СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру 1 класс "Почему звенит звонок" УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные задачи: формировать превоначальные знания о звуке, его происхождении и распространении, показать разнообразие звуков окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру 1 класс "Почему звенит звонок" УМК "Школа России"»

Урок окружающего мира

Предмет: Окружающий мир

Программа: «Школа России»

Автор: А.А. Плешаков

Класс: 1

Тип урока: урок открытия нового знания

Ф.И.О.: Гусева Ирина Викторовна




Тема


Раздел «Почему и зачем?»

Тема урока: «Почему звенит звонок?»


Форма урока

Урок-исследование.



Цель изучения


Образовательная:

Познакомить учащихся с возникновением и распространением звуков.

Деятельностная: формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление.



Задачи

Образовательные:

Формирование первоначальных представлений о звуке, его возникновении и распространении; показать разнообразие звуков окружающего мира; обеспечить опыт исследования.

Развивающие:

- развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.

Воспитательные:

- развивать коммуникативные навыки,

- учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя



Планируемые ожидаемые результаты

Усвоить, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов и невидимой волной доходит до наших ушей.




Информационно- образовательная среда

Ресурсы

Межпредметные связи


Информационный материал:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник ч.2.

2. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь. 1 класс. Ч.2.

3. Плешаков А.А. Дневник наблюдений

Демонстрационный материал: монитор, компьютер, колонки, музыкальные инструменты, резинки, раздаточные карточки, колокольчики, аудиозапись звуков, настольная лестница («лестница открытий»), наушники, наглядный материал.

Видеофрагменты, звукозаписи, слайды: звукозапись звона колоколов; пение птиц, звуки предметов.





Литературное чтение

Климанова Л.Ф. Раздел «О братьях наших меньших».


Окружающий мир

Роговцева Н.И. «Домашние и дикие животные»



  1. Планируемые результаты изучения темы (для учащихся)



Предметные

Метапредметные

Личностные


Ученик научится:

  • с помощью взрослого проводить наблюдения за разнообразными звуками;

  • находить взаимосвязи в окружающем мире между животными и растениями, а также природными явлениями;

  • объяснять причины возникновения звука

  • соблюдать правила поведения на природе, соблюдение личной гигиены.


Познавательные умения:

Ученик научится:

  • под руководством учителя находить и выделять необходимую информацию о природных объектах из текстов и иллюстраций в учебных пособиях;

  • устанавливать причинно-следственные связи между жизнью животных и растений;

  • строить рассуждения по теме урока;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при подготовке сообщений.

Регулятивные умения:

Ученик научится:

  • фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;

  • осуществлять оценку результатов своей деятельности, используя смайлики на страницах учебника в конце каждого урока, а также «Странички для самопроверки»;

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах урока;

  • выделять из темы урока известные знания и умения.

Коммуникативные умения:

Ученик научится:

  • слушать партнера по общению;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседником;

  • готовить небольшое сообщение с помощью взрослого по теме проекта.

У ученика будут сформированы:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;

  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе бережного отношения к природе, животным;

  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ходе работы в паре, группе, со взрослым;

  • правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру, соблюдение личной гигиены.



Структура технологической карты урока


Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Методы и приемы работы… ФОУД

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цели:

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; создание положительного эмоционального фона


Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.

 


Мотивация учащихся к учебной деятельности

проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу


 

 


Прозвенел уже звонок,

Как же мы начнём урок?

-На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

-Мы хороший, дружный класс?

- Да! И всё получится у нас!

Учащиеся хлопают соседа по ладошке, желая друг другу удачи на уроке.


 Фронтальная.

Коммуникативные УУД:

Включение в учебный процесс

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.

Подготовка рабочего места.


II. Актуализация знаний.)

Цели:

актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.

Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Демонстрируют знания- незнания о звуке.

Высказывают предположения.

Делают выводы совместно с учителем.

 Используя приём «яркое пятно» (стихотворение), создаёт ситуацию для выявления знаний-незнаний учащихся о природном явлении - радуга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



-Послушайте стихотворение.

Было тихо, очень тихо.

В классе шел урок.

Лишь будильник робко тикал,

Торопя звонок.

В нашем классе тишина.

В нашем классе тишина,

Почему-то не слышна:

По шоссе машины мчатся,

С визгом тормозя.

Старый клен от ветра гнется,

Ветками скрипя.

За окном собака лает.

Дети во дворе кричат.

Мальчик Петя отвечает

Остальные все молчат.

Вот закончится урок.

Дети выйдут за порог.

- Ребята, а почему же не слышна была в классе тишина?

- Значит, это мешало быть тишине в классе? Как одним словом назвать и тиканье будильника и… (звуки)

- Звуки чего? (окружающего мира)

- Вопросы будут звучать только по стихотворению, которое вы прослушали.

Кто? Какие? Где?

СЛАЙД «Вопросы – предметы»

-Закройте глазки.

-Послушайте, что это за звуки?

(Сверчок, шум ветра, дождя).


Сообщение, наблюдение, беседа, слушание.


Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели


Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;


Регулятивные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в  учебном материале


Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

III Сообщение

темы и целей урока.

Постановка проблемного вопроса.

Цели:

- организовать постановку цели урока;


Учить выделять, что сегодня на уроке узнает.

Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях.


Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.

Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач. Выделяет соподчиненность целей и задач.

Определяет их объем.

 


  • Ребята, представьте, что у нас маленькая лаборатория и вы исследователи. Попробуйте сформулировать наше первое открытие.

СЛАЙД

«1 открытие» ХОРОМ Окружающий мир наполнен разнообразными звуками

Создание проблемной ситуации:

- А сейчас мы снова вернемся к тексту стихотворения.

- Предположите, почему ребята вышли из класса? (закончился урок)

- А почему закончился урок? (наверное, прозвенел звонок)

- А звонок – это тоже, что в нашем мире? (звук)

- Когда мы говорили что?, вы смогли ответить, а сможем ли мы ответить на этот вопрос.

ПОЧЕМУ ?

б) постановка проблемы исследования;

- Посмотрите на доску. (вопрос: Почему?) Слайд 3

- Какой главный вопрос должен прозвучать сегодня? (Почему звенит звонок?) (звенят колокольчиками)

- Можем ли мы ответить на этот вопрос сейчас?

(вывешиваю на доску тему)

Слайд 4



Побуждающий диалог


Познавательные УУД:

Уметь проводить сравнение по заданным критериям.


Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. высказывают свои предположения.

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

IV. Открытие нового знания Решение проблемной ситуации

Цели:

организовать изучение нового материала;

формировать умение делать выводы;

развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями


Слушает сообщение учителя.

 Учится обобщать.

 Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса «Почему возникает звук?»

Коллективные формы работы (в парах).

Решение проблемной ситуации

Организует изучение нового материала.

 Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение.

 

 


- А что вам интересно узнать про звонок?

Это и будет главная тема нашего исследования.

- Поставьте колокольчики на нижнюю ступеньку познания. (подходят к «лестнице открытий» и ставят колокольчики)

- Наши открытия продолжаются. Мы выяснили, что в мире нас окружает много разных звуков. Слайд 5

- Но мы не ответили на наши главные вопросы «Почему звенит звонок?» «Почему возникает звук?».

5.4. Проведение опыта с музыкальными инструментами. Работа в группах. Слайд 6.

- Работа с резиночками. Натянуть, что услышали, что почувствовали?

- У меня на столе лежат предметы. Что это? (музыкальные инструменты: барабан, треугольник, ложки)

- Могут ли эти предметы издавать звуки? (могут)

- Если вы считаете, что могут издавать звуки, то скажите, почему сейчас не издают? (не хватает палочек, деталей)

- Без чего барабан не забарабанит?

- Я вам предлагаю найти дополнение к этим предметам. Посмотрите внимательно, в классе и найдите их.

(ищут)

- Что нужно сделать, чтобы услышать звук?

- Приглашаю к доске по 1 человеку от группы. Попробуйте сделать так, чтобы появился звук.

(стучат)

- Ребята, как называют человека, который играет на барабане? (барабанщик)

- Подумайте, как называет того, кто играет на деревянных ложках? (ложкарь)

- А человека, который играет на музыкальном треугольнике, так и называют – игрок на треугольнике. (пусть подумают)

  • Барабан не забарабанит, если по нему не стучать барабанными палочками. Треугольник не зазвучит, если по нему не ударить палочкой. Ложки не заиграют, если ими не стучать.

5.5. Проведение эксперимента с барабаном:

(я беру барабан)

- Ребята, что вы видите? (барабан)

(стучу)

- А что вы сейчас все слышите? (стук, как звучит барабан)

- А что ощущаете? (ничего, надо дотронуться)

- А теперь, …, приложи ладошку. (не стучу) Что ты ощущаешь?

- А сейчас, что ощущаешь? (стучу) (дрожит)

- Когда ты почувствовал дрожь? (когда стучали)

- Ребята, что нужно сделать, чтобы появился звук?

6 «Открытие» детьми нового знания

  • Попробуйте сами сформулировать второе открытие. (Когда предмет начинает мелко дрожать, эта дрожь передается воздуху. Так рождается звук)

7. СЛАЙД

«2 открытие»

ХОРОМ

проговорить Звуки возникают из-за дрожания, колебания предметов, которые передаются воздуху.


7. Проведение опыта с наушниками: Слайд 8

- А чтобы перейти к 3 открытию, нужно провести следующее исследование.

- Мне нужен помощник.

- …., выходи к доске. Сейчас тебе придется угадать, что я буду делать. Встань, пожалуйста, к нам спиной и надень наушники.

(стучу)

- Что ты видел? (ничего)

- Что ты слышал? (ничего)

- Вы видели, ребята, что я делала? (стучала)

- Вы слышали какой-то звук? (стук)

- А почему, …, не видел и не слышал?

- Что нужно сделать, чтобы …. услышал?

(стоит спиной, убираю наушники)

- Сейчас, что ты слышал? (стук)

- Нужно ли было видеть, чтобы понять, что я стучу? (нет)

- Ребята, но я ведь от вас стояла на определенном расстоянии, а вы услышали звук. Мы его видим?

- Значит звук, какой? (невидимый)

- А кто как думает, как звук доходит до нас?

- (иду) Посмотрите. Я иду к вам по какой-то дорожке. Вы видите эту дорожку?

- А сейчас я говорю звук «АААА». Какой звук я произнесла?

- Вы видите дорожку, по которой звук пришел к вам? (нет)

- У звука есть своя дорожка. (канат) Я барабаню, и звук идет к уху.

- На что это похоже? (на волну)

Рисунок в учебнике. Стр.

ЗВУК – ЭТО НЕВИДИМАЯ ВОЛНА. Слайд 9

СЛАЙД 10

Такими же исследованиями учёные занимались долгое время. И в результате, научились управлять звуковыми волнами. Появились изобретения, без которых мы сейчас не представляем свою жизнь – радио, телефон.

2 июня 1875 г. Александр Грэхем Белл, шотландский ученый, создал первый телефон. Устройство телефона пока ещё очень сложное для вашего понимания. Но на уроках физики в старших классах, вы познакомитесь с его устройством.

«Открытие» детьми нового знания

11 СЛАЙД

«все 4 открытия»

ХОРОМ

проговорить Эти колебания невидимой волной доходят до наших ушей.




Беседа. Наглядно-демонстра-ционные.

Фронтальная.

Индивиду-альная.


Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о звуке и причинах его возникновения; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).


Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.


V.Физминутка



Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед,

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!


Игра «Кто это? Что это?»

Всем детям раздаются карточки на которых написано название предмета или животного. Дети читают и изображают его звуками. Отгадывает весь класс.

Паровоз

Змея

Мышь

Воробей

Свисток

Пушка

Сова

Индеец

Топот

Дятел

Маленький ребенок

машина


Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Я

VI .Первичное

закрепление



- А как ты услышал звук?

- Какой орган человека слышит звук?

- Наши уши – это замечательные приборы. Попробуйте по схеме рассказать, как нужно обращаться с ушами.

СЛАЙДЫ 12, 13 «СХЕМА УШИ»





Цель:

- организовать усвоение учениками нового; зафиксировать новое содержание урока





VII. Закрепление Работа в группах

Цели:

организовать работу в группах;

осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.



Отвечают на вопросы учителя.

Делают выводы. Практическая работа.

Коллективные формы работы (в парах).

Контрольно-оценочные действия по критериям, данным учителем.


Организует практическую работу, организует работу в паре в учебной ситуации «Создание модели радуги»

Работа с текстом в группах: СЛАЙД «Окружающий мир»

- Есть ли уши у животных?

- Ребята, на столах у вас лежат тексты. Вам необходимо сейчас ознакомиться с содержанием и ответить на два вопроса: «О ком идет речь?» и «Где находятся уши?» На работу вам 1 минута.

15 СЛАЙД «КУЗНЕЧИК»

Включаю звук

- Послушайте звук и скажите, у кого это животное.

Ты его не сразу увидишь в зеленой траве, но стрекотание услышишь наверняка. Трудно к нему приблизиться не обнаруженным. Помогают ему уши, которые располагаются на голенях передних ног. Он слушает ногами.

- Поймаешь его, внимательно осмотри его передние ноги. На них вы увидите длинные щели – это и есть уши кузнечика.

14 СЛАЙД «СОВА»

Включаю звук

- Послушайте звук и скажите, у кого это животное.

Она ночная охотница. Живет в дупле. У нее уши разные по размеру, по форме и расположению на голове. Правое ухо направлено вверх, чтобы она смогла слышать звуки сверху. Левое ухо направлено вниз, чтобы услышать звуки снизу.

16 СЛАЙД «БАБОЧКА»

- Звук последнего животного очень трудно услышать.

- Осталась одна группа, о ком вы прочитали?

Она обладает очень красивыми крылышками. Слышит она брюшком, потому что «уши» у неё вовсе не на голове, а в ямочках по бокам брюшка.

Слайд 17

- У дельфинов слуховые окошки «примостились» на нижней челюсти.

- У раков слуховой аппарат находится на усиках. Поэтому когда раки «сбрасывают» при линьке свой панцирь, то можно сказать, что вместе с «одеждой» они сбрасывают свои уши.

10. Что такое «Эхо»? Слайды 18, 19, 20.

- Послушайте загадку:

Живёт без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит, 
а всякий слышит. (эхо)

- Что бы вы хотели узнать про эхо? Как образуется эхо?

- Выскажите свои предположения.

Стр. 88 – Прочтите текст в учебнике.

Работа в тетради стр. 26 (2)



Вопросно-ответные.

Беседа.

Практичес-кие.

Работа в парах, группах.




















Работа в группах

Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.


Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.

Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.

Уметь самостоятельно выполнять учебные задания.


Физминутка для глаз





Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.


Обобщение



- Наше исследование подошло к концу. Вернемся к стихотворению.

- Почему дети вышли из класса?

- А какой сигнал для вас, что закончился урок?

- Подойдите к лестнице открытий. (зазвенеть)




VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Оценивают свои действия на уроке.


Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности

- Вы так красиво позвонили, мне тоже очень хочется.(звеню)

- Ребята, а у меня не звенит звонок?

- Посмотрите на главный наш вопрос «Почему у вас звенит звонок?

- Ответьте на этот вопрос, используя выводы наших открытий.

СЛАЙД 21 «все 4 открытия»



Вопросно-ответные.

Индивиду-альная.

Фронтальная

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные УУД: Уметь структурировать

знания, выбирать

наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.


IX. Итог урока.

Цель: зафиксировать новое содержание урока.






Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итог урока.



Организует фиксирование содержания.

Организует подведение итога урока.




- Кому было интересно исследовать и открывать что-то новое для себя на уроке поставьте звоночек на верхнюю ступеньку.

- Кому было трудно, непонятно, поставьте на нижнюю.

- Я вами очень горжусь. Вы смогли сделать 3 открытия. Вы настоящие исследователи. До новых встреч и новых открытий.


-Где можно использовать знания и умения, полученные сегодня на уроке?

-(На уроках труда, изобразительного искусства.)

В дополнительной литературе или в Интернете, с помощью взрослых найдите другие сведения о звуке.




Вопросно-ответные.

Фронтальная




Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.


Познавательные УУД: Уметь структурировать

знания, выбирать

наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.


Коммуникативные УУД: Уметь управлять

поведением партнера, контролировать,

корректировать действия партнера.

Регулятивные УУД: Уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата









Самоанализ урока окружающего мира в 1 классе по ФГОСТ

По теме «Почему звенит звонок?»

Уважаемые, члены комиссии, позвольте начать самоанализ урока.

Предмет – окружающий мир. Тема урока «Почему звенит звонок?» . Тип урока: урок изучения нового материала. Форма урока: урок – исследование, потому что такой урок предполагает изучение нового материала путем проведения опытов, демонстраций и работы с текстом. На уроках - исследования ученики – активные участники учебного процесса.

Целью урока было знакомство учащихся с возникновением и распространением звука. Были поставлены следующие задачи: показать разнообразие звуков окружающего мира, обеспечить опыт исследования возникновения звука и распространения в природе, воспитать бережное отношение детей к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Предметный результат: дети должны узнать, как возникает и распространяется звук.

В основе ФГОСТ определены предметные, метапредметные и личностные результаты.

При подготовке данного урока я планировала и просматривала для себя способы действий на уроке, которые работают на метапредметные результаты: формирование умений формулировать вопросы (на этапе актуализации знаний, при работе со стихотворением), умения формулировать проблему, умения поиска нужной, существенной информации (работа со стихотворением, демонстрации опытов, работа с текстом), формирования умения использовать другие средства получения новых знаний (моделирование волны, работа со схемой «Уши», работа с водой), формирование способности логического сравнения с известным (опыта с барабаном), формирование умения строить исследовательскую деятельность, умения сотрудничества с педагогом и сверстниками, умения договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности (работа в группах).

И, конечно, личностными результатами для себя выделила: установка на ЗОЖ (уши), интерес к изучаемому материалу, способность к самооценке («лестница открытий»).

Для меня и для получения образовательных результатов очень важно стало использование таких технологий, как:

  • технология развития критического мышления через чтение и письмо (умение задавать вопросы по вопросительным словам, работа с текстом). Дети становятся «почемучками»

  • технология сотрудничества (работа в группах)

  • проектно-исследовательская технология – главная для меня (умение ставить проблему и находить пути решения).

Элементами здоровьесбережения можно выделить смену видов деятельности, смену позы учащихся (встают, идут, находят), информационную часть (беседа по схеме «Уши»).

Еще раз просмотрев урок, я для себя определила следующее: на уроке нужно обращать внимание на формирование умения задавать вопросы, умения работать в группе.

Спасибо за внимание.














30




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!