СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру ."Царство грибов" 2 класс.УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель урока:познакомить детей с царством грибов.В интересной форме дети узнают о строении грибов,научаться распознавать съедобные и несъедобные грибы.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру ."Царство грибов" 2 класс.УМК "Школа России"»



Ход урока:

Орг. Момент. Эмоциональный настрой на урок.

- Добрый день, дорогие друзья! Меня зовут Юлия Дмитриевна. Через несколько минут, мы отправляемся в интересное путешествие, в одно из царств живой природы.

- Но в путешествие мы с вами должны отправиться с хорошим настроением.

Психологический настрой.

На столах у вас лежат сигнальные карточки настроений (солнышко и тучка). 

- Предлагаю вам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Если у вас хорошее настроение, вы выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

- Настроение прекрасное?
Покажите солнце ясное.
Если грусть вас мучит,
Покажите тучу.
Пусть хорошее настроение
Не покинет вас никогда.

- Я вижу, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии. А сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наш урок украсят ваши улыбки, и ничто не омрачит вашего хорошего настроения.

-А куда мы с вами отправимся, вы узнаете, послушав музыку.

Звучит аудиозапись «Звуки леса» и стихотворение «Здравствуй, лес, дремучий лес!»

Здравствуй, лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!



- И так, куда мы отправляемся?

-Верно, мы отправляемся в лес. Как вы догадались?

- А что такое лес?

Лес - это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.

- Лес - это часть живой природы.

- На какие группы можно разделить объекты живой природы?( растения и животные)

- Какое название дали учёные ? (царство растений, царство животных)

- Назовите признаки живых организмов (Питание, движение, дыхание, рост, развитие и размножение) 

- Сегодня к нам на урок пожаловал старичок – лесовичок и пришел он к нам не с пустыми руками.

- Ребята, как вы думаете, какой подарок приготовил вам лесовичок? Отгадайте.

Можно в нем носить цветы

И орехи, и грибы.

Потрудись-ка ты немножко,

Из лозы сплети ... (лукошко)

- Для чего нам лукошко?

- За хорошую работу Лесовичок будет дарить вам подарки.

-Сегодня на уроке мы подробно познакомимся с удивительным царством живых организмов. А каким, вы узнаете отгадав загадку лесовчика:

- А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.

Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (Гриб)

- Правильно, молодцы.

– О чём мы будем говорить на уроке?

– Правильно, сегодня мы будем говорить о царстве грибов!

- Давайте договоримся, когда вы справитесь с заданием, вам будет светить солнышко.

II. Актуализация знаний

- Чтобы совершить путешествие, мы должны, как настоящие путешественники, изучить наш маршрут. Посмотрите на маршрут нашего путешествия.

Маршрут путешествия по сказочному лесу.

  1. Что такое грибы?

  2. ...

  3. Пальчиковая гимнастика.

  4. Сказка «Грибная история» .

  5. Игра «Собери съедобные грибы»

- Наши леса славятся грибами. Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?

-Давайте определим, что такое грибы.

Возьмите карточку №1. Прочитайте.

-Выберите и подчеркните те слова, которые на ваш взгляд соответствуют понятию грибы (индивидуальная работа)

КАРТОЧКА №1.

Растения, живая природа, животные, бактерии, неживая природа, царство


-Какие слова подчеркнули? (живая природа, царство)

-Докажите, что грибы относятся к живой природе (растут, питаются, размножаются, старятся, умирают).

-Почему подчеркнули слово царство? (грибы образуют отдельное царство живой природы)

ВЫВОД: Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это отдельное царство.

-Какую цель поставим перед собой? (уточнить и расширить знания о грибах)

-В лесу растут шляпочные грибы. Они похожи на зонтик. Посмотрите на эти грибы

-Что общего у грибов? Какие части? (Шляпка, ножка)

-Это видимая часть гриба.

-Что находится в земле? (грибница)

- А если мы заглянем под шляпку, то на какие группы мы сможем разделить грибы, в зависимости от строения шляпки (пластинчатые – нижняя часть шляпки состоит из пластинок и трубчатые – похожа на губку).

- А вы знаете, что в лесу мы видим не сами грибы, а только плодовое тело гриба, состоящее из шляпки и ножки, а сам гриб скрыт под землей.

Что у гриба под землей? (грибница)

- Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовые тела. Грибница растёт более 100 лет, а плодовое тело вырастает за 3-7 дней. Ученые насчитали на Земле около 120 тысяч разнообразных грибов. Плодовые тела у разных грибов могут быть очень разнообразными.

- А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы – трутовик, дождевик, бокальчики, чага, рогатик.

- А вот это – грибы-карлики.

Они очень-очень маленькие, но очень нужны человеку. С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают молоко, а из плесневых грибков добывают пенициллин – это очень нужное лекарство.

-Посмотрите, какие еще существуют грибы. Они занесены в Красную книгу России, потому что встречаются теперь очень редко.

-Как же питаются грибы? Найдите ответ в учебнике на с. 112

-Грибница всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения (растения на свету производят сахар и крахмал). Им не нужен, как растениям, свет. Они могут расти даже в темноте. Поэтому их нельзя отнести к царству растений, у них нет листьев, стебля, цветов. Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют их разрушению и образованию перегноя.

-Можно ли грибы назвать санитарами леса?

-Как они «лечат» лес?

-Часто в названии гриба можно услышать название дерева. Какие это грибы? (показ муляжей подберёзовика и подосиновика). Почему их так назвали?

-Многие грибы дружат с определёнными видами деревьев и часто селятся под ними. Грибница оплетает корни растений и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы.

Вывод: грибы дружат с растениями и участвуют в круговороте веществ в природе.

 Физминутка “Дождь в лесу”

(Релаксация, развитие чувства эмпатии) Дети превращаются в деревья в лесу.

В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый согрелся.(Дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами)

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. (Дети раскачиваются в разные стороны, напрягая мышцы ног)

Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. (Легкими движениями пальцев дети касаются спины стоящего впереди товарища)

Дождик стучит всё сильнее и сильнее. (Дети усиливают движения пальцами)

Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. (Дети проводят ладошками по спинам товарищей)

Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть и бодрость жизни.

Привал – сценки (выступление учеников – загадки, небольшие рассказы о грибах)

Игра «Собери съедобные грибы»

-Не все грибы можно собирать! Недостаточные знания людей приводят к тяжёлым отравлениям, а иногда и смерти. Расскажу случай из жизни: «Маленькая девочка, гуляя в лесу около дачи, нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса у неё началась рвота, обильное слюнотечение, расстройство кишечника». Это было отравление. К счастью, родители быстро вызвали скорую помощь».

-Назовите признаки отравления.

-Что нужно предпринять при отравлении грибами?

-Чтобы не отравиться, нужно соблюдать правила сбора грибов.

Следующий этап – «Фантазёры»

Ребята, а вы знаете, как зовут сказочного человечка, который живет в лесу?

(Лесовичок)

Каждая группа должна придумать наряд для Лесовичка, нарядить одного члена

команды и защитить свой проект. Ребята мастерят костюмы из подручных средств.

«Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!