СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру. "Земля-кормилица".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок окружающего мира в 4 классе. Дети проводят опыты , чтобы определить свойства почвы.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру. "Земля-кормилица".»


Урок окружающего мира по теме: Земля – кормилица

УМК «Школа России» 4 класс

Учитель: Волкова С.Г.

Цели
деятельности
учителя

создать условия для ознакомления учащихся с различными видами почв и их составом; обоснования необходимости и раскрытия способов охраны почв; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

построение системы знаний (общеметодологической направленности)

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная, в парах

Оборудование

Ноутбук, экран, проектор; интерактивная система опроса; схема «Типы почв»; схема «Состав почвы»




















организационная структура урока

  1. Организационный момент (слайд 1)


Учитель: Вам тепло?
В классе светло?
Прозвенел уже звонок?
Значит, начался урок?
Хотите учиться?
Тогда можно садиться? (слайд 2)

Прочитайте, что написано на доске. (Здравствуйте) А сейчас на каждую букву этого слова произнесём пожелания всем

З –здоровья

Д – добра

Р – радости

А – активности

В – внимания С - старания Т - творчества В – везения

У – уважения

Й – идей

Т – труда

Е - единства

- Ребята, вы готовы к уроку?

- А что значит быть готовым к уроку?

- Прочитайте, под каким девизом мы будем сегодня работать.

(слайд 3 )

(У нас сегодня всё получится.)

  1. Актуализация знаний.

Учитель:

- Сейчас мы проверим, хорошо ли вы подготовились к работе. Проверка домашнего задания. (слайд 4). Индифидуальные задания.

  1. Самоопределение к деятельности.

Где добывают полезные ископаемые? ( в земле) Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу (земля).

Учитель:

- Послушайте текст и ответьте на вопрос как называют землю?

«Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – получишь много. Эта волшебная кладовая у нас под ногами. Да только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, сеют, удобряют. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.»

   - Как называют землю?

   - Почему землю называют кормилицей?
Какая тема нашего урока?

- Давайте мы составим план дальнейшей работы.

План работы на уроке

- Вспомните, как называется верхний слой земли.

Учащиеся:  Верхний слой земли называется почвой.

Учитель:

- Прежде всего, надо дать научное определение почвы. Каким будет первый пункт плана?

Учащиеся:  Что такое почва?

Учитель

- Что ещё хотели бы узнать о почве?

- Какой состав имеет почва?

- Каким будет второй пункт плана?

Учащиеся:  Состав почвы.

Учитель:

- Как вы думаете, везде ли почвы одинаковые?

Учащиеся:  Почвы разные.

Учитель

- С чем же познакомимся?

Учащиеся:  С видами почв. И третий пункт плана будет. Виды почв.

Учитель:

- Знаете ли вы, зачем человеку почва и как он её использует?

- Зачем человеку нужны знания о почве? Нужно ли охранять почву?

- Предлагаю четвертый пункт плана. Охрана почвы.

Сегодня на уроке мы получим ответы на эти вопросы.

- Прочитаем составленный нами план.

1-й опыт: Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки).

- О чем это говорит? (В почве есть воздух)

Вывод: в состав почвы входит воздух. (Вывешивается табличка со словом воздух в схему).

2-й опыт: - Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно).

Вывод: в почве есть вода. (Вывешивается табличка со словом вода в схему).

3-й опыт: - сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? (Вода стала мутной). Что вы видите на дне стакана? (Ответы детей).

Вывод: в составе почвы есть песок и глина. (Вывешивается табличка со словами песок, глина в схему).

4-й опыт: - Следующий опыт буду проделывать я, а вы будете наблюдать. Беру немного почвы и нагреваю ее немного. Что вы видите и чувствуете? (Ответ детей). Неприятный запах, появляется дымок, как вы думаете, почему это происходит?(Ответы детей: горят остатки листьев). Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод?

Вывод: в составе почвы есть перегонной – гумус. (Вывешивается табличка со словом гумус в схему).

5-й опыт: - Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что видите? (Вода испарилась, и появился осадок белый). На стекле образовался белый налет. Что это такое? Это соли – питательные вещества, необходимые растениям.

Вывод: в почве есть соли. (Вывешивается табличка со словом соли в схему).

Посмотрим на схему и прочитаем, из чего же состоит почва?(Ответ учащихся). Какая же часть почвы придает ей плодородие, т.е. условия для жизни растений? (Гумус).

Какого он цвета?  (Чёрный)

Вывод: ПОЧВА – это верхний рыхлый, плодородный слой земли, в состав которого входят ВОЗДУХ, ВОДА, СОЛИ, ГУМУС.

- В почве имеется всё ценное для роста растений: воздух – для дыхания; вода и соли – для питания; песок, чтобы почва была рыхлой; а самое главное, что в почве есть перегной.

- Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?

Учащиеся: От количества перегноя.

Физкультминутка (релаксация)

Следующий пункт нашего плана.

Виды почв.

Учитель:

- В природе существует большое число типов почв.

От чего это зависит?

Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Изучением почв занимаются учёные – почвоведы.

- Науку о почвах – почвоведение, создал русский учёный - почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад он доказал, что каждой природной зоне соответствует свой тип почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. А теперь давайте познакомимся с разными типами почв.

- В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные – почвоведы различают 6 основных видов почв. Рассмотрим разрезы основных типов почв с.160

• Почему так по-разному выглядят эти образцы почв?

• От чего это зависит? .

• Какая почва самая плодородная ? (чернозём) Почему?


Тундровые — маломощные, содержат мало гумуса, переувлажнены, содержат мало кислорода. Распространены на севере.

Подзолистые почвы серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем чернозёмы. Но люди научились получать хорошие урожаи за счет хорошей обработки почвы и внесению необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.

Серые лесные почвы формируются под лиственными лесами и достаточно плодородны. Большой растительный спад и менее интенсивное промывание в этой природной зоне способствует накоплению гумуса.

Чернозём – одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Чернозёмная почва рыхлая, тёмная в ней достаточно влаги и воздуха. На чернозёмных почвах выращивают высокие урожаи. Чернозёмные почвы преобладают в зоне степей. Во время Великой Отечественной войны немцы увозили русский чернозём в Германию, т.к. там почва не такая плодородная.

Болотная почва формируется в условиях длительного или постоянного увлажнения под влаголюбивой болотной растительностью. Обычно формируется в лесной зоне умеренных поясов. Содержит толстый слой торфа.

Луговая почва формируется под луговой растительностью в условиях повышенного увлажнения. В ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дёрна, который образован корнями.

Песчаная почва хорошо пропускает воду, хорошо прогревается солнцем, но быстро высыхает, засушлива, в ней тоже мало перегноя.

Глинистая почва весной сильно пропитывается водой, которая иногда даже застаивается на её поверхности. Эти почвы плохо прогреваются солнцем, в них мало воздуха, мало перегноя. А в сухое время она слишком твёрдая и плотная, её трудно обрабатывать.

Торфяная - подтип болотных почв. Торфяные почвы формируются в условиях застойного увлажнения атмосферными или грунтовыми водами. Торфяные почвы - верхняя часть торфяных залежей болот. Торфяные почвы распространены в холодном и умеренном поясах Северного полушария.

Найдите ответы на вопросы:

1. Какие почвы самые плодородные?

2. Самые распространённые?

- Какие почвы распространены в нашей стране.

(Подзолистая)

- Ребята, как вы думаете, нужно ли почву охранять? Для чего?

с.162 первый абзац прочитать

Как это сделать?

Охрана почвы

Прочитать с.162-163

Составление памятки «Охрана почвы»

Рефлексия

- Сегодня на уроке было интересно...

- Для меня было открытием...

- Свой опыт я могу применить...

- Ещё в старину наши предки называли нашу землю кормилицей. Её брали с собой в дальние страны как оберег. Слагали о ней стихи и песни. Так давайте и мы будем любить, ценить и беречь нашу кормилицу!

- Великий русский учёный В.В. Докучаев говорил, что земля дороже жемчуга и золота. Без золота люди прожить смогут, а без земли...?

- А закончим наш урок поэтическими строками (хором с экрана).

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Домашнее задание:

• учебник стр. 161 задание 1(индивидуально),

задание 2 (1 группа),

задание 3 (2 группа);

• подобрать песни, стихи, пословицы о земле-кормилице.







Приложение

Тест «Земля-кормилица» (почвы)

  1. Характерными почвами нашего края являются...
    а) черноземы;
    б) подзолистые почвы;
    в) тундровые почвы;
    г) серые лесные почвы.

  2. Черноземные почвы преобладают...
    а) в тундре;
    б) в лесной зоне;
    в) в степях;
    г) в пустынях.

  3. Плодородие почвы зависит от количества...
    а) песка;
    б) перегноя;
    в) глины;
    г) солей.

  4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...
    а) вода;
    б) воздух;
    в) камни;
    г) соли.

  5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...
    а) песок;
    б) глина;
    в) перегной;
    г) ил.

  6. В состав почвы входят...
    а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
    б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
    в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

  7. Для защиты почвы на полях необходимо...
    а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
    б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
    в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

  8. Один сантиметр почвы в природе образуется за...
    а) 100-150 лет;
    б) 5-10 лет;
    в) 250-300 лет;
    г) 1-2 года.

Загадки о земле.
Солнышко-вёдрышко красной девицей по небу ходит, с неё глаз не сводит.
Меня бьют, колотят, ворочают и режут; я всё терплю и всем добром плачу (старинная загадка Псковской губернии)
По чему человек ходит, а черепаха ползает?
Не человек – а пьёт, не стряпуха – а накормит.
Она, что тарелка, что положишь, то и возьмёшь.
Всех и вскормит и вспоит, и угодьем наделит.
Дождь льёт, она пьёт, всё зеленеет да растёт.
Матушкин терем не поднимешь.
Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Скажите, дети.
Ответ: Земля-Кормилица
Пословицы.
Земля кормит людей, как мать детей.
Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей.
Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку вся земля.
Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!
Всякому человеку – и доброму, и худому – земля даст приют.
Добра мать до своих детей, а земля – до своих людей.
Меня бьют, колотят, режут, ворочают; я всё терплю и всем добром плачу.
Земля – кормилица, а и та есть просит.
Нет плохой земли, есть плохие хозяева
Труженику земля – мать родная.
Земелька чёрненька – а белый хлеб родит.
Держись за землю, трава обманет.
Крестьянин без земли, что дерево без корня.
В землю не положишь – и с земли не возьмёшь.
Без хозяина земля – круглая сирота.
Земля заботу любит.
Без назема-батюшки не жди хлеба от земли-матушки.
Загадки о растениях:
Бьют меня палками, трут меня камнями,
Жгут меня огнем, режут меня ножом.
А за то меня так губят, что все меня любят.
(Хлеб)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стволе золотом.
(Колос)
Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.
(Подсолнух)
Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь.
(Репа)
Шли двое, остановились, один другого спрашивает:
– Это черная?
– Нет, это красная.
– А почему она белая?
– Потому что зеленая.
О чем они вели разговор?
(Красная смородина)
Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.
(Арбуз)
Сижу на дереве,
Кругла, как шар,
Вкусна, как мед,
Красна, как кровь.
(Вишня)
Стоит дуб, полон круп,
Пятачком покрыт.
(Мак)
Стоит старик над водой,
Трясет бородой.
(Тростник)
Без окон, без дверей,
Полна горница людей.
(Огурец)
Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине – сладко.
(Слива)
Пословицы, поговорки о растениях.
Растенье — земли украшенье.
Зелёный наряд радует взгляд.
Рощи да леса — всему краю краса.
Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.
Больше леса — больше снега, больше снега — больше хлеба.
Зелёная ограда — живая отрада.
Дорого дерево не только плодами, но и листами.
Сломать дерево — секунда, а вырастить — года.
Срубили деревья — прощай птицы.
Срубленное дерево вновь не вырастет.
Сажай лес в поле — будет хлеба боле.
Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт.
В сосновом лесу — молиться, в берёзовом — веселиться.
Весенняя черемша уносит семь болезней, осенняя черемша изгоняет семь болезней.
Морковь прибавляет кровь.
Чеснок да лук от семи недуг.
Лук и капуста болезнь не пустят.
Кто ест хрен и редьку, болеет редко.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!