IV. Открытие нового знания Решение проблемной ситуации Цели: организовать изучение нового материала; формировать умение делать выводы; развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями | Слушает сообщение учителя. Учится обобщать. Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса «Почему возникает звук?» Коллективные формы работы (в парах). Решение проблемной ситуации | Организует изучение нового материала. Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение. | - А что вам интересно узнать про звонок? Это и будет главная тема нашего исследования. - Поставьте колокольчики на нижнюю ступеньку познания. (подходят к «лестнице открытий» и ставят колокольчики) - Наши открытия продолжаются. Мы выяснили, что в мире нас окружает много разных звуков. Слайд 5 - Но мы не ответили на наши главные вопросы «Почему звенит звонок?» «Почему возникает звук?». 5.4. Проведение опыта с музыкальными инструментами. Работа в группах. Слайд 6. - Работа с резиночками. Натянуть, что услышали, что почувствовали? - У меня на столе лежат предметы. Что это? (музыкальные инструменты: барабан, треугольник, ложки) - Могут ли эти предметы издавать звуки? (могут) - Если вы считаете, что могут издавать звуки, то скажите, почему сейчас не издают? (не хватает палочек, деталей) - Без чего барабан не забарабанит? - Я вам предлагаю найти дополнение к этим предметам. Посмотрите внимательно, в классе и найдите их. (ищут) - Что нужно сделать, чтобы услышать звук? - Приглашаю к доске по 1 человеку от группы. Попробуйте сделать так, чтобы появился звук. (стучат) - Ребята, как называют человека, который играет на барабане? (барабанщик) - Подумайте, как называет того, кто играет на деревянных ложках? (ложкарь) - А человека, который играет на музыкальном треугольнике, так и называют – игрок на треугольнике. (пусть подумают) Барабан не забарабанит, если по нему не стучать барабанными палочками. Треугольник не зазвучит, если по нему не ударить палочкой. Ложки не заиграют, если ими не стучать. 5.5. Проведение эксперимента с барабаном: (я беру барабан) - Ребята, что вы видите? (барабан) (стучу) - А что вы сейчас все слышите? (стук, как звучит барабан) - А что ощущаете? (ничего, надо дотронуться) - А теперь, …, приложи ладошку. (не стучу) Что ты ощущаешь? - А сейчас, что ощущаешь? (стучу) (дрожит) - Когда ты почувствовал дрожь? (когда стучали) - Ребята, что нужно сделать, чтобы появился звук? 6 «Открытие» детьми нового знания 7. СЛАЙД «2 открытие» ХОРОМ проговорить Звуки возникают из-за дрожания, колебания предметов, которые передаются воздуху. 7. Проведение опыта с наушниками: Слайд 8 - А чтобы перейти к 3 открытию, нужно провести следующее исследование. - Мне нужен помощник. - …., выходи к доске. Сейчас тебе придется угадать, что я буду делать. Встань, пожалуйста, к нам спиной и надень наушники. (стучу) - Что ты видел? (ничего) - Что ты слышал? (ничего) - Вы видели, ребята, что я делала? (стучала) - Вы слышали какой-то звук? (стук) - А почему, …, не видел и не слышал? - Что нужно сделать, чтобы …. услышал? (стоит спиной, убираю наушники) - Сейчас, что ты слышал? (стук) - Нужно ли было видеть, чтобы понять, что я стучу? (нет) - Ребята, но я ведь от вас стояла на определенном расстоянии, а вы услышали звук. Мы его видим? - Значит звук, какой? (невидимый) - А кто как думает, как звук доходит до нас? - (иду) Посмотрите. Я иду к вам по какой-то дорожке. Вы видите эту дорожку? - А сейчас я говорю звук «АААА». Какой звук я произнесла? - Вы видите дорожку, по которой звук пришел к вам? (нет) - У звука есть своя дорожка. (канат) Я барабаню, и звук идет к уху. - На что это похоже? (на волну) Рисунок в учебнике. Стр. ЗВУК – ЭТО НЕВИДИМАЯ ВОЛНА. Слайд 9 СЛАЙД 10 Такими же исследованиями учёные занимались долгое время. И в результате, научились управлять звуковыми волнами. Появились изобретения, без которых мы сейчас не представляем свою жизнь – радио, телефон. 2 июня 1875 г. Александр Грэхем Белл, шотландский ученый, создал первый телефон. Устройство телефона пока ещё очень сложное для вашего понимания. Но на уроках физики в старших классах, вы познакомитесь с его устройством. «Открытие» детьми нового знания 11 СЛАЙД «все 4 открытия» ХОРОМ проговорить Эти колебания невидимой волной доходят до наших ушей. | Беседа. Наглядно-демонстра-ционные. Фронтальная. Индивиду-альная. | Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о звуке и причинах его возникновения; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков. |