СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Жизнь древних славян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока+презентация. Материал для мини-проекта.Оценочный лист.

Просмотр содержимого документа
«Автор»

Автор: Рябова Наталья Александровна

Предмет: окружающий мир

Тема урока: Жизнь древних славян

Цели урока:

Образовательная: формировать представление о жизни древних славян.

Воспитательная: воспитывать интерес к истории своего народа, развивать интерес к предмету.

Развивающая: развивать внимание, память, устную речь, логическое мышление, умение работать с картой, обогащать словарный запас.

Методы: рассказ, демонстрация, наблюдение, экскурсия

Оборудование: учебник "Окружающий мир" А.А. Плешаков, электронная презентация, проверочный тест, сюжетные картинки.

Ход урока

1.Организационный момент (2 мин)

Цель: - проверить готовность класса к уроку. Организация детей на восприятие.

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,

И хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный -

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5 мин.)

Цель: - подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.

1. Работа в группах ( проверочный тест)

2. - Мы продолжаем путешествие по дороге истории. Откройте учебник на стр. 33. Прочитайте название раздела. Итак, путь наш лежит по страницам истории Отечества. Отправляемся в далекие времена, когда жили наши предки, узнаем, в каких условиях они жили и чем занимались.

СЛАЙД 1

Чтобы узнать к какому народу отправляемся, прочитайте, что здесь написано. Перед вами глаголица.



Какое слово мы видим? (славяне)

Итак, сегодня мы узнаем о жизни древних славян.

III. Изложение нового материала. (20 мин.)

Цель: - формирование представления о жизни древних славян.





СЛАЙД 2

Славяне – это обширная группа племен и народов, принадлежащих к одной языковой семье, т.е. их язык был очень похожим. По особенностям языка славян разделили на группы: западные, восточные, южные. Мы с вами тоже славяне, и сегодня мы познакомимся с жизнью восточных славян, к которым в наше время относятся русские, украинцы и белорусы.




Работа по карте.







СЛАЙД 3


Много было в чаще бора и медведей, и волков,

Много уток на озёрах, на болотах – куликов.

Коршун вился над лугами, и лосиною тропой

Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,

Только предки наших предков появлялись тут весной.

Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,

Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!»

Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

(Наталья Кончаловская)



- Рассмотрите карту на с. 35.

- Что вы можете узнать с её помощью о расселении славян? (1.5 тысячи лет назад на огромном пространстве Восточной Европы от самого юга до Северных земель по берегам рек жили восточные славяне .)

- Найдите эти реки на карте и назовите ( Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря.)

- Жили славяне племенами. Каждое племя состояло из рода. Род – это семья. Значит, племя состояло из нескольких семей. Несколько племен составляли племенные объединения. Сегодня на уроке мы говорим о племенном объединении восточных славян.

-Изучите карту и скажите, какие племенные объединения были у славян?

Поселение.



СЛАЙД 4


Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле. Внутри поселения находились избушки, помещения для скота, выгул для скота, место для поклонения богам. Заглянем в избушку.



Для этого мы сейчас с вами поднимемся в наш школьный музей.

Дома древних славян были углублены в землю. Строились они из тонких слоев деревьев – жердей, очищенных от веток и коры, крыша тоже из жердей и покрыта соломой. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки на ночь закрывали досками или соломой, стекол не было. В углу находилась печь, сложенная из камня, которая обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась "по-черному", это значит, что трубы не было, а дым выходил через окна, двери, отверстия под крышей. В доме находился стол и лавки. Посудой служили глиняные горшки да сковороды. Одежду носили из льна и шерсти.

Занятия древних славян.

СЛАЙД 5


Что вы видите на картинке?

Как вы думаете, какие занятия могли быть у славян в лесу?

Охотав лесах много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом.

Рыболовствов озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном и сетями.

Гончарное делоизготавливали глиняную посуду.

Земледелие было самым главным занятием. Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок леса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли.

Как вы думаете, почему?

Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной. Хлеб называли "жито" – от слова жить, так как являлся главным продуктом питания. До наших времен сохранились пословицы:

Хлеб – всему голова.

Хлебную кроху уронить да не поднять, в жизни удачи не видать.

После нескольких урожаев земля истощалась и приходилось отчищать от леса новые участки . все это требовало огромных усилий, но благодаря этому упорному труду славяне осваивали большие пространства, превращая непроходимые леса и болота в плодородные нивы.

Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав, в жизни славян играло большую роль. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из нее в голодное время пекли лепешки.

Бортничество – славяне занимались сбором меда, так как в лесах обитало много диких пчел. Использовали мед и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство меда лесных пчел называлось бортничеством (борть – "дупло дерева", где жили дикие пчелы).

Скотоводство. Детенышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.

Так же занимались славяне строительством.

Женщины ткали полотно, пряли и шили одежду, разводили огороды, готовили пищу. То, что нельзя было добыть или сделать самим, например, соль – ведь ее не везде можно было найти. Денег тогда еще не было, поэтому расплачивались пушниной медом, воском, зерном, скотом.

Крепка была связь между поколениями. Трудовые навыки и опыт переходили от отца к сыну, от матери к дочери.

Просмотр видео

-Так же, как и другие народы, славяне верили в богов.




IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин.)

Цель: - усвоение учащимися нового способа действия, учащиеся получают творческие задания для подготовки к усвоению новой темы.

Самостоятельная работа в группах.

(Учащимся выдается раздаточный материал).

1 группа(более сильная)- отвечает на вопросы. Выбирает из готовых ответов правильные, убирает лишние и вклеивает.

2 группа(более слабая)- работает с картинками. Выбирает и наклеивает только те, которые относятся к теме урока, лишнее убирают.

V. Включение в систему знаний повторение. (3 мин.)

Цель: - повторить и закрепить изученный материал и подготовить к изучению следующих разделов курса.

Каждая группа защищает свой мини-проект. Группы оценивают правильность работы.

Домашнее задание: 1 группа – стр. 39 вопрос 1

1 группа – стр.39 вопрос 2

Для всех Р.Т. стр. 13-14

VI. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин)

Цель: - осознание метода преодоления затруднений и самооценка.

-Что понравилось на уроке? Как оцените свою работу на уроке? (Самооценка работы на уроке (ставят в бланках себе отметку)).







Просмотр содержимого документа
«Лист самооценки»

Лист самооценки

№ п/п

Фамилия, имя

Самооценка

Тестирование

Оценка учителя

Итог

1

Дьячков Данил





2

Кунгурова Ксения





3

Нестеров Сергей





4

Стариков Даниил





5

Филимонова Лиза





6

Чернов Денис







Лист самооценки


№ п/п

Фамилия, имя

Самооценка

Тестирование

Оценка учителя

Итог

1

Гамов Слава





2

Жуков Олег





3

Зонтова Полина





4

Исхакова Вика





5

Томилова Вика





6

Яковлев Сергей






Просмотр содержимого документа
«В какой части Европы было поселение славян»

  • В какой части Европы было поселение славян? Как Древние славяне выбирали место для жилья? Как они жили?

  • Чем занимались славяне?

мужчины: женщины:

  • В кого верили славяне и почему их верования были тесно связаны с природой?





Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря.

Место выбирали безопасное, вблизи рек, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме.

Жили они племенами. Сообща занимались земледелием: чтобы расчищать землю под пашню, приходилось вырубать лес.

  • Охотились на кабанов, косуль, медведей.

  • Ловили рыбу.

  • Собирали мед диких пчел.

  • Расчищали землю от деревьев для посева.

  • Лепили глиняную посуду.

  • Ткали полотно.

  • Шили одежду.

  • Готовили пищу.

  • Разводили огороды.

  • Готовили лекарственные снадобья из трав.

Так же занимались славяне собирательством, строительством, скотоводством.

Славяне верили в богов. Они считали их похожими на людей. Считали, что лес, деревья, реки, солнце и ветер – все живое, одушевленное; не имели представления о науке. Главным из богов был Перун. Славяне считали, что их родную природу населяют духи и фантастические существа. Одни, по мнению славян, были добрыми духами, а другие – злыми.

Их жизнь, занятия и верования были тесно связаны с природой.

Считали священными многих животных. Они почитали кошку, собаку, жука-скарабея, крокодила, быка, скорпиона, кобру, коршуна, сокола, льва.

Охотились на мамонтов, на оленей, на бизонов, на диких лошадей, на шерстистых носорогов, на пещерных медведей.

Ходил на двух ногах, жил в пещере, изготовлял орудия труда, ходил на охоту, одевался в шкуры животных, не боялся огня, развивался, придумывал что-то новое, имел подвижные ловкие конечности, общался с помощью речи, мог предвидеть, предсказывать результаты своих действий.









Просмотр содержимого документа
«Проверочный тест»

Проверочный тест (2 группа)

  1. Какая эпоха в истории человечества была самой долгой?

А) история Новейшего времени;

Б) история древнего мира;

В) первобытная история.

  1. В глубине пещер человек изображал:

А) животных;

Б) людей;

В) растительность.

  1. На берегах какой реки возникло Египетское государство?

А) Нил;

Б) Дон;

В) Нева.

  1. В Средневековье, воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом называли:

А) рыцарь;

Б) ковбой;

В) оруженосец.

  1. Это техническое изобретение ХХ века:

А) паровоз;

Б) автомобиль;

В) компьютер.

6. Здание для молитв у христиан называется:

А) мусульманские мечети;

Б) церкви, соборы;

В) буддистские храмы.





















Проверочный тест (1 группа)



  1. Следы существования первобытных людей археологи находят:

А) в Восточной Африке;

Б) в Северной Америке;

В) в Центральной Европе.

  1. Чем занимались мужчины в первобытном обществе?

А) выкапывали съедобные корешки;

Б) ходили на охоту, рыбалку;

В) поддерживали огонь.

  1. Существо с телом льва и головой человека, «охранявшее» гробницы египетских фараонов:

А) Сфинкс;

Б) Апис;

В) Хеопс.

  1. Книгопечатанье появилось:

А) в Средневековье;

Б) в Новое время;

В) в Древнем Египте.

  1. Кто был первым космонавтом?

А) Алексей Леонов;

Б) Юрий Гагарин;

В) Валентина Терешкова.

  1. В ХХ веке было изобретено самое разрушительное оружие в истории:

А) атомное;

Б) химическое;

В) бактериологическое.

Просмотр содержимого документа
«картинки для 2 гр.»







Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Праобраз письменности восточных народов

Праобраз письменности

восточных народов

Жизнь древних славян

Жизнь древних славян

Много было в чаще бора и медведей, и волков, Много уток на озёрах, на болотах – куликов. Коршун вился над лугами, и лосиною тропой Зверь с могучими рогами выходил на водопой. Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной, Только предки наших предков появлялись тут весной. Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком, Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!» Помолились люди Богу, стали строиться и жить. Наталья Кончаловская

Много было в чаще бора и медведей, и волков,

Много уток на озёрах, на болотах – куликов.

Коршун вился над лугами, и лосиною тропой

Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,

Только предки наших предков появлялись тут весной.

Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,

Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!»

Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

Наталья Кончаловская

Расселение древних славян

Расселение древних славян

Занятия славян

Занятия славян

О, Русь, тебе хвала. В веках ты видела немало. Когда б ты говорить могла, Ты многое бы рассказала…

О, Русь, тебе хвала.

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала…

Просмотр содержимого презентации
«окруж. мир»

Праобраз письменности восточных народов

Праобраз письменности

восточных народов

Жизнь древних славян

Жизнь древних славян

Много было в чаще бора и медведей, и волков, Много уток на озёрах, на болотах – куликов. Коршун вился над лугами, и лосиною тропой Зверь с могучими рогами выходил на водопой. Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной, Только предки наших предков появлялись тут весной. Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком, Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!» Помолились люди Богу, стали строиться и жить. Наталья Кончаловская

Много было в чаще бора и медведей, и волков,

Много уток на озёрах, на болотах – куликов.

Коршун вился над лугами, и лосиною тропой

Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,

Только предки наших предков появлялись тут весной.

Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,

Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!»

Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

Наталья Кончаловская

Расселение древних славян

Расселение древних славян

Занятия славян

Занятия славян

О, Русь, тебе хвала. В веках ты видела немало. Когда б ты говорить могла, Ты многое бы рассказала…

О, Русь, тебе хвала.

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!