Ход урока:
Орг. Момент. Эмоциональный настрой на урок.
- Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут Юлия Дмитриевна. Через несколько минут, мы отправляемся в интересное путешествие, в одно из царств живой природы.
- Но в путешествие мы с вами должны отправиться с хорошим настроением.
Психологический настрой.
- На столах у вас лежат сигнальные карточки настроений (солнышко и тучка).
- Предлагаю вам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Если у вас хорошее настроение, вы выбираете солнышко, если не очень, то тучку.
- Настроение прекрасное?
Покажите солнце ясное.
Если грусть вас мучит,
Покажите тучу.
Пусть хорошее настроение
Не покинет вас никогда.
- Я вижу, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии. А сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наш урок украсят ваши улыбки, и ничто не омрачит вашего хорошего настроения.
-А куда мы с вами отправимся, вы узнаете, послушав музыку.
Звучит аудиозапись «Звуки леса» и стихотворение «Здравствуй, лес, дремучий лес!»
Здравствуй, лес, дремучий лес! Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? | Что в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои! |
- И так, куда мы отправляемся?
-Верно, мы отправляемся в лес. Как вы догадались?
- А что такое лес?
Лес - это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.
- Лес - это часть живой природы.
- На какие группы можно разделить объекты живой природы?( растения и животные)
- Какое название дали учёные ? (царство растений, царство животных)
- Назовите признаки живых организмов (Питание, движение, дыхание, рост, развитие и размножение)
- Сегодня к нам на урок пожаловал старичок – лесовичок и пришел он к нам не с пустыми руками.
- Ребята, как вы думаете, какой подарок приготовил вам лесовичок? Отгадайте.
Можно в нем носить цветы
И орехи, и грибы.
Потрудись-ка ты немножко,
Из лозы сплети ... (лукошко)
- Для чего нам лукошко?
- За хорошую работу Лесовичок будет дарить вам подарки.
-Сегодня на уроке мы подробно познакомимся с удивительным царством живых организмов. А каким, вы узнаете отгадав загадку лесовчика:
- А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (Гриб)
- Правильно, молодцы.
– О чём мы будем говорить на уроке?
– Правильно, сегодня мы будем говорить о царстве грибов!
- Давайте договоримся, когда вы справитесь с заданием, вам будет светить солнышко.
II. Актуализация знаний
- Чтобы совершить путешествие, мы должны, как настоящие путешественники, изучить наш маршрут. Посмотрите на маршрут нашего путешествия.
Маршрут путешествия по сказочному лесу.
Что такое грибы?
...
Пальчиковая гимнастика.
Сказка «Грибная история» .
Игра «Собери съедобные грибы»
- Наши леса славятся грибами. Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?
-Давайте определим, что такое грибы.
Возьмите карточку №1. Прочитайте.
-Выберите и подчеркните те слова, которые на ваш взгляд соответствуют понятию грибы (индивидуальная работа)
КАРТОЧКА №1. Растения, живая природа, животные, бактерии, неживая природа, царство |
-Какие слова подчеркнули? (живая природа, царство)
-Докажите, что грибы относятся к живой природе (растут, питаются, размножаются, старятся, умирают).
-Почему подчеркнули слово царство? (грибы образуют отдельное царство живой природы)
ВЫВОД: Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это отдельное царство.
-Какую цель поставим перед собой? (уточнить и расширить знания о грибах)
-В лесу растут шляпочные грибы. Они похожи на зонтик. Посмотрите на эти грибы
-Что общего у грибов? Какие части? (Шляпка, ножка)
-Это видимая часть гриба.
-Что находится в земле? (грибница)
- А если мы заглянем под шляпку, то на какие группы мы сможем разделить грибы, в зависимости от строения шляпки (пластинчатые – нижняя часть шляпки состоит из пластинок и трубчатые – похожа на губку).
- А вы знаете, что в лесу мы видим не сами грибы, а только плодовое тело гриба, состоящее из шляпки и ножки, а сам гриб скрыт под землей.
Что у гриба под землей? (грибница)
- Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовые тела. Грибница растёт более 100 лет, а плодовое тело вырастает за 3-7 дней. Ученые насчитали на Земле около 120 тысяч разнообразных грибов. Плодовые тела у разных грибов могут быть очень разнообразными.
- А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы – трутовик, дождевик, бокальчики, чага, рогатик.
- А вот это – грибы-карлики.
Они очень-очень маленькие, но очень нужны человеку. С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают молоко, а из плесневых грибков добывают пенициллин – это очень нужное лекарство.
-Посмотрите, какие еще существуют грибы. Они занесены в Красную книгу России, потому что встречаются теперь очень редко.
-Как же питаются грибы? Найдите ответ в учебнике на с. 112
-Грибница всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения (растения на свету производят сахар и крахмал). Им не нужен, как растениям, свет. Они могут расти даже в темноте. Поэтому их нельзя отнести к царству растений, у них нет листьев, стебля, цветов. Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют их разрушению и образованию перегноя.
-Можно ли грибы назвать санитарами леса?
-Как они «лечат» лес?
-Часто в названии гриба можно услышать название дерева. Какие это грибы? (показ муляжей подберёзовика и подосиновика). Почему их так назвали?
-Многие грибы дружат с определёнными видами деревьев и часто селятся под ними. Грибница оплетает корни растений и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы.
Вывод: грибы дружат с растениями и участвуют в круговороте веществ в природе.
Физминутка “Дождь в лесу”
(Релаксация, развитие чувства эмпатии) Дети превращаются в деревья в лесу.
В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый согрелся.(Дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами)
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. (Дети раскачиваются в разные стороны, напрягая мышцы ног)
Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. (Легкими движениями пальцев дети касаются спины стоящего впереди товарища)
Дождик стучит всё сильнее и сильнее. (Дети усиливают движения пальцами)
Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. (Дети проводят ладошками по спинам товарищей)
Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть и бодрость жизни.
Привал – сценки (выступление учеников – загадки, небольшие рассказы о грибах)
Игра «Собери съедобные грибы»
-Не все грибы можно собирать! Недостаточные знания людей приводят к тяжёлым отравлениям, а иногда и смерти. Расскажу случай из жизни: «Маленькая девочка, гуляя в лесу около дачи, нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса у неё началась рвота, обильное слюнотечение, расстройство кишечника». Это было отравление. К счастью, родители быстро вызвали скорую помощь».
-Назовите признаки отравления.
-Что нужно предпринять при отравлении грибами?
-Чтобы не отравиться, нужно соблюдать правила сбора грибов.
Следующий этап – «Фантазёры»
Ребята, а вы знаете, как зовут сказочного человечка, который живет в лесу?
(Лесовичок)
Каждая группа должна придумать наряд для Лесовичка, нарядить одного члена
команды и защитить свой проект. Ребята мастерят костюмы из подручных средств.
«Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.