Конспект урока
Учитель: Лысенко Тамара Фёдоровна
Предмет: Окружающий мир. Класс 4, УМК: «Гармония»
Тема: Природные зоны нашей России «Степные просторы».
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков и первичного закрепления.
Вид урока: урок смешанного типа.
Технология построения урока: Урок развивающего обучения
Цели урока:
Образовательные цели:
Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
Воспитательные цели:
Воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.
Планируемые результаты:
1. Предметные: Формировать понятие зоны степи.
2. Метапредметные:
а) Познавательные: Умение пользоваться картой, умение сравнивать природные зоны их место расположения и знать в какой природной зоне мы живем.
б) Общеучебные: соотносить текст с иллюстрациями, пересказывать тексты.
3.Коммуникативные: Умение слушать и слышать своих одноклассников, понимать о чем они говорят, умение грамотно выражать свои мысли.
4.Регулятивные: Умение составлять план ответа, выделять главную мысль и отвечать на вопросы в конце темы.
5. Личностные: Воспитывать бережное отношение к родной планете, краю.
Обобщение УУД: Продолжалось формирование работы с учебником, составлять план ответа, умение пользоваться картой.
Форма урока: урок-исследование.
Методы: Беседа, частично - поисковый.
Информационные технологические ресурсы: Учебник, рабочая тетрадь, карта с природными зонами, карточки со словами, проектор,
Основные термины: Степь, климат, погода.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья!
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок!
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
И за работу получать
Только лишь оценку пять!
2. Актуализация знаний.
1. - Сегодня мы продолжим путешествие по нашей огромной стране.
Перед тем, как отправиться в новую природную зону, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо.
(Уровень задания ученики выбирают самостоятельно.)
Уровень 1
Тест «Природная зона лесов»
1. Природные зоны России расположены так:
а) тундра, арктическая зона, зона лесов;
б) арктическая зона, зона лесов, тундра;
в) арктическая зона, тундра, зона лесов.
2. Природная зона лесов состоит из …
а) пяти частей; б) двух частей;
в) трёх частей; г) одной части.
3. Лесным исполином называют …
а) благородного оленя;
б) лося;
в) медведя.
4. В красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:
а) овцебык, морж, розовая чайка;
б) краснозобая казарка, кречет, стрех;
в) зубр, амурский тигр, утка – мандаринка.
5. Экологические проблемы лесной зоны связаны …
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;
б) с неблагоприятными погодными условиями;
в) с участившимися лесными пожарами.
6. Охрана лесов – это:
а) обязанность государства;
б) обязанность государства и долг каждого гражданина;
в) забота самих обитателей леса.
Уровень 2
Индивидуальная работа по карточкам
1. Исправь географические ошибки в тексте:
Лесная зона расположена к северу (правильно – к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (правильно – более мягкие) , чем в тундре. Растительный мир беден ( правильно – богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (правильно – хвойный) лес. В лесной зоне широко распространенными ( правильно – редкими) животными являются: зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является ( правильно – является) домом для растений, животных, грибов.
2. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи:
а) голубика ---à лемминг---à белая сова--à песец (в тундре);
б) лишайник ягель---à олень---à волк --à (в тундре).
3. Вставьте пропущенные названия зон:
а) …( Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники;
б) … (Лесная зона) - это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники;
в) …(Арктические пустыни) - это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.
- Кто хочет поделиться своими научными открытиями о растениях и животных изученных природных зон?
2. Работа в группах.
- С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону в которую было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением и расположить природную зону в порядке расположения с севера на юг.
1 группа: Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга)
2 группа: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)
3 группа: Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)
3. Проверка.
Каждая группа выбирает одного учащегося, который будет отвечать, и доказывать ответ на вопрос.
4. Погружение в проблему.
4. группа: Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. 9
- Какая это природная зона? Где же она расположена?
(Эту зону мы пока не знаем)
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор.
Необьятная гладь,
Неоглядный простор!
Это степная зона России.(слайд№2)
5. Формулирование темы урока.
- Сформулируйте тему нашего урока.
6. Постановка учебной задачи.
-Да, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, животный и растительный мир степей, влияние человека на природу степи. А поможет нам изучить эту тему - учебник , карта и дополнительный материал, который находится у вас на партах.
7. Формирование новых знаний.
- давайте составим план нашей работы. (сл.№3)
степь
климат
растительный мир животный мир
занятия населения
экологические проблемы
Но сначала посмотрите на рисунок и скажите: Почему на Земле разные природные зоны? Отчего это зависит?
(От климата. Климат зависит от распределения тепла на земле, растительность и животный мир зависят от климата. В Северных районах солнечные лучи падают наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо её нагревают. Чем южнее, тем более прямее падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность.). Постарайтесь рассказать о климате степей. (сл.№4) (в зоне степей жарко, т.к. солнечные лучи падают прямее и земля получает больше тепла).
- Конечно, ребята, зона степей расположена в умеренном поясе. Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Так постепенно лесная зона сменяется зоной степей. В степной зоне лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 - + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури.
Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов.
Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Вот такая зона степей.
- Сегодня вы будете научными работниками и проведете свои исследования.
Для этого вы будете работать по группам. 1 группа – географы, 2 группа – биологи, 3 группа – зоологи, 4 – экологи.
- Итак, начинаем работу в группах. Каждая группа получает карточки-помогайки с вопросами, по которым вы будете строить свои ответы.
- Географы, пользуясь картой и учебником, постараются определить место нахождения зоны степей.
- Ботаники, также пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажут нам о растительном мире степей.
- Зоологи подготовят рассказ о животных.
- Экологи – об охране зоны степей или экологических проблемах. (закрыть)
8. Включение в систему знаний. «Открытие» новых знаний учащимися – рассуждения, сравнения, выводы.
- Ну, что все готовы. Начинаем совместными усилиями характеризовать зону степей. Слово предоставляется географам.
- Где же расположена зона степей? О чем рассказала нам карта?
Покажите зону степей на карте?
( учащийся отвечает, а члены группы ему помогают).
(Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе, ближе к Северному тропику. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть - на Западно - Сибирской равнине).
(Сл.№6).
- Совершенно верно, ребята. Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.
- Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона.
- А теперь давайте послушаем, какие исследования провели биологи.
- Какие же растения встречаются в зоне степей? Какова их особенность?
(Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. Листья у растений в степи узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу).
- Молодцы, биологи. Действительно, в степи встречаются теплолюбивые растения, у которых узкие листья и длинные корни для того, чтобы добывать влагу. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага. (Сл.№7, 8).прочитать 8 слайд
9. Физминтка.
Представьте себе , что вы растения степи. ( Дети приседают ).
Ранняя весна.
Пошёл дождик. ( дети стучат друг друга по спине )
Цветы растут ( дети поднимаются ).
Расцветают.( дети руки поднимают, вверх, качаются влево- вправо ).
Жарко, солнце так и жжёт землю. Подул лёгкий ветерок, всё сильнее и сильнее. ( дети массируют друг другу спину.
Началась пыльная буря. ( дети руки опускают вниз, качают ими )
Вдруг всё стихло. ( дети садятся на свои места )
- Ну вот, а теперь пришла пора зоологам рассказать нам о животных степи.
(В степях живут насекомые: кобылка, кузнечик, шмель. Раз есть насекомые, значит, есть много птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль – красавка. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, т.к. в степи нет деревьев. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй. В степи живут суслики, хомяки, мыши – полевки, в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орел, степной хорек, степная гадюка, которая питается грызунами).
- Действительно, ребята, животные степи все живут и делают себе жилище прямо на земле, ведь в степи нет деревьев, а сплошной ковёр из травы. Почему же животные имеют окраску земли или растительности? (прятаться от хищников и добывать себе пищу, чтобы их было незаметно). (Сл.№9-12)
- Молодцы. А теперь давайте посмотрим на картинку и с вами вместе разберёмся, а чем же занимается в степи люди, которые там живут?
( земледелием). (Сл.№ 13)
- Почему? (Там плодородные земли)
- Что же они выращивают?
- Чем ещё занимаются? Почему? (много растительности для скота)
- Верно, ребята. Но в связи с этим в зоне степи возникают экологические проблемы. Об этом нам расскажут наши экологи.
(Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль – красавка, дрофа, кузнечик степная дыбка, растение пион тонколистный. Есть еще одна проблема – это браконьерство. Чтобы гнёзда, построенные на полях, не были разорёнными во время полевых работ, учёные создают специальные питомники)
(Сл.№14)
- Что же нужно делать чтобы сберечь природу степей?
(Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники).
- Большое спасибо, уважаемые экологи, вы познакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.
- А в какой зоне мы с вами живём?
-На проектной деятельности мы с вами собрали сведения о природе нашего края. Выступление групп:
-географы рассказывают и показывают географическое положение Ростовской области;
-биологи рассказывают о животном мире Ростовской области;
- зоологи рассказывают о растительном мире Ростовской области;
-экологи анализируют экологические проблемы нашего края.
10. Работа в тетради с печатной основой.
- Ну, а теперь давайте всё запишем в наши тетради. Предлагаю вам составить и записать цепи питания, сложившиеся в степи.
Растения хомяки степная гадюка
Растения насекомые серая куропатка степной орёл
11. Рефлексия деятельности.
- Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с растительным и животным миром, а теперь проверим, как вы усвоили природную зону степей. Для этого внимание на экран. Дополните предложения. (Сл.№16-21)
12. Выставление оценок.
13. Задание на дом.
1.Т. Составить и записать цепи питания, сложившиеся в степи.
2.Подготовть сообщение о каком-либо животном или растении степи.