СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Поверхность нашего края" (4 класс, окружающий мир)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит обучающихся с поверхностью нашего края (Ростовская обл.)

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Поверхность нашего края" (4 класс, окружающий мир)»

Если скажут слово родина, Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. Или степь от маков красная, Золотая целина... Родина бывает разная, Но у всех она одна!  ( З. Александрова)

Если скажут слово родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

( З. Александрова)

Ростовская область образована 13 сентября 1937 г. Ростовская область - на юго-востоке, Ты расположена, это под боком, Здесь старый и млад обитают в тепле, Нет места красивей на этой земле

Ростовская область образована

13 сентября 1937 г.

Ростовская область - на юго-востоке,

Ты расположена, это под боком,

Здесь старый и млад обитают в тепле,

Нет места красивей на этой земле

Донской край – наш край! России малая частица, Земля, похожая на рай. Простор степей, поля пшеницы – Все это ты – Донской наш край! «В родной степи шумят моря и реки, Цветут сады, колышутся поля, Очаровала ты меня навеки,  Моя донщина, родина моя».  И. Федоров.

Донской край – наш край!

России малая частица,

Земля, похожая на рай.

Простор степей, поля пшеницы –

Все это ты – Донской наш край!

«В родной степи шумят моря и реки,

Цветут сады, колышутся поля, Очаровала ты меня навеки,

Моя донщина, родина моя».

И. Федоров.

На юге раскинулась от края до края Область Ростовская наша родная. Есть в ней деревни и города. Любить нашу землю мы будем всегда!

На юге раскинулась от края до края

Область Ростовская наша родная.

Есть в ней деревни и города.

Любить нашу землю мы будем всегда!

1.  Ростовская область расположен на материке... а) Африка;  б) Евразия; в) Австралия;  г) Северная Америка. 2. Мой край находится в природной зоне...  а) лесов;  б) тундра; в) степи;  г) пустыни. 3. Мой край находится в ... а)  восточном полушарии; б)  западном полушарии. 4.  В моем краю растут... а) кактусы, кипарисы;  б) ягель, клюква, карликовая ива; в)  ель, береза, осина;  г) полынь, ковыль, клевер
  • 1. Ростовская область расположен на материке...
  • а) Африка; б) Евразия;
  • в) Австралия; г) Северная Америка.
  • 2. Мой край находится в природной зоне...
  • а) лесов; б) тундра; в) степи; г) пустыни.
  • 3. Мой край находится в ...
  • а) восточном полушарии;
  • б) западном полушарии.
  • 4. В моем краю растут...
  • а) кактусы, кипарисы; б) ягель, клюква, карликовая ива;
  • в) ель, береза, осина; г) полынь, ковыль, клевер
5.  У нас обитают... а) зайцы, дрофа; б)  косули, волки; в)  олени, медведи. 6.  Р остовская область даст стране... а)  продукты сельского хозяйства; б)  хлопок; в)  морепродукты. 7.Т ерритория моего края расположена в... а)  тропическом поясе; б)  полярном поясе; в)  умеренном поясе.
  • 5. У нас обитают...
  • а) зайцы, дрофа;
  • б) косули, волки;
  • в) олени, медведи.
  • 6. Р остовская область даст стране...
  • а) продукты сельского хозяйства;
  • б) хлопок;
  • в) морепродукты.
  • 7.Т ерритория моего края расположена в...
  • а) тропическом поясе;
  • б) полярном поясе;
  • в) умеренном поясе.
1 – б 2 – в 3 – а 4 – г 5 – а 6 – а 7 – в
  • 1 – б
  • 2 – в
  • 3 – а
  • 4 – г
  • 5 – а
  • 6 – а
  • 7 – в

Восточно-Европейская равнина Западно - Сибирская равнина Средне-Сибирское плоскогорье

Восточно-Европейская равнина

Западно - Сибирская равнина

Средне-Сибирское плоскогорье

 Равнина

Равнина

Уральские горы Кавказские горы Алтай Саяны

Уральские горы

Кавказские горы

Алтай

Саяны

Алтай Саяны Кавказские горы Уральские горы

Алтай

Саяны

Кавказские горы

Уральские горы

Низменности Восточно-Европейская равнина(холмистая ) Западно-Сибирская равнина (плоская) Возвышенности Средне-Сибирское плоскогорье Горы Алтай, Кавказ, Урал, Саяны.   0-200 м 200-500 м  800 м и выше
  • Низменности

Восточно-Европейская равнина(холмистая )

Западно-Сибирская равнина (плоская)

  • Возвышенности

Средне-Сибирское плоскогорье

  • Горы

Алтай, Кавказ, Урал, Саяны.

0-200 м

200-500 м

800 м и выше

Строят города, сёла Прокладывают дороги Обрабатывают землю
  • Строят города, сёла
  • Прокладывают дороги
  • Обрабатывают землю

 склон ХОЛМ ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ  ГОРА Подошва Склон Вершина Высота + + + + + + до 200 м выше 200 м вершина подошва

склон

ХОЛМ

ЛИНИИ СРАВНЕНИЯ

ГОРА

Подошва

Склон

Вершина

Высота

+

+

+

+

+

+

до 200 м

выше 200 м

вершина

подошва

«они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы, под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности»?
  • «они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы, под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые осыпающиеся склоны, на которых почти нет растительности»?
Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается.  Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку .
  • Образование оврага начинается с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы. Потоки талой и дождевой воды размывают её, и поэтому овраг постепенно увеличивается.
  • Со временем (через много лет) склоны оврага становятся пологими, зарастают травой, кустарниками, деревьями. Овраг перестаёт увеличиваться. Так он превращается в балку .

 Сходство Различия овраг балка Углубление на поверхности земли Растет Не растет Губит участки плодородной почвы Нет растений Есть растения Склоны крутые Склоны пологие

Сходство

Различия

овраг

балка

Углубление на поверхности земли

Растет

Не растет

Губит участки плодородной почвы

Нет растений

Есть растения

Склоны крутые

Склоны пологие

Овраг Балка ПОЛОГИЕ СКЛОНЫ, ПОРОСШИМИ РАСТЕНИЯМИ КРУТЫЕ, ОСЫПАЮЩИЕСЯ СКЛОНЫ

Овраг

Балка

ПОЛОГИЕ СКЛОНЫ, ПОРОСШИМИ РАСТЕНИЯМИ

КРУТЫЕ, ОСЫПАЮЩИЕСЯ СКЛОНЫ

ЗАСЫПАТЬ КАРЬЕР И НА ЭТОМ МЕСТЕ УТРОИТЬ ПОЛЕ ИЛИ ПОСАДИТЬ ЛЕС  можно превратить в пруд и разводить в нем рыбу

ЗАСЫПАТЬ КАРЬЕР И НА ЭТОМ МЕСТЕ УТРОИТЬ ПОЛЕ ИЛИ ПОСАДИТЬ ЛЕС

можно превратить в пруд и разводить в нем рыбу

- Проблемы: Распространяют вокруг себя тучи пыли, (загрязняют воздух) Загораются (распространяют едкий дым) Отравляют почву и водоёмы (после дождей стекает загрязненная вода)

-

Проблемы:

  • Распространяют вокруг себя тучи пыли, (загрязняют воздух)
  • Загораются (распространяют едкий дым)
  • Отравляют почву и водоёмы (после дождей стекает загрязненная вода)

Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения. Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.
  • Терриконы выравнивают, привозят почву и высаживают растения.
  • Извлекают из пустой породы терриконов ценные вещества.

 Занимают огромные пространства земли.  Загрязняют воздух и почву.  Загораются. Меры борьбы со свалками: Сортировка и переработка мусора на специальных заводах. Разравнивают, засыпают землей, высаживают растения.
  • Занимают огромные пространства земли.
  • Загрязняют воздух и почву.
  • Загораются.

Меры борьбы со свалками:

  • Сортировка и переработка мусора на специальных заводах.
  • Разравнивают, засыпают землей, высаживают растения.

Одной из причин образования оврагов является неправильная  распашка земель !

Одной из причин образования оврагов является неправильная распашка земель !

ПРОВОДИТЬ ВСПАШКУ МОЖНО ТОЛЬКО ПОПЕРЁК СКЛОНОВ .

ПРОВОДИТЬ ВСПАШКУ

МОЖНО ТОЛЬКО ПОПЕРЁК СКЛОНОВ .

О чем мы узнали на уроке? Удалось ли нам выполнить всю работу? Какие трудности возникли на уроке? Что показалось интересным? Кого можно поблагодарить за урок? (самооценка)

О чем мы узнали на уроке?

Удалось ли нам выполнить всю работу?

Какие трудности возникли на уроке?

Что показалось интересным?

Кого можно поблагодарить за урок? (самооценка)

Прочитать текст с.139-142, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 142)   Задания № 3, стр.143 Р.т. № 1, стр.67  Задание № 2, стр.143  Р.т. № 3, стр.67
  • Прочитать текст с.139-142, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 142)
  • Задания № 3, стр.143
  • Р.т. № 1, стр.67

Задание № 2, стр.143

Р.т. № 3, стр.67

Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось одеть белую шапку. (Гора) У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина. (Холм) Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть. (Терриконы) Я – углубление земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарники. (Балка) Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли. (Овраг)
  • Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось одеть белую шапку.
  • (Гора)
  • У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина.
  • (Холм)
  • Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть.
  • (Терриконы)
  • Я – углубление земной поверхности, у меня пологий склон, меня покрывают трава и кустарники.
  • (Балка)
  • Я нахожусь на краю поля, а образовался от неправильного распахивания земли.
  • (Овраг)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!