изменениями, происходящими в природе.
2) Дать представление о метели, вьюге, пурге, оттепели.
3) Развивать эмоциональное восприятие природных явлений.
4) Воспитывать заботливое отношение к животным и птицам.
1) Предметные: способствовать формированию знаний учащихся об особенностях третьего месяца зимы и изменениях, происходящих в природе, создать условия для формирования УУД;
Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные – целеполагание, развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.
Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера.
3) Личностные: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.
1.Оргмомент. | | | |
2. Актуализация знаний. | - Ребята, прослушайте небольшой аудио фрагмент и скажите, что вы слышали. (Звук метели) - Что вы слышали? - Когда происходит это явление? - Верно, это звуки метели. - Перечислите зимние месяцы. - О каком из них говорят: Год кончает, зиму начинает? - Как говорят о январе? (Году начало – зиме середина.) | ЗВУК МЕТЕЛИ СЛАЙДЫ 1,2,3 | |
3. Постановка учебной задачи и целей урока. | - О каком месяце мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку. Снег мешками валит с неба. То бураны, то метели По ночам мороз силён, День прибавился заметно. Что, скажи, за месяц это? (февраль) - Подумайте, как может называться тема нашего урока? - Давайте откроем учебник на стр.30 и посмотрим, совпали ли наши предположения с темой, предложенной авторами учебника? - Как вы думаете, какой же будет цель нашего урока? Цель урока: узнать, какие изменения произошли в феврале месяце в неживой и живой природе. | | |
4. Открытие новых знаний | - Предлагаю создать устный журнал «Февраль – месяц метелей и вьюг». Слайд 1. (На доске лист с названием). - Какие ещё страницы этого журнала вам хотелось бы вам создать? (На основе ответов детей вывешиваются пустые странички с названиями: Имена февраля, неживая природа, живая природа, приметы февраля, праздники февраля. В ходе работы страницы заполняются.) | обложка для журнала 1А КЛАСС МАОУ СОШ №279 Журнал Февраль – месяц метелей и вьюг | |
Стран Имена февраля | - Февраль – последний месяц зимы. Он самый короткий. Его прозвали коротышка. Есть у него и другие имена. Работа в парах. - Поработайте в парах. Возьмите синие карточки, прочитайте, как ещё называли февраль и попробуйте объяснить, откуда у него такое имя. (Дополнительная информация: «Дотяни до весны» говорили о феврале, потом что скоро станет тепло, зазвенит капель. А еще месяц февраль в народе прозвали «бокогрей». Чуть солнышко припекло, и опять морозы и метели возвратятся. Из-за частых вьюг и метелей называли его «ветродуй» и «вьюговей». В феврале иногда стоит лютый холод. Говорят про него люди - «Лютень». «Межень» - так как февраль разделял зиму и весну. Месяц переменчивый, обманчивый.) - Заполните названиями первую страницу. | Рубрика «Имена февраля» | 1 ст |
Страни «Неживая природа» | - Какими словами можно охарактеризовать февраль? Какой он? (Снежный, холодный, вьюжный, суровый, последний, ветреный). Слайд 2.- Давайте, ребята прочитаем рассказ «Февраль-конец зиме» стр.30. УЧЕБНИК А вы подумайте, о каких ещё явлениях природы в нём говорится. (Чтение текста хорошо читающими детьми). - О каких же явлениях природы в нём говорится? (Февраль – месяц вьюг и метелей) Слайд 3. - Как вы думаете, от каких слов произошли слова метель и вьюга? Слайд 4.(Слово метель произошло от слов мести, заметать, засыпать. Слово вьюга образовалось от слова виться, кружиться.) Слайд 5. - Ветер может мести снег вдоль дорог или полей, а может поднимать его и завивать в снежные вихри. Сильную метель называют бураном или пургою. Недаром в народе говорят «Январю морозы, февралю метели» - Ребята, мне кажется, что мы с вами засиделись. Давайте встанем и | Очерк «ФЕВРАЛЬ – КОНЕЦ ЗИМЕ» Что такое вьюга, метель 6,7,8. | 2 ст |
Физминутка. | Мы на лыжах в лес идём, Мы взбираемся на холм. Палки нам идти помогут, Будет нам легка дорога. Вдруг поднялся сильный ветер. Он деревья крутит, вертит И среди ветвей шумит. Снег летит, летит, летит. А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. | | |
Страница «Живая природЫ | - А сейчас, ребята, мы заглянем в учебник и постараемся найти информацию о том, как животные проводят зиму в феврале в лесу и понаблюдаем за его «жизнью» и жизнью его обитателей. Слайд 8. Стр.30-31 текст «». Чтение по цепочке - Прочитайте текст, приготовьтесь ответить на вопросы: Слайд 9.- Какие животные проводят зиму в спячке? Где зимуют насекомые и ящерицы Как зимует ёжик? Зачем заяц путает следы? У кого в феврале рождаются малыши? - Как бы не было животным тяжело, всё же февраль - у многих зверей свадебник. Слайд 10.Волки, рыжие лисицы, зайцы, бобры устраивают свои свадьбы в феврале. А некоторые животные обзаводятся потомством. В феврале родились медвежата. В лесу ещё холодно, а в берлоге тепло, уютно. И мама рядом. - Рассмотрите рисунок, скажите, каких животных мы ещё можем встретить в лесу? Слайд 11. - Замела метель все лесные тропы. Снег похож на чистый лист бумаги. Но на нём видны таинственные следы. - Поработайте в группах и выполните задание на карточках. Определите, чьи это следы и соедините стрелочкой. Слайд 12. | репортаж Лесные картинки КАРТОЧКИ | 3ст 4 СТ |
Страница «Приметы февраля | -Веками накопилось много народных примет февраля, по которым можно предугадать будущие лето, осень и зиму, урожай, погоду на ближайшие дни. Февраль теплый - к холодной весне, а морозный - к благоприятному лету. В феврале много инея - летом будет много росы и много меда. Бесснежный февраль грозит летней засухой., НА НЕБЕ МНОЖЕСТВО ЗВЁЗД К МОРОЗУ Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее будет в марте. Снегирь зимою поет - на снег, на вьюгу.. - В старину составили даже февральский календарь примет. Давайте посмотрим, на что же нам следует обращать внимание на этой неделе. | Народные приметы февраля | 5 ст |
| 4 февраля | Снег, налипающий на деревья, столбы и провода – к повышению температуры воздуха. Если в этот день в полдень видно солнце, то весна будет ранняя. | 5 февраля | Вода поднимается в реке – к морозу. Если на Агафия ударил мороз, и светит солнце, значит, в августе будет жарко. | 6 февраля | Какая погода на Аксинью, такой будет и вся весна. На небе появились частые звезды – к теплу и снегу, а редкие – к непогоде. | 7 февраля | Каков день с утра до полудня, такова, говорят, и первая половина следующей зимы, а с полудня до вечера – другая половина. Если сорока садится на нижние ветви деревьев – к ветру. | Ветки ели сгибаются вниз – к снегопаду. Если ветки смотрят вверх – день будет ясным .Будем наблюдать погоду в течении всего месяца и обязательно понаблюдаем и сравним как сбываются приметы февраля. Предлагаю отметить сегодняшнюю погоду 4 февраля | | | | | | | |
Страница «Праздники февраля» | - Ребята, а какие праздники люди отмечают в феврале? (23 февраля, Масленицу). Слайд 14. - Что вы знаете о этих праздниках? - 23 Февраля – праздник, День защитника Отечества. Накануне и в праздничный день 23 февраля принято посещать памятные места, места былых сражений, слушать рассказы ветеранов, чтить память тех, кто сложил свою голову, защищая Отечество. - Масленица — один из самых веселых праздников. Всю неделю люди устраивают веселые проводы зимы. Эти проводы сопровождаются народными гуляниями, неотъемлемым элементом этих гуляний являются блины. - Для создания следующей странички, предлагаю вам поработать с раскрасками и создать яркие открытки и картинки об этих праздниках. | Праздники февраля | 6 стр |
5. Включение в систему знаний. | - Посмотрите видеоролик, он поможет вам не только повторить то, о чём мы сегодня говорили, но и познакомит с новыми сведениями. Просмотр видеоролика. - Что нового вы ещё узнали о феврале? (1 раз в 4 года бывает 29 дней. Такой год называется високосным) - В честь какого бога февраль получил своё название? (Бог подземного царства – Фебруус). ПРО ПТИЦ В завершении нашего журнала хочу взять у вас интервью для репортажа о совместном проекте «Помоги зимой птицам» как проводится работа начатая в первый месяц зимы, когда был дан старт проекту. | ВОЗЬМЁМ НА ЗАМЕТКУ | 7 СТ |
6. Итог урока. | - Ребята, посмотрите на страницы нашего чтения. О чём она может рассказать другим детям? Что в сегодня узнали о феврале, создавая книгу зимы? - Скажите, а чего не хватает на страницах нашей книги? (Иллюстраций, ребусов, кроссвордов, загадок) 7. Домашнее задание. По желанию вы можете создать для нашего ЖУРНАЛА иллюстраций, ребусы, кроссворды, загадки, найти стихи о феврале, а для птиц сделать кормушки. | | |
| - Ещё в феврале часто бывает и оттепель. Слайд 6. - Кто знает, что это такое? (Это одно из природных явлений, когда после снегопада или мороза температура воздуха повышается на столько, что снег и сосульки начинают таять). - А как вы думаете, что можно услышать в неживой природе в этот период? (Капель) Слайд 7. - Да, звонкая капель заладила свою весёлую песню и зовёт красавицу весну. Поэтому иногда этот месяц называют «дотерпи до весны». - Итак, давайте заполним следующую страницу нашей книги. У меня на столе лежат карточки с природными явлениями, выберите только те, которые вы наблюдали в феврале. (туман, метель, радуга, сосульки, вьюга, оттепель, град, мороз, снег белый, снег голубоватый, солнце пригревает, солнце не греет) | КАПЕЛЬ | |
| УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ | | |