СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Лес - природное сообщество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для учащихся  3 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Лес - природное сообщество"»

МБОУ Павловская СШ











План-конспект

открытого урока

по окружающему миру

в 3 классе





















Автор разработки: учитель начальных классов

Рубцова Валентина Михайловна









Тема урока: «Природное сообщество – лес.»

Тип урока: «Урок первичного предъявления новых знаний»

Дата проведения: 2016- 2017 учебный год

Цель урока:

-сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.

Задачи урока:

обучающие:

-познакомить с ярусами леса, с разнообразием лесных обитателей, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью червей, бактерий , грибов в жизни леса;

развивающие:

-развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания;

-развивать речь, умение рассуждать, выражать свои мысли;

воспитательные:

-развивать коммуникативные навыки (умение работать в паре)


-воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

-способствовать сохранению здоровья через физкультминутки, гимнастику глаз;


Используемое оборудование:


-рабочая тетрадь;

-учебник Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова «Окружающий мир», 3класс,1часть

-наглядный и практический материал

-презентация «Лес – природное сообщество»

-компьютер, экран, мультимедийный проектор


Цели использования ИКТ:

-вызвать интерес к уроку, создать благоприятную обстановку в классе;

-здоровьесбережение:

переключение внимания и отдых организма для дальнейшего включения в работу.














Ход урока.



1 Организационный момент урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начинаем урок. Настроимся на работу (психологический метод «Открытые ладошки» ):

Ладошки открыли ,

Все страхи забыли.

Луч солнца поймали,

Сильными стали.

Лень сбросили,

От себя отбросили.

Удобно устроились,

На работу настроились!

2.Подготовка к основному этапу

1).Объявление и запись темы урока

Учитель: А тему этого урока мы узнаем, прослушав стихотворение (заранее подготовлено)

Ученик: Сегодня совершим путешествие в лес.

В добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Учитель:- О чем будем говорить?

-О лесе

Учитель:

Лес. В нем – деревья, кустарники, травы, животные, грибы, микроорганизмы.

Ученые тоже работают тут,

Лес они сообществом зовут.

-А как вы понимаете слово сообщество?

Ответы детей:

-Вместе, сообща, одной семьёй.

Учитель: И так, тема нашего урока– «Лес - природное сообщество».Давайте будем разбираться, как живёт лесная семья.

3.Актуализация знаний и первичная проверка усвоения нового материала.

1)Ярусы леса

Учитель: Рассмотрите лес.

Беседа.

-Чем является лес для живых организмов?

-Домом

-А какой это дом?

-Многоэтажный

Учитель:

-Ученые называют этажи леса – ярусами. Самые верхние ярусы – деревья. Ниже расположен ярус кустарников. Еще ниже – маленькие кустарнички (например, черника, брусника) и травы. Деревья получают много света. Другим растения леса его требуется меньше, и поэтому они могут жить в тени деревьев. Каждый листок стремится поймать солнечный луч, поэтому листья на деревьях располагаются так, чтобы не затенить друг друга.

Беседа.

-Как называют этажи леса?

-Перечислите их, начиная с самого высокого.

-Приведите примеры растений каждого яруса.


(Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам)


-Я даю каждому карточку. Соедините стрелочкой название растения с ярусом.

(Дети выполняют задание)

Взаимопроверка (для тех, кто быстро выполнил задание)

-А теперь обменяйтесь карточками и проверьте друг друга


-Послушайте удивительные факты из жизни растений.

-Берёза – символ России

-Какую пользу приносит берёза людям?

-Назовите полезные растения, которые видите на экране(малина, брусника)

-Назовите другие лесные полезные растения

-Посмотрите на экран. Прочитайте заголовок (Ядовитые растения)


-Волчье лыко

Учитель: -В голом апрельском лесу мало цветущих растений. Самые нарядные в это время кустики волчьего лыка. Его тонкие прутики покрыты душистыми сиреневыми цветками. Осенью на месте цветков созревают блестящие красные ягоды. Они очень привлекательны. Но даже животные обходят стороной волчье лыко. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом. А вот пчелам и муравьям нравится его нектар и запах, яд этого растения для них безвреден.

2.Физкультминутка(зарядка для глаз)

Мы трудились, мы трудились,

Наши глазки утомились.

За указкой наблюдайте,

Своим глазкам отдых дайте.

Вниз, вверх, влево, вправо!

Молодцы, ребята, браво!

Поаплодировали себе!!!

Сели ровно, удобно устроились,

На работу настроились!

3)Что объединяет живые существа в природном сообществе?

Учитель:

-Мы выяснили, что лес для животных является домом. Каждый ярус леса населён многочисленными животными. Животные в лесу находят разную пищу, им легко укрыться от врагов, построить незаметные жилища, птицам легко свить гнезда. Животные обитают всюду: на поверхности почвы и в почве, на ветвях деревьев и под корой.

Беседа.

-Какие животные встречаются в наших лесах?

-Какие из них живут на деревьях?

-Какие ведут наземную жизнь?

-А какие обитают в почве?

Учитель:

-Да, еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о чем идет речь.

И на горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпах молодцы стоят. (Грибы)



Учитель:

-Как вы думаете, лесу нужны грибы?

Ответы детей:


Учитель:

- Расскажу вам об одном удивительном случае. В одном из степных районов сажали полезащитные лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего-то им не хватало. Ученые заметили: нет в лесу ни одного гриба! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил.

Оказывается, нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. Ты уже знаешь, что у многих деревьев «свой» гриб, а у грибов _ «свои» деревья.

Беседа:

-О каких деревьях и грибах идёт речь?

-И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений – мухомор.

-Какую пользу ещё приносит мухомор?

-Грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу: пней, упавших стволов и сучьев, отмершей листвы.

-Попробуйте доказать, могут ли жить животные без растений и растения без животных?

-Стр.140,141,142(Рассказы детей по картинкам)

-Лес помогает существовать и размножаться многим животным. И животные помогают расселяться растениям. Из запасов орехов, сделанных белками, птицами кедровками, вырастают новые хвойные деревья.

Учитель:

-Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в них микроорганизмов (бактерий) она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем. Работу бактерий облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в лесной подстилке и измельчают её. Измельченные ими остатки растений перегнивают быстрее.

Интересно, что ежам, божьим коровкам и другим животным, зимующим под снегом, лесная подстилка помогает выжить зимой: служит дополнительной защитой от холодов.

Беседа.

-Что находится на земле?

-Каким образом перегнивает лесная подстилка?

-Какое еще значение имеет лесная подстилка?



4)Цепи питания.

-Учёные подсчитали, что в лесу на первом месте по количеству стоят растения, потом растительноядные животные. Меньше всего хищных зверей и птиц. Хищница сова съедает много мышей. Мыши съедают ещё больше желудей. Если собрать съеденные мышами желуди, а над ними поместить мышей, которых съела сова, получится пирамида. Ее называют экологической.

-Рассмотрим еще такой пример: взаимоотношение дерева и жука-короеда.Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу?

-Растения и животные связаны между собой цепью питания. В лесу складывается экологическое равновесие.

Мыши поедают много плодов и семян деревьев. Потомство эти зверьки приносят большое.

-Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все будущие растения?

Работа в парах.

-Я предлагаю вам карточки, а ваша задача составить цепи питания. ( Дуб, мышь, лиса. Дуб, гусеница, сорока, ястреб. Дуб ,кабан, волк. Дуб, мышь, змея, ястреб.)

-Давайте посмотрим, какие цепи питания у вас получились.


Учитель:

-Какие нарушения экологического равновесия могут произойти в лесу по вине человека?

-Что нужно сделать, чтобы этих нарушений не было?

5)Охрана леса. Правила поведения в лесу.

6)Красив лес в любое время года. Стихи русских поэтов о лесе.

7)Физкультминутка

-Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза, представьте, что вы в лесу. (Музыкальная пауза : дети с закрытыми глазами слушают пение птиц).


4.Занимательный материал по теме «Лес – природное сообщество»



5.Домашнее задание.

Тетрадь, стр,43,задание 79(составь пищевые цепи)

6.Подведение итога урока.

Наше путешествие по лесу подошло к концу. Подведем итоги.

Учитель:

-Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего урока.

-Все обитатели леса – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом).


Работа с учебником (стр.144).

Вывод:

-в природном сообществе растения и животные создают вместе общую среду обитания. Здесь они питаются, развиваются, прячутся, охотятся, выводят потомство.

- лес нужно беречь


7.Рефлексия

У детей 2 карточки: улыбающееся лицо, хмурое лицо.

Учитель: отрази своё настроение. Выбери карточку
























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!