СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Звуки и краски весны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: учить связно и последовательно рассказывать о наблюдаемых явлениях; правильно строить предложения; раскрывать тему предстоящего сочинения; обогащать словарный запас учащихся; повторять правописание трудных слов; закончить работу над книжкой-раскладушкой.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Звуки и краски весны"»

Тема: звуки и краски весны


Цели: учить связно и последовательно рассказывать о наблюдаемых явлениях; правильно строить предложения; раскрывать тему предстоящего сочинения; обогащать словарный запас учащихся; повторять правописание трудных слов; закончить работу над книжкой-раскладушкой.

Средства наглядности: выставка рисунков на тему:«Как я вижу весну»; компьютерная поддержка: слайды, карточки; музыкальное сопровождение: Вивальди «Весна».

Ход урока

I. Организационный момент:

Звучит музыка А. Вивальди «Весна».

Учитель. Ребята, какое сейчас время года?

Долго длилась зима в этом году, надоело нам слушать завы­вание вьюг и метелей. Со светлой надеждой ожидали мы при­ход весны. Наступала она робко, неуверенно, но так красиво. О весне можно говорить словами, музыкой, красками.

На экране появляется слайд темы урока «Звуки и краски весны».

- Скажите, какую цель поставим для себя к уроку?

II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Началась та чудная пора, когда природа, пробу­дясь ото сна, начинает жить полною, молодою, торопливою жизнью: когда все переходит в волнение, движение, звук, цвет, запах. Сегодня мы постараемся наши чувства выразить на бума­ге, то есть выступим в роли писателей. Мы будем готовиться к написанию сочинения о весне. И закончим нашу книжку раскладушку, которую мы начали делать на технологии. Рассказать о книге.

Рассматриваются рисунки учащихся. Учащиеся рассказы­вают, что они хотели выразить в своих работах.

III. Работа по теме урока.

На экране появляется слайд во время ответов учеников:

ВЕСНА СВЕТА -МАРТ. ВЕСНА ВОДЫ - АПРЕЛЬ. ВЕСНА ТРАВЫ И ЦВЕТОВ - МАЙ


Учитель. В народе считают, что в природе бывает 3 весны.

Первая весна - света. Это какой, по-вашему, месяц? (Март) - Почему? (Потому что дни стали длиннее, небо светлее.)

- Вторая весна - весна воды. Это какой месяц? (Апрель)

- Почему? (Потому что в апреле начинается таяние льдов, разлив рек, наводнения. В этом месяце всегда много воды.)

- А весна травы, цветов - это какой месяц? (Это май потому что в мае цветут сады, распускаются листья на деревьях.)

Давайте проверим правы вы или нет.

- Весну в своих произведениях часто воспевали композито ры. В начале урока вы услышали знакомый вам уже фрагмент. Из какого произведения этот фрагмент? (Ан тонио Вивальди «Весна». Художники на своих полотнах писали красками весну, поэты слагали стихи, народ - песни, пословицы, поговорки. А кто знает, какая птица весну открывает? (Весну открывают грачи. В народе считают, что с прилётом грачей начинается весна.)

- Как еще в народе говорят о грачах? (Грач на горе - весна на дворе.)

На экране появляется картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели».

- Перед вами картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели», лучшая картина художника. Прилетели первые вестники весны - грачи. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о жилье.

- Какие краски преобладают на этой картине?

- Представьте себя на том месте, которое изобразил худож-ник. Какие звуки можно услышать, всматриваясь в эту картину.

- В марте наблюдаются очень интересные явления на небе: низкие серые облака сменяются красивыми белыми кучевыми. Изменяется снег, появляются проталины.

Какие же словосочетания или фразы можно записать, обобщая наблюдения за изменениями в природе, происходящими в марте?

Слайд на доске и Запись в тетради:

МАРТ: грязный снег, темные проталины, крикливые грачи, звонкая капель, вестники весны.

- Какие части речи выражают эти слова. (Существительные и прилагательные)

- В нашей записи только существительные и прилагательные, но наши чувства выражают и глаголы. Я предлагаю вам следующее задание (на экране появляется текст). В данных предложениях пропущены глаголы. Пользуясь Правкой, вы должны вставить нужный глагол, который ярко и красочно передаст настроение весны. Давайте вспомним на какие вопросы отвечают глаголы?

________радостная весна._______ последний снег в лесу.

_______после зимнего сна. В синем небе_____ стайки


Слова для справок: наступила, приходит, исчезает, пробуждается, просыпается, вьются. Учащиеся комментируя, записывают предложения в тетрадь.

Физкультминутка

Весна, весна! Пришла весна!

(Хлопки в ладоши.) Тепло на крыльях принесла.

(Прыжки на месте.) И вот на самом солнцепёке

(ходьба.)

С поднятой гордо головой

Расцвёл подснежник голубой.

(Руки в стороны.)

Он весь пушистый, серебристый

(приседания.)

На солнце маленький стоит. (Прыжки.)

Посланец он весны надёжный

Он не боится холодов.

(Наклоны туловища.)

За ним придут цветы другие,

Он первенец среди цветов.

(Повороты вправо — влево.)

Учитель. Как разнообразна весна! Только что мы говорили о весне света, о том, что снег только начинает таять, как перед нами уже другая весна, весна воды.

На экране картина Левитана «Весна. Большая вода».

— Это полотно Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода». Почему же художник назвал свою картину не просто «Весна», а «Весна. Большая вода»? (На картине изображен большой разлив, который бывает не каждый год.)

— Какие цвета преобладают на этой картине, почему?

- Посмотрите на другой берег реки. Что вы видите?

- Но не все строения затоплены, почему?

- По-видимому, это бани. Их обычно строят у реки. Затап- ливает их только тогда, когда река сильно разливается. Вы знаете, что реки разливаются в апреле. Об этом весеннем месяце народ тоже сложил поговорку:

Февраль богат снегами, а апрель водой.

~ Родина слова «апрель» - Древний Рим. Оно означает теп лый, солнечный.

Учащиеся записывают на доске и в тетради словосочета­ния и фразы.

АПРЕЛЬ: говорливый ручей, первые цветы.

- Продолжим эту работу, предлагаю отрывок из рассказа Георгия Скребицкого «Четыре художника».

1вариант подчеркните словосочетания из текста, который у вас на карточках, связанные с весной, а второй вариант подчеркните названия деревьев и все, что с ними связано.

«Вот стоит перед Весной-красой лес хмурый и унылый. Взяла она тонкие нежные кисточки, тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные сережки. На склоне оврага кусты черемухи покрыла мохнатыми гроздьями белых цветов». Один ученик у доски.

- Почему в тексте Весна написана с большой буквы?

Учащиеся комментируют выписанные словосочетания, записывая их в тетрадь.

- От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Расцветают сады, зеленеют луга, начинается весна зелени и цветов - май. Послушаем стихотворение Некрасова «Зелёный Шум».

Стихотворение читает ученик «Зелёный май».

Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

Играючи, расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнёт кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако: всё зелено,

И воздух, и вода!

Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум.


- Какое настроение слышится в данных строках? Чем оно пополнено? (В этих строках мы слышим радость, восторг, ликование. Зеленый Шум - это и зелень молодых листьев, и шепот от легкого дуновения ветерка.)

- На что указывает зеленый цвет? (Зеленый цвет - это цвет жизни, т. к. весной оживает природа.)

На экране - первоцветы.

— Вы правы, май — это трава, это цветы, это жизнь. Мы много говорили о весенних изменениях в мае, теперь запишем словосочетания, относящиеся к маю.

МАЙ: яркая зелень, высокое голубое небо, шепот молодых листьев, лёгкое дуновение ветерка.

На экране тема сочинения : Звуки и краски весны. Давайте еще раз посмотрим как сменяют друг друга 3 весны. (презентацию показывает ученик).

Физминутка

V. Написание сочинения.

Учитель. Теперь вы можете приступить к сочинению «Звуки и краски весны». В вашем распоряжении весь материал, записанный сегодня в тетради, материал наблюдений, накопленный во время весенней экскурсии. Кто-то из вас захочет написать о весне света, кто-то о весеннем разливе, а кому-то нравится весна зелени и цветов. Но, может, кто-то из вас будет писать о весенних изменениях вообще.

Учащиеся пишут сочинение, после написания каждый ученик создаёт свою страничку в книжке.

VI. Итог урока.

Учитель. Что нового вы для себя узнали сегодня на уроке? Что больше всего вам понравилось? Что для вас было наиболее трудным?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!