«Других не зли и сам не злись. Мы гости в этом бренном мире.
И если что не так — смирись, будь поумнее — улыбнись,
Холодной думай головой, ведь в мире все закономерно:
Зло, излученное тобой, к тебе вернется непременно…»
План – конспект урока №11 по теме:
Золотое правило жизни христиан.
Цель урока – формирование у школьников мотива к нравственному поступанию, к осознанному выбору жить по совести, понимания самой жизни как бесценного дара через знакомство с золотым правилом жизни христиан.
Задачи урока:
1) развивать этические чувства, доброжелательность, отзывчивость, честность, преданность и верность, уважительное и заботливое отношение к родителям и близким людям;
2) развивать навыки смыслового чтения текста различных жанров, умение строить речевое высказывание, слушать собеседника, вести диалог;
3) познакомить с нормами религиозной морали православных людей, разъяснить значение золотого правила жизни для нравственного становления человека в личной жизни и в обществе, направить осознанный выбор ребёнка на выполнение золотого правила этики, учить понимать ценность жизни.
Оборудование:
ноутбук, проектор:
диск с притчами
раздаточный материал
учебник по ОПК
тексты с рассказами, сказками, стихами
тест
шарики воздушные и фломастеры
Ход урока.
1. Актуализация и мотивация. Настрой на урок. Выявление восприятия.
- Ребята, начиная наш урок, хотелось бы узнать о вашем настроении. . Чтобы поднять всем настроение, давайте улыбнёмся соседу по парте и всем! От улыбки стало всем светлей, а я желаю, чтобы урок прошёл для вас интересно.
Урок сегодня не простой,
Для нас он будет золотой.
Он многому научит вас.
Так за работу! В добрый час!
2. Повторение, обобщение полученных ранее знаний.
- Ребята, давайте вспомним, как называются главные правила христиан? (Заповеди)
- А какие заповеди есть у христиан? ( Повторение 10 заповедей)
- Вспомните, что ждёт людей, которые нарушают эти заповеди?
3 Постановка проблемы, темы урока.
- А сегодня мы попробуем объединить все эти заповеди в одно правило
. Ребята, а хочется вам ещё узнать, правило, которое сделало бы жизнь людей друг с другом радостной? (Да)
Мы сегодня с ним на уроке познакомимся, этому правилу уже много тысяч лет.
А чтобы узнать, как это правило называется, давайте посмотрим видеофрагмент из фильма, осмыслим его и может быть кто-то из вас запомнит самые главные слова ,которые произнёс Иисус Христос для людей.
Всё, что вы назвали сейчас – это золотое правило жизни христиан, которому уже много тысяч лет. Именно о нём мы сегодня и поговорим.
Тема нашего урока «Золотое правило жизни христиан»
- Откройте тетради, запишите число, тему урока.
Откройте учебник но стр.30 и прочитайте Главные правила христианской жизни.
- А зачем Христос дал нам такое правило?
( * Чтобы люди жили в мире и согласии, не ссорились, не ругались, не дрались, чтобы не было войн на земле)
4. Изучение и объяснение нового материала.
- Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»? (Объясняется значение каждого словосочетания)
Золотые руки ( руки, которые умеют всё делать)
золотое сердце (доброе сердце)
золотое кольцо (изготовлено из золота) золотое правило (главное, самое важное)
( * Золотое кольцо – здесь слово золотое в прямом значении, остальные - в переносном) .
- Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку?
( * Мы будем говорить на уроке о правилах поведения).
- Темой нашего урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».
Чем раньше мы запомним «Золотое правило жизни христиан», начнём жить по его закону, тем меньше ошибок в жизни сделаем, а для этого задумаемся
(Работа в карточках: Да–Нет)
–Смог ли я сегодня принести кому-то маленькую радость (Да–Нет)
–Не обидел, ли я кого-то своим поведением? (Да–Нет)
–Было ли такое, в вашей жизни , чтобы вы осуждали других людей? (Да–Нет)
Ребята, вы задумались над 3 вопросом, он вызвал у вас затруднение. Почему? (Не знаем точно, о чём речь)
Я вам помогу. Осуждение, когда мы думаем и говорим о человеке плохо из-за его одного нехорошего поступка.
(Уберечься от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках))
Картина В. Поленов «Христос и грешница»
Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.
Почему люди сначала с лёгкостью хотели наказать женщину, потом задумались? (Ответы детей)
В противовес осуждению существует такое понятие– неосуждение.
А теперь вернёмся к последнему 3-ему вопросу карточки. (Да–Нет)
Теперь я надеюсь, что вы будете задумываться, прежде чем осудить кого-то. Ведь в каждом из нас немало своих собственных недостатков. Я думаю, что за время нашего изучения золотого правила нравственности у вас появились размышления о том, как надо строить отношения с людьми.
Работа с толковым словарём.
- Вам встретились незнакомые слова и выражения, давайте поработаем со словарём.
Осуждение – это неодобрительное мнение, порицание
Неосуждение – это проявление милосердия к человеку
Милосердие-
Смирение-мир с Богом,доброта к людям,скромность,уступчивость.
(Запишите слова и значения себе в тетрадь)
Великий пример неосуждения дал нам святой Серафим Саровский.(Слайд , рассказ учителя)
Рефлексия , вывод:
- Послушайте слова из Евангелия, и ответьте, правильные ли мы выводы сегодня делали.
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.
Посмотрите видеоролик «Брошенный камень» и ответьте на вопрос- почему молодой человек почувствовал себя таким счастливым?
4. Физ.минутка.
5. Закрепление изученного материала.
Сценка «В лесу под дождём.»
6 Работа в парах.
Работа с пословицами. Даны начало и конец пословиц. Задание -собрать пословицу, прочитать и объяснить смысл.
Как аукнется, так и откликнется.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
Не плюй в колодец, ещё придётся воды напиться.
Кто добро творит, того Бог благословит.
Кто сирых питает, того Бог не забывает.
На добрый привет - добрый ответ.
7 Игра « Ищу друга»
В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими.
На доске закреплены карточки с качествами характера человека. Выберите себе те качества, которые бы вы хотели видеть в вашем друге.
Проверка. Карточки помещаются на доску: с одной стороны доски – хорошие качества, с другой стороны – плохие качества.
Вывод.
-Какого друга ты хотел бы иметь, а какого не хотел бы? (Дети отвечают)
8. Рефлексия.
«Какой Я?» (Слайд)
В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Плохие и хорошие черты характера иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты. Заполни таблицу. Можно пользоваться словами ( с доски )
Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?
Хочу избавиться | Хочу приобрести |
| |
| |
| |
| |
Проверка . Запись на доске и в тетради.
9Составление кластера.
Давайте с помощью приёма «Кластер» запишем, каким же должен быть человек, выполняющий золотое правило этики. И каким должен быть настоящий друг? (Слайд)
Подводя итоги , ответим на вопросы:
- Назовите золотое правило этики
- Чему учит золотое правило этики?
(- * Быть добрым.
* Творить добро в жизни.
* Учит правильно жить)
- Как бы ты хотел, чтобы к тебе относились другие?
Учитель: - Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло?
Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.
-Ребята , послушайте песню на стихи неизвестного автора Круговая порука добра»
Вывод: Надо с детства в себе воспитывать лучшие качества: взаимопомощь, уважение друг к другу, вежливость, истину, доброту, верность и тогда в вашей жизни воцарятся МИР и ЛЮБОВЬ, а значит вы и ваши близкие будете здоровы и счастливы!
8. Рефлексия.
- А сейчас я предлагаю вам подняться по лесенке состояния вашей души. На какой ступеньке вы сейчас?
| | | | мне очень комфортно |
| | | я уверен в своих силах | |
| | хорошо | | |
| плохо | | | |
крайне скверно | | | | |
11. Домашнее задание.
прочитать рассказ В.А.Сухомлинского «Отломленная ветка»и ответить на вопросы на с. 30,
задание 6 на с. 36 Объясни поговорку «Жизнь дана на добрые дела».
Какие дела по отношению к людям,окружающему тебя миру ты можешь совершить?
Выполнить тест за пройденную тему.
- Спасибо вам за урок. Вы были хорошими рассказчиками и слушателями, активно работали (отметки).
------Ребята,я хочу вам подарить вот эти воздушные сердечки.наполненные добротой,состраданием,милосердием,скромностью,честностью.Передаю их в ваши сердца. И мне очень приятно ,что вы улыбнулись ,порадовались .А вы можете этим сердечком порадовать кого-то другого.