Окружающий мир. УМК «Школа России»
4 классе
Тема: «Наш край».
Цель: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.
Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, карта Курганской области.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Проверка Д/З.
— Определите, о какой природной зоне идет речь.
• Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (Зона степей.)
• Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промерзает на много метров в глубину. (Арктическая зона.)
• Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры — все это препятствует росту больших деревьев. (Тундра.)
• Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь.)
— Исправьте ошибки в цепи питания:
Сова — змея — подорожник — слизень.
Кузнечик — орел — ящерица — клевер.
III. Самоопределение к деятельности
Мы начинаем изучение нового раздела — «Родной край — часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.
(Ученики читают по цепочке текст на с. 135.)
— Что вас особенно заинтересовало? (Высказывания детей.)
О нашей малой родине мы будем говорить. Там, где мы живём.
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
(На доске учитель записывает тему урока: «Наш край».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей.) На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие — на следующих уроках.
IV. Открытие нового знания
Работа со словарем:
Маша Хомутова познакомит нас со словом - край
- Край — слово многозначное. Я нашла его значения в толковом словаре Владимира Даля.
1. Конечная линия, предельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краев.
2. Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3. В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Курганская область).
— Ребята, а какие определения для нас подходят? (Второе и третье.)
2. Работа с картой
— Давайте познакомимся с картой России на с. 136—137 учебника. Узнайте ее название на с. 138. (Политико-административная.)
— Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)
— Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны.
V. Первичное закрепление
1. Работа с картой своего края
— Найдите на ваших картах Курганскую область. Главный город-Курган.
- Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? с другими округами, республиками, краями? В какой природной зоне мы живем?
(Ученики, работая по карте, отвечают на все вопросы.)
- А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту? Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите село, в котором мы живем.
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Сообщения учащихся.
— Узнаем больше о своем родном крае.
Мездрина Даша расскажет нам о достопримечательностях нашего края.
М.Д. - Я хочу рассказать о чуде-водопаде, который находится в Курганской области, Куртамышского района, недалеко от моего села Закоулово.
На реке Тобол шумит невысокий, но очень широкий и живописный искусственный водопад.
Речной поток завесой спадает с плотины и с шумом врезается в большие каменные валуны. У нас местность, равнинная, а тут, настоящий водопад. Этот водопад – чудо. Он такой мощный, грохочущий.
Сейчас этот водопад называют, Широнинской мельницей. Когда-то здесь стояли деревянные постройки мельницы местного купца Степана Петровича Широнина. Это райское местечко он сделал для своей возлюбленной.
Рядом с водопадом расположено небольшое углубление в реке, где, находилась мельница. На берегу есть большая поляна, где можно отдохнуть. Здесь растут деревья и очень много лекарственных трав. Любители рыбной ловли могут устроить отличную рыбалку. Побережье песчаное. Рядом лежат величественные камни. Всем своим видом камни говорят: «Всё пройдет, а мы будем лежать здесь вечно»
Летом приезжают сюда искупаться и позагорать на солнце взрослые со своими детьми.
Вот о таком чуде мне рассказала моя бабушка.
- А Закоулов Егор приготовил материал о нашем районном центре-Куртамыш.
Я живу в селе Закоулово. Хочу рассказать о нашем районном центре – Куртамыш. Это тихий маленький городок в Зауралье.
Район наш с каждым годом становится красивее, благоустраивается. Летом он утопает в зелени. Город, окружённый сосновым бором, с живущими здесь добрыми и отзывчивыми людьми. А как красив Куртамыш весной, когда цветут яблони, просто загляденье!
У нас есть исторические памятники:
Памятник А. Лоскутникову - монумент в честь основателя Куртамыша был установлен в 1970 году.
Памятник жертвам Гражданской войны - мемориал открыли в сквере-аллее по пр. Конституции в ноябре 1957 года.
Петро-Павловская церковь - действующий храм.
Я очень люблю бывать в нашем храме. Прекрасный Дом культуры. Расположен краеведческий музей нашего земляка-революционера Н,Д, Томина. Ему поставлен обелиск в центре города.
Когда собирал материал, ещё больше горжусь своей малой родиной.
— Чья работа, на ваш взгляд, была более подробной? Ваши дополнения.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие карты вы знаете?
— С какими новыми картами мы сегодня работали?
— Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?
— Какие условные обозначения используют в этих картах?
— Достигли мы цель урока? (Высказывания детей.)
IX. Рефлексия
— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»
— Где могут пригодиться в жизни новые знания?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 138 учебника.
Приложение 1
Достопримечательности города Куртамыша
Дом культуры
Краеведческий музей имени революционера Н.Д. Томина
Одна из комнат музея
Памятник герою гражданской войны Н. Д. Томину
Памятник А. Лоскутникову
Приложение 2
Чудо – водопад