СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру. 4 класс Тема "Наш край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан на основе творческих сообщений ребят о своём крае. о своей малой родине.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру. 4 класс Тема "Наш край"»

Окружающий мир. УМК «Школа России»


4 классе

Тема: «Наш край».

Цель: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карта Курганской области.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверка Д/З.

— Определите, о какой природной зоне идет речь.

• Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (Зона степей.)


• Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промерзает на много метров в глубину. (Арктическая зона.)

• Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры — все это препятствует росту больших деревьев. (Тундра.)

• Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь.)

— Исправьте ошибки в цепи питания:

Сова — змея — подорожник — слизень.

Кузнечик — орел — ящерица — клевер.

III. Самоопределение к деятельности

Мы начинаем изучение нового раздела — «Родной край — часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.

(Ученики читают по цепочке текст на с. 135.)

— Что вас особенно заинтересовало? (Высказывания детей.)

О нашей малой родине мы будем говорить. Там, где мы живём.

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живем!

(На доске учитель записывает тему урока: «Наш край».)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей.) На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие — на следующих уроках.

IV. Открытие нового знания


  1. Работа со словарем:

Маша Хомутова познакомит нас со словом - край

- Край — слово многозначное. Я нашла его значения в толковом словаре Владимира Даля.

1. Конечная линия, предельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краев.

2. Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3. В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Курганская область).

— Ребята, а какие определения для нас подходят? (Второе и третье.)

2. Работа с картой

— Давайте познакомимся с картой России на с. 136—137 учебника. Узнайте ее название на с. 138. (Политико-административная.)

— Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)

— Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны.

V. Первичное закрепление

1. Работа с картой своего края

— Найдите на ваших картах Курганскую область. Главный город-Курган.

- Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? с другими округами, республиками, краями? В какой природной зоне мы живем?

(Ученики, работая по карте, отвечают на все вопросы.)

- А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту? Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите село, в котором мы живем.

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Сообщения учащихся.

— Узнаем больше о своем родном крае.

Мездрина Даша расскажет нам о достопримечательностях нашего края.

М.Д. - Я хочу рассказать о чуде-водопаде, который находится в Курганской области, Куртамышского района, недалеко от моего села Закоулово.

На реке Тобол шумит невысокий, но очень широкий и живописный искусственный водопад.

Речной поток завесой спадает с плотины и с шумом врезается в большие каменные валуны. У нас местность, равнинная, а тут, настоящий водопад. Этот водопад – чудо. Он такой мощный, грохочущий.

Сейчас этот водопад называют, Широнинской мельницей. Когда-то здесь стояли деревянные постройки мельницы местного купца Степана Петровича Широнина. Это райское местечко он сделал для своей возлюбленной.

Рядом с водопадом расположено небольшое углубление в реке, где, находилась мельница. На берегу есть большая поляна, где можно отдохнуть. Здесь растут деревья и очень много лекарственных трав. Любители рыбной ловли могут устроить отличную рыбалку. Побережье песчаное. Рядом лежат величественные камни. Всем своим видом камни говорят: «Всё пройдет, а мы будем лежать здесь вечно»

Летом приезжают сюда искупаться и позагорать на солнце взрослые со своими детьми.

Вот о таком чуде мне рассказала моя бабушка.

- А Закоулов Егор приготовил материал о нашем районном центре-Куртамыш.

Я живу в селе Закоулово. Хочу рассказать о нашем районном центре – Куртамыш. Это тихий маленький городок в Зауралье.

Район наш с каждым годом становится красивее, благоустраивается. Летом он утопает в зелени. Город, окружённый сосновым бором, с живущими здесь добрыми и отзывчивыми людьми. А как красив Куртамыш весной, когда цветут яблони, просто загляденье!

У нас есть исторические памятники:

Памятник А. Лоскутникову - монумент в честь основателя Куртамыша был установлен в 1970 году.

Памятник жертвам Гражданской войны - мемориал открыли в сквере-аллее по пр. Конституции в ноябре 1957 года.

Петро-Павловская церковь - действующий храм.

Я очень люблю бывать в нашем храме. Прекрасный Дом культуры. Расположен краеведческий музей нашего земляка-революционера Н,Д, Томина. Ему поставлен обелиск в центре города.

Когда собирал материал, ещё больше горжусь своей малой родиной.

— Чья работа, на ваш взгляд, была более подробной? Ваши дополнения.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие карты вы знаете?

— С какими новыми картами мы сегодня работали?

— Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?

— Какие условные обозначения используют в этих картах?

— Достигли мы цель урока? (Высказывания детей.)

IX. Рефлексия

— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 138 учебника.






















Приложение 1

Достопримечательности города Куртамыша

Дом культуры






Краеведческий музей имени революционера Н.Д. Томина


Одна из комнат музея



Памятник герою гражданской войны Н. Д. Томину



Памятник А. Лоскутникову








Приложение 2

Чудо – водопад





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!