РФ.
Ответы:
В год исполнения 17 лет.
Военный комиссариат.
Терапевт, хирург, психиатр, окулист и т.д.
С 18 лет.
Служба по призыву, служба по контракту.
Принятие военной присяги.
Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной служб, Строевой устав.
III. Изучение нового материала.
Учитель предлагает ученикам по ходу урока составить опорный конспект и оформить предложенную таблицу.
Рассказ учителя.
Военнослужащие носят форму одежды по принадлежности и виду Вооруженных Сил, роду войск (службе) и воинскому званию. Всем известно, например, что в Сухопутных войсках она защитного цвета, в Военно-Воздушных — синяя, а у моряков — черная (или в отдельных случаях — белая).
Военная форма одежды отличается от гражданской одежды по многим признакам. Один из них — наличие погон, эмблем и знаков различия.
Виды военной формы одежды.
Военная форма одежды, которую носят в настоящее время военнослужащие Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации в мае 1994 г. Кроме того, приказом министра обороны РФ установлены Правила ношения военной формы одежды для военнослужащих. Эти правила распространяются на военнослужащих, проходящих службу в Вооруженных Силах, воспитанников Суворовских военных, Нахимовских военно-морских и военно-музыкальных училищ, кадетских и морских кадетских корпусов, а также граждан, уволенных с военной службы с правом ношения военной формы одежды.
Военная форма одежды подразделяется на парадную и повседневную (та и другая бывает для нахождения в строю и вне его), а также полевую. Кроме того, каждая из них может быть еще летней и зимней. При выполнении военнослужащими специфических задач предусматривается ношение специальной (летно-технической, утепленной, рабочей и др.) одежды. Форма одежды объявляется ежедневно или на период конкретных мероприятий командирами воинских частей и кораблей, начальниками учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны, исходя из требований указанных выше правил и с учетом особенностей выполнения служебных задач.
Парадная — при принятии Военной присяги; при вручении воинской части Боевого знамени; при подъеме Военно-морского флага на корабле, вступающем в строй; при спуске корабля на воду; при назначении в состав почетного караула; в дни годовых праздников воинской части; при получении государственных наград; при несении службы по охране Боевого знамени; на официальных мероприятиях с участием войск. Разрешается ношение парадной формы одежды в выходные и праздничные дни, а также во внеслужебное время.
Полевая — в суточных нарядах (кроме военнослужащих, проходящих службу по контракту, дежурящих в штабах, управлениях и учреждениях), на учении, маневрах, боевых дежурствах и занятиях в учебных центрах.
Повседневная — во всех остальных случаях.
Переход на летнюю или зимнюю форму одежды устанавливается приказами командующих войсками военных округов, флотами и флотилиями, командирами военно-морских баз, начальниками гарнизонов.
Специальную форму одежды военнослужащие носят на учениях, маневрах, при несении боевого дежурства (боевой службы), на занятиях с боевой техникой, при выполнении работ в гаражах, парках, доках, мастерских, на аэродромах, в лабораториях, лечебных учреждениях, на складах, на кораблях, на территориях воинских частей и береговых баз корабельных соединений.
Специальную утепленную одежду (полушубки, куртки и брюки меховые и утепленные, рукавицы меховые, валенки) военнослужащие носят в зимнее время при низкой температуре: на занятиях, учениях и на работах, а в местностях с особенно холодным климатом, при низкой температуре и сильном ветре — повседневно.
Специальную рабочую одежду носят при выполнении хозяйственных и строительных работ, а также при обслуживании военной техники и вооружения.
Спортивную одежду разрешается носить в спортзалах и на спортплощадках во время проведения спортивных занятий и соревнований.
Воинские звания и знаки различия
По ходу объяснения ученики заполняют таблицу, размещённую на классной доске, наглядность знаков различия помещена рядом. Учитель объясняет с привлечением наглядности.
IV. Закрепление изученного материала. ( учащиеся выходят к доске по вызову учителя , называют и показывают знаки различия). Выставление оценок за работу на уроке
V. Итог урока
Что нового узнали вы сегодня на уроке?
Сегодня на уроке мы ознакомились с видами военной формы одежды, званиями, знаками различия. Составили опорный конспект и заполнили таблицу.
У: Закончить урок я хотел бы такими словами: «Все может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить себя она не может. Защита родной земли – дело тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой».
VI. Домашнее задание.
1.Выучить составы военнослужащих и воинские звания, уметь различать военную форму одежды, используя опорный конспект и заполненную нами таблицу.
2.Творческое задание. Изготовить наглядный материал по данной теме( нарисовать, скопировать и т.д.)
Материал для учителя:
Военную форму носят:
парадную:
- при вручении Боевого Знамени воинской части;
- при принятии Военной Присяги;
- при вручении военнослужащему наград;
- на официальных мероприятиях с участием войск;
- в выходные и праздничные дни и др.
полевую:
- в суточных нарядах;
- на учении, манёврах;
- на боевых дежурствах и занятиях в учебном центре.
повседневную – во все остальных случаях.
специальную форму одежды:
- на учениях, маневрах;
- при несении боевого дежурства;
- при выполнении работ в гаражах, парках, доках, ангарах и др.
специальная утепленная одежда (полушубки, меховые куртки, брюки, валенки, рукавицы):
- в зимнее время на занятиях, учениях;
- в местностях с особенно холодным климатом – повседневно;
специальная рабочая одежда:
- при выполнении хозяйственных работ4
- при выполнении строительных работ;
- при обслуживании военной техники;
спортивная одежда:
- в спортивных залах и на спортивных площадках;
- во время проведения спортивных занятий и соревнований.
Переход на зимнюю или летнюю форму одежды устанавливается приказом командующего военными округами
Военнослужащим запрещено:
- ношение одежды неустановленного образца;
- ношение загрязненной одежды или обуви;
- смешение военной и гражданской одежды;
- ношение специальной одежды на улицах.