Тема: звуки и краски весны
Цели: учить связно и последовательно рассказывать о наблюдаемых явлениях; правильно строить предложения; раскрывать тему предстоящего сочинения; обогащать словарный запас учащихся; повторять правописание трудных слов; закончить работу над книжкой-раскладушкой.
Средства наглядности: выставка рисунков на тему:«Как я вижу весну»; компьютерная поддержка: слайды, карточки; музыкальное сопровождение: Вивальди «Весна».
Ход урока
I. Организационный момент:
Звучит музыка А. Вивальди «Весна».
Учитель. Ребята, какое сейчас время года?
Долго длилась зима в этом году, надоело нам слушать завывание вьюг и метелей. Со светлой надеждой ожидали мы приход весны. Наступала она робко, неуверенно, но так красиво. О весне можно говорить словами, музыкой, красками.
На экране появляется слайд темы урока «Звуки и краски весны».
- Скажите, какую цель поставим для себя к уроку?
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Началась та чудная пора, когда природа, пробудясь ото сна, начинает жить полною, молодою, торопливою жизнью: когда все переходит в волнение, движение, звук, цвет, запах. Сегодня мы постараемся наши чувства выразить на бумаге, то есть выступим в роли писателей. Мы будем готовиться к написанию сочинения о весне. И закончим нашу книжку раскладушку, которую мы начали делать на технологии. Рассказать о книге.
Рассматриваются рисунки учащихся. Учащиеся рассказывают, что они хотели выразить в своих работах.
III. Работа по теме урока.
На экране появляется слайд во время ответов учеников:
ВЕСНА СВЕТА -МАРТ. ВЕСНА ВОДЫ - АПРЕЛЬ. ВЕСНА ТРАВЫ И ЦВЕТОВ - МАЙ
Учитель. В народе считают, что в природе бывает 3 весны.
Первая весна - света. Это какой, по-вашему, месяц? (Март) - Почему? (Потому что дни стали длиннее, небо светлее.)
- Вторая весна - весна воды. Это какой месяц? (Апрель)
- Почему? (Потому что в апреле начинается таяние льдов, разлив рек, наводнения. В этом месяце всегда много воды.)
- А весна травы, цветов - это какой месяц? (Это май потому что в мае цветут сады, распускаются листья на деревьях.)
Давайте проверим правы вы или нет.
- Весну в своих произведениях часто воспевали композито ры. В начале урока вы услышали знакомый вам уже фрагмент. Из какого произведения этот фрагмент? (Ан тонио Вивальди «Весна». Художники на своих полотнах писали красками весну, поэты слагали стихи, народ - песни, пословицы, поговорки. А кто знает, какая птица весну открывает? (Весну открывают грачи. В народе считают, что с прилётом грачей начинается весна.)
- Как еще в народе говорят о грачах? (Грач на горе - весна на дворе.)
На экране появляется картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
- Перед вами картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели», лучшая картина художника. Прилетели первые вестники весны - грачи. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о жилье.
- Какие краски преобладают на этой картине?
- Представьте себя на том месте, которое изобразил худож-ник. Какие звуки можно услышать, всматриваясь в эту картину.
- В марте наблюдаются очень интересные явления на небе: низкие серые облака сменяются красивыми белыми кучевыми. Изменяется снег, появляются проталины.
Какие же словосочетания или фразы можно записать, обобщая наблюдения за изменениями в природе, происходящими в марте?
Слайд на доске и Запись в тетради:
МАРТ: грязный снег, темные проталины, крикливые грачи, звонкая капель, вестники весны.
- Какие части речи выражают эти слова. (Существительные и прилагательные)
- В нашей записи только существительные и прилагательные, но наши чувства выражают и глаголы. Я предлагаю вам следующее задание (на экране появляется текст). В данных предложениях пропущены глаголы. Пользуясь Правкой, вы должны вставить нужный глагол, который ярко и красочно передаст настроение весны. Давайте вспомним на какие вопросы отвечают глаголы?
________радостная весна._______ последний снег в лесу.
_______после зимнего сна. В синем небе_____ стайки
Слова для справок: наступила, приходит, исчезает, пробуждается, просыпается, вьются. Учащиеся комментируя, записывают предложения в тетрадь.
Физкультминутка
Весна, весна! Пришла весна!
(Хлопки в ладоши.) Тепло на крыльях принесла.
(Прыжки на месте.) И вот на самом солнцепёке
(ходьба.)
С поднятой гордо головой
Расцвёл подснежник голубой.
(Руки в стороны.)
Он весь пушистый, серебристый
(приседания.)
На солнце маленький стоит. (Прыжки.)
Посланец он весны надёжный
Он не боится холодов.
(Наклоны туловища.)
За ним придут цветы другие,
Он первенец среди цветов.
(Повороты вправо — влево.)
Учитель. Как разнообразна весна! Только что мы говорили о весне света, о том, что снег только начинает таять, как перед нами уже другая весна, весна воды.
На экране картина Левитана «Весна. Большая вода».
— Это полотно Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода». Почему же художник назвал свою картину не просто «Весна», а «Весна. Большая вода»? (На картине изображен большой разлив, который бывает не каждый год.)
— Какие цвета преобладают на этой картине, почему?
- Посмотрите на другой берег реки. Что вы видите?
- Но не все строения затоплены, почему?
- По-видимому, это бани. Их обычно строят у реки. Затап- ливает их только тогда, когда река сильно разливается. Вы знаете, что реки разливаются в апреле. Об этом весеннем месяце народ тоже сложил поговорку:
Февраль богат снегами, а апрель водой.
~ Родина слова «апрель» - Древний Рим. Оно означает теп лый, солнечный.
Учащиеся записывают на доске и в тетради словосочетания и фразы.
АПРЕЛЬ: говорливый ручей, первые цветы.
- Продолжим эту работу, предлагаю отрывок из рассказа Георгия Скребицкого «Четыре художника».
1вариант подчеркните словосочетания из текста, который у вас на карточках, связанные с весной, а второй вариант подчеркните названия деревьев и все, что с ними связано.
«Вот стоит перед Весной-красой лес хмурый и унылый. Взяла она тонкие нежные кисточки, тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные сережки. На склоне оврага кусты черемухи покрыла мохнатыми гроздьями белых цветов». Один ученик у доски.
- Почему в тексте Весна написана с большой буквы?
Учащиеся комментируют выписанные словосочетания, записывая их в тетрадь.
- От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Расцветают сады, зеленеют луга, начинается весна зелени и цветов - май. Послушаем стихотворение Некрасова «Зелёный Шум».
Стихотворение читает ученик «Зелёный май».
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнёт кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: всё зелено,
И воздух, и вода!
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум.
- Какое настроение слышится в данных строках? Чем оно пополнено? (В этих строках мы слышим радость, восторг, ликование. Зеленый Шум - это и зелень молодых листьев, и шепот от легкого дуновения ветерка.)
- На что указывает зеленый цвет? (Зеленый цвет - это цвет жизни, т. к. весной оживает природа.)
На экране - первоцветы.
— Вы правы, май — это трава, это цветы, это жизнь. Мы много говорили о весенних изменениях в мае, теперь запишем словосочетания, относящиеся к маю.
МАЙ: яркая зелень, высокое голубое небо, шепот молодых листьев, лёгкое дуновение ветерка.
На экране тема сочинения : Звуки и краски весны. Давайте еще раз посмотрим как сменяют друг друга 3 весны. (презентацию показывает ученик).
Физминутка
V. Написание сочинения.
Учитель. Теперь вы можете приступить к сочинению «Звуки и краски весны». В вашем распоряжении весь материал, записанный сегодня в тетради, материал наблюдений, накопленный во время весенней экскурсии. Кто-то из вас захочет написать о весне света, кто-то о весеннем разливе, а кому-то нравится весна зелени и цветов. Но, может, кто-то из вас будет писать о весенних изменениях вообще.
Учащиеся пишут сочинение, после написания каждый ученик создаёт свою страничку в книжке.
VI. Итог урока.
Учитель. Что нового вы для себя узнали сегодня на уроке? Что больше всего вам понравилось? Что для вас было наиболее трудным?