План-конспект урока по окружающему миру во 2 «А» классе
Тема урока: Санкт–Петербург – северная столица России. Достопримечательности Санкт–Петербурга.
Тип урока: изучения новых знаний
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по ознакомлению с северной столицей России- Санкт-Петербургом и его достопримечательностями.
Задачи: предметные – сформировать представление о северной столице России – Санкт-Петербурге, познакомиться с достопримечательностями города; содействовать формированию личностных УУД – формирование умений учебного сотрудничества – умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;
метапредметные – способствовать формированию УУД: а) регулятивных - определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов, проявлять инициативу при ответах на вопросы и при выполнении заданий; б) познавательных – ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; в) коммуникативных – задавать вопросы, участвовать в диалоге, формулировать выводы, организовывать инициативное сотрудничество.
Оборудование: учебник «Окружающий мир, 2 класс» , УМК «НИШ» , презентация, карта, карточки с заданием.
Ход урока
Самоопределение к деятельности
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы с тобой трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
-Все готовы к уроку?
Слайд 1.
- Ребята, в мешочке народной мудрости есть такая пословица : Дерево и учитель познаются по плоду.
- Как вы можете объяснить смысл этого высказывания?
- Правильно. Плод - это то, что вырастило дерево. Ученик- это итог, работы учителя. Образно говоря, ученик - плод его стараний, его труда. В конце нашего урока мы оценим свою работу на уроке и посмотрим какое дерево вырастили сегодня на уроке.
Слайд 2.
- Давайте вместе прочитаем девиз урока и пожелаем друг другу успеха.
Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы пустились с вами в удивительное путешествие по Родине, познакомились с историей и достопримечательностями столицы нашей родины - Москвой. Попробуем вспомнить, что узнали об этом прекрасном городе и проверим уровень вашей подготовки к уроку.
(Организовать опрос двоих учащихся по вопросам к тексту пройденного параграфа)
Слайды 3, 4, 5, 6,7, 8, 9, 10
1. В каком году образовалась Москва? (1147г)
2. Кто был основателем Москвы? (Юрий Долгорукий)
3. Как называли Москву в старину? (белокаменная, златоглавая, хлебосольная).
4. Какие достопримечательности есть в Москве?(…)
5. Кто изображён на гербе Москвы? (Георгий Победоносец)
6. Всегда ли Москва была столицей нашего государства? (Нет)
- Молодцы! Хотите продолжить свое дальнейшее знакомство с городами Росии? Тогда в путь!
Открытие нового знания.
Проблемный вопрос.
- Обратите внимание на слайды, в каком городе можно наблюдать эти замечательные виды?
Слайды 11,12,13
- Кто назовет тему урока?
Слайд 14
- С какой целью мы будем знакомиться с этим городом?
Слайд 15
2. Работа с картой.
- Давайте найдём его на карте. Город расположен на северо-западе нашей огромной страны.
- Ребята, кто из вас бывал в этом городе? Что вас удивило, поразило в этом городе?
3. Работа с деформированным текстом, повествующем о Санкт – Петербурге.
- Ребята на карточках у каждого ряда и каждой пары в порядке следования рядов расположены части рассказа об этом удивительном городе в виде деформированного текста.
- Расположите предложения в правильном порядке, и прочитает текст та пара в ряду, которая первой будет готова.
- Прочитайте рассказ о Санкт-Петербурге.
- Хорошо, спасибо. А теперь предлагаю сравнить ваш полученный рассказ с тем видеоматериалом, который я представлю вашему вниманию. Затем мы сделаем вывод – правильно ли мы поработали с информацией о городе на карточках.
- Ребята, понравился материал? Совпала ли логика изложения материала с тем текстом, который зачитали вы из карточек? Молодцы, в сети есть еще много материала об этом удивительном городе, при желании вы можете его просмотреть.
- Мне очень хотелось бы лишь добавить ко всему изложенному информацию о гербе и флаге Санкт-Петербурга.
Слайд 16
Рассмотрите их на слайде. Скажите, что видите на гербе? Что видите на флаге?
Слайд 17
- На гербе и флаге Санкт-Петербурга изображены: скипетр как символ столицы и императорской власти, морской якорь как символ морского порта и речной якорь как символ речного порта.
Закрепление материала
- Ну а теперь предлагаю вам поработать с учебником, закрепить материал, а также почерпнуть дополнительные знания об этом замечательном городе. Откройте страницу параграфа и прочитаем текст, рассмотрим иллюстрации к теме.
(Дети читают текст, по ходу чтения учитель толкует значения непонятных слов, задает вопросы по прочитанному)
Cамостоятельная работа с проверкой по образцу.
- А сейчас пришло время проверить свои познания в теме урока.
У вас на столах лежат карточки с заданиями. Вам необходимо дать ответы на вопросы:
1. Имя императора, основателя города Санкт-Петербурга.
2. На какой реке построен город?
3. Как называется наиболее известный памятник Петру Великому?
4. Зимний ……. - это парадный дом царской семьи.
5. Как называется один из крупнейших в мире музей Санкт-Петербурга?
(Дети работают с индивидуальными карточками)
Слайд 18
- Предлагаю вам проверить свои ответы, сверившись с образцом. Зеленой пастой исправьте неправильный ответ. Подсчитайте количество баллов. Правильный ответ – 1 балл.
- У кого 5 баллов? 4 балла? 3 балла? Кому не удалась пока работа и надо поработать?
V. Рефлексия деятельности. Самооценка
- Ребята, наш урок подходит к концу. Настало время подвести итоги и оценить всю свою работу и впечатления от урока.
- С каким городом мы сегодня познакомились?
-Когда был основан город Санкт-Петербург?
-Кто основатель северной столицы России?
-С какими достопримечательностями вы познакомились?
Слайд 19
- Прочитайте высказывание. Согласны ли вы с этим утверждением и почему? (Ответы)
- Верно. Человек должен стремиться к тому, чтобы знать и ценить не только историю и культуру родного края, но и познавать мировую историю и культуру, чтобы влиться в них и стать частью мирового сообщества.
- Обратимся к нашей яблоне успеха. Предлагаю вам выбрать из пенала нужный смайлик и прикрепить его на ней, которую мы сегодня украсим плодами своего труда. Если урок понравился и все удалось – счастливый смайл, если не все удалось и остался к теме равнодушным – смущенный смайл, ну а если совсем урок не впрок –выберите грустный смайлик.
Домашнее задание.
Слайд 20
-На этом наш урок завершен. Домашнее задание на перемене занесите в дневник. Спасибо за работу!