СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Разнообразие животных (фауны)" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Образовательная: организовать деятельность детей по ознакомлению с понятиями фауна, одноклеточные и многоклеточные животные, позвоночные и беспозвоночные животные.

Развивающая:развивать познавательную активность детей, умение классифицировать объекты природы по выделенному признаку, делать выводы.

Воспитывающая:воспитывать коммуникативные компетенции при работе в группах, интерес к животному миру Земли, формировать ответственное и бережное отношение к окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Разнообразие животных (фауны)" 3 класс»

Урок по окружающему миру в 3 «Б» классе


Тема: ЖИВОТНЫЕ. РАЗНООБРАЗИЕ МИРА ЖИВОТНЫХ (ФАУНЫ).

УМК «Начальная школа XXI века»

Составила:    Конрад Л.В., учитель начальных классов МБОУ «Гимназии № 11»

Цели:

Образовательная:организовать деятельность детей по ознакомлению с понятиями фауна, одноклеточные и многоклеточные животные, позвоночные и беспозвоночные животные.

Развивающая:развивать познавательную активность детей, умение классифицировать объекты природы по выделенному признаку, делать выводы.

Воспитывающая:воспитывать коммуникативные компетенции при работе в группах, интерес к животному миру Земли, формировать ответственное и бережное отношение к окружающему миру.

 

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что знают и чего еще не знают о животном мире.

Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи представителей живой природы, классифицировать по заданному признаку.

Личностные:уважительно относиться к мнению других членов группы, формировать и отстаивать свое мнение.

Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками и с учителем, умение работать сообща (в группе).

Метапредметные:формировать у учащихся умение применять знания полученные на уроках русского языка (толковое значение слова)

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, конверты с текстами и иллюстрациями (приложение 6)  для работы в группах.

Планируемые достижения

-усвоить, что на Земле животный мир богат и разнообразен;

-распознавать и выделять группы животных по заданному признаку.





Ход урока

1 . Организационный момент

- Ребята, давайте начнем наш урок с пожелания друг другу удачи.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Удачи! (прикосновение всей ладонью)

- Сегодня мы работаем в группах. Помним о правилах работы: все члены группы принимают участие в обсуждениях, отвечает кто- то один (спикер), окончание работы обозначаете поднятием вверх рук всей группы.

Перед вами памятки поведения в группе.

Памятка поведения в группе:

  • не покидать группу;

  • говорить тихо и спокойно;

  • соблюдать очередность;

  • сознательно пользоваться позами и жестами;

  • использовать взгляд;

  • обращаться по имени;

  • вести себя неконфликтно (не задираться).

II. Актуализация знаний.

1) Сейчас проведем игру «Да» или «Нет». На вопрос отвечаем быстро - да или нет.

1. Зимой день короче, чем летом? ДА

2. Все ли животные важны для природы? ДА

3. Пиявки живут в водоемах? ДА

4. Тритоны относятся к рыбам? НЕТ (земноводные)

5. У насекомых 6 ног? ДА

6. У паукообразных 6 ног? НЕТ (8)

7. Каракурт – это насекомое? НЕТ (паук)

8. Крабы и креветки - это ракообразные? ДА

9. Клещи – это насекомые? НЕТ (паукообразные)

10. Я хорошо знаю мир животных?

-Если вам интересен мир животных, как вы можете его изучать?

(изучать на уроке окружающего мира, спрашивать у взрослых, прочитать в книге,

найти информацию в интернете, смотреть телепередачи о животных)

– Что вы ждете от сегодняшнего урока?

(узнать интересное, новое)

2) Перед вами изображения. 

( фотографии на слайде (приложение 1): ОКУНЬ, СОВА, ДЕРЕВО, МЕДВЕДЬ, ЦВЕТОК, КОЛОКОЛЬЧИК, ОЛЕНЬ, ПЧЕЛА, ЩУКА, ДЯТЕЛ, БОЖЬЯ КОРОВКА)

-Какое из них лишнее? (колокольчик)

- Почему?  (этот предмет не относится к живой природе)

– На столе у каждой группы лежат такие же иллюстрации.

- Разделите все изображения на две группы. (Растения: дерево, цветок; животные: окунь, медведь, сова, дятел, олень, божья коровка) По щелчку мыши появляются слова: растения и животные, и изображения распределяются на две группы.

- Как называется царство растений? (флора)

-Верно. Царство Флора. И существует союзное дружественное ему царство-государство. Может кто-то знает его название? (Фауна)

-Давайте узнаем значение слова Фауна. (один уч-ся ищет значение слова в словаре, другой в интернете)

– Мир животных очень разнообразен. Каких только животных нет! Крошечных и огромных, красивых и невзрачных, пугливых и пугающих, ползающих и летающих – всех не перечислишь. Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли, в воздухе в воде.

3. Целеполагание

-Кто же теперь поможет мне сформулировать тему нашего занятия?

(Дети высказывают предположения)

4. Формирование новых знаний

- Давайте вернемся к нашему слайду.

-Что  объединяет представителей флоры и фауны?

 (они рождаются, растут, размножаются, питаются, дышат и умирают)

-Верно. Это признаки живых существ.

1. «Открытие» учащимися новых знаний. Прием «Инсерт»

 - Но есть еще один важный аспект, объединяющий представителей  обоих царств. И узнать об этом аспекте вы сможете, изучив материал учебного текста, лежащего в конвертах на столах у каждой группы. Во время чтения текста на полях ставьте «+», если вам что-то уже известно из читаемого; «!», если вы узнали что-то новое, что-то вас удивило; «?», если вы что-то недопоняли, и вам хотелось бы об этом узнать поподробнее.  (приложение 2)

- Что было непонятно? Какие слова, понятия или термины требуют пояснения?

- Что в тексте подразумевается под фразой «кирпичик» в строении организма?

(клетка) Ключевое слово «клетка»  прикрепляется на магнитную доску.

- По количеству клеток, на какие две большие группы делятся все представители царства Фауны?

(одноклеточные и многоклеточные) Ключевые слова прикрепляются на магнитную доску.

- Сейчас предлагаю каждой группе самостоятельно заполнить новыми понятиями пустые места в кластере (приложение 3), лежащем у вас на столах.

-Выступает представитель группы, которая быстрее справилась с работой. Остальные участники групп могут, при необходимости, корректировать ответ.

2. - Опираясь на слайд и учебный текст, среди рисунков, лежащих у вас на столе, найдите представителей класса одноклеточных.

Каждая группа прикрепляет на магнитную доску найденные изображения.

3. – У вас на столах остались изображения других представителей фауны.

- Как вы считаете, к какой группе организмов можно отнести данных представителей.

(многоклеточные)

-Предлагаю подумать, посовещаться и классифицировать эти изображения, т.е. разделить  на группы.

- Прошу представителей групп на магнитной доске продемонстрировать свою классификацию.

(Возможные варианты ответа детей: 1.по месту обитания (на суше, в воде, в воздухе); 2. по типу питания (хищники, травоядные, всеядные); 3. птицы, звери, насекомые, рыбы)

- Т.е. каждая группа выделила свой признак, и провела классификацию.

- Я классифицировала этих животных следующим образом. Внимание на слайд.

- Ваша задача: проанализировав увиденное, посовещаться, выявить тот признак, по которому была проведена классификация, и записать его в своих кластерах.

- Какая группа готова дать ответ?

(Возможные варианты ответа детей: 1.по  скелету; 2. по наличию костей в теле; 3. по строению)

- Все вы очень близки к истине. Что общего в строении тела у животных второй группы?

(позвоночник)

- Поэтому данный класс носит название «позвоночные». А животные первой группы, соответственно, не имеют  позвоночника. Поэтому носят название «беспозвоночные».

5.Афиширование

- Чтобы  каждая из групп имела возможность представить результат своей работы на уроке, предлагаю провести жеребьевку. В результате вы вытащите листочек со словом, обозначающим вид (класс) живых организмов, о которых вам необходимо рассказать по плану (приложение 5).

  1. Группа.


Одноклеточные. Самые древние представители животных на нашей планете – одноклеточные. Несмотря на то, что одноклеточные животные состоят из одной клетки, они живут вполне самостоятельно: дышат, питаются, передвигаются, размножаются, то есть в их организмах происходят те же процессы, что и во всех живых телах.

Одноклеточные встречаются в любом водоёме, во влажной почве, в воздухе, в пустыне. Это самые маленькие животные на планете. Увидеть большинство одноклеточных можно при помощи микроскопа. Амеба – это одноклеточное животное. Ее тело состоит из одной клетки. Она похожа на маленький бесцветный студенистый комочек, постоянно меняющий свою форму. Инфузория - одноклеточный хищник, по форме напоминающий туфельку. Передвигается при помощи ресничек.


Сведения


  1. Самые древние животные ______________________________________


  1. Их называют одноклеточными __________________________________


  1. Одноклеточные умеют _________________________________________

_____________________________________________________________


  1. Амёба-_______________________________________________________


  1. Инфузория – __________________________________________________


  1. Живут одноклеточные ________________________________________

  1. Группа


В многоклеточном организме - много клеток. Каждая клетка имеет определенную «профессию». Например, одна отвечает за питание (от заглатывания пищи до ее переваривания и всасывания необходимых организму веществ), другая – за движение (а это не только перемещение животного в пространстве, но и действия, необходимые для захвата пищи). Бурый медведь, кит, орёл, заяц, воробей, губки – это многоклеточные животные. Само название говорит о том, что тело таких животных состоит из множества клеток. В многоклеточном организме клетки различны по своему строению и играют разную роль. Все клетки связаны друг с другом, составляют единый организм.


Сведения


1.Многоклеточными называют животных ____________________________


2. Клетки работают по разному_____________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________


3. Примеры многоклеточных животных – это ________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Группа.

Среди многоклеточных животных есть беспозвоночные. У них нет внутреннего скелета. К беспозвоночным животным относятся пауки, насекомые, ракообразные, моллюски.

Насекомые – самая многочисленная группа беспозвоночных животных. Они очень разные по внешнему виду, имеют много приспособлений к жизни.

Рыбы, птицы, звери, змеи (многоклеточные) относятся к позвоночным. У них есть внутренний скелет. Его основу составляет позвоночник. К нему подвижно прикреплены другие кости. Внутренний скелет позвоночных один на всю жизнь. Он состоит из живых клеток и растет вместе с телом.


Сведения


1.Беспозвоночными называют животных ____________________________

________________________________________________________________


2. К беспозвоночным относятся_____________________________________


3. Позвоночными называют _____________________________________



4. К позвоночным относятся _______________________________________



  1. Группа.

Заполните таблицу используя интернет ресурсы, энциклопедии.

Представители мира животных

ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ

МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ
























- Проверяем  (выступают представители групп) 

6. Рефлексия

- Ребята, предлагаю по кругу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 

1.      сегодня я узнал…

2.      было интересно…

3.      было трудно…

4.      я выполнял задания…

5.      я понял, что…

6.      теперь я могу…

7.      я почувствовал, что…

8.      я приобрел…

9.      я научился…

10.  у меня получилось …

11.  я смог…

12.  я попробую…

13.  меня удивило…

14.  урок дал мне для жизни…

15.  мне захотелось…

- Спасибо за внимание. Вы прекрасно сегодня поработали.

7. Домашнее задание

  • Уч. с. 98, пересказ

  • Подготовить сообщение об одном из представителе многоклеточных (презентация).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!