СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок окружающего мира по теме "Жизнь древних славян"

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа России"»

Класс: 4 «Б»

Учитель: Дементьева Н. Г.

Предмет: окружающий мир

Тема: Жизнь древних славян

Цель: сформировать представление о жизни древних славян.

Задачи:

1)изучить, обобщить и систематизировать информацию о жизни древних славян;

2)составить рассказ о жизни древних славян.

Планируемые результаты: уметь извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в материалах учебника; формулировать собственные мысли; формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; оценивать собственную учебную деятельность.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, дополнительный материал по данной теме, физическая карта Евразии.

Ход урока

I. Мотивация познавательной деятельности.

Чтоб историю узнать
Книги надо нам читать.

- Начинаем урок окружающего мира. Ждут нас исследования и открытия.

II. Актуализация знаний

- Мы закончили изучение раздела «Страницы всемирной истории». Давайте вспомним, что нового и интересного вы узнали.

Блицопрос:

- Назовите самую короткую эпоху истории (Новейшее время).

- Как изменилась устройство государственной жизни во многих странах? (Власть стала выборной).

- Каких успехов достигли учёные? (Открыли мир частиц).

- Кто был первым космонавтом? (Ю.А. Гагарин).

- Когда он отправился в полёт? (12 апреля 1961 года).

- Чем ещё запомнился 20 век? (Двумя Мировыми войнами).

- Какое самое разрушительное оружие в истории человечества было изобретено? (Атомное).

- Какую организацию создали страны для сохранения мира на Земле? (Организацию Объединённых Наций).

III. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие в глубь времён.

Учитель читает стихотворение:

О, Русь моя, тебе хвала,

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала!

Н. Кончаловская



- Прочитайте тему урока.

- Что бы вы хотели узнать о своих предках? (Кто был нашими предками? Какими они были? Где жили? Как жили? Чем занимались?)

- Какие задачи поставите перед собой?(Найти информацию о том, как жили наши предки)

IV. Открытие нового знания

Работа в группах

- Сегодня мы будем исследователями. Кто такие исследователи? Чем они занимаются? (Исследуют, выясняют, изучают)

- Для проведения исследования мы разделимся на группы.

- Первая группа собирает информацию о том, кто такие наши предки, какими они были, где жили.(В помощь дети получают вопросный план)

- Вторая группа найдет информацию о том, как жили наши предки.(Вопросный план)

- Третья группа найдет ответ на вопрос, чем занимались наши предки.(Вопросный план)

- В качестве источников информации используйте учебник, энциклопедию. Подготовить рассказ вам помогут вопросные планы. Используйте помощь учителя как консультанта.

Вопросный план для 1 группы

Кто такие наши предки? Какими они были? Где жили?

  1. Кто такие наши предки?

  2. Какими были славяне?

  3. По берегам каких рек селились древние славяне?(Обратитесь к карте в учебнике с. 35)

  4. Почему древние славяне селились около рек, лесов?

Вопросный план для 2 группы

Как жили наши предки?

  1. Где выбирали места для поселений?

  2. В каких жилищах они жили?

  3. Из чего состояло убранство дома?

  4. Как топили избы?

  5. Какая у них была посуда?

  6. Какую одежду носили славяне?

  7. В кого верили древние славяне?

Вопросный план для 3 группы

Чем занимались древние славяне?

  1. Чем занимались мужчины?

  2. Чем занимались женщины?

Представление результатов работы групп.

Работа в рабочих тетрадях.

Зад. №1

- Вдоль каких рек шло расселение древних славян? Подпишите названия рек на контурной карте.

Зад. №2 (выполняется в парах)

- Назовите верные утверждения о жизни древних славян.

- Какое утверждение неверное? Почему?

Просмотр презентации. (Используется электронное приложение к учебнику по данной теме)

V. Первичное закрепление.

Викторина

  1. В какой части Европы было поселение славян? (В Восточной Европе)

  2. Какие национальности позднее произошли от восточных славян?(Русские, украинцы, белорусы)

  3. Как жили славяне?(Племенами)

  4. Почему славяне были крепкими и выносливыми?(Много работали, всегда были готовы дать отпор врагам)

  5. Чем занимались мужчины?(Охотой, рыболовством)

  6. Чем занимались женщины?(Готовили пищу, разводили огороды, ткали, пряли, шили, готовили лекарства из трав)

  7. Почему славяне жили племенами?(Заниматься земледелием, охотиться, защищать свои земли легче было сообща)

  8. Как древние славяне выбирали место для жилья?(Безопасное, вблизи рек, на холме)

  9. Из чего шили одежду древние славяне?(Из льна и шерсти)

  10. Назовите главного бога славян.(Перун – бог грома и молнии)

  11. В кого они верили?(В домового, лешего, водяного, русалку)

  12. Почему верования славян были так тесно связаны с природой?(Их жизнь зависела от природы)

VI. Рефлексия.

- Получили ли вы ответы на вопросы, которые волновали вас в начале урока?

- Продолжите одну из фраз:

«Сегодня я узнал ….»

«Сегодня я научился …»

«Мне было интересно …»

«Мне было трудно ….»

VII. Подведение итогов урока.

- Обратимся к выводу на с. 39 учебника.

- Молодцы, вы отлично поработали сегодня.

- Кого вы назовете самыми активными исследователями?

- Самые активные исследователи, а также выступающие из каждой группы получают пятерки.

VIII. Домашнее задание.

С. 34-39, подготовить рассказ о жизни древних славян, в тетради выполнить задания №1, №3, №4.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!