Урок окружающего мира в 4 «А» классе по теме: «У Чёрного моря»
Цели урока:
Сформировать у обучающихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.
Учить работать с географической картой,
Совершенствовать речь, умение наблюдать.
Воспитывать бережное отношение к природе
Развивать речь, память, мышление
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний и умений
- В каких природных зонах мы уже побывали? (показ по карте природных зон)
Игра «Да –нет»
Пустыня – это место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
У саксаула ствол в несколько раз длиннее корня. (-)
В январе пустыня кажется не пустой: цветут маки, пахнет и розами, и жасмином, и сиренью. (- )
Самое быстрое животное пустыни – дикий осел, он пробегает за одну секунду 2 м. (- )
Самая сонная в пустыне - обыкновенная черепаха. Она может спать, не просыпаясь 5 лет. ( + )
В пустыне непривычно и непонятно: озера без воды, реки никуда не впадают, дождь высыхает, не долетев до земли. ( + )
3.Сообщение темы и целей урока(слайд 1, 2. –презентация: «У Черного моря»)
В этом учебном году мы с вами много путешествовали по природным зонам, где справлялись с труднейшими заданиями.
Сегодня нам предстоит совершить ещё одно увлекательное путешествие.
А поможет определить дальнейшее направление загадка и предметы на столе
Загадка:
*Кругом вода, а с питьём беда.
Варианты ответов: океан, море, река.
Учитель: А почему с водой беда? ( она солёная)
А в реке? (Хоть и пресная, но грязная и неочищенная)
А теперь я назову несколько слов, а вы скажете, что объединяет эти слова
* Россия, курорты, пляж, Сочи, дельфины.
-Чёрное море
Вот мы и озвучили тему урока. Ребята, кто был на Чёрном море? Кто принёс фотографии? (вывешиваем на магнитную доску)
Почему Черноморское побережье такое популярное место отдыха?
Комментарий для учителя
Таблица – ЗХУ (Приложение)
На доске прикреплено 3 листа ватмана – своеобразная таблица. На первом подписана шапка – что мы знаем; на втором – что мы хотим узнать;
на третьем – что мы узнали и что нам осталось узнать.
У каждого ученика тоже есть такая карточка (работа проводится индивидуально и фронтально)
Учитель: Вижу, что многим из вас знакома эта зона. Предлагаю поработать с таблицей и собрать все наши знания в одно место.
Начинаем заполнять первую графу таблицы.
Заполняют индивидуально, затем работают вместе на доске.
(заполняется детьми маркером)
что мы знаем
*тепло;
*влажно;
*пышная растительность;
*морские жители: медузы, дельфины;
*место отдыха
Начинаем заполнять вторую графу таблицы.
что мы хотим узнать:
*как называется эта зона;
*географическое положение; цвет на карте;
*почему такой благоприятный климат;
*отличительные особенности растений;
*особенности животного мира;
*Влияние человека на природу этой зоны
Физминутка – звучит музыка (Шум моря)
4 . Работа над новым материалом.
Сегодня мы будем работать по такому же плану как и на предыдущих уроках.
У нас в классе работают 4 научные группы, представьтесь нашим гостям.
Каждое ваше представление я дополняю своей информацией.
Рассказ географов
- «Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона»
-Что же обозначает слово «субтропики»?
(Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны экватора)
- а что означает приставка «суб-»?
- В переводе с латинского это означает «под». Значит, это территория под тропиками, точнее вблизи тропической зоны. Зона субтропиков занимает небольшую территорию на берегу Черного моря. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Черное море. В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Давайте выясним, в чем здесь секрет.
- Как вы думаете, когда вода теплее – днем или вечером? (Вечером)
- Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. В каком тепловом поясе расположена зона, которую мы изучаем?
(В умеренном, но ближе к Северному тропику. Значит, солнце посылает сюда почти прямые лучи).
- Солнце за лето нагревает море, а оно зимой отдает свое тепло побережью.
Климат (слайд ) – презентация: «У Черного моря».
Демонстрируется слайд с фотографиями, иллюстрирующими погоду субтропиков в разные времена года. Информация на слайде: “Климат в субтропиках значительно теплее, чем в других российских регионах. Лето очень долгое и жаркое. Зима короткая и умеренно холодная. Зимой температура держится почти все время выше нуля”.
Учитель: Подумайте, какое влияние оказывают горы Кавказа на климат побережья.
(Высокие горы ограждают узкую полоску побережья от холодных северных ветров.)
Каким образом Черное море и горы Кавказа влияют на влажность побережья?
(С поверхности Черного моря испаряется много воды. Водяной пар поднимается вверх и переносится ветрами на склоны гор. Здесь он охлаждается и превращается в облака, из которых выпадают обильные дожди.)
Солнце так же высоко стоит над горизонтом в летние дни, что и в пустыне. Но почему в пустыне нет обилия осадков?
(испарение во много раз превышает количество выпадение осадков)
Рассказ биологов
Растительный мир (слайд ) – презентация:
Демонстрируются слайды с фотографиями субтропических растений, произрастающими на черноморском побережье.
Учитель: Почему растительный мир здесь очень разнообразен и богат? Тепло, высокая влажность, обилие солнечного света должны создавать особые условия для жизнедеятельности растительности. Растительный мир здесь необычайно богат и разнообразен.
Для естественного растительного покрова субтропиков характерно то, что зимой некоторые растения стоят зелеными и активно растут, другие в это время даже цветут. Зимнее цветение растений никогда не наблюдается в средней полосе. Другая особенность субтропиков – присутствие в естественном растительном покрове крупных вечнозеленых лиственных кустарников и даже небольших деревьев (самшит, лавровишня, бук, кипарис, тис). Особенно хорошо заметны они зимой, когда другие деревья и кустарники сбросили листву.
Растениеводство в субтропиках- (слайд 6) – презентация: «У Черного моря».
Демонстрируется слайд с фотографиями субтропических культур Причерноморской зоны: апельсин, мандарин, лимон, инжир, фейхоа, хурма, киви, чайный лист.
Учитель: Как человек использует благоприятные условия для выращивания плодовых растений?
(Ответы детей)
Растениеводство
Здесь выращивают лимоны, апельсины, мандарины, виноград. Поздней осенью деревья покрываются золотыми и оранжевыми плодами. С одного мандаринового дерева собирают до тысячи плодов в год, отдельные апельсиновые деревья дают по 5 центнеров фруктов.)
Наиболее важные культурные растения кавказских субтропиков- чайный куст и мандарины.
Чайные плантации состоят из множество невысоких кустов ,почти вплотную примыкающих один к другому. Эти плантации похожи на тёмно-зелёное море со многими округлыми волнами. Внешний вид плантаций не меняется в течение года, так как чайный куст- вечнозелёное растение. Мандарины – ценная плодовая культура, но довольно чувствительная к холоду. Мандариновые сады распространены в самых теплых районах кавказских субтропиков. Деревца в таких садах невысокие, с широкими, всегда широкими кронами. Плоды созревают поздней осенью.
Рассказ зоологов
Животный мир - (слайд
Демонстрируется слайд с фотографиями животных (заяц-русак, белка, енот, лиса).
Учитель: Почему, отдыхая на Черноморском побережье, мы не можем видеть крупных животных? (потому что, на побережье располагаются
пляжи, санатории, населенные пункты.)
Животный мир
Только в лесах у подножья гор и в долинах могут существовать крупные животные. Среди них самыми крупными являются: медведь, зубр, тур, олень; мелкими – барсук, куница, лиса, заяц. Многих животных мы встречаем очень редко, потому что они живут в малодоступных для прогулок местах, в густом лесу. Но есть в природе животные, которые встречаются крайне редко, потому что их остаётся очень мало, поэтому их охраняет государство. На склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказский государственный биосферный заповедник. Он был создан в 1924 году, чтобы взять под охрану природу горной части Западного Кавказа, восстановить численность ценных видов зверей и птиц, в первую очередь зубра, тура, серны, кавказского оленя.
Много интересных насекомых можно увидеть на Черноморском побережье: ос, комаров, стрекоз, бабочек, жуков и много других.
Демонстрируется слайд с изображениями насекомых (цикада, богомолы, саранча) (слайд
(Ответы детей)
Насекомые.
Слышали ли вы стрекотание, исходящие из кроны деревьев? ( это притаилась на веточке цикада) У цикады четыре крыла и есть хоботок. С его помощью цикада питается соком растений. Цикады в переводе с немецкого – поющие кобылки. Их называют так потому, что самец издаёт звуки похожие то ли на стрекотание, то ли на чириканье, то ли на пение.
А кто - нибудь видел богомола? А знаете ли вы что это хищное насекомое. Богомол питается мухами и другими насекомыми. Он получил своё название из-за внешнего вида. Застыв неподвижно и подняв к небу передние ноги, он как бы молится.
Есть ещё неутомимые музыканты, которые поздним летом и ранней осенью оживляют окружающую природу своим великолепным стрекотанием. Речь идет о кузнечике. Родственники кузнечиков – саранча и сверчки. Саранча питается растениями и очень прожорлива. Если с кузнечиками люди живут в мире, то с саранчой воюют очень давно, так как совершает опустошения, нанося большой урон посевам. А знаете ли вы , что слуховой аппарат, то есть его “уши”, расположены у саранчи на передних ногах.
В начале июня, когда становятся ночи теплыми и влажными, на большей части Черноморского побережья появляются светлячки. Днем – это маленький неприметный жучок, но ночью они поднимаются в воздух и устраивают хоровод, который мерцает теплым желтым светом среди деревьев. Ночной танец светлячков завораживает. Описать его невозможно, нужно это увидеть.
(слайд 4 – «Животные Черного моря») Фотографии морских птиц (чайки, бакланы)
Птицы
Домом для многих птиц стало побережье Чёрного моря. В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Иногда можно встретить пеликанов, уток, лебедей. Птицы побережья питаются, в основном, рыбой.
В лесах и лугах насчитывается до 200 видов пернатых. В непреступных скалах гнездится горная индейка – улар, а в горных лугах – кавказский тетерев. Многочисленны жаворонки, дрозды, альпийские галки.
(Учитель: Очень интересна птица – оляпка – водяной воробей. Оляпка свободно ныряет в воду и разгуливает по дну, отыскивая себе пищу среди камней. Она выходит из воды всегда сухой, потому что ее перья смазаны особым жиром.
(Слайд 5, 6, 7, 8 – «Животные Черного моря»)
Демонстрируется слайд с фотографиями морских обитателей (медузы, дельфины, камбала и др.).
(Ответы детей)
Морские обитатели
Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины, скат - хвостокол, камбала, и.т.д. А дельфины – это млекопитающие, иногда их называют “зубастые киты”. Это самые умные морские животные, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, что бы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.
В Чёрном море обитает черноморская акула –катран. Самая маленькая по размерам среди своего вида. Её длина от 1 – 2 метров. Питается она мелкой рыбой и для людей безопасна.
Всероссийская здравница (слайд 11 –презентация «У Черного моря»)
Демонстрация слайдов с фотографиями черноморских курортов: пляжи, леса, горы.
Ежегодно на черноморские курорты приезжают отдыхать миллионы людей из разных уголков России. По статистике, поток туристов достигает 15 миллионов человек – это значит, что каждый десятый житель страны стремится попасть на берег Черного моря в летний период.
Как вы думаете почему?
(для отдыха и лечения)
2.Где можно отдыхать и лечиться?
(на побережье построены многочисленные санатории, дома отдыха, пансионаты.)
3. А какие курортные города вы знаете?
(Анапа, Геленджик, Новороссийск, Туапсе, Сочи)
5. Почему многие люди стремятся попасть на берег Чёрного моря в летний период?
(прежде всего, возможностью поправить своё здоровье, увидеть дивную природу, памятники прошлого)
6. Для чего нужно беречь и охранять природу Черноморского побережья?
(чтобы сохранить её такой же прекрасной и удивительной, с уникальным растительным и животным миром)
Рассказ экологов
7. Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа?
Прочитать по учебнику стр.137 - в рамке «Внимание!
.(бережно относиться к природе, не бросать на побережье мусор; соблюдать правила поведения на воде, купаться только со взрослыми; не злоупотреблять солнечными лучами, носить головной убор.)
8. Экологические проблемы : Сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его .(стр. 137.)
Закрепление изученного материала.(тест)
6 . Итог урока.
Наше путешествие подошло к концу (включить музыку «Шум моря»)
По итогам тестов, я выставлю оценки
7.Рефлексия (дерево с листами)
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
А.С. Пушкин
ТЕСТ “ Черноморское побережье Кавказа”
1. Черноморское побережье Кавказа расположено ….
а) в лесной зоне страны
б) в субтропической зоне страны
в) в степной зоне страны
2. Субтропики России – это
а) обширная зона в центре страны
б) обширная зона на востоке страны
в) небольшая зона на побережье Черного моря
3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:
а) бук, каштан
б) лиственница, брусника
в) ольха, липа
4. На Черноморском побережье обитают:
а) цикады, богомолы, саранча
б) кобылки, жуки-чернотелки
в) жук-скоробей, водомерки
5. В Черном море обитают:
а) крокодилы, анаконды, тюлени
б) медузы, дельфины, камбала
в) акулы, морские котики, черепахи
6. В субтропической зоне:
а)умеренно жаркое лето и теплая зима
б)жаркое лето и умеренно холодная зима
в)умеренно теплое лето и холодная зима.