СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру в 1 классе Школа ХХI века. "Февраль - месяц вьюг и метелей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Темаурок февр4»

Тема: «Февраль – месяц метелей и вьюг»

Цель: Сформировать представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе в феврале.

Задачи: 1) Познакомить учащихся с особенностями третьего месяца зимы и с

изменениями, происходящими в природе.

2) Дать представление о метели, вьюге, пурге, оттепели.

3) Развивать эмоциональное восприятие природных явлений.

4) Воспитывать заботливое отношение к животным и птицам.

Планируемые результаты:

1) Предметные: способствовать формированию знаний учащихся об особенностях третьего месяца зимы и изменениях, происходящих в природе, создать условия для формирования УУД;

2) Метапредметные:

Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные – целеполагание, развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.

Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера.

3) Личностные: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.

Оборудование: презентация, звуки метели, видеоролик для детей о феврале, листы для создания книги с названиями страниц, карточки с названиями месяца, карточки для определения следов, с названиями природных явлений, примет, февральский календарь на неделю, картинка с изображением жилищ животных, раскраски, клей, цветне карандаши или фломастеры.





1.Оргмомент.






2. Актуализация знаний.


- Ребята, прослушайте небольшой аудио фрагмент и скажите, что вы слышали.

(Звук метели)

- Что вы слышали?

- Когда происходит это явление?

- Верно, это звуки метели.

- Перечислите зимние месяцы.

- О каком из них говорят: Год кончает, зиму начинает?

- Как говорят о январе? (Году начало – зиме середина.)

ЗВУК МЕТЕЛИ


СЛАЙДЫ 1,2,3


3. Постановка учебной задачи и целей урока.


- О каком месяце мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.

Снег мешками валит с неба.

То бураны, то метели

По ночам мороз силён,

День прибавился заметно.

Что, скажи, за месяц это? (февраль)

- Подумайте, как может называться тема нашего урока?
- Давайте откроем учебник на стр.30 и посмотрим, совпали ли наши предположения с темой, предложенной авторами учебника?

 - Как вы думаете, какой же будет цель нашего урока?

Цель урока: узнать, какие изменения произошли в феврале месяце в неживой и живой природе.























4. Открытие новых знаний


- Предлагаю создать устный журнал «Февраль – месяц метелей и вьюг». Слайд 1. (На доске лист с названием).

- Какие ещё страницы этого журнала вам хотелось бы вам создать?

(На основе ответов детей вывешиваются пустые странички с названиями: Имена февраля, неживая природа, живая природа, приметы февраля, праздники февраля. В ходе работы страницы заполняются.)



обложка для журнала

1А КЛАСС

МАОУ СОШ №279


Журнал



Февраль – месяц метелей и вьюг




Стран Имена февраля


- Февраль – последний месяц зимы. Он самый короткий. Его прозвали коротышка. Есть у него и другие имена.

Работа в парах.

- Поработайте в парах. Возьмите синие карточки, прочитайте, как ещё называли февраль и попробуйте объяснить, откуда у него такое имя.

(Дополнительная информация: «Дотяни до весны» говорили о феврале, потом что скоро станет тепло, зазвенит капель. А еще месяц февраль в народе прозвали «бокогрей». Чуть солнышко припекло, и опять морозы и метели возвратятся. Из-за частых вьюг и метелей называли его «ветродуй» и «вьюговей». В феврале иногда стоит лютый холод. Говорят про него люди - «Лютень». «Межень» - так как февраль разделял зиму и весну. Месяц переменчивый, обманчивый.)

- Заполните названиями первую страницу.





Рубрика «Имена февраля»

1 ст

Страни «Неживая природа»


- Какими словами можно охарактеризовать февраль? Какой он? (Снежный, холодный, вьюжный, суровый, последний, ветреный). Слайд 2.- Давайте, ребята прочитаем рассказ «Февраль-конец зиме» стр.30. УЧЕБНИК

А вы подумайте, о каких ещё явлениях природы в нём говорится. (Чтение текста хорошо читающими детьми).
- О каких же явлениях природы в нём говорится? (Февраль – месяц вьюг и метелей) Слайд 3.

- Как вы думаете, от каких слов произошли слова метель и вьюга? Слайд 4.(Слово метель произошло от слов мести, заметать, засыпать.

Слово вьюга образовалось от слова виться, кружиться.) Слайд 5.

- Ветер может мести снег вдоль дорог или полей, а может поднимать его и завивать в снежные вихри. Сильную метель называют бураном или пургою. Недаром в народе говорят «Январю морозы, февралю метели»
- Ребята, мне кажется, что мы с вами засиделись. Давайте встанем и

Очерк

«ФЕВРАЛЬ – КОНЕЦ ЗИМЕ»


Что такое вьюга, метель 6,7,8.

2 ст

Физминутка.


Мы на лыжах в лес идём,

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер.

Он деревья крутит, вертит

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.



Страница «Живая природЫ


- А сейчас, ребята, мы заглянем в учебник и постараемся найти информацию о том, как животные проводят зиму в феврале в лесу и понаблюдаем за его «жизнью» и жизнью его обитателей.

Слайд 8.

Стр.30-31 текст «».
Чтение по цепочке

- Прочитайте текст, приготовьтесь ответить на вопросы:

Слайд 9.- Какие животные проводят зиму в спячке?

Где зимуют насекомые и ящерицы

Как зимует ёжик?

Зачем заяц путает следы?

У кого в феврале рождаются малыши?
- Как бы не было животным тяжело, всё же февраль - у многих зверей свадебник.

Слайд 10.Волки, рыжие лисицы, зайцы, бобры устраивают свои свадьбы в феврале. А некоторые животные обзаводятся потомством. В феврале родились медвежата. В лесу ещё холодно, а в берлоге тепло, уютно. И мама рядом.
- Рассмотрите рисунок, скажите, каких животных мы ещё можем встретить в лесу? Слайд 11.

- Замела метель все лесные тропы. Снег похож на чистый лист бумаги. Но на нём видны таинственные следы.

- Поработайте в группах и выполните задание на карточках. Определите, чьи это следы и соедините стрелочкой. Слайд 12.


репортаж

Лесные картинки
























КАРТОЧКИ

3ст



























4 СТ

Страница «Приметы февраля


-Веками накопилось много народных примет февраля, по которым можно предугадать будущие лето, осень и зиму, урожай, погоду на ближайшие дни.

Февраль теплый - к холодной весне, а морозный - к благоприятному лету.

В феврале много инея - летом будет много росы и много меда.

Бесснежный февраль грозит летней засухой., НА НЕБЕ МНОЖЕСТВО ЗВЁЗД К МОРОЗУ

Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее будет в марте.

Снегирь зимою поет - на снег, на вьюгу..

- В старину составили даже февральский календарь примет. Давайте посмотрим, на что же нам следует обращать внимание на этой неделе.


Народные приметы февраля

5 ст


4 февраля

Снег, налипающий на деревья, столбы и провода – к повышению температуры воздуха.

Если в этот день в полдень видно солнце, то весна будет ранняя.

5 февраля

Вода поднимается в реке – к морозу.

Если на Агафия ударил мороз, и светит солнце, значит, в августе будет жарко.

6 февраля

Какая погода на Аксинью, такой будет и вся весна.

На небе появились частые звезды – к теплу и снегу, а редкие – к непогоде.

7 февраля

Каков день с утра до полудня, такова, говорят, и первая половина следующей зимы, а с полудня до вечера – другая половина.

Если сорока садится на нижние ветви деревьев – к ветру.

Ветки ели сгибаются вниз – к снегопаду. Если ветки смотрят вверх –

день будет ясным .Будем наблюдать погоду в течении всего месяца и обязательно понаблюдаем и сравним как сбываются приметы февраля. Предлагаю отметить сегодняшнюю погоду 4 февраля








Страница «Праздники февраля»


- Ребята, а какие праздники люди отмечают в феврале? (23 февраля, Масленицу). Слайд 14.

- Что вы знаете о этих праздниках?

- 23 Февраля – праздник, День защитника Отечества. Накануне и в праздничный день 23 февраля принято посещать памятные места, места былых сражений, слушать рассказы ветеранов, чтить память тех, кто сложил свою голову, защищая Отечество.

- Масленица — один из самых веселых праздников. Всю неделю люди устраивают веселые проводы зимы. Эти проводы сопровождаются народными гуляниями, неотъемлемым элементом этих гуляний являются блины. 

- Для создания следующей странички, предлагаю вам поработать с раскрасками и создать яркие открытки и картинки об этих праздниках.



Праздники февраля

6 стр

5. Включение в систему знаний.


- Посмотрите видеоролик, он поможет вам не только повторить то, о чём мы сегодня говорили, но и познакомит с новыми сведениями.

Просмотр видеоролика.

- Что нового вы ещё узнали о феврале? (1 раз в 4 года бывает 29 дней. Такой год называется високосным)

- В честь какого бога февраль получил своё название? (Бог подземного царства – Фебруус).

ПРО ПТИЦ В завершении нашего журнала хочу взять у вас интервью для репортажа о совместном проекте «Помоги зимой птицам» как проводится работа начатая в первый месяц зимы, когда был дан старт проекту.










ВОЗЬМЁМ НА ЗАМЕТКУ









7 СТ



6. Итог урока.


- Ребята, посмотрите на страницы нашего чтения. О чём она может рассказать другим детям? Что в сегодня узнали о феврале, создавая книгу зимы?

- Скажите, а чего не хватает на страницах нашей книги? (Иллюстраций, ребусов, кроссвордов, загадок)


7. Домашнее задание.

По желанию вы можете создать для нашего ЖУРНАЛА иллюстраций, ребусы, кроссворды, загадки, найти стихи о феврале, а для птиц сделать кормушки.





- Ещё в феврале часто бывает и оттепель. Слайд 6.
- Кто знает, что это такое? 
(Это одно из природных явлений, когда после снегопада или мороза температура воздуха повышается на столько, что снег и сосульки начинают таять).
- А как вы думаете, что можно услышать в неживой природе в этот период? (Капель) Слайд 7.
- Да, звонкая капель заладила свою весёлую песню и зовёт красавицу весну. Поэтому иногда этот месяц называют «дотерпи до весны».

- Итак, давайте заполним следующую страницу нашей книги. У меня на столе лежат карточки с природными явлениями, выберите только те, которые вы наблюдали в феврале.

(туман, метель, радуга, сосульки, вьюга, оттепель, град, мороз, снег белый, снег голубоватый, солнце пригревает, солнце не греет)


КАПЕЛЬ



УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ




Просмотр содержимого презентации
«s1686357_1»

месяц метелей и вьюг

месяц метелей и вьюг

месяц метелей и вьюг

месяц метелей и вьюг

дотяни до весны ветродуй вьюговей лютень снежень 1

дотяни до весны

ветродуй

вьюговей

лютень

снежень

1

2

2

Метель

Метель

Вьюга

Вьюга

3

3

4

4

5

5

4 февраля Снег, налипающий на деревья, столбы и провода – к повышению температуры воздуха. Если в этот день в полдень видно солнце, то весна будет ранняя. 5 февраля Вода поднимается в реке – к морозу. Если на Агафия ударил мороз, и светит солнце, значит, в августе будет жарко. 6 февраля Какая погода на Аксинью, такой будет и вся весна. На небе появились частые звезды – к теплу и снегу, а редкие – к непогоде. 7 февраля Каков день с утра до полудня, такова, говорят, и первая половина следующей зимы, а с полудня до вечера – другая половина. Если сорока садится на нижние ветви деревьев – к ветру. Ветки ели сгибаются вниз – к снегопаду. Если ветки смотрят вверх – день будет ясным.

4 февраля

Снег, налипающий на деревья, столбы и провода – к повышению температуры воздуха.

Если в этот день в полдень видно солнце, то весна будет ранняя.

5 февраля

Вода поднимается в реке – к морозу.

Если на Агафия ударил мороз, и светит солнце, значит, в августе будет жарко.

6 февраля

Какая погода на Аксинью, такой будет и вся весна.

На небе появились частые звезды – к теплу и снегу, а редкие – к непогоде.

7 февраля

Каков день с утра до полудня, такова, говорят, и первая половина следующей зимы, а с полудня до вечера – другая половина.

Если сорока садится на нижние ветви деревьев – к ветру.

Ветки ели сгибаются вниз – к снегопаду. Если ветки смотрят вверх – день будет ясным.

5

5

6

6

7

7

Оттепель

Оттепель

Капель

Капель

Просмотр содержимого презентации
«ФЕВРАЛЬ»

месяц метелей и вьюг

месяц метелей и вьюг

месяц метелей и вьюг

месяц метелей и вьюг

дотяни до весны ветродуй вьюговей лютень снежень 1

дотяни до весны

ветродуй

вьюговей

лютень

снежень

1

2

2

Метель

Метель

Вьюга

Вьюга

3

3

4

4

5

5

4 февраля Снег, налипающий на деревья, столбы и провода – к повышению температуры воздуха. Если в этот день в полдень видно солнце, то весна будет ранняя. 5 февраля Вода поднимается в реке – к морозу. Если на Агафия ударил мороз, и светит солнце, значит, в августе будет жарко. 6 февраля Какая погода на Аксинью, такой будет и вся весна. На небе появились частые звезды – к теплу и снегу, а редкие – к непогоде. 7 февраля Каков день с утра до полудня, такова, говорят, и первая половина следующей зимы, а с полудня до вечера – другая половина. Если сорока садится на нижние ветви деревьев – к ветру. Ветки ели сгибаются вниз – к снегопаду. Если ветки смотрят вверх – день будет ясным.

4 февраля

Снег, налипающий на деревья, столбы и провода – к повышению температуры воздуха.

Если в этот день в полдень видно солнце, то весна будет ранняя.

5 февраля

Вода поднимается в реке – к морозу.

Если на Агафия ударил мороз, и светит солнце, значит, в августе будет жарко.

6 февраля

Какая погода на Аксинью, такой будет и вся весна.

На небе появились частые звезды – к теплу и снегу, а редкие – к непогоде.

7 февраля

Каков день с утра до полудня, такова, говорят, и первая половина следующей зимы, а с полудня до вечера – другая половина.

Если сорока садится на нижние ветви деревьев – к ветру.

Ветки ели сгибаются вниз – к снегопаду. Если ветки смотрят вверх – день будет ясным.

5

5

6

6

7

7

Оттепель

Оттепель

Капель

Капель


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!