Автор: Рябова Наталья Александровна
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Жизнь древних славян
Цели урока:
Образовательная: формировать представление о жизни древних славян.
Воспитательная: воспитывать интерес к истории своего народа, развивать интерес к предмету.
Развивающая: развивать внимание, память, устную речь, логическое мышление, умение работать с картой, обогащать словарный запас.
Методы: рассказ, демонстрация, наблюдение, экскурсия
Оборудование: учебник "Окружающий мир" А.А. Плешаков, электронная презентация, проверочный тест, сюжетные картинки.
Ход урока
1.Организационный момент (2 мин)
Цель: - проверить готовность класса к уроку. Организация детей на восприятие.
Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,
И хочется играть сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный -
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5 мин.)
Цель: - подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.
1. Работа в группах ( проверочный тест)
2. - Мы продолжаем путешествие по дороге истории. Откройте учебник на стр. 33. Прочитайте название раздела. Итак, путь наш лежит по страницам истории Отечества. Отправляемся в далекие времена, когда жили наши предки, узнаем, в каких условиях они жили и чем занимались.
СЛАЙД 1 | Чтобы узнать к какому народу отправляемся, прочитайте, что здесь написано. Перед вами глаголица. |
– Какое слово мы видим? (славяне)
Итак, сегодня мы узнаем о жизни древних славян.
III. Изложение нового материала. (20 мин.)
Цель: - формирование представления о жизни древних славян.
СЛАЙД 2 | Славяне – это обширная группа племен и народов, принадлежащих к одной языковой семье, т.е. их язык был очень похожим. По особенностям языка славян разделили на группы: западные, восточные, южные. Мы с вами тоже славяне, и сегодня мы познакомимся с жизнью восточных славян, к которым в наше время относятся русские, украинцы и белорусы. |
Работа по карте.
СЛАЙД 3 | Много было в чаще бора и медведей, и волков, Много уток на озёрах, на болотах – куликов. Коршун вился над лугами, и лосиною тропой Зверь с могучими рогами выходил на водопой. Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной, Только предки наших предков появлялись тут весной. Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком, Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!» Помолились люди Богу, стали строиться и жить. (Наталья Кончаловская) |
- Рассмотрите карту на с. 35.
- Что вы можете узнать с её помощью о расселении славян? (1.5 тысячи лет назад на огромном пространстве Восточной Европы от самого юга до Северных земель по берегам рек жили восточные славяне .)
- Найдите эти реки на карте и назовите ( Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря.)
- Жили славяне племенами. Каждое племя состояло из рода. Род – это семья. Значит, племя состояло из нескольких семей. Несколько племен составляли племенные объединения. Сегодня на уроке мы говорим о племенном объединении восточных славян.
-Изучите карту и скажите, какие племенные объединения были у славян?
Поселение.
СЛАЙД 4 | Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле. Внутри поселения находились избушки, помещения для скота, выгул для скота, место для поклонения богам. Заглянем в избушку. |
Для этого мы сейчас с вами поднимемся в наш школьный музей.
Дома древних славян были углублены в землю. Строились они из тонких слоев деревьев – жердей, очищенных от веток и коры, крыша тоже из жердей и покрыта соломой. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки на ночь закрывали досками или соломой, стекол не было. В углу находилась печь, сложенная из камня, которая обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась "по-черному", это значит, что трубы не было, а дым выходил через окна, двери, отверстия под крышей. В доме находился стол и лавки. Посудой служили глиняные горшки да сковороды. Одежду носили из льна и шерсти.
Занятия древних славян.
СЛАЙД 5 | – Что вы видите на картинке? – Как вы думаете, какие занятия могли быть у славян в лесу? |
Охота – в лесах много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом.
Рыболовство – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном и сетями.
Гончарное дело – изготавливали глиняную посуду.
Земледелие было самым главным занятием. Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок леса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли.
– Как вы думаете, почему?
Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной. Хлеб называли "жито" – от слова жить, так как являлся главным продуктом питания. До наших времен сохранились пословицы:
Хлеб – всему голова.
Хлебную кроху уронить да не поднять, в жизни удачи не видать.
После нескольких урожаев земля истощалась и приходилось отчищать от леса новые участки . все это требовало огромных усилий, но благодаря этому упорному труду славяне осваивали большие пространства, превращая непроходимые леса и болота в плодородные нивы.
Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав, в жизни славян играло большую роль. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из нее в голодное время пекли лепешки.
Бортничество – славяне занимались сбором меда, так как в лесах обитало много диких пчел. Использовали мед и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство меда лесных пчел называлось бортничеством (борть – "дупло дерева", где жили дикие пчелы).
Скотоводство. Детенышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.
Так же занимались славяне строительством.
Женщины ткали полотно, пряли и шили одежду, разводили огороды, готовили пищу. То, что нельзя было добыть или сделать самим, например, соль – ведь ее не везде можно было найти. Денег тогда еще не было, поэтому расплачивались пушниной медом, воском, зерном, скотом.
Крепка была связь между поколениями. Трудовые навыки и опыт переходили от отца к сыну, от матери к дочери.
Просмотр видео | -Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. |
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин.)
Цель: - усвоение учащимися нового способа действия, учащиеся получают творческие задания для подготовки к усвоению новой темы.
Самостоятельная работа в группах.
(Учащимся выдается раздаточный материал).
1 группа(более сильная)- отвечает на вопросы. Выбирает из готовых ответов правильные, убирает лишние и вклеивает.
2 группа(более слабая)- работает с картинками. Выбирает и наклеивает только те, которые относятся к теме урока, лишнее убирают.
V. Включение в систему знаний повторение. (3 мин.)
Цель: - повторить и закрепить изученный материал и подготовить к изучению следующих разделов курса.
Каждая группа защищает свой мини-проект. Группы оценивают правильность работы.
Домашнее задание: 1 группа – стр. 39 вопрос 1
1 группа – стр.39 вопрос 2
Для всех Р.Т. стр. 13-14
VI. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин)
Цель: - осознание метода преодоления затруднений и самооценка.
-Что понравилось на уроке? Как оцените свою работу на уроке? (Самооценка работы на уроке (ставят в бланках себе отметку)).