СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру в 3 классе "Природа и наша безопасность " с использованием инновационных технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием инновационных технологий (ИКТ, кейс - технологии, элементов технологии развития критического мышления и технологии решения изобретательских задач)

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру в 3 классе "Природа и наша безопасность " с использованием инновационных технологий»

Тема Природа и наша безопасность


Цель: формировать представления обучающихся о возможности отрицательного

влияния природных объектов на жизнь человека. Научить обучающихся

правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы,

избегать опасности при встречах и общении с животными.

Развивать связную речь, критическое мышление, память, внимание,

познавательную активность обучающихся, умение рассуждать, работать в парах

и группах, обобщать, делать выводы.

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к природным

богатствам.



Планируемые результаты:

Предметные: формировать понятия «опасности в неживой и живой природе»; формировать представления о возможности отрицательного влияния природных объектов на жизнь человека; расширять представления о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными.


Личностные: оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.



Оборудование: рисунки с изображением муравья Вопросика, мудрой Черепахи, змеи,

собаки, кошки, природных явлений; плакат «Съедобные и ядовитые

грибы»; индивидуальные карточки «Да - нет»; кейсы с заданиями;

рюкзак; ноутбук; телевизор.


Тип урока: комбинированный урок, урок с использованием инновационных

технологий (ИКТ, кейс-технологии, элементов технологии развития

критического мышления и технологии решения изобретательских задач)


Ход урока


І. Организация класса СЛАЙД 1-2

- Ребята, сегодня на уроке будем с вами работать под девизом

«Внимательно слушай -

и всё услышишь!

Внимательно смотри -

и всё увидишь!

Думай –

и всё поймешь!»

- Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка, помощь, потому что разговор наш затронет очень серьезную тему для всех нас.

Прогнозирование – Каким вы хотите видеть наш урок? (Творческим, интересным, познавательным.)


ІІ. Актуализация знаний

1. Упражнение «Синоптик» СЛАЙД 3

- Ребята, откройте свои календари наблюдений за погодой и отметьте её показатели. Прокоментирует состояние погоды наш синоптик (дежурный ученик).


2. Фронтальный опрос. Составление кластера. СЛАЙД 4

- Как называется раздел, который вы изучаете? (Наша безопасность).

- Какие опасные места мы «посетили» с вами на прошлом уроке? (Строительную площадку, трансформаторную будку, лифт, балкон, подоконник, пустырь, парк и лес).

Стройплощадка

Балкон

Подоконник


Опасные места

Лифт

Трансформаторная будка



Пустырь, парк, лес

Места, покрытые льдом





3. Повторение формулы безопасности СЛАЙД 5

- Давайте повторим формулу безопасности.


Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – всё избежать,

А где надо – на помощь позвать!


- Как вы думаете, можем ли мы как – то предупредить наших близких, друзей, знакомых об опасностях? (Рассказать о правилах, нарисовать правила).

ІІІ. Проверка домашнего задания

1. Приём «Да - нетка»

- Вспомните правила безопасного поведения в опасных местах. Возьмите каждый карточку «Да-нет» и заполните таблицу.

- Я называю вам утверждение, а вы в таблице ставьте соответствующую отметку. Каждый ученик получит за это оценку.

1) На балконе можно свешиваться через перила, сидеть на перилах, устраивать разные подвижные игры. (Нет)

2) Если открыто окно, не вставай, не садись и не ложись на подоконник, не высовывайся из окна. (Да)

3) Прыгай и играй в кабине лифта. (Нет)

4) Не играй на строительной площадке. (Да)

5) Не заглядывай в трансформаторную будку, держись от неё подальше. (Да)

2. Подведение итога проверки домашнего задания

IV. Самоопределение к деятельности

1. Просмотр видео

(Обучающиеся смотрят видео)

- На какие вопросы, ребата, вы должны дать ответы на нашем уроке? (Как вести себя во время грозы? Как уберечься от удара молнии? Как избежать отравления растениями и грибами? Как избежать укуса змеи? и т.д.)

- Сформулируйте цель нашего урока. (Вспомнить, какие опасности может нести человеку неживая и живая природа. Выучить правила безопасного поведения в природе ).

2. Физкультминутка СЛАЙД 6

Гриб

Меж еловых мягких лап

Дождик кап, кап, кап! (Щелчки пальцами.)

Где сучок давно засох, (Потереть ладошки.)

Серый мох, мох, мох. (Положить на стол ладошки и перебирать пальцами.)

Где листок к листку прилип, (Поднять руки вверх, хлопая в ладошки.)

Вырос гриб, гриб, гриб. (С поворотами кистей (то одна сверху, то другая сверху) руки вверх в «замок».)

Кто нашел его, друзья? (Руки вниз и на пояс.)

Это я! я! я! (Повороты туловища вправо-влево.)


V. Открытие новых знаний

1. Работа в группах с кейсами СЛАЙД 7

Муравьишка – Вопросик подготовил каждой группе интересные задания-кейсы. (На доске 3 кейса с заданиями. Группы выполняют задания одновременно).

I группа – КЕЙС №1

Прочитайте статью учебника на стр. 25 «Как вести себя во время грозы» и вставьте пропущенные слова в предложения.

1) Нельзя прятаться во время грозы под … (высокие отдельностоящие деревья).

2) (Нельзя)… купаться во время грозы.

3) Во время грозы нельзя находиться возле … (металлических предметов) и прикрываться ими от дождя.

4) Заметив приближение грозы, поскорее покиньте … (открытое место).

IІ группа – КЕЙС №2

Прочитайте статью учебника на стр. 26-27 «Опасные растения и грибы».

Расскажите, какую опасность они представляют?

IІІ группа – КЕЙС №3

Прочитайте статью учебника на стр. 28-29 «Животные и наша безопасность» и вставьте пропущенные слова в предложения.

1) Чтобы избежать укуса змеи в лесу, веди себя … (осторожно).

2) Если же всё-таки змея укусила, нужно немедленно … (обратиться в больницу).

3) После игры с кошкой или собакой надо обязательно … (помыть руки).

4) Нельзя убегать от … (собаки).

2. Выступления групп

(Группы представляют свою работу, учитель дополняет выступления ребят показом слайдов, в конце выступления представителей от групп учитель задает вопрос – Все члены группы согласны с выведенными правилами, что еще хотели добавить?).


  • Дополнение учителя к выступлению I группы обучающихся

СЛАЙД 8

1) Гроза́ — атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Гром - это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния - это огромная электрическая искра. От удара молнии вспыхивают здания и деревья.

2) Приём «Хорошо - плохо»

- Ребята, давайте продолжим предложения.

Гроза – это хорошо … (красивое и величественное явление природы и т.д.).

Гроза – это плохо … (несёт удары молний, может испугать человека, может убить человека или животное и т.д.)


  • Выступления обучающихся ІІ группы

Ученик 1 СЛАЙД 9

Ландыш. Всем известен нежный весенний цветок – ландыш, но не все знают, что всё это растение, включая и его плоды – круглые красно-оранжевые ягоды, ядовиты. После опыления вместо цветков появляются зеленые, а затем ярко-красные ягоды-шарики. Они ядовиты. Животные, наевшись их, погибают. У человека при отравлении ландышем появляется тошнота, головокружение, судороги. Сразу надо вызвать рвоту и промыть желудок.


Ученик 2 СЛАЙД 10

Вороний глаз. Это лесное растение – вороний глаз. Назван он так потому, что его чёрная ягода напоминает глаз вороны. Его легко узнать по четырем крупным листьям, расположенным друг против друга, и единственной ягоды сизовато-чёрного цвета. Это растение ядовито. Никогда не берите его ягоду в рот!



Ученик 3 СЛАЙД 11

Волчье лыко. Волчье лыко – маленький лесной кустарник. Цветёт он ранней весной, а летом созревают его плоды. Красивые душистые цветки и красные ягоды очень привлекательны. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом. Даже животные обходят его стороной.



Ученик 4 СЛАЙД 12

Дурман. Это растение называется «дурман». Оно растёт на пустырях, свалках, в оврагах. Высокое (до 1м). Крупные белые цветки плоды с семенами привлекают внимание. Оно очень ядовитое, причём ядовиты все его части, поэтому к нему нельзя даже прикасаться.



Ученик 5 СЛАЙД 13

Белена. Это растение можно встретить там же, где растет и дурман. Оно тоже ядовито. Цветки белены напоминают кувшинчики. В них может находиться до пяти сотен семян. Вот они и приводят к беде. Дети находят эти кувшинчики, срывают их и высыпают на ладонь как горсть маковых зерен. Если их взять в рот и сжевать, то отравиться можно насмерть. Тот, кто съест это растение, сначала станет буйным, а затем у него появится сильная головная боль, дыхание будет затруднено, сердце начнет биться очень часто. Иногда тело становится неуправляемым – наступает обездвижение.



Ученик 6 СЛАЙД 14

Ядовитые грибы. Не все грибы - наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступает отравление, а иногда и смерть.Знать все ядовитые растения и грибы невозможно, поэтому нам следует соблюдать правила безопасности.



  • Дополнение учителя к выступлению IІІ группы обучающихся

СЛАЙД 15-16

Ты, змею не обижай.

И, увидев, палку не хватай,

Не маши руками, не кричи —

Просто отойди и помолчи...


Хоть опасны змеи, но нужны:

Чистоту беречь они должны;

Санитарам леса и воды

Ты не делай зла или беды...


3. Физкультминутка (под ритмическую музыку)


IV. Закрепление изученного материала

1. Приём «Жокей и лошадь». Работа в парах. СЛАЙД 17

(Класс делится на 2 группы Жокеи и Лошади. Каждый получает карточку с заданием. Жокей, передвигаясь по классу, должен найти свою Лошадь.)


СЛАЙД 18

«Жокеи»

«Лошади»

Гроза - это

красивое и величественное явление природы.

Отключай мобильный телефон

во время грозы и молнии.

Ландыш, белена, волчье лыко -

это опасные растения.

Никогда не собирайте

ядовитые грибы.

Гадюку обыкновенную можно узнать по

зигзагообразной полосе на спине.

Нельзя гладить

незнакомых кошек и собак.

Отправляясь на прогулку в лес, нужно надеть

длинные брюки и рубашку с длинными рукавами.



V. Итог урока

- Что нового выузнали на уроке?

- Подводя итог урока, ответьте на мои вопросы.

Приём «Ложная альтернатива»

- Если гроза застала тебя на открытом месте, то, где лучше спрятаться под мокрым деревом или в какой-нибудь сухой яме? (В сухой яме.)

- Если вы нашли грибы, то лучше сорвать бледную поганку или красный мухомор?

(Эти грибы ядовитые. Их собирать нельзя.)

- Если тебя укусила собака, то нужно ответить ей тем же или погладить её? (Обратиться в больницу.)

- Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили правила безопасного поведения в природе.


VI. Рефлексия

Приём «Рюкзак» СЛАЙД 19

- Ребята, все интересные задания мудрой Черепахи и муравья Вопросика, которые вы выполняли на уроке, я принесла в рюкзаке. Это рюкзак знаний. Мы их выполнили. Оцените самостоятельно свою работу на уроке, положив смайлик в рюкзак. Каждый должен сказать, что он кладёт в этот рюкзак (приобретенные знания и умения по данной теме).

Я:

  • узнал

  • запомнил

  • научился

  • повторил

VI. Домашнее задание СЛАЙД 20

Стр. 25–30. Отвечать на вопросы «Проверь себя».

Придумать и нарисовать условные знаки к правилам безопасности в природе.


СЛАЙД 20
































11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!