СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОБЖ на тему"Здоровье как основная ценность человека.ЗОЖ и его составляющие "

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОБЖ на тему"Здоровье как основная ценность человека.ЗОЖ и его составляющие "»

Экспертный урок по основам безопасности жизнедеятельности.


Дата: 15.04.22

Класс: 8

Место проведения: Центр «Точка Роста», учебный кабинет № 3

Учитель: Мальцев Андрей Анатольевич

Тема урока: Здоровье как основная ценность человека. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока: формирование у школьников мировоззрения о здоровом образе жизни как основной ценности человека.

Задачи урока:

Образовательная: Ознакомление обучающихся с понятием «здоровье человека»,его критериями, показателями и факторами, влияющими на формирование здоровья.

Развивающая: Развитие творческого мышления, познавательных умений анализировать и делать выводы.

Воспитательная: Воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование и материально-техническое обеспечение: интерактивная панель, раздаточный материал к уроку, слайдовая презентация

Интеграция урока: литература, история.

Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, игровые, технология индивидуальной и групповой деятельности, межпредметные связи.


Ход урока

I.Орг. момент. Слайд №1

Приветствие.

Добрый день ребята! Я рад приветствовать вас в этом просторном, светлом, уютном кабинете Центра Точки Роста.

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Слайд №2


Я желаю тебе добра,

Ты желаешь мне добра,

Мы желаем друг другу добра.

Если будет трудно - я тебе помогу.

Улыбнитесь друг другу.

- Я рад, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Желаю всем успешной работы.

II. Мотивация и целеполагание.

Работа в группах.

- Перед вами список ценностей человека: Слайд №3



ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

1

ДЕНЬГИ

2

ОБРАЗОВАНИЕ

3

СЕМЬЯ

4

ЗДОРОВЬЕ

5

НЕДВИЖИМОСТЬ

6

ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА


Расположите их в убывающем порядке.

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

А теперь, покажите всем, какая важная на Ваш взгляд ценность, у Вас оказалась самой первой по списку.

Если человек отдал приоритет деньгам, недвижимости, хорошей должности.

А я приведу Вам такой пример: человек имеет хорошую должность, отличную зарплату, огромный дом, в гараже есть дорогие машины. Но, этот человек несчастен, т.к. он серьезно болен, ему осталось жить несколько месяцев. Сможет ли он воспользоваться своим богатством, и насладиться жизнью? Скажите, все то, что он имеет в этой ситуации важно для него?

Человек имеет великолепное образование, высокооплачиваемою работу или должность, но он болеет 300 дней в году. Кому нужен такой специалист?

У некоторых ребят – семья. Но, давайте представим себе, что в обычной семье, где все друг друга уважают и ценят, заболел один из членов семьи. Ему требуется постоянная забота. Как Вы думаете, что самым ценным будет для этой семьи в этот трудный период? Конечно же здоровье ближнего.

Так какая же самая главная ценность для человека, что нужно поставить на 1 место?

Правильно, Здоровье - главная ценность. Нездоровый человек не может быть по-настоящему счастлив.

Каждый день мы произносим это слово, встречаясь с людьми, желая им тем самым здоровья. Организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем. Здоровье человека является основой всей его жизни. Когда человек здоров, он счастлив, потому что способен осуществить все свои мечты.


Эпиграфом нашего урока будут слова известного русского писателя 19 века Николая Гавриловича Чернышевского Слайд №4


«Здоровье никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве, и в роскоши плохо жить без здоровья».


-А как вы понимаете, что означают эти слова? (ответы обучающихся)

-Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Правильно, ребята, вы пришли к выводу, что и в богатстве, и в бедности человек нуждается в здоровье прежде всего. Без здоровья не имеет смысла ни жизнь в богатстве, роскоши и прочем.


Как вы уже поняли из нашей с вами беседы, какую тему будем изучать на сегодняшнем уроке?

(Здоровье как основная ценность человека. ЗОЖ и его составляющие.)

-Запишем тему урока в тетрадь. Слайд №5


Но тема-это то, о чём мы будем говорить на уроке, а мы должны поставить перед собой цель и задачи урока.

-Попробуем сформулировать цель урока. Слайд №6

-А что такое цель?

(Это желаемый результат урока)

- А теперь давайте составим задачи урока

(Они помогут достичь нам поставленной цели)

А для самовоспитания какую задачу можно поставить?


1.Ознакомление с понятием «здоровье человека»,его критериями, показателями и факторами, влияющими на его формирование.

2.Закрепление знаний о здоровом образе жизни и его составляющих.

3.Ведение ЗОЖ , забота о своём здоровье и здоровье окружающих людей.


III.Актуализация деятельности обучающихся.

- Актуальна ли эта проблема сегодня, в наши дни? Почему?


Итак, поскольку мы с вами уже сказали, что эта проблема о здоровье является актуальной на сегодняшний день, но существовала она и в прошлые века, для людей, живущих до нас. Нам с вами небезынтересно будет узнать, а какой же образ жизни вели наши предки, люди прошлых поколений.


*Сообщение «Забота о здоровье и образ жизни людей прошлых поколений»

( выступление обучающегося).


Проблема здорового образа жизни имеет древние  корни, связанные с рассмотрением таких вопросов, как отношение человека к бытию, смыслу жизни, соотношение духовного и телесного, наслаждение, разумное и неразумное, рациональное и иррациональное, связь с миром и окружающей средой, стремление к самосохранению, счастью.

Древним грекам принадлежит высказывание о том, что в здоровом теле, здоровый дух… Демокрит говорил о том, что телесная красота животна, если за ней нет ума.

Давно известно, что физическое состояние тела действует на психофизическое здоровье человека.

Накопленная в течение многих веков мудрость говорит о том, что человечество всегда ценило здоровье, поощряло крепость духа и умеренность в потреблении телесных благ. В сказках, мифах, легендах многих народов прославляются сильные, смелые, выносливые, трудолюбивые люди и высмеиваются лентяи, обжоры, пьяницы. Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово!» Об этой простой и умной истине стоит помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаляться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

-Итак, ребята, какой вывод сделали для себя из рассказа вашего одноклассника? (ответы обучающихся)

Правильно. Всегда в прошлые века в произведениях устного народного творчества прославлялись люди сильные, смелые, выносливые, трудолюбивые. А такие качества характера человека сами не приходят к нему, он их должен вырабатывать с детства.


Подведём итог всему сказанному.

-Так почему же многие люди не заботятся о своем здоровье? (ответы обучающихся)

(Думают, что здоровье будет вечно, что они будут всегда сильными, красивыми и т.д.)

А теперь посмотрим на слайд Слайд №7


Мозговой штурм «Что такое здоровье?»

На слайде изображен рисунок солнца. Давайте представим, что это солнышко наше здоровье и на лучах этого солнца запишем ответы на наш вопрос.

(Преподаватель записывает все варианты ответов:

1.Полноценный сон. 2.Рациональное питание.3.Разумный отдых.4.Закаливание.5.Личная гигиена.6.Занятия физкультурой и спортом.7.Режим дня.)


IV.Изучение нового материала.

-А теперь обобщая всё сказанное, посмотрим определение здоровья в учебнике, которое дано в Уставе Всемирной организации здравоохранения. Определение здоровья. Слайд № 8

(с.178, чтение вслух и запись определения в тетрадь)


Посмотрите внимательно на определение и назовите 3 составляющих здоровья. Слайд №9

(Физическое, духовное, социальное). Что означает каждое из них?


В настоящее время существует целый ряд определений здоровья, которые, как правило, содержат 5 критериев. Слайд № 10


В более обобщенном виде выделяют 3 блока показателей, которые характеризуют уровень здоровья. Слайд №11

Первые 2 блока показателей здоровья определяют только качественную сторону состояния здоровья, т.е. состояние организма без нагрузки. Третий показатель- количественный, т.е возможность организма переносить внешние нагрузки без остаточных последствий.

     В современном мире людей больше волнует финансовый достаток, наличие дорогих вещей, компьютеры и машины. А ведь здоровье – это самое дорогое, чем обладает человек. На здоровье и благополучие человека оказывает влияние ряд факторов.

Ученые провели исследование и сделали вывод: от чего зависит наше здоровье. Слайд №12

-Так от чего же зависит прежде всего наше здоровье?(от образа жизни человека, его поведения).


  • Первый фактор – это наследственность, которая оказывает влияние на все стороны здоровья человека. Степень влияния наследственности на здоровье человека. По мнению специалистов, может составлять 20%.

  • Второй фактор – влияние окружающей среды в местах проживания. Степень ее влияния на здоровье может составлять также 20%.

  • Третий фактор - влияние медицинского обслуживания на здоровье человека. Этот фактор может составлять до 10%.

  • Четвертый фактор – влияние образа жизни человека на его здоровье. Этот фактор составляет 50%.

-Ну, а теперь немного отдохнём.

V.Физкультминутка Слайд №13

Упражнение « Те, кто…» Учащимся предлагается встать при положительном ответе на вопрос.

– Те, кто сегодня проснулся с улыбкой?

– Кто с утра не успел позавтракать?

  • Кто сделал зарядку?

  • Кто забыл дома дневник?

  • Кто моет руки, придя с улицы, перед едой?

  • Кто 2 раза в год посещает стоматолога?

  • Кто любит каникулы?

  • Кому нравиться быть на высоте?

  • Кто хочет быть здоровым?


-А теперь вернёмся к тому, о чём мы говорили с вами чуть ранее. Из этой формулы мы видим, что 50% зависят от самого человека, его образа жизни.

Следовательно мы приходим к выводу: соблюдение норм ЗОЖ – это надежная гарантия укрепления и сохранения здоровья. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.


-Что в вашем понимании есть здоровый образ жизни? Слайд № 14

(Определение ЗОЖ)

Назовите основные составляющие ЗОЖ. Слайд № 15

«Здоровый Образ Жизни» -это очень ёмкое понятие, которое включает в себя не только сохранение физического здоровья. Активная общественная деятельность, волонтёрство, увлечение живописью, музыкой, поэзией- вот далеко не полный список составляющих ЗОЖ.

Есть очень мудрые слова: «Великие люди ставят перед собой цели.

Остальные живут своими желаниями».

Если вы хотите добиться чего-то в жизни, сохранив молодость, красоту, энергию, жизнерадостность, а не влачить жалкое существование, охая и жалуясь на то, что жизнь не удалась и интереса жить нет, то вы должны, поставив цель и приложив усилия достичь этого.

Сложно это? Да, очень сложно.

Возможно выполнить это? Да, возможно.

Надо только запомнить, что главное условие здорового образа жизни – личная заинтересованность человека. Что результат будет тем лучше и выше, чем раньше вы начнете работать над собой.


Вопрос: Что является причиной заболеваний?

(отсутствие личной заинтересованности у молодежи в здоровом образе жизни и заботе о продолжении своего рода).


Вопрос: Что может повлиять на здоровье человека?

(социально-экономические факторы, природные, биологические, психологические и, конечно же, вредные привычки).


Вопрос: Какие привычки считаются вредными?

(ответы учащихся)


Насколько распространены вредные привычки среди молодежи?


  • Исследования распространенности вредных привычек среди подростков показали, что количество курящих достигло в среднем 70% (40% - девушки, 60% - юноши);

  • Употребление алкоголя среди подростков составляет – 30%;

  • Прирост наркоманов, в целом по России составлял в среднем 24%


Подумайте и ответьте на вопросы:

  1. В чем причина увлечения молодежи курением, алкоголем и наркотиками?

  2. К каким последствиям это увлечение приводит?


Итак, мы выяснили, что здоровый образ жизни – это не роскошь, а жизненно важная необходимость. Во всех цивилизованных странах, где конкуренция очень высока, люди давно поняли ценность здоровья и всеми силами стремятся сохранить его, начиная с юных лет.


VI. Закрепление изученного материала.

И в заключение урока я предлагаю вам немного отдохнуть и поучаствовать в игре, поработав немного в группах.

Все нам известно, что средняя продолжительность жизни россиян очень низкая и составляет примерно 71 год по сравнению с другими странами ( Япония 84,5 года, Швейцария-84 года, Корея-83,5 года). К 2030 году её планируют увеличить на 5 лет.


Интеллектуальная игра “Депутаты государственной думы”

Слайд № 16-19


Представьте, что вы депутаты государственной думы. Разделимся на 3 группы.

(Каждая группа получает задание)


Цель игры: дать возможность учащимся поразмыслить над вопросом о повышении продолжительности жизни в России и научить предпринимать конкретные шаги по реализации намеченного плана

Учитель.  Перед вами встала острая проблема увеличить продолжительность жизни в России. У вас в руках мощные рычаги законодательной власти и практически отсутствуют финансовые ограничения. Первая группа депутатов разрабатывает и внедряет мероприятия и законы по пропаганде здорового образа жизни, вторая группа депутатов - внедрением ЗОЖ в учебные образовательные учреждения, третья группа внедрение ЗОЖ в промышленные и торговые предприятия. Группа готовит лидера для защиты проекта.

Выступление лидеров групп. 

Обсуждение выступлений лидеров групп.




VII. Домашнее задание Слайд № 20

1.Проанализируйте свой образ жизни, оцените, какие ваши привычки не способствуют укреплению здоровья.

2. Составьте режим своего дня, который вы считаете наи­более эффективным.


VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.


*Притча. Слайд № 21

И в заключении всему сказанному я предлагаю вашему вниманию притчу, по прослушивании которой, вы постарайтесь ответить на вопрос:

-В чем смысл жизни человека?

(Что человек должен жить сегодня, сейчас, но думать о своём здоровье с раннего детства)


*Рефлексия. Слайд № 22

А сейчас я предлагаю выразить своё мнение, выбрав для себя начало одной из шести фраз записанной на слайде:


-Сегодня я узнал(а)……..

-Я понял(а), что………….

-Теперь я могу……………

-Я попробую………………

-Урок дал мне для жизни ….

-Мне захотелось……..

*Выставление оценок за урок



Слайд № 23


Желаю вам сохранить здоровье на долгие-долгие годы, ведь здоровье-главное богатство для каждого человека.


Спасибо вам, ребята, за работу! Вы молодцы!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!